Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста
Причины многих проблем, таких как агрессивность, страхи, тики, неуверенность, низкая самооценка, трудности в общении, комплексы неполноценности, как правило, лежат в раннем детстве. Они закладываются на иррациональном уровне, ведь маленький ребенок - существо эмоциональное. Именно это обуславливает актуальность использования метода сказкотерапии уже начиная с раннего возраста. Каждому возрастному периоду соответствует своя система воспитания. Максимальный эффект достигается, если в занятия включаются предметные и телесные игры, чтение сказок, изготовление кукол и разыгрывание сказочных сюжетов, рисование и т.п. Одна из особенностей метода сказкотерапии состоит в создании сказочной среды, обстановки, в которой безопасно для ребенка могут проявляться и обнаруживаться особенности его личности, создаваться предпосылки для развития речи, моторики, преодолеваться трудности в поведении. Восприятие окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. В этом возрасте посредством сказки ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, расширяет свой активный словарь. Можно сказать, что сказка для ребенка раннего возраста является особым способом освоения мира. Способом, который позволяет ребенку в специфической форме присвоить, понять и, по-своему, систематизировать поток знаний. Даже родители, читая своему малышу сказки, они, в сущности, используют сказкотерапию. Рассказывая ребенку сказку на ночь спокойным и размеренным тоном, родители вырабатывают у него привычку к быстрому засыпанию. Сказка является самым любимым литературным жанром детей, а восприятие сказки - еще одним видом деятельности детей раннего возраста. Возникает вопрос, при чем тут деятельность, если ребенок сидит и слушает. Дело в восприятии маленького ребенка, которое отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Отечественными психологами было выделено специфическое действие для этой деятельности - содействие, когда ребенок становится на позицию главного героя сказки, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Сопереживание, мысленное содействие сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре.
Кроме того, в раннем возрасте идет интенсивное развитие речи ребенка. Именно сказки являются прекрасным материалом для развития речи малышей. Развивается интерес к персонажам и событиям, ребенок вовлекается в активную речевую работу. У малышей проявляется эмоциональная отзывчивость, концентрируется внимание, повышается любознательность, развивается воображение. В раннем возрасте общение среди других видов активной деятельности создает наиболее благоприятные условия для формирования у ребенка образа самого себя. В связи с этим, М.И.Брежневой были рассмотрены особенности применения сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста с целью создания условий для накопления и формирования опыта самопознания детьми до трех лет. На таких занятиях решаются следующие задачи: 1) создание условий для формирования телесного образа себя, 2) формирование представлений о своих личностных качествах и личностных качествах других людей, 3) познание ребенком своего внутреннего мира чувств и состояний, 4) помощь в осознании своих способностей, 5) помощь детям в определении своего социального «Я». Особенностью сказскотерапии с детьми 3-ех летнего возраста является то, что психолог делает акцент ребенка на приобретении необходимых знаний, которые связаны с его проблемой. Так же необходим контакт с ребенком и выполнение условий, таких как: передача настоящих эмоций и чувств и располагать перед собой ребенка так, что бы он видел лицо взрослого и следил за его жестами, мог обмениваться взглядами. Длительных пауз необходимо избегать. Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить историю на выбор, главное прочитать ее вслух. Проблема, которая будет озвучена в сказке должна соответствовать требованиям, таким как: - в ней не должен быть заложен готовый верный ответ; - проблема должна быть актуальной для малыша; - вопросы должны быть сформулированы и построены так, чтобы ребенок смог самостоятельно прослеживать причинно-следственные связи. И главное, чтобы сказки были в соответствии с возрастом ребенка. Ребенок трех лет, способен удержать в памяти простые действия героев, проявляя интерес. Большое значение имеет сюжетность и простота сказок, например такие как: "Колобок", "Теремок", "Репка".
Сказкотерапия для детей раннего возраста также предусматривает самостоятельное составление сказок или рассказов родителями (педагогами), наделяя сказочных персонажей качествами свойственными ребенку (умный, капризный, ленивый, смелый). Ассоциируя себя с героями сказки, дети учатся анализировать их поведение, вырабатывают хорошие привычки. Читать нужно эмоционально. Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много. В ходе последующих занятий дети рисуют сказку, лепят героев,совместно с детьми постарше делают постановку сказки в виде пальчикового и настольного театров. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования и лепки. Сказкотерапия, как метод психокоррекционной работы с детьми раннего возраста, оказывает позитивное влияние на общее эмоциональное состояние личности, психологическое здоровье детей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.004 с.) |