Учебный предмет « География» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебный предмет « География»



Содержание учебного предмета «География» должно обеспечить достижение следующих системно-деятельностных результатов:

– сформированность функциональных знаний и умений, навыков планирования, анализа и обработки, интерпретации, систематизации, работы по алгоритму, совершенствование исследовательских, опытно-экспериментальных навыков, оценивания и формулирования выводов;

– углубление понимания основополагающих понятий, закономерностей, теорий и принципов, лежащих в основе современной естественнонаучной картины мира, методов научного познания природы, глобальных и локальных проблем человечества на основе комплексного изучения природы, экономики и общества;

– развитие экологической культуры, научного, проектного и пространственного мышления;

– воспитание патриотических чувств, ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

– осуществление профессиональной ориентации обучающихся по естественнонаучным направлениям.

Объём учебной нагрузки по предмету «География» составляет:

1) в 7-м классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

2) в 8-м классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

3) в 9-м классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

В связи со спиральной структурой программы содержание предмета в 8-м классе развивает знания и навыки, полученные обучающимися в предыдущем учебном году.

По разделу «Методы географических исследований» следует обратить внимание на дальнейшее развитие навыков визуализации географической информации, применения полевых, картографических, теоретических методов в собственных исследованиях, обработки и анализа количественных и качественных данных, создания иммитационных, графических, текстовых, математических и иных моделей, представления результатов работы в различной форме.

По разделу «Картография и георафические базы данных» необходимо научить обучающихся, как классифицировать и читать тематические карты, а также составлять к ним элементы дополнительной характеристики: профиль, диаграммы, графики, таблицы.

Дальнейшее развитие должны получить навыки работы обучающихся с объектами географической номенклатуры. В совокупности с развитием речевых навыков обучающиеся должны научиться уверенно показывать географические объекты на карте, сопровождая показ соответствующими комментариями. Если по данному разделу в 7-м классе предусматривалось создание простых баз географических данных в форме таблицы, то в 8 классе предусмотрено поэтапное использование ИКТ при достижении соответствующих целей обучения.

По разделу «Литосфера» в 7-м классе были изучены строение земной коры, крупные геотектуры. В 8-м классе продолжается изучение закономерностей распространения форм рельефа, горных пород и минералов, полезных ископаемых. Рекомендуется обобщить данный раздел оцениванием влияния рельефа местности на хозяйственную и жизненную деятельность населения.

По разделу «Атмосфера» в 7-м кассе были изучены метеорологические явления, погода и ее элементы. В 8-м классе рассматриваются особенности климата в различных частях земного шара. Также продолжается изучение климата, глобальной циркуляции атмосферы.

По разделу «Гидросфера» в 7-м классе были изучены мировой океан и его части. В 8-м классе программа акцентирует внимание на водах суши. При изучении данной темы рекомендуется уделить особое внимание казахстанскому и региональному компонентам.

По разделу «Биосфера» в 7-м классе были изучены состав и строение биосферы, почвы. В 8-м классе будут изучаться природные зоны и высотные пояса Земли. Также обучающиеся смогут доказать необходимость охраны растительного и животного мира и предлагать пути сохранения фауны и флоры.

В прошлом учебном году по разделу «Природно-территориальные комплексы» было определено понятие «природно-территориальный комплекс», условия и примеры его образования, пространственные ранги.

В новом учебном году обучающимся предстоит знакомство с географической оболочкой как природно-территориальным комплексом планетарного масштаба и закономерностями его функционирования и развития.

По разделу «География населения» в 7 классе был изучен расовый и религиозный состав человечества. В 8 классе начинается системная деятельность по определению демографической ситуации в мире, в Казахстане и в своем краю на основе расчетов ключевых показателей численности и структуры населения.

По разделу «Природные ресурсы» обучающиеся в 7-м классе изучали понятие «природные ресурсы», основные способы их классификации, места концентрации. В 8-м классе обучающиеся дают экономическую и экологическую оценку природным ресурсам, знакомятся с центрами и технологией их переработки, определяют природно-ресурсный потенциал отдельных территорий мира.

По разделу «Социально-экономические ресурсы» в 7-м классе были изучены транспортная и социальная инфраструктура. В 8-м классе раздел продолжается изучением торговой и финансовой инфраструктуры.

