Физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,



Физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург»

 

 

кафедра юридических дисциплин и правового регулирования  отрасли ФКиС

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине:

 

ТРУДОВОЕ ПРАВО

 

Основной образовательной программы направления подготовки

080200 (62) «Менеджмент»

 

Профиль подготовки:

Менеджмент организации

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр физической культуры

 

Рассмотрен и утвержден

на заседании кафедры

«»              2012 г., протокол №

Зав. кафедрой _______А.А. Смирнов

 

 

Рекомендован решением Методического совета

«»              2012 г., протокол №

Председатель ________ Е.Ф.Орехов

                                                                                                         

                                                                             Автор-разработчик

                                                                         к.ю.н., к.м.н., доцент Бакин А.А.

                                                                              

 

Санкт-Петербург

2012

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный государственный Университет

Физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург»

 

кафедра юридических дисциплин и правового регулирования отрасли ФКиС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТРУДОВОЕ ПРАВО

 

 

Профиль подготовки:

Менеджмент организации

 

                                                                                      

Форма обучения

Очная

 

Санкт-Петербург

2012

1. Цели и задачи дисциплины

Цели курса:

Цель курса «Трудовое право» состоит в формировании систематизированных научных представлений о содержании юридических норм, регулирующих отношения в сфере труда Российской Федерации, в раскрытие важнейших правовых положений и принципов, регулирующих многоуровневые вопросы трудового права.

Студенты должны научиться находить и правильно использовать нормативные акты о труде России, основополагающие постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также международно-правовые акты, в частности конвенции и рекомендации МОТ (Международной организации труда). Комплексный подход в изучении вопросов трудового права включает в себя знание истории становления и современное развитие законодательства о труде России, а также рассмотрение наиболее принципиальных законопроектов.

 

Задачами дисциплины являются:

- сформировать у студентов знания методологические основы и понятийно-категориального аппарата дисциплины;

- раскрыть теоретические аспекты о системе трудового права, содержании и роли в деятельности различных субъектов трудового права.

- сформировать у студентов широкое профессиональное мировоззрение и интерес к трудовым проблемам граждан России, стремление к всестороннему анализу и творческому усвоению изучаемого материала;

- воспитать у будущих специалистов познавательную активность, самостоятельность и ответственность за качество учебного труда и подготовки к профессиональной деятельности, дисциплинированность, потребность приобщения к научно-исследовательской и практической деятельности в своей профессиональной деятельности;

- привить умение и первичные навыки работы с нормативно-правовыми актами в сфере трудового права, необходимыми для принятия оптимального управленческого решения в дальнейшей профессиональной деятельности.

- использовать полученные знания в дальнейшей профессиональной деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Трудовое право является одной из важнейших, объемных и сложных отраслей права Российской Федерации, оно играет основную роль в регулировании трудовых отношений работников и работодателей в сфере физкультуры и спорта.

В процессе своей деятельности с трудовым правом сталкиваются все должностные лица администрации, сотрудники юридических и кадровых служб, менеджеры, спортсмены и т.д., то есть очень широкий круг лиц.

Название данной отрасли права говорит, что она имеет дело с отношениями по поводу труда, его организации и условий. Труд можно характеризовать как деятельность человека, реализующего свои физические и умственные способности для получения определенных материальных или духовных благ. Эта деятельность носит целенаправленный характер.

Дисциплина входит в профиль Б.3.В.11 «Трудовое право». Данная дисциплина изучается в течение одного семестра. Итоговой формой контроля результатов освоения курса является зачет. Для изучения дисциплины бакалавр должен обладать знаниями в области обществознания, полученными в процессе обучения в средней школе.

