Общая характеристика метода сказкотерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика метода сказкотерапии



Введение

Одним из актуальным методов работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха является сказкотерапия. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своей работе известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева и т.д.

Снижение слуха в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребёнка и без специального обучения он не овладевает речью. Нарушение слуха ведёт не только к задержке речевого развития, но и к целому ряду вторичных и последующих нарушений в психическом развитии. Отмечаются сенсорные, двигательные, эмоциональные, интеллектуальные отклонения. Оказываются несформированными другие фундаментальные психические новообразования. В подчиненном положении языковой способности находятся сенсорно-перцептивная, двигательная, подражательная, ритмическая, символическая, коммуникативная и познавательная способности. Именно весь этот комплекс знаний, умений и навыков и приходится целенаправленно формировать в типичных для данного возраста видах детской деятельности.

Детская художественная литература, наглядно и образно раскрывающая для слышащих мир нравственных понятий, в своем первозданном виде недоступна детям с нарушениями слуха. Именно этим объясняется недостаточное внимание сурдопедагогов к ее использованию в целях воспитания.

Как показывают исследования, благодаря использованию специальных педагогических средств и приемов дети с нарушениями слуха могут достичь полноценного восприятия целого ряда художественных произведений. Многочисленные работы специалистов говорят о высокой эффективности проведения сказкотерапевтических занятий с детьми с нарушениями слуха. Вместе с тем, исследовательская работа по использованию данного психокоррекционного метода в работе с детьми раннего возраста с нарушениями слуха остается малоисследованной.

Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Сказкотерапия полезна всем. Использование сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста с нарушениями слуха позволяет включить детей в доброжелательное, эмоционально насыщенное личностное общение со взрослыми и сверстниками, в «специфически детские» виды деятельности, что будет способствовать формированию у них позитивной «Я-концепции», уверенности в себе, своих силах.

Достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы со сказкой дети с нарушениями слуха обогащают свой словарь, происходит интенсивное развитие речи ребенка. В процессе коррекционного обучения используются сказки, в которых есть яркие красочные иллюстрации, сопровождаемые крупным шрифтом, и доступным текстом. С опорой на картинки дети упражняются в различении голосов животных, звучаний музыкальных инструментов, ритмической структуры знакомых слов, пространственного расположения предметов, их количества.  

Объединение и адаптация многих психологических приемов в единый «сказочный» контекст составляет новизну и актуальность использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста с нарушениями слуха.

 

Заключение

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике.  

Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому питает ум, учит мыслить, развивает.

Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

Через сказку ребенок получает знания о мире, взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Через сказку у ребенка формируется символический "банк жизненных ситуаций".

 

Список используемой литературы

1. Агафонова Е.А., Жиркова О.Н. Сказкотерапия как инновационная технология, применяемая в работе с детьми с ОВЗ;

2. Бережная, Н. Ф. Использование сказкотерапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. – 2007. – Янв., Февр.

3. Гордеева Л.В. Сказкотерапия как метод работы с детьми с ограниченными возможностями;

4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.;

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с.;

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310 с.;

7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2002 г. – 510 с.;

8. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. — СПб.: Речь, 2004.— 224 с.

9. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.

 

Введение

Одним из актуальным методов работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха является сказкотерапия. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своей работе известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева и т.д.

Снижение слуха в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребёнка и без специального обучения он не овладевает речью. Нарушение слуха ведёт не только к задержке речевого развития, но и к целому ряду вторичных и последующих нарушений в психическом развитии. Отмечаются сенсорные, двигательные, эмоциональные, интеллектуальные отклонения. Оказываются несформированными другие фундаментальные психические новообразования. В подчиненном положении языковой способности находятся сенсорно-перцептивная, двигательная, подражательная, ритмическая, символическая, коммуникативная и познавательная способности. Именно весь этот комплекс знаний, умений и навыков и приходится целенаправленно формировать в типичных для данного возраста видах детской деятельности.

Детская художественная литература, наглядно и образно раскрывающая для слышащих мир нравственных понятий, в своем первозданном виде недоступна детям с нарушениями слуха. Именно этим объясняется недостаточное внимание сурдопедагогов к ее использованию в целях воспитания.

Как показывают исследования, благодаря использованию специальных педагогических средств и приемов дети с нарушениями слуха могут достичь полноценного восприятия целого ряда художественных произведений. Многочисленные работы специалистов говорят о высокой эффективности проведения сказкотерапевтических занятий с детьми с нарушениями слуха. Вместе с тем, исследовательская работа по использованию данного психокоррекционного метода в работе с детьми раннего возраста с нарушениями слуха остается малоисследованной.

Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Сказкотерапия полезна всем. Использование сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста с нарушениями слуха позволяет включить детей в доброжелательное, эмоционально насыщенное личностное общение со взрослыми и сверстниками, в «специфически детские» виды деятельности, что будет способствовать формированию у них позитивной «Я-концепции», уверенности в себе, своих силах.

Достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы со сказкой дети с нарушениями слуха обогащают свой словарь, происходит интенсивное развитие речи ребенка. В процессе коррекционного обучения используются сказки, в которых есть яркие красочные иллюстрации, сопровождаемые крупным шрифтом, и доступным текстом. С опорой на картинки дети упражняются в различении голосов животных, звучаний музыкальных инструментов, ритмической структуры знакомых слов, пространственного расположения предметов, их количества.  

Объединение и адаптация многих психологических приемов в единый «сказочный» контекст составляет новизну и актуальность использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста с нарушениями слуха.

 

Общая характеристика метода сказкотерапии

 Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Сказкотерапия - это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия - это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями.

Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Психологический механизм: смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это понарошку. Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурировании ценностей, взглядов и позиций.

Сознательная и бессознательная психика — это метафорическое обозначение функций левого и правого полушарий мозга. Левое полушарие мозга или то, что мы называем сознательной психикой, отвечает за язык, логику и т. д. Правое полушарие мозга не имеет присущего ему языка в лингвистическом смысле. Его функции — это использование сигналов, приходящих от органов чувств, например зрительные образы, и оно оказывает значительное влияние на поведение человека. Метафорически мы называем его бессознательной частью психики. Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана с помощью ярких образов, метафор и сказок. С этой задачей отлично справляется сказкотерапия.

И.В. Вачков считает главным средством психологического воздействия  в сказкотерапии метафору, то насколько она будет эффективна, в большой степени зависит от глубины и точности подобранной метафоры. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева считает, что сказкотерапию даже правомерно называть метафоротерапией.

Метафора (от греч. metaphora - перенесение, образ) - употребление слова, выражения, истории в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии. Это параллель между двумя, иногда, казалось бы, совсем не связанными, понятиями. При этом метафоры обеспечивают эмоциональную окраску сообщения, например, выражения "ревет в три ручья", "ревет как белуга" гораздо ярче передают эмоциональное состояние человека, чем простая констатация его плача.

Часто люди, не знакомые со сказкотерапией, считают, что она адресована только детям, причем дошкольного возраста. В действительности это не так, хотя ее и правомерно назвать "детским методом", поскольку сказка обращена к детскому началу человека любого возраста.

Предметом сказкотерапии является процесс воспитания "внутреннего ребенка", развитие души, приобретение знаний о законах жизни, моделях социально-приемлемого поведения.

Сказкотерапия может быть направлена на формирование и развитие эмоциональной, познавательной сфер, личностной, коррекцию страхов, агрессии, тревожности.

Возможности работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены;

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала;

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо – плохо;

4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции;

5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации;

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Сказки разделяют надидактические, психокоррекционные, художественные, диагностические и медитативные, народные.

Дидактическая сказка. Она используется для того, чтобы сообщить детям о каких-либо новых понятиях, например, природа, дом, семья и т.д. Однако в то же время она показывает детям правила поведения в обществе, что позволяет избежать ненужных и надуманных страхов. Задания в таких сказках предоставляют ребенку возможность применить на практике полученные знания.

Дидактическую сказку можно преподнести детям в любой удобной форме, будь то игра, рассказывание или мультфильм. Важно также указать на то, что дидактическая сказка способна оживить рутинное занятие и вызвать у ребенка интерес.

Психокоррекционная сказка - предназначена для мягкого влияния на поведение. Коррекция в данном случае означает замену неэффективного стиля поведения на стиль, который является более продуктивным. Также с помощью психокоррекционных сказок можно объяснить ребенку смысл всего, что происходит. Особенность психокоррекционной сказки состоит в том, что ее можно просто читать или рассказывать ребенку, без каких-либо дополнительных пояснений. У ребенка в этом случае появляетс возможность подумать, побыть наедине с самим собой Художественная сказка, которая знакомит детей с традициями человечества, эстетическими принципами, а также подает пример эффективного поведения.

Диагностическая сказка, помогающая определить характер ребенка и выявить его отношение к миру.

Медитативная сказка, которая посредством создания ярких визуальных образов представляет собой особый вид сказки - общение с бессознательным слушателя. Разновидностью медитативной сказки является сказка перед сном.

Народные сказки. Среди них можно выделить несколько жанров: волшебные, сказки о животных, бытовые. Волшебные сказки имеют одну историческую основу, в них присутствуют многие языческие символы и мотивы. К волшебным сказкам относятся: «Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», «Баба-яга», «Кощей Бессмертный», «Иван-царевич и Царя-девица» и другие. В сказках о животных детей привлекает элемент узнаваемости. Дети могут легко определить, человек с каким характером скрывается за тем или иным животным. Например, заяц всегда ассоциируется с трусливым человеком. Соответственно, основной его чертой является – трусость. Лиса символизирует хитрого человека. Главными героями сказок о животных являются: заяц, лиса, медведь, волк, кот и петух. Примеры сказок о животных: «Кот, петух и лиса», «Волк и коза», «Кот и Лиса», «Петушок – золотой гребешок» и другие. Бытовые сказки отражают реальную жизнь с некоторой долей иронии. В них удивительным образом переплетается сочетание возможного в реальной жизни с необычными решениями, применимыми в тех или иных ситуациях. Примеры: «Каша из топора», «Барин и мужик».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.041 с.)