Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста



Причины многих проблем, таких как агрессивность, страхи, тики, неуверенность, низкая самооценка, трудности в общении, комплексы неполноценности, как правило, лежат в раннем детстве. Они закладываются на иррациональном уровне, ведь маленький ребенок - существо эмоциональное. Именно это обуславливает актуальность использования метода сказкотерапии уже начиная с раннего возраста.

Каждому возрастному периоду соответствует своя система воспитания. Максимальный эффект достигается, если в занятия включаются предметные и телесные игры, чтение сказок, изготовление кукол и разыгрывание сказочных сюжетов, рисование и т.п.

Одна из особенностей метода сказкотерапии состоит в создании сказочной среды, обстановки, в которой безопасно для ребенка могут проявляться и обнаруживаться особенности его личности, создаваться предпосылки для развития речи, моторики, преодолеваться трудности в поведении.

Восприятие окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. В этом возрасте посредством сказки ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, расширяет свой активный словарь. Можно сказать, что сказка для ребенка раннего возраста является особым способом освоения мира. Способом, который позволяет ребенку в специфической форме присвоить, понять и, по-своему, систематизировать поток знаний.

Даже родители, читая своему малышу сказки, они, в сущности, используют сказкотерапию. Рассказывая ребенку сказку на ночь спокойным и размеренным тоном, родители вырабатывают у него привычку к быстрому засыпанию.

Сказка является самым любимым литературным жанром детей, а восприятие сказки - еще одним видом деятельности детей раннего возраста. Возникает вопрос, при чем тут деятельность, если ребенок сидит и слушает. Дело в восприятии маленького ребенка, которое отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Отечественными психологами было выделено специфическое действие для этой деятельности - содействие, когда ребенок становится на позицию главного героя сказки, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Сопереживание, мысленное содействие сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре.

Кроме того, в раннем возрасте идет интенсивное развитие речи ребенка. Именно сказки являются прекрасным материалом для развития речи малышей. Развивается интерес к персонажам и событиям, ребенок вовлекается в активную речевую работу. У малышей проявляется эмоциональная отзывчивость, концентрируется внимание, повышается любознательность, развивается воображение.

В раннем возрасте общение среди других видов активной деятельности создает наиболее благоприятные условия для формирования у ребенка образа самого себя. В связи с этим, М.И.Брежневой были рассмотрены особенности применения сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста с целью создания условий для накопления и формирования опыта самопознания детьми до трех лет. На таких занятиях решаются следующие задачи: 1) создание условий для формирования телесного образа себя, 2) формирование представлений о своих личностных качествах и личностных качествах других людей, 3) познание ребенком своего внутреннего мира чувств и состояний, 4) помощь в осознании своих способностей, 5) помощь детям в определении своего социального «Я».

Особенностью сказскотерапии с детьми 3-ех летнего возраста является то, что психолог делает акцент ребенка на приобретении необходимых знаний, которые связаны с его проблемой. Так же необходим контакт с ребенком и выполнение условий, таких как: передача настоящих эмоций и чувств и располагать перед собой ребенка так, что бы он видел лицо взрослого и следил за его жестами, мог обмениваться взглядами. Длительных пауз необходимо избегать. Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить историю на выбор, главное прочитать ее вслух.

Проблема, которая будет озвучена в сказке должна соответствовать требованиям, таким как:

- в ней не должен быть заложен готовый верный ответ;

- проблема должна быть актуальной для малыша;

- вопросы должны быть сформулированы и построены так, чтобы ребенок смог самостоятельно прослеживать причинно-следственные связи.

И главное, чтобы сказки были в соответствии с возрастом ребенка. Ребенок трех лет, способен удержать в памяти простые действия героев, проявляя интерес. Большое значение имеет сюжетность и простота сказок, например такие как: "Колобок", "Теремок", "Репка".

Сказкотерапия для детей раннего возраста также предусматривает самостоятельное составление сказок или рассказов родителями (педагогами), наделяя сказочных персонажей качествами свойственными ребенку (умный, капризный, ленивый, смелый). Ассоциируя себя с героями сказки, дети учатся анализировать их поведение, вырабатывают хорошие привычки. Читать нужно эмоционально.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много. В ходе последующих занятий дети рисуют сказку, лепят героев,совместно с детьми постарше делают постановку сказки в виде пальчикового и настольного театров. 

 «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования и лепки.

Сказкотерапия, как метод психокоррекционной работы с детьми раннего возраста, оказывает позитивное влияние на общее эмоциональное состояние личности, психологическое здоровье детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.004 с.)