Дисциплины постреквизиты: менеджмент, экономика.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК 3 - готовность к разработке процедур и методов контроля

ПК 13 - Способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные

ПК 14 - Владеть современными технологиями управления персоналом

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- характеристику контроля как способа организации обратных связей в процессе управления;

- типы и требования предъявляемые к организации контроля;

- этапы разработки процедур и методы организации контроля;

- роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации;

- причины многовариантности практики управления персоналом в современных условиях;

- бизнес-процессы в сфере управления персоналом о роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом.

 

Уметь:

- проводить процедуру контроля как совокупность последовательно реализуемых правил и операций;

- анализировать тенденции рынка труда с точки зрения регулирования потребности организации в человеческих ресурсах;

-оценивать положение на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя;

- проводить аудит человеческих ресурсов организации;

- разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации;

- разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность;

- Использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации;

- разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации.

 

Владеть:

- совокупностью организационных, информационных и других операций, лежащих в основе разработки процедур и методов контроля;

- методами реализации стратегии управления персоналом организации;

- современным инструментарием управления человеческими ресурсами.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

 
5

6

Аудиторные занятия (всего) 50 -

50

В том числе: - -

-

Лекции 14 -

14

Практические занятия (ПЗ) 36 -

36

Семинары (С) - -

-

Самостоятельная работа (всего) 58 -

58

В том числе: - -

-

Подготовка к устному и письменному опросу, докладу   -

15

Конспекты   -

21

Подготовка к рубежному контролю 2 (УМУ)   -

9

Подготовка к зачету   -

13

Вид промежуточной аттестации (зачет) зачет -

зачет

Общая трудоемкость               часы

                                                   зачетные единицы

108 -

108

3 -

3

         

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Раздел I. Общая часть 1.1. Понятие труда, история возникновения, функции, предмет, метод и система трудового права. 1.2. Принципы трудового права. 1.3. Источники трудового права. 1.4. Субъекты трудового права. 1.5. Правоотношения в трудовом праве. 1.6. Социальное партнерство. 1.7. Коллективные договоры и соглашения.
2. Раздел II. Особенная часть   2.1. Трудовой договор. 2.2. Рабочее время. Время отдыха. Порядок предоставления отпусков. 2.3. Оплата и нормирование труда. Гарантии и компенсации. 2.4. Трудовая дисциплина. 2.5. Правовое регулирование охраны труда. 2.6. Материальная ответственность сторон трудового договора. 2.7. Защита трудовых прав работников. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Разрешение трудовых споров.
3. Раздел III. Специальная часть 3.1. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Регулирование труда в сфере физкультуры и спорта.

Лекции

Раздел I. Общая часть

Лекция - 2 часа. Самостоятельная работа – 4 часа.

1. Определение трудовой деятельности.

2. История возникновения трудового права, основные этапы его развития. Становление трудового права в ХIХ-ХХ вв.

3. Предмет и метод трудового права. Основные принципы правового регулирования.

4. Система трудового права и система трудового законодательства.

 

Труд и трудовая деятельность как важнейшие понятия, определяющие возникновение и развитие человеческой цивилизации. Этапы развития трудовых отношений и трудового права.

Вопросы труда в Конституции Российской Федерации. Формы собственности и формы организации труда, их развитие в условиях рыночной экономики.

Понятие трудового права как отрасли. Предмет трудового права: трудовые отношения работников и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Метод трудового права. Соотношение централизованного, локального и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Функции трудового права. Место трудового права в системе права Российской Федерации, его соотношение с другими отраслями, регулирующими отношения, связанные с трудом.

Система трудового права как отрасли права и система трудового законодательства. Предмет и система науки трудового права.

 

Методические рекомендации к лекции (Тема 1)

 

Вышеуказанная тема является фундаментальной для дальнейшего изучения трудового права. Понятие трудового права раскрывается через его рассмотрение в разрезе науки, отрасли и учебной дисциплины.

В ходе изучения темы рассматривается вопрос о функциях трудового права как основополагающего критерия систематизации современной правовой системы. Исследуется вопрос о социально-экономических (производственная и защитная) и правовых (обеспечение достойного труда) функциях трудового права.