По разделу «Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства» в 7-м классе обучающиеся занимались простой классификацией мирового хозяйства (промышленность и сельское хозяйство). В 8-м классе предстоит заняться более подробной классификацией мирового хозяйства на добывающий, перерабатывающий секторы и сферу услуг, характеристикой форм организации деятельности данных секторов, анализом факторов размещения предприятий различных отраслей, характеристикой ключевых отраслей мирового хозяйства по плану.

По разделу «Страноведение с основами политической географии» в 7-м классе обучающиеся изучили особенности оценки географического и экономико-географического положения стран мира. В 8-м классе фокус делается на изучение политической карты мира, ее основных объектов и их особенностей, количественных и качественных изменениях на ней, необходимости и особенностях политической интеграции стран мира.

В Типовой учебной программе по предмету предусмотрены сквозные темы, цели обучения. Цели обучения первого и второго разделов программы являются сквозными. Их изучение и развитие обеспечивается двойной реализацией: в первый раз – в качестве самостоятельных тем и серии уроков в первой четверти, во-второй раз – их реализацией в качестве сквозных целей при изучении всех последующих разделов в контексте данных тем.

Определенная доля учебных заданий предусматривает реализацию сквозных целей разделов учебной программы. Так, «Методы географических исследований», «Картография и географические базы данных» дополняют цели обучения каждого раздела учебной программы в контексте изучаемой темы.

Следует предусмотреть разработку заданий по данным целям, ориентирующим на формирование и развитие исследовательских и картографических навыков, практикоориентированность каждого урока.

В 8-м классе заложено изучение особенностей природы материков. В отличие от стандартного, информирующего подхода в обучении, Типовая учебная программа обновленного содержания через активные цели обучения настаивает на деятельностном изучении материков планеты. Это означает, что обучающиеся сами с применением различных источников определяют уникальность каждого материка посредством мыслительных операций сравнения, анализа, оценки и синтеза.

В целях реализации программы «Туған жер» в Типовой учебной программе предусмотрено обязательное вовлечение в обучение казахстанских и краеведческих материалов.

В 9-м классе изучается география Казахстана, в которой включены разделы и подразделы: Методы географических исследований, Картография и географические базы данных. Географические карты, Физическая география. Литосфера. Геологическая история и тектоническое строение территории Казахстана. Главные орографические объекты Казахстана. Казахские оронимы, 4) Социальная география. География населения. Национальный и религиозный состав населения Казахстана, Экономическая география. Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал Казахстана.

Учитель имеет возможность разработки и выбора творческих заданий по предмету, наиболее интересных, соответствующих познавательным особенностям обучающихся.

Важно формиповать навыки обучающихся работать с разными источниками географической информации: находить нужную информацию, анализировать и интерпретировать ее, оценивать и использовать для решения поставленной задачи.

Обращаем внимание, что основной учебный материал должен быть усвоен обучающимися на уроке. Неизученный учебный материал, в том числе объекты географической номенклатуры, недопустимо задавать на дом. Основная функция домашнего задания – закрепление знаний и умений, полученных на уроке.

 

  Внимение!

В учебный предмет «География» для 7-го класса в раздел «Физическая география» включены две темы по краеведению: «Флора и фауна родного края» и «Визитная карточка моего края: разработка краеведческой базы данных». При изучении данных тем рекомендуется организовать коллективную работу по исследованию того, какие растения и животные характерны для своего края, организавать мероприятия по их охране, создание базы данных края с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Количество суммативных оцениваний по предмету «География»

Суммативное оценивание по предмету предполагает проведение суммативных оцениваний за раздел (СОР). Ниже в таблице 60 представлено количество суммативных оцениваний за раздел/сквозную тему.

 

Таблица 60. Количество суммативных оцениваний по предмету «География»

 

Класс

Количество суммативных оцениваний

за раздел/сквозную тему

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
7 класс 3 2 3 3
8 класс 3 3 3 2
9 класс 3 2 3 3

Учебный предмет «Биология»

Учебный предмет «Биология» как составной компонент естественнонаучного образования формирует у учащихся знания о многообразии и эволюции окружающего мира, о законах и закономерностях развития живых организмов, а также предоставляет возможность изучать и исследовать удивительные явления мира природы.

