Факультативный курс «Светскость и основы религиоведения». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факультативный курс «Светскость и основы религиоведения».



В 2020-2021 учебном году в 9 классе будет изучаться факультативный курс «Светскость и основы религиоведения».

Объем учебной нагрузки: 9 класс – 1 (один) час в неделю, 34 часа в учебном году. Для обязательного изучения курса «Светскость и основы религиоведения» в 9 классе из вариативного компонента Типового учебного плана выделяется 1 час в неделю, 34 часа в учебном году. Курс «Светскость и основы религиоведения» проводят учителя-историки, прошедшие курсы повышения квалификации и имеющие сертификаты о прохождении курсов по предметам.

Данный факультатив записывается в учебный классный журнал.

Суть и значение курса «Светскость и основы религиоведения» состоят в принятии его как составляющего элемента при формировании основ устойчивого развития общества, определяющего исторические, культурные и духовные ценности современного общества. Предмет «Светскость и основы религиоведения» является структурным компонентом социально-гуманитарных и обществоведческих знаний в системе среднего образования.

В 2020-2021 учебном году при организации учебного процесса по курсу «Светскость и основы религиоведения» следует использовать следующую учебную программу:

Типовая учебная программа курса «Светскость и основы религиоведения» для 9 класса уровня основного среднего образования, утвержденная приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 июля 2014 года № 281;

Цели обучения факультативному курсу «Светскость и основы религиоведения»:

– достижение усвоения обучающимися принципа светскости как ценности, важного фактора стабильности государства, восприятия религии на фоне светскости;

– формирование знаний о свободе совести, об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, о новых религиозных движениях, деструктивных религиозных течениях и запрещенных религиозных организациях;

– формирование у учащихся на основе духовно-нравственных ценностей чувства непринятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма, воспитание в них чувства толерантности и гуманистического мировоззрения.

Задачи обучения факультативному курсу «Светскость и основы религиоведения»:

1) дать обучающимся системные знания о значении религии, ее истории и роли в обществе;

2) сформировать представление о светскости как об основе государственности и независимости;

3) с позиции светскости сформировать навыки сравнения основ религиозного сознания, религиозной веры, религиозного познания и религиозного воспитания;

4) разъяснить обучающимся мировоззренческое, культурное и нравственное значение религий;

5) сформировать навыки уважения свободы совести, навыки светского отношения к религиозным течениям современного общества, привить основы толерантности;

6) показать межнациональное и межконфессиональное согласие в Казахстане в ключе светскости, развивать у обучающихся чувство гражданской зрелости и ответственности;

7) разъяснить опасность идеологии религиозного радикализма, глобальных проявлений экстремизма и терроризма для национальной безопасности и общественной стабильности, воспитать чувство уважения к положениям светского государства;

8) разъяснить важность правовой грамотности в общественной жизни и воспитать стремление к постоянному ее повышению.

В рамках освоения учебных материалов, предложенных программой, предусмотрено установление принципов преемственности и межпредметной связи с предметами «История Казахстана», «Всемирная история», «Основы права», «Казахская литература», а также факультативным курсом «Абайтану».

Содержательные линии курса «Светскость и основы религиоведения».

В программе не ставится задача подробного описания истории религии, ее разветвлений, отдельных направлений и течений, а даются общие сведения.

Учебной программой, наряду с историческим обзором зарождения, укрепления и развития религиозных верований и религий, предлагаются темы

«Светское государство» и «Религия», где рассматриваются основы светской этики, роль религии в духовной жизни человека и общества, деятельность религиозных объединений и течений, дилемма новых религиозных движений и традиционных религиозных систем: познавательные, психологические и бытовые противоречия.

В формировании высоких духовно-нравственных качеств обучающихся первостепенную значимость имеет изучение культурного и духовного наследия выдающихся просветителей и мыслителей: аль-Фараби, Ходжа Ахмета Йассауи, Абая, Ыбырая, Шакарима.

Особое внимание уделено познанию обучающимися признаков и последствий деятельности новых религиозных течений, запрещенных религиозных объединений, опасности религиозного экстремизма и терроризма для национальной безопасности.

Красной нитью курса проходит содержательная линия «Казахстан – страна межрелигиозного мира и согласия. Религиозное законодательство Республики Казахстан. Светскость – платформа государственной системы и национальной безопасности».

В содержании предусмотрены творческие проекты, организующие самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. При изучении данного курса обучающиеся смогут получить полноценное, необходимое в жизни знание о целях и особенностях религий и религиозных объединений, существующих на территории Республики Казахстан, о цели и сущности политики Республики Казахстан по отношению к религии. Таким образом, систематизированное и усвоенное знание, с одной стороны, дает возможность обучающемуся как полноправному гражданину Республики Казахстан сформировать способность к сохранению и защите духовной культуры своего народа от влияний деструктивных и радикальных религиозных объединений, с другой стороны, дает возможность определить религиозную принадлежность человека, религиозное сознание и отношение к другим религиям, сформировать к ним уважительное отношение.