С общетеоретических и исторических позиций рассматривается вопрос о предмете и методе трудового права как элементах, обуславливающих выделение отрасли права. Возникновение трудового права определяется сквозь призму выделения норм в законодательстве Российской империи, направленных на ограничение эксплуатации женщин и детей, и постепенного распространения защиты на иные категории трудящихся. Рассматривается вопрос о понятии трудовых отношений как центрального элемента предмета трудового права. Рассматривается вопрос об иных, связанных с трудовыми отношениях, как составной части предмета трудового права. Особое внимание уделяется характеристике коллективных отношений как специфических, присущих лишь отрасли трудового права, отношениях.

Метод трудового права рассматривается сквозь призму сочетания централизованного, локального и договорного регулирования, применения императивного и диспозитивного методов правового регулирования. Обсуждается вопрос о выборе наиболее эффективного метода правового регулирования с точки зрения целей и задач трудового законодательства. Внимание также уделяется исследованию вопроса о понятийном аппарате трудового права как элементе его метода.

Рассматривается вопрос о системе трудового права и системе законодательства о труде. В ходе обсуждения мотивируется кодификация трудового законодательства как построение системы законодательства, наиболее эффективно реализующая цели, задачи и функции трудового права.

Целью изучения указанной темы является выявления необходимости с позиций объективной потребности в особом правовом регулировании группы отношений, связанных с использованием чужого труда, что предопределяет выделение трудового права в качестве самостоятельной правовой отрасли. При изучении этого вопроса необходима организация дискуссии среди обучающихся, в которой предлагаются различные модели правового регулирования (исключительно трудовым договором, трудовым договором и локальными актами, гражданским законодательством, системой, предлагаемой действующим трудовым законодательством), с выбором лучшей (адекватной решаемым целям и задачам) модели (метод Дельфи, метод развивающейся кооперации). При этом учитываются правовые, экономические и этические установки. Отдельные вопросы организации правового регулирования предпочтительно решать посредством мозгового штурма.

 

Вопросы для изучения

1. Первые законодательные ограничения использования труда детей и женщин как первоисточник трудового права России. Эволюция правового регулирования трудовых отношений. Нравственные (этические) начала трудового права.

2. Современное трудовое право как учебной дисциплины, отрасли права и науки. Тенденции развития трудового права.

3. Понятие функций права, их значение. Функции трудового права.

4. Предмет отрасли трудового права и особенности метода правового регулирования трудовых отношений. Понятийный аппарат трудового права.

5. Отграничение предмета трудового права от предмета смежных отраслей права. Проблема соотношения трудового и гражданского права.

6. Система трудового права и система законодательства о труде.

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного суда РФ и вступительной статьей. - 7-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 01. февраля 2012 г. - М.: Эксмо, 2012. - 192 с.

Рекомендуемая литература

1. Смоленский М.Б. Трудовое право Российской Федерации: Учебник / М.Б. Смоленский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Дашков и К»; Академ-центр, 2012. - 384 с.

2. Правоведение: учебно-методическое пособие / Л.А. Кирьянова, В.В. Ермилова. - СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2010. - 153 с.

 

Дополнительная литература

1. Оробец В.М., Яковлев Д.А. Трудовое право: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 272 с.

 

Вопросы для изучения

1. Понятие значение принципов трудового права. Виды принципов трудового права.

2. Нормативное закрепление принципов в трудовом законодательстве. Принципы правового регулирования. 

3. Принцип свободы труда и его содержание в трудовом праве России. Проблема права на труд как принципа правового регулирования.

4. Правовое запрещение принудительного труда в России: история и современность.

5. Принцип запрета дискриминации в трудовых отношениях. Деловые качества работника.

6. Принцип единства и дифференциации трудовых отношений.

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного суда РФ и вступительной статьей. - 7-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 01. февраля 2012 г. - М.: Эксмо, 2012. - 192 с.