Цель изучения биологии – формирование у обучающихся системы знаний о многообразии органического мира, о закономерностях и процессах, протекающих в нем, формирование осознанного понимания того, что человек является его неотъемлемой частью.  

Задачи учебного предмета:

1) формирование системы знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, экосистемах, биоразнообразии, эволюции для осознания ценности всего живого на Земле;

2) формирование норм и правил экологической этики, ответственного отношения к живой природе;

3) формирование генетической грамотности – основы здорового образа жизни, сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

4) развитие личности обучающегося, воспитание стремления применить биологические знания на практике, участвовать в практической деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

Объём учебной нагрузки по предмету «Биология» составляет:

1) в 7-м классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

2) в 8-м классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

3) в 9-м классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

Программа обновленного содержания по предмету «Биология» охватывает четыре основных раздела:

1) «Многообразие, структура и функции живых организмов»;

2)  «Размножение, наследственность, изменчивость»;

3)  «Эволюционное развитие, организм и окружающая среда»;

4)  «Прикладные интегрированные науки».       

Впервые в учебную программу по биологии (7, 8, 9-е классы) введены такие новые темы, как:

· Составление дихотомических ключей;

· Анаэробное и аэробное дыхание;

· Значение Банка семян;

· Вычисление линейного увеличения клеток, используя микрофотографии;

· Значение биотехнологии для общества.

А так же даны темы для углубленного изучения:

· Механизм газообмена в легких и тканевого дыхания;

· Значение и виды контрацепции;

· Стратегии выживания организмов;

· Влияние различных условий на активность ферментов.

При планировании уроков следует предусмотреть применение активных методов обучения, направленных на развитие практических навыков.

 

Вниманию учителей!

Лабораторные работы и моделирование, рассматриваемые в учебных программах 7-9-х классов, должны проводиться обязательно, потому что данная деятельность способствует повышению поисковой способности обучающихся. Моделирование проводится в начале четверти, так как оно направлено на самостоятельную научную, исследовательскую работу ученика, для выполнения которой определяется конкретное время. Все работы, кроме демонстрационных работ, оцениваются. Для выполнения демонстрационной работы учитель может использовать любой источник информации.

По программе обновленного содержания в 7-м классе проводится 14 лабораторных работ и 4 моделирования (таблица 61)

 


Таблица 61. Количество лабораторных работ в 7-м классе.

 

  Лабораторные работы Моделирование Демонстрация
1четверть 3 1 -
2 четверть 4 1 -
3 четверть 2 - -
4 четверть 5 2 -
Итого 14 4 -

 

В 8 классе проводится 14 лабораторных работ, 2 демонстративные работы и 2 моделирования. 3 лабораторные работы соответствуют действующей программе, а 11 лабораторных работ являются новыми. Ниже в таблице 62 прведено количество лабораторных работ в 8-м классе.

 

Таблица 62. Количество лабораторных работ в 8-м классе.

 

  Лабораторные работы Моделирование Демонстрация
1четверть 5 1 1
2 четверть 3 - -
3 четверть 6   1
4 четверть - 1  
Итого 14 2 2

 

В программу 9-го класса включены 8 лабораторных работ, 7 демонстративных работы и 1 моделирование.

 

Таблица 63. Количество лабораторных работ в 9-м классе

 

  Лабораторные работы Моделирование Демонстрация
1четверть 5 1  
2 четверть 1 2  
3 четверть 2 3 1
4 четверть - 1  
Итого 8 7  

 

Рекомендуемая тематика прикладных курсов или курсов по выбору по данной образовательной области: «Биологические модели и прикладные задачи», «Эволюция естественнонаучной картины мира», «Математические модели и методы в биологии», «Питание и здоровье», «Экологическая этика», «Биология и здоровье», «Современная естественнонаучная картина мира», «Биологически активные вещества», «Все в корнях наших (по основам генетики)», « Жемчужина Вселенной (курс для девочек 7-9-х классов)», «Мое здоровье – в моих руках», «Загадки живой клетки», «Закономерности наследственности», «Проблемы биологии», «Клетки и ткани», «Приусадебный участок», «Проблемы биогеографии», «Кожа – зеркало здоровья», «Современная микробиология», «Введение в нанотехнологии».

