Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста с нарушениями слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста с нарушениями слуха



Для развития и слышащего, и неслышащего ребенка первый-второй годы жизни имеют большое значение, так как в этот период складываются важные формы общения, стимулирующие познание предметного мира, понимание речи, формирование ее ритмико-интонационной и звуковой стороны. Формирование этих компонентов у детей с нарушениями слуха происходит с большим трудом и в более длительные сроки.

Без ранней коррекции глухие и слабослышащие дети до двух-трех лет оказываются неговорящими. Их общее развитие значительно страдает в результате отсутствия общения с окружающими, нарушения возможностей воспринимать звуки окружающего мира. Нарушение слуха ведёт не только к задержке речевого развития, но и к целому ряду вторичных и последующих нарушений в психическом развитии. Отмечаются сенсорные, двигательные, эмоциональные, интеллектуальные отклонения. Оказываются несформированными другие фундаментальные психические новообразования. В подчиненном положении языковой способности находятся сенсорно-перцептивная, двигательная, подражательная, ритмическая, символическая, коммуникативная и познавательная способности. Именно весь этот комплекс в сопровождении необходимых знаний, умений и навыков и приходится целенаправленно формировать в типичных для данного возраста видах детской деятельности. Поэтому целесообразно начитать работу уже в раннем возрасте.

Несмотря на то, что по сути вся деятельность ребенка организуется взрослым и связана с педагогическим воздействием на него, необходимо систематическое проведение с детьми занятий, в содержание которых включается работа со сказкой, а также специальные игры и упражнения по развитию речи, слухового восприятия. Длительность занятий и их количество зависят от возраста ребенка, его психофизического состояния. Специалисты рекомендуют с детьми до двух лет проводить 2—3 занятия по 10 мин; от двух до трех лет — 15—20 мин.

Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста обязательно должны включать упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию восприятия (зрительного, тактильно-двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами и явлениями, рисование, лепку, конструирование. Естественно, некоторые из указанных направлений, например рисование, лепка и конструирование, появятся лишь на третьем году жизни. Все это позволяет реализовать метод сказкотерапии.

Сказкотерапия с одной стороны, стимулирует познавательное развитие, способствует развитию детских видов деятельности, что само по себе имеет важное значение для развития общения и формирования предпосылок речевого развития. С другой стороны, в процессе проведения этой работы используется большой объем речевого материала, которым малыш постепенно овладевает.

Элементы сказкотерапии также целесообразно включать в занятия по развитию речи и слухового восприятия, так как она направлена на преодоление основных трудностей в развитии ребенка, которые связаны с отсутствием речи и нарушением слухового восприятия.

Важной задачей работы над устной речью ребенка старше полутора-двух лет является формирование потребности в устном общении. Поэтому в процессе занятий взрослый называет игрушки, предметы, действия, побуждает по подражанию называть их так, как малыш может на данном этапе своего развития. В процессе коррекционного обучения используются сказки, в которых есть яркие красочные иллюстрации, сопровождаемые крупным шрифтом, и доступным текстом. С опорой на картинки дети упражняются в различении голосов животных, звучаний музыкальных инструментов, ритмической структуры знакомых слов, пространственного расположения предметов, их количества. Самое главное — попытки повторять за взрослым и произносить самостоятельно звуки, слова, слоги.

Детям сначала рассказывается сказка в доступной им форме с использованием наглядности: настольный театр, плоскостные фигуры персонажей на фланелеграфе, пальчиковый театр, перчаточные куклы, маски, так как словарь у детей с нарушениями слуха очень ограничен.

Подражание речи тесно связано с подражанием движениям, предметным действиям. Поэтому обучению подражанию движениям тела, действиям следует уделять самое серьезное внимание. По мере овладения таким подражанием взрослому ребенок выполняет движения в сочетании их с произнесением звуков, слогов, лепетных слов. На занятиях количество слов и фраз расширяется в процессе обыгрывания предметов и игрушек, рассматривания доступных ребенку картинок, рассказывания и инсценирования маленьких сказок с использованием различных игрушек.

Заключительным этапом работы со сказкой является участие детей в театрализованных играх, драматизации сказок. Среди методов и приёмов сказкотерапии наиболее целесообразными и легко выполняемыми являются сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, например, «Колобок», «Репка», «Заячьи слёзы», «Теремок» и др.

На втором году жизни ребенка, при условии проведения систематической коррекционной и развивающей работы, в обучении детей с нарушениями слуха начинает использоваться кроме устной и письменная форма речи. Она необходима для более точного подкрепления устной речи, раннего обучения чтению, что поможет ребенку с нарушенным слухом пополнить свой речевой запас большим количеством слов и фраз. Прежде чем начинать работу по обучению чтению, родителям целесообразно получить подробную консультацию сурдопедагога, который выяснит готовность ребенка к глобальному чтению; расскажет о требованиях к оформлению табличек, использованию их в быту и в играх; раскроет методику проведения специальных упражнений по обучению глобальному чтению. Раннее обучение чтению связано с формированием у ребенка умения различать слова и фразы, написанные печатными буквами на табличках, и соотносить их с соответствующими предметами, игрушками, действиями или их изображениями.

Как показывает длительное исследование, благодаря использованию специальных педагогических средств и приемов глухие дети могут достичь полноценного восприятия целого ряда художественных произведений.

Если слышащий ребенок самого раннего возраста легко и быстро становится слушателем, то наша задача как можно раньше сделать глухого малыша читателем.

На решение этой задачи направлено раннее обучение чтению и специально организованное рассказывание.

Программа формирования речи детей с нарушениями слуха предусматривает обучение чтению с трехлетнего возраста. Именно самостоятельное чтение, понимание контекстной речи в значительной мере призваны восполнить глухому малышу то, чего лишает его нарушение слуха.

Таким образом, сказкотерапия может быть востребована заинтересованными психологами и педагогами, представляющими команду специалистов, работающих с детьми раннего возраста с нарушениями слуха, поскольку является эффективной психокоррекционной технологией.

 

Заключение

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике.  

Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому питает ум, учит мыслить, развивает.

Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

Через сказку ребенок получает знания о мире, взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Через сказку у ребенка формируется символический "банк жизненных ситуаций".

 

Список используемой литературы

1. Агафонова Е.А., Жиркова О.Н. Сказкотерапия как инновационная технология, применяемая в работе с детьми с ОВЗ;

2. Бережная, Н. Ф. Использование сказкотерапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. – 2007. – Янв., Февр.

3. Гордеева Л.В. Сказкотерапия как метод работы с детьми с ограниченными возможностями;

4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.;

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с.;

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310 с.;

7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2002 г. – 510 с.;

8. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. — СПб.: Речь, 2004.— 224 с.

9. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.008 с.)