Рекомендуемая литература

1. Воробьев В.В. Трудовое право: Курс лекций: учебное пособие / В.В. Воробьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. - 304 с.

Лекция - 2 часа. Самостоятельная работа – 4 часа.

1. Понятие источников трудового права.

2. Классификация источников трудового права.

3. Действие источников трудового права во времени, пространстве, по кругу лиц

4. Конституция РФ о правах в сфере труда.

5. Трудовой кодекс РФ как основной источник трудового права.

 

Понятие и общая характеристика источников трудового права. Особенности системы источников трудового права и система трудового законодательства. Конституция РФ и конституции (уставы) субъектов РФ как источники трудового права, законы и иные нормативные акты о труде РФ и субъектов РФ.

Значение Трудового кодекса Российской Федерации как источника трудового права. Соотношение Трудового кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов о труде РФ и субъектов РФ, актов органов местного самоуправления в системе источников трудового права. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Международные правовые акты по вопросам труда и прав человека как источники трудового права.

Локальные нормативные акты, их виды. Соотношение централизованного и локального регулирования трудовых отношений на современном этапе. Значение локальных норм права в регулировании трудовых отношений. Договоры как источники трудового права.

Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во времени и в пространстве.

Роль судебной практики в применении норм трудового права и совершенствовании трудового законодательства.

 

Вопросы для изучения

 

1. Понятие, виды и особенности источников трудового права России.

2. Конституция РФ в системе источников трудового права. Влияние положений Конституции РФ на развитие трудового законодательства.

3. Международно-правовые акты о труде как источники трудового права. Характеристика конвенций, рекомендаций МОТ ООН, актов СНГ, международных договоров.

4. Единство и дифференциация законодательства о труде. 

5. Общая характеристика регионального законодательства.

6. Понятие, виды локальных нормативных актов и их значение в регулирование социально-трудовых отношений.

7. Трудовой договор, обычай, судебная практика в системе источников трудового права.

 

Нормативные акты

 

1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного суда РФ и вступительной статьей. - 7-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 01. февраля 2012 г. - М.: Эксмо, 2012. - 192 с.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Воробьев В.В. Трудовое право: Курс лекций: учебное пособие / В.В. Воробьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. - 304 с.

2. Смоленский М.Б. Трудовое право Российской Федерации: Учебник / М.Б. Смоленский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Дашков и К»; Академ-центр, 2012. - 384 с.

Лекция - 2 часа. Самостоятельная работа – 2 часа.

1. Понятие и значение принципов правового регулирования труда.

2. Классификация субъектов трудового права. Правовой статус субъектов трудового права.

3. Определение трудовой правосубъектности.

4. Субъекты трудового права в сфере физкультуры и спорта.

 

Содержание основных принципов правового регулирования труда. Понятие субъектов трудового права. Трудовая правосубъектность.

Физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) как субъекты трудового права (работники).

Юридические лица (организации) всех форм собственности как субъекты трудового права (работодатели). Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) как субъекты трудового права (работодатели). Иные субъекты, наделенные правом заключать трудовые договоры.

Профессиональные союзы, иные представители работников и объединения работодателей как субъекты трудового права, правовое положение, роль, функции профсоюзов. Понятие профсоюзов. Профсоюзы как субъекты трудового права, задачи и функции профсоюзов. Права и обязанности профсоюзов. Особенности ответственности профсоюзов в трудовом праве. Юридические гарантии деятельности профсоюзов.

Иные субъекты трудового права (физкультурно-спортивные организации и работники сферы физической культуры: тренеры-преподаватели, учителя, научно-педагогические работники, инструкторы, спортсмены и т.д.).