Рекомендуемая тематика для самообразования учителей и для обсуждения на методических обьединениях: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии», «Применение интегрированного обучения на уроках биологии и химии», «Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания биологии», «Роль рефлексии в организации и привитии навыков учебного труда», «Экологическое направление в воспитании обучающихся на уроках биологии», «Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся на уроках биологии», «Проблемный подход в изучении нового материала, как средство активизации мыслительной деятельности», «Создание проблемных ситуаций через активную самостоятельную деятельность ученика», «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся на уроках и во внеурочное время», «Методика подготовки обучающихся к олимпиадам», «Использование информационных технологий на уроках в условиях модернизации образовательного процесса».

Темы могут быть изменены в соответствии с условиями и возможностями учителей.

Количество суммативных оцениванийпо предмету «Биология»

Суммативное оценивание по предмету предполагает проведение суммативных оцениваний за раздел (СОР). Ниже в таблице 57 представлено количество суммативных оцениваний за раздел/сквозную тему.

 

Таблица 64. Количество суммативных оцениваний по предмету «Биология»

 

Класс

Количество суммативных оцениваний

за раздел/сквозную тему

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
7 класс 3 3 3 3
8 класс 3 2 3 3
9-класс 3 3 3 3

Учебный предмет «Х имия»

Химия –это наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях друг в другу.

Химия изучает состав, структуру веществ органического и неорганического происхождения, способности веществ к взаимодействию и изучает явления перехода химической энергии в тепловую, электрическую, световую и др.

Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Химия» составляет:

1) в 7-м классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

2) в 8 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

3) в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

Содержание учебного предмета включает 5 разделов:

1) частицы вещества;

2) закономерности химических реакций;

3) энергетика в химии;

4) химия вокруг нас;

5) химия и жизнь.

По теме «Изменения состояния веществ» в программе 7 класса впервые предложено изучение изменения агрегатных состояний веществ согласно кинетической теории частиц, что позволяет учащимся провести причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ. Применяя навыки, приобретенные на уроках физики и математики, обучающиеся измеряют температуру в течение времени эксперимента и строят соответствующие графики процессов охлаждения и нагревания, обобщая свои наблюдения. Уроки, направленные на построение, интерпретацию и обобщение информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, рисунков и графиков, будут эффективнее.

В новом разделе «Химические элементы и соединения в организме человека» изучаются: питательные вещества, химические элементы в организме человека (О, С, Н, N, Ca, P, K), распространенность химических элементов в живой и неживой природе, биологическая роль микро- макроэлементов в организме человека, процесс дыхания, сбалансированность питания.

Предусмотрено также выполнение обучающимися лабораторных и практических работ, которые направлены на формирование исследовательских навыков:

- практическая работа № 4 «Определение питательных веществ в составе пищи»;

- лабораторный опыт № 11 «Исследование процесса дыхания».

Основные познавательные задачи этого нового раздела – ознакомить учеников с химической стороной некоторых важных биологических процессов в реальной жизни. Используя знания из предыдущего курса биологии, обучающиеся изучают химический состав человеческого организма. Особо следует отметить, что существуют и вредные вещества, которые могут негативно повлиять на организм человека, и подчеркнуть необходимость поддержания здорового образа жизни.

В новом разделе «Геологические химические соединения» изучаются: полезные геологические химические соединения, природные ресурсы, месторождения, руда, состав руды, минералы, добыча природных ресурсов, полезные ископаемые Казахстана, экологические аспекты добычи минералов.

Обучающиеся имеют возможность обобщить свои знания из курсов «Естествознание» и «География» о минеральных ресурсах и запасах горючего, которыми богат Казахстан. Рассматриваются вопросы химического состава земной коры, основы добычи металлов из руд. Изучение данной темы способствует углублению знаний о процессах, протекающих в неживой природе, а также воспитанию патриотических чувств. 

В учебную программу 8 класса включен новый раздел – «Знакомство с энергией в химических реакциях». Соответственно изучаются новые пониятия: горение топлива и выделение энергии, экзотермические и эндотермические реакции, термохимические реакции, изменение энергии с точки зрения кинетической теории частиц.