Данный курс формирует представление обучающихся о принципах, противоречащих гуманистическому мировоззрению, общечеловеческим ценностям и толерантности.

Методические рекомендации по организации учебного процесса.

В соответствии с учебной программой учебный процесс рекомендуется организовать в соответствии со следующими дидактическими принципами: научная обоснованность и доступность; системность и преемственность; наглядность и абстрактность; логическая и познавательная активность; устойчивость усвоенных знаний; междисциплинарные и внутрипредметные связи; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; обеспечение уровня разнообразия заданий.

При организации учебного процесса по курсу «Светскость и основы религиоведения» важное значение имеют такие организационные формы, как мини-конференция, дискуссия, круглый стол, защита малых проектов и др.

В целях закрепления полученных знаний особое значение в рамках курса

«Светскость и основы религиоведения» имеет творческо-проектная работа учеников по интересующим их темам. В соответствии с этим учебной программой отводится время для осуществления указанной работы.

В процессе выполнения проектов особое внимание уделяется организации познавательных изысканий учеников по различным направлениям и формированию у них учебной активности.

Проекты могут выполняться индивидуально или коллективно. Их количество должно быть достаточным для закрепления полученных знаний.

Проекты должны включать:

– анализ статей газет, журналов, научно-популярных изданий по проблемам религии, подготовку устного и письменного сообщения по выбранной теме;

– определение различительных особенностей религии;

– определение общих концепций и единых платформ традиционных религий, формирование умений их анализировать;

– анализ религиозной ситуации в Казахстане, в регионе;

– подготовку обзорной информации о святых местах в Казахстане;

– подготовку конкретных жизненных ситуаций, подтверждающих наличие светскости, межрелигиозного согласия и толерантности.

В процессе обучения необходимо:

– руководствоваться современной политикой и принципами Казахстана в сфере религиии, их культурно-исторической, цивилизационной сущностью;

– исключить возможность наделения какого-либо религиозного направления привилегиями в процессе изучении предмета;

– создать условия для выполнения проектов;

– соблюдать законы, регулирующие отношения в области культуры, духовности, религии, информации.

Формирование целостного восприятия материала на уроках курса

«Светскость и основы религиоведения» достигается путем интеграционного использования межпредметных знаний, получаемых учащимися при изучении перечисленных далее учебных предметов.

«Казахский язык», «Русский язык»:

– обогащение словарного запаса учащихся терминами, относящимися к сфере светскости и религии;

– воспитание уважения и открытости к национальной культуре и духовно-культурным истокам других народов.

«Литература»:

– изучение дополнительной художественной литературы – произведений религиозных деятелей, осуществление оценки их работ с точки зрения современных духовных ценностей и светскости.

«История»:

– историческое обоснование процесса зарождения, распространения и развития светскости и религий;

– осмысление роли светскости и религий в жизни человека и общества через исторический анализ общественных отношений.

«География»:

– правильное определение историко-географического пространства распространения религий.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса «Светскость и основы религиоведения» обучающиеся должны знать:

– Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»;

– основные религиозные понятия и религиозные явления с научной точки зрения;

– соотношения между светскими и религиозными понятиями;

– сущность отношений между государством, религиозными объединениями и культурой;

– историю религий и особенности вероисповедания, взаимоотношения между государством, культурой и религиозными объединениями в республике;

– культурное и духовное наследие аль-Фараби, Ходжа Ахмета Йассауи, Абая, Ыбырая, Шакарима;

– политику Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по укреплению межконфессионального согласия, сохранению общественной стабильности, проявлению уважительного отношения к истинным религиозным чувствам верующих в стране и мировом сообществе;

– особенности проявления нетрадиционных течений экстремистского и террористического характера.

Вместе с тем обучающиеся должны уметь:

– различать светскость, религиозное сознание, религиозную веру, религиозный опыт и религиозную мысль;

– участвовать в дискуссиях, обмениваться мнениями по вопросам основ светскости и религии, особенностям разных культур и религиозных систем, логично и грамотно излагать сведения о значимых событиях в сфере религий и религиозных деятелях в истории мировых религий;

– самостоятельно находить необходимые информационные данные о светскости и религиозных произведениях.

Учитель должен добиться того, что в процессе обучения у ученика был сформирован иммунитет против влияния идеологий и практики экстремистских, террористских религиозных групп и т.д.

