Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек и животные - субъекты живой природы
Человек является непосредственно природным существом. На каком основании он объявил себя олицетворением беспредельной природы? Откуда такое философское высокомерие? Современные социобиологи рассуждают: никакого барьера между зверем и человеком нет. Оказывается, все живые существа живут по одним и тем же принципам. Даже многие из тех традиций, которые мы чтим как достояние человеческой цивилизации, зачастую имеют непосредственные аналогии в социальном поведении животных. Именно в социальном, ведь волки сбиваются в стаи, пчелы живут роем, олени бытуют в стаде. И все это без натяжки можно назвать, по мнению социобиологов, провозвестием социальной жизни. Даже альтруизм рассматривается не как специфическое человеческое, а расхожее, природное свойство всего живого. Задолго до появления социобиологии, еще Ч. Дарвин утверждал что, относительно умственных способностей между человеком и высшими млекопитающими не существует основного различия. Он говорил о том, что животные реагируют подобно нам на одни и те же возбуждения. Страх действует на них совершенно так же, как и на нас: их мышцы дрожат, их сердце бьется, круговые мышцы расслабляются, волосы становятся дыбом. Подозрительность, порождение страха, чрезвычайно развита у различных особей одного вида, как легко убедиться на домашней собаке. Некоторые собаки и лошади своенравны и легко сердятся; другие же чрезвычайно кротки и эти свойства положительно передаются по наследству Человек обладает органами чувств, одинаковыми с животными, то и основные побуждения у них одинаковы. Так же как и животные, человек стремиться удовлетворить голод, получить удовольствие или избежать боли. У человека и животных существует несколько общих инстинктов, например чувство самосохранения, половая любовь, любовь матери к новорожденному детенышу, способность последнего сосать и т. д. Животные, подобно человеку, способны ощущать удовольствие и страдание, счастье и несчастье. Счастливое настроение духа отчетливо выражается у молодых животных, например у щенков, котят, которые играют между собой. Большинство наших более сложных чувств также свойственно высшим животным. Приходилось видеть, до какой степени собака ревнует своего хозяина, когда он ласкает кого- нибудь другого. Это показывает, что животные не только любят, но и желают быть любимыми. Животным доступно чувство соревнования, они любят одобрения и похвалы; собака, которая несет сумку своего хозяина или поводок, идет возле него с самодовольством или гордостью. Собакам знакомо чувство стыда, иногда они обнаруживают некоторую застенчивость. Большая собака не обращает внимания на лай маленькой собачонки - свойство, которое может быть названо великодушием. Не подлежат сомнению умственные способности животных, которые лежат в основе интеллектуального развития. Животные любят развлечение и страдают от скуки, они способны удивляться и обнаруживать любопытство. Последнее свойство бывает иногда гибельным, особенно для диких животных. Животные способны к подражательству, не 24 так сильно, как люди, но способны. Родители многих животных, полагаясь на способность своих детенышей к подражанию и еще более на их инстинктивные и унаследованные побуждения, воспитывают их. Например, кошка приносит котятам живую мышь. В отношении внимания животные могут быть куда сосредоточенней человека, как например, кошка, часами сторожащая у норки мышь. Кстати, обезьяны, находящиеся ближе всех к человеку и самые невнимательные из животных, они быстро теряют интерес к изучаемому предмету. Насколько у животных превосходная память, может рассказать любой, кто содержал их дома. Так как собаки, кошки, лошади и, вероятно, все высшие животные, даже птицы, по наблюдениям известных авторитетов, видят очень живые сны и выражают это движениями и голосом, то можно принять, что они обладают некоторой степенью воображения. Должно быть, существует какая-нибудь особая причина, почему собаки лают по ночам, особенно в полнолуние, на тот меланхолический лад, который зовется воем. По мнению некоторых авторов, они в этих случаях смотрят не на луну, а на определенную точку вблизи горизонта. Вероятно, смутные очертания окружающих предметов расстраивают их воображение и наполняют его фантастическими образами. Если это правда, то чувства собак можно было бы назвать суеверным. В настоящее время многим стало понятно, что и животные обладают некоторой степенью рассуждающей способности. Можно постоянно видеть, как они останавливаются, обдумывают и принимают решения. Интересно, что чем лучше какой-нибудь наблюдатель изучил нравы данного животного, тем большее число поступков он приписывает разуму и тем меньшее - незаученным инстинктам. По обстоятельствам, которые сопровождают то или иное действие животного, можно судить о том, что следует приписать его инстинкту, разуму или простой ассоциации. Т. е. ассоциации с болевым или просто неприятным ощущением, сопровождающим какоелибо действие, достаточно, чтобы животное более не повторяло такого действия. В этом отношении люди гораздо упрямее, если не сказать тупее, о чем свидетельствует существование криминальных преступлений. Самосознание, индивидуальность, способность, общие понятия - каким запасом знаний не обладал бы человек, ему трудно определить, в какой мере присущи животным следы названных высших умственных способностей. Трудность заключается в том, что мы не в состоянии судить, что происходит в уме у животного; дальнейшие затруднения проистекают из того, что ученые в значительной степени расходятся в определении вышеназванных способностей. Насколько можно судить по различным работам, с наибольшей настойчивостью отрицается в животных способность отвлечения и образования общих представлений. Но когда собака замечает издали другую собаку, часто кажется, что она видит, так сказать, отвлеченную собаку, ибо поведение ее внезапно изменяется, лишь только она подходит ближе и узнает в ней друга. Один писатель заметил недавно, что утверждение, будто во всех подобных случаях умственный процесс существенно различается у человека и животного, есть не более как голое предположение. Если человек составляет себе представление из данных, воспринимаемых чувствами, то это же делают и животные. Можно допустить, что ни одно животное не обладает самосознанием, понимая под этим, что оно не размышляет о том, откуда оно, что с ним будет или, что такое смерть и т. п. Но Ч. Дарвин замечает, что изнуренная работой жена грубого австралийского дикаря, которая не знает никаких абстрактных выражений и не может считать дальше четырех, едва ли напрягает свое самосознание или размышляет о смысле своего существования. Обыкновенно допускают, что высшие животные обладают памятью, вниманием, ассоциацией идей и даже известной долей воображения и рассудка. Если эти способности, которыми различные животные обладают в различной степени, способны к совершенствованию, то почему бы не допустить у них более сложных способностей, как, например, более высокой степени отвлечения, самосознания и тому подобных, возникших путем развития и усложнения простых способностей. Против высказанных здесь взглядов возражали, что невозможно определить, где и у каких именно животных в восходящем ряду существ возникает способность к отвлечению и т. п.; но кто бы мог сказать, в каком возрасте появляются эти способности у детей. А между тем известно, что эти способности развиваются в детях постепенно и незаметно. Классики марксизма утверждали: " Человеческая сущность природы существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает, как основа его собственного человеческого бытия. Только в обществе его природное бытие является для него его человеческим бытием, и природа становится для него человеком. Таким образом, общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы" Благодаря подобному подходу, в течение многих десятилетий, во всяком случае, в нашей отечественной литературе, предполагалось, что только после обнаружения социального, исторического измерения человеческого бытия открылись реальные возможности для распознания тайны человека. Животное в человеке мыслилось как нечто несущественное, преодоленное социальностью. Но естественное поведение человека в обществе - это его неестественное поведение, социальное. И невозможно полностью игнорировать тот факт, что мы всей плотью и кровью принадлежим природе. А вообще еще раньше Р. Киплинг выразил это единство устами своего героя Маугли: Мы с тобой одной крови.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.005 с.) |