Горение – это реакция с кислородом, протекающая с большой скоростью и сопровождающаяся выделением тепла и света. Здесь очень важно отметить, что при неполном сгорании углеродосодержащих веществ выделяется опасный для жизни угарный газ СО (монооксид углерода) и сажа (С).

Важно уделять внимание правильному написанию термохимических уравнений. В термохимических уравнениях нужно указывать агрегатные состояния веществ, например:

Н2(г) + Cl2 (г) =2HCl (г) +184 кДж

N2(г) + О2(г) = 2NO(г) -180 кДж

В обновленной программе в гораздо большей степени предусмотрено формирование навыков практической деятельности обучающихся. При этом особую роль играют практические и лабораторные работы.

В 8 классе 10 лабораторных опытов, из них 3 новые:

Лабораторный опыт № 2 «Соотношение масс реагирующих веществ»;

Лабораторный опыт № 4 «Химические реакции, сопровождающиеся изменением энергии»;

Лабораторный опыт № 10 «Определение жесткости воды».

В лабораторном опыте «Соотношение масс реагирующих веществ» обучающиеся экспериментальным путем устанавливают соотношение реагирующих веществ.

Лабораторный опыт «Химические реакции, сопровождающиеся изменением энергии» проводится во 2 четверти. Обучающиеся узнают, что экзотермические реакции идут с выделением теплоты, а эндотермические реакции с поглощением теплоты. Следует следить за тем, чтобы при выполнении опыта школьники надевали защитные очки.

Лабораторный опыт № 10 «Определение жесткости воды» проводится при изучении раздела «Вода». Обучающиеся определяют «жесткость» воды и объясняют способы ее устранения.

Количество лабораторных работ по Типовой учебной программе обновленного содержания для 7-9 классов увеличено по сравнению с действующей программой. Ниже в таблице 58 представлен перечень практических, лабораторных работ и демонстраций по химии.

 

Таблица 65. Количество лабораторных работ по учебному предмету «Химия»

 

Виды работ 7 класс 8 класс 9 класс
Демонстрации - 4 16
Лабораторние опыты 11 10 16
Практические работы 4 7 6

 

В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей химии рекомендуется рассмотреть следующие темы:

Реализация современных дидактических подходов в практике обучения химии. Системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы в обучении. Развитие учебно-познавательных и исследовательских компетенций учащихся. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей. Методы активного и интерактивного обучения и приемы организации учебного сотрудничества на уроках химии.

Организация деятельности по коррекции знаний и умений учащихся, по развитию у них навыков самооценки. Формирование организационно-учебных умений и навыков учащихся в процессе контрольно-оценочной деятельности на учебных занятиях по химии. Использование эффективных приемов обратной связи, взаимоконтроля, взаимооценки и самооценки учащихся, организация системной работы по устранению выявленных пробелов в знаниях по учебному предмету.

Информационно-коммуникационные технологии в химическом образовании учащихся организаций общего среднего образования.

Использование современных технологий и электронных образовательных средств обучения на учебных занятиях и во внеурочной деятельности по химии с целью развития информационно-коммуникационной компетенции учащихся и повышения качества знаний. Формирование медиаобразовательных компетенций: навыков анализа, оценки, использования информации, ее интерпретации и применения для решения новых задач. Методы моделирования химического эксперимента с помощью компьютерных технологий (виртуальной лаборатории).

Академией подготовлены Методические рекомендации в помощь учителям в условиях перехода на обновленное содержание образования. Рекомендации размещены на сайте Академии.

Количество суммативных оцениваний по предмету «Химия»

Суммативное оценивание по предмету предполагает проведение суммативных оцениваний за раздел (СОР) и за четверть (СОЧ). Ниже в таблице 59 представлено количество суммативных оцениваний за раздел/сквозную тему.

 

Таблица 66. Количество суммативных оцениваний по предмету «Химия»

 

Класс

Количество суммативных оцениванийза раздел/сквозную тему

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
7 класс 2 2 2 2
8 класс 3 3 3 3
9 класс 3 3 2 3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

Содержание учебных предметов образовательной области «Человек и общество» реализуется в учебных предметах «История Казахстана», «Всемирная история», «Основы права», «Самопознание».

Содержание образовательной области «Человек и общество» направлено на формирование у обучающихся основ знаний по общественно- гуманитарным наукам в рамках системы «Человек – Общество».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.078 с.)