Методические рекомендации к лекции (Тема 4)

В ходе изучения темы «Субъекты трудового права» необходимо усвоить понятие и классификацию субъектов трудового права. Основное внимание при изучении этой темы уделяется изучению субъектов трудового правоотношения. Трудовой кодекс Российской Федерации содержит в ст. 20 легальные понятия работника и работодателя. В ходе изучения темы обращается внимание на то, что работником и работодателем являются только те субъекты, которые уже состоят в трудовых отношениях. Основным вопросом, подлежащим освящению, является вопрос о правосубъектности работника и работодателя. С учетом изменений, внесенных в Трудовой кодекс РФ с 06 октября 2006 г., наиболее актуальным являются вопросы правосубъектности работодателя. Закон разделил работодателей на три вида (юридических лиц, предпринимателей и физических лиц). Трудовой кодекс РФ уравнивает в правовом положении как работодателей юридические лица и предпринимателей, однако характеристика правосубъектности указанных лиц имеет существенную специфику, в том числе в вопросах прекращения работодательской правосубъектности. В рамках темы изучаются вопросы возникновения трудовой правоспособности и дееспособности граждан, минимальный возраст, с которого может быть заключен трудовой договор, а также особенности трудовой правосубъектности граждан, не достигших возраста 16 лет.

В рамках изучения темы необходимо обратить внимание и на иных субъектов трудового права. Центральное внимание здесь принадлежит коллективным субъектам: профессиональным союзам, трудовому коллективу, объединениям работодателей. Необходимо обсудить вопрос об обоснованности отсутствия в Трудовом кодексе РФ категории «трудовой коллектив».

Внимание также уделяется специальной правосубъектности органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере труда, а также федеральных и профсоюзных инспекторов труда.

Некоторые проблемы необходимо обсуждать путем организации дискуссии между студентами о необходимости или отсутствии таковой в изменении действующего законодательства (метод развивающейся кооперации).

 

 

Вопросы для изучения

1. Компетенция и нормотворчество Международной организации труда.

2. Понятие и виды субъектов трудового права, правовой статус субъекта и его основные элементы.

3. Правовое обеспечение интересов работодателей в Российской Федерации.

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного суда РФ и вступительной статьей. - 7-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 01. февраля 2012 г. - М.: Эксмо, 2012. - 192 с.

 

Рекомендуемая литература

1. Воробьев В.В. Трудовое право: Курс лекций: учебное пособие / В.В. Воробьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. - 304 с.

2. Смоленский М.Б. Трудовое право Российской Федерации: Учебник / М.Б. Смоленский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Дашков и К»; Академ-центр, 2012. - 384 с.

 

Практическое занятие – 4 часа. Самостоятельная работа – 4 часа.

 

Все студенты делятся на команды, каждая из которых должна рассказать о выбранном вопросе. В конце занятия каждой команде необходимо ответить на ряд вопросов, касающихся их темы рассказа.

Вопросы:

1. Определение трудовых правоотношений в современном отечественном трудовом праве.

2. Виды трудовых и иных, непосредственно связанных с ними правоотношений.

3. Элементы трудовых правоотношений.

4. Отличие трудовых отношений от гражданско-правовых.

 

Вопросы для проверки

1. Дайте определение трудовым правоотношениям, охарактеризуйте их виды и элементы.

2. Какие существуют перспективы развития системы социально-партнерских правоотношений в условиях перехода к рыночной экономике.

3. Профессиональные союзы как субъекты трудовых правоотношений.

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного суда РФ и вступительной статьей. - 7-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 01. февраля 2012 г. - М.: Эксмо, 2012. - 192 с.

 

Рекомендуемая литература

1. Воробьев В.В. Трудовое право: Курс лекций: учебное пособие / В.В. Воробьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. - 304 с.

2. Смоленский М.Б. Трудовое право Российской Федерации: Учебник / М.Б. Смоленский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Дашков и К»; Академ-центр, 2012. - 384 с.

 

Практическое занятие – 4 часа. Самостоятельная работа – 4 часа.