 

Самопознание

Основное назначение учебного процесса по предмету «Самопознание» заключается в том, чтобы: выявлять общечеловеческие ценности, заложенные в природе каждого человека; формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на служение обществу; формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом.

Базовое содержание предмета «Самопознание» в 5-9 классах включает в себя четыре основных раздела: «Радость познания», «Быть человеком», «Человек и мир», «Духовный опыт человечества».

В 6 классе тема 9-10 Раздела II «Быть человеком» носит название «Чувствовать другого человека».

Объем учебной нагрузки составляет 1 час в неделю, всего по 34 часа в учебном году.

Оценивание знаний обучащихся. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Зачет» ставится ученику, если он выполняет все требования к уровню подготовки обучающихся, отраженные в Типовой учебной программе по предмету «Самопознание для 5-9 классов по обновленному содержанию, и на основании выполнения долгосрочного проекта.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ И ИСКУССТВО»

 

В рамках образовательной области «Искусство» изучаются следующие предметы: «Музыка» – 5, 6-е классы, «Художественный труд» – 7-9-е классы.

Учебный предмет «Музыка»

Учебная программа «Музыка» обновленного содержания образования для 5-6-х классах реализуется через систему целей обучения по разделам согласно долгосрочному плану.

Цель обучения учебному предмету «Музыка» – формирование музыкальной культуры и развитие творческих способностей обучающихся на основе приобщения к лучшим образцам казахской традиционной музыки, творчества народов мира, мировой классики и современной музыки.

Задачи обучения: формирование понятия о целостной картине мира через интеграцию музыки с другими видами искусства и учебными предметами; формирование понятия о музыке как о востребованном общечеловеческом явлении, осознание учащимися ее значимости и роли в жизни людей; развитие навыков критического мышления и позитивного отношения к музыке, музыкальной деятельности; развитие предметно-тематических знаний, умений и навыков путем приобщения к исследованию, анализу музыкальных произведений, исполнительству, импровизации, выполнению творческих заданий и презентаций; развитие музыкальных способностей, творческой активности, исполнительских и исследовательских навыков; формирование знаний о формах коммуникации посредством музыки; развитие позитивной самооценки, самопознания и саморазвития через выражение идей в музыкально-творческих работах (сочинении, импровизации и аранжировке); формирование и развитие музыкально-исполнительских и технических знаний и умений в процессе использования средств информационно- коммуникационных технологий.

Объѐм учебной нагрузки по предмету «Музыка» составляет:

в 5-м классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

в 6-м классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

Содержание учебной программы по предмету «Музыка» организовано по разделам обучения. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения в виде ожидаемых результатов по классам.

Содержание учебного предмета включает 3 раздела.

Первый раздел «Слушание, анализ и исполнение музыки» включает следующие подразделы: «Слушание и анализ музыки»; «Музыкальная грамота»; «Музыкально-исполнительская деятельность».

Второй раздел «Создание музыкально-творческих работ» включает следующие подразделы: «Идеи и сбор материала»; «Сочинение и импровизация».

Третий раздел «Презентация и оценивание музыкально-творческих работ» состоит из одноименного подраздела.

Базовое содержание учебного предмета «Музыка» для 5 класса:

«Музыкальное наследие казахского народа»; «Казахские традиционные обрядово-бытовые песни и современная музыка»; «Музыкальные традиции народов мира»; «Язык музыки – язык дружбы»; «Краеведение: «Симфония родного края».

Базовое содержание учебного предмета «Музыка» для 6 класса:

«Шедевры классической музыки»; «Современная музыкальная культура»;

«Музыка и виды искусства»; «Музыка в нашей жизни»; «Краеведение:

«Таланты родной земли».

Цели обучения, обозначенные в каждом подразделе, позволяют учителю системно планировать работу по трем видам деятельности (изучение музыкальной грамоты, музыкально-исполнительская и творческая деятельность обучающихся), а также оценивать достижения учащихся и информировать их о следующих этапах обучения.

В учебной программе сформулированы ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания учебного предмета. В содержательном аспекте учебные программы раскрывают вклад конкретного учебного предмета в воспитание учащегося как субъекта своего учения и субъекта межличностного общения.

По предмету «Музыка» суммативное оценование не проводится. В конце полугодия и учебного года по данному предмету выставляется «зачет» («незачет»).

Темы «Симфония родного края» и «Таланты родной земли» введены с 2018-2019 учебного года в интегрированный курс «Краеведение», который будет изучаться в рамках учебного предмета «Музыка» в 5-6-х классах. При планировании и организации внеклассной работы по предмету «Музыка» рекомендуется обратить внимание на календарь юбилейных дат, которые будут отмечаться в 2018-2019 учебном году, в частности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.05 с.)