 

Все студенты делятся на команды, каждая из которых должна рассказать о выбранном вопросе. В конце занятия каждой команде необходимо ответить на ряд вопросов, касающихся их темы рассказа.

Вопросы:

1. Определение социального партнерства в трудовом праве Российской Федерации.

2. Принципы, форма и система социального партнерства.

3. Роль профсоюзов в социальном партнерстве.

4. Порядок заключения коллективных договоров.

5. Социально-партнерские соглашения.

 

Вопросы для проверки

1. Перспективы расширения полномочий органов, представляющих интересы работников.

2. Понятие, формы и система социального партнерства. Принципы социаль­но-партнерских отношений.

3. Права профсоюзов в сфере трудовых отношений и гарантии их деятельности.

4. Порядок заключения коллективного договора.

5. Содержание, разновидности и порядок заключения социально-партнерских соглашений.

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного суда РФ и вступительной статьей. - 7-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 01. февраля 2012 г. - М.: Эксмо, 2012. - 192 с.

 

Рекомендуемая литература

1. Воробьев В.В. Трудовое право: Курс лекций: учебное пособие / В.В. Воробьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. - 304 с.

2. Смоленский М.Б. Трудовое право Российской Федерации: Учебник / М.Б. Смоленский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Дашков и К»; Академ-центр, 2012. - 384 с.

 

Практическое занятие – 4 часа. Самостоятельная работа – 4 часа.

 

Каждый из студентов должен написать пример коллективного договора или соглашения. Затем студенты меняются написанными документами и ищут ошибки в чужом акте.

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного суда РФ и вступительной статьей. - 7-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 01. февраля 2012 г. - М.: Эксмо, 2012. - 192 с.

 

Рекомендуемая литература

1. Воробьев В.В. Трудовое право: Курс лекций: учебное пособие / В.В. Воробьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. - 304 с.

2. Смоленский М.Б. Трудовое право Российской Федерации: Учебник / М.Б. Смоленский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Дашков и К»; Академ-центр, 2012. - 384 с.

 

Раздел 2. Особенная часть

Тема 8. Трудовой договор

Лекция - 2 часа. Самостоятельная работа – 2 часа.

1. Определение трудового договора.

2. Стороны и содержание трудового договора. Виды трудовых договоров.

3. Порядок заключения трудовых договоров.

4. Переводы на другую работу, отличие переводов от перемещений. Прекращение трудового договора.

 

Понятие и правовая характеристика трудового договора. Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых соглашений. Теоретическое и практическое значение вопроса.

Содержание трудового договора: необходимые условия трудового договора (место работы, трудовая функция, дата начала работы). Обязательные и дополнительные и иные условия, их правовое значение. Общий порядок заключения трудового договора. Вступление его в силу.

Оформление приема на работу. Гарантии при приеме на работу.

Трудовые договоры, заключенные на неопределенный срок. Срочные трудовые договоры, условия и основания их заключения.

Иные виды трудовых договоров.

Изменение трудового договора. Понятие и виды переводов на другую работу. Перемещения.

Отстранение от работы. Правовые последствия отстранения от работы.

Общие основания прекращения трудового договора, их классификация.

Расторжение трудового договора по инициативе работника.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Порядок расторжения трудового договора, оформление увольнения и производство расчета. Выходное пособие и иные компенсации при увольнении работников.

Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Правовая защита работников от незаконных увольнений и пере­водов. Участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.

Дополнительные гарантии при прекращении трудового договора для отдельных категорий работников.

Трудовые книжки.

Защита персональных данных работника.

 

Методические рекомендации к лекции (Тема 8)

Данная тема является одной из ключевых в трудовом праве, т.к. именно трудовой договор лежит в основе возникновения трудового правоотношения.

Тема весьма трудоемка для изучения, самая большая по объему выделенных часов на изучение и по объему нормативного материала и судебной практике.

Основная цель изучения данной темы – уяснение общих положений трудового договора (понятие, роль значение, содержание и виды трудового договора), а понять правовое регулирование заключения, изменения трудового договора и его прекращения.

Начать изучение материала данной темы следует с уяснения понятия, роли и значения трудового договора.

Необходимо сопоставить определение трудового договора (ст.56 ТК РФ) с определением трудового правоотношения (ст.15 ТК РФ), выявить отличия трудового договора от гражданско-правовых договоров.

Важным является уяснение содержание трудового договора (ст.57 ТК РФ) При изучении этого вопроса необходимо изучить виды условий трудового договора – обязательные, дополнительные, иные – и их правовое значение.

В теории трудового права дается еще очень важная классификация условий трудового договора – необходимые и иные условия трудового договора. В качестве необходимых признаются те условия трудового договора, без согласования которых трудовой договор считается незаключенным. С учетом гарантий, предусмотренных трудовым законодательством таким условием является практически одно – условие о трудовой функции.

Изучая вопрос о видах трудового договора, следует, что существуют различные основания для видовой классификации трудовых договоров. Особое внимание следует обратить внимание на два вида трудовых договоров, указанных законодателем – в ст. 58 ТК РФ – трудовой договор, заключенный на неопределенный срок и срочный трудовой договор.

В соответствие со ст. 58 ТК РФ основным видом трудового договора является трудовой договор, заключенный на неопределенный срок. Применение срочного трудового договора законодателем ограничено. Следует четко определить, какие виды срочного трудового договора допускаются законом, в каких случаях и при каких условиях возможно заключение срочного трудового договора (ст. 58-59 ТК РФ).

Приступая к изучению вопроса о порядке заключения трудового договора, следует четко уяснить два момента – какова общая и специальная процедура заключения трудового договора (ст.64,66,67,68,69 ТК РФ) и вступления его в силу (ст.61 ТК РФ), а также каковы установленные законом гарантии при заключении трудового договора (63-64 ТК РФ).

Изучая вопрос о гарантиях при заключении трудового договора, следует в обязательном порядке уяснить понятие «необоснованного отказа при приеме на работу» и понятие «деловые качества работника» (П. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г.)

Хотя закон в качестве основания возникновения трудового отношения непосредственно связывает с трудовым договором (ст.16 ТК РФ), трудовые права работников подлежат защите и при фактическом допуске работников (ст. 16, 67 ТК РФ, п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.04 г.), а также в случае, когда гражданско-правовым договором фактически регулируются трудовые отношения (ст.11 ч.4 ТК РФ)

Важным моментом является уяснение вопроса о правовой природе испытания при приеме на работу, о порядке установления данного условия трудового договора, о результате испытания и его правовом значении (ст.70,71 ТК РФ)

Приступая к изучению вопроса «Изменение трудового договора», следует определить законодательные рамки и возможные условия изменения содержания трудового договора.        Принципиальное положение закреплено в ст. 60 ТК РФ, запрещающей работодателю требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, и ст. 72 ТК РФ устанавливающей, что изменение условий трудового договора возможно только по соглашению сторон.

Основными формами изменения трудового договора являются:

- переводы: временные и их виды (ст.72-2 ТК РФ), постоянные (ст.72-1 ТК РФ), по медицинским показаниям (ст.73 ТК РФ), их отличие от перемещений работников;

- изменения условий трудового договора по причинным, связанным с изменениями организационных или технологических условий труда (ст.74 ТК РФ)

- трудовые отношения при смене собственника, изменения подведомственности организации и ее реорганизации (ст.75 ТК РФ)

- отстранения от работы (ст.76 ТК РФ).

Необходимо четко уяснить правовые условия каждой формы изменения трудового договора, научиться различать их друг от друга.

Огромное значение для теории и практики применения законодательства о трудовом договоре имеет правовое регулирование прекращения трудового договора.

Уяснения этого раздела темы следует начать с подробного изучения оснований прекращения трудового договора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.193 с.)