Школа и родители должны воспитывать культуру неприятия антиобщественного поведения детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа и родители должны воспитывать культуру неприятия антиобщественного поведения детей.



Инклюзивная культура является важнейшей составляющей инклюзивного образования и включает в себя принятие ценностей уважения разнообразия и терпимости к различиям. Наиболее эффективными формами работы по формированию инклюзивной культуры у обучающихся, педагогов, родителей и общества в целом являются организация форумов, специальных семинаров, собраний с обязательной демонстрацией различной наглядности, в т.ч. презентаций об успешных людях с особыми образовательными потребностями (далее-ООП) (Серик Есматов, Шахан Жолдасбаев, Зульфия Раухатовна – герои проекта «100 новых лиц Казахстана», Пабло Пинед, Ника Вуйчиче, Стивен Хокинг и др.).

Заместителю директора по воспитательной работе рекомендуется включить в план мероприятий разработку календаря «особых дат», как Всемирный день борьбы с диабетом, Всемирный день инвалидов, Международный день редких заболеваний, Всемирный день людей с Синдромом Дауна, Всемирный день людей с аутизмом, и др. К каждой дате обучающиеся самостоятельно подбирают тематические материалы (история знаменательной даты, ее символ, статистические данные и интересные факты об этом дне, описание нарушений и причин их возникновения, краткие биографии и достижения «особых» людей, списки научно-популярной и методической литературы, Интернет-ресурсов, художественных фильмов, книг о людях с этим заболеванием, рекомендации по взаимодействию с людьми с ООП и др.).

Инклюзивную культуру нужно рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, в частности социализации лиц с ООП, но и как основу изменения всего общества в целом.

Для успешной организации воспитательной работы в этом направлении используйте м етодически е рекомендаци и по формированию инклюзивной культуры в организациях образования, которые размещены на сайте https://www.nao.kz.

Особое внимание нужно обратить на формирование психического здоровья и жизненных навыков обучающихся, профилактику реагированию на насилие в школах, а также предупреждение суицида среди несовершеннолетних, т.к. сегодня эта проблема имеет место в подростковой среде. В данном направлении большой интерес для педагогов и родителей представляют видеоматериалы, разработанные Общественным фондом «Bilim Foundation» (ссылка на сайты: https://zhastar.org/application/parentspage, https://zhastar.org/ application/ studentspage#1).  

Ценность представленных материалов заключается в том, что в них отражены те проблемы, которые сегодня часто встречаются среди обучающейся молодежи и требуют кардинального решения. Это такие как буллинг, кибербуллинг, нарушения психического здоровья, репродуктивного здоровья, ментального здоровья подростков и др. Содержательный контент, формат и продолжительность видеороликов, доступный язык изложения на казахском и русском языках, примеры/ситуации из реальной жизни, многоаспектность тем являются одной из привлекательных сторон видеоматериалов. Видеоролики окажут методическую и практическую помощь всем участникам образовательного процесса: педагогам, обучающимся и родителям, а также психологическим службам организаций образования и школьным службам примирения. Данные видеоматериалы актуальны в контексте ГПРОН на 2020-2025 годы, где указано, что в целях выявления детей «группы риска» и оказания им своевременной помощи, пресечения буллинга будет усилена деятельность психологических служб.

Методические рекомендации по работе с детьми, пострадавшими от насилия, а также с детьми, склонными к девиантному поведению и суициду («Модель педагогической поддержки обучения, воспитания, развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями (детей – оралманов; детей-мигрантов; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации») размещены на сайте https://www.nao.kz.

2) Духовно-нравственное воспитание формирует такие ценности как нравственный облик, нравственное сознание; ценностные чувства и качества -гуманизм, совесть, честь, долг, вера, ответственность, товарищество, доброта, стыд, принципиальность, милосердие, солидарность, ценность национального согласия, уважения и почитания культуры, традиций и языка других народов; этически ответственное отношение к жизни.

Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств воспитания гуманности и развития социального опыта у обучающихся является волонтерство. Указом Президента Республики Казахстан К. Токаева 2020 год объявлен Годом волонтера в Казахстане.

Организациям среднего образования нужно шире вовлекать обучающихся в реализацию социального волонтерского проекта «Қоғамға қызмет» - Акций «Дорога в школу», «Забота», «Помоги собраться в школу», «Подари человеку радость» и др. Кроме этого, школы должны стать инициаторами воплощения в жизньэкологического, спортивного, культурного, гражданско-правового волонтёрства. Более подробная информация об организации волонтерского движения в организациях среднего образования содержится в методических рекомендациях «Волонтерство и благотворительность в сфере образования и их роль в модернизации системы образования в современных условиях», Астана, НАО им И. Алтынсарина, 2019 г.  ( https://www.nao.kz)

Немаловажную роль играют в формировании духовно-нравственного воспитания вечера-встречи, литературные гостиные «Великие поэты и писатели Казахстана», «Великие учителя человечества», «Великие мыслители и философы Казахстана», поэтические гостиные «Красота спасёт мир», литературно-музыкальные композиции «Сострадание – основа всех нравственных побуждений человека», тесты и беседы нравственно-духовного содержания «Любовь – основа человеческой жизни», «Созидательная сила добра».

В новом учебном году рекомендуется продолжить проведение массовых мероприятий к 175-летнему юбилею со дня рождения великого казахского поэта, просветителя Абая Кунанбайулы.

Формирование системы нравственных ценностейпроисходит в период чтения книг. В 2020-2021 учебном году, в целях поддержки чтения и повышения престижа книги («моды на чтение») среди обучающихся остаются традиционными часы чтения.

Важно организовать специальные места по обмену книгами – буккросингов, совместную деятельность обучающихся и взрослых (библиотекарь, учитель, родители и обучающиеся) на основе общего интереса к книге, книжные выставки и публичный обзор книжной продукции; конкурсы «Читающая школа», благотворительную акцию по добровольной передаче книг библиотекам; встреч обучающихся с работниками библиотек, а также составить перечень Книг для семейного чтения, чтение и обсуждение книг совместно с родителями, подготовить альбомы, буклеты, кино-видео материалы и т.д.

Школьная библиотека должна активно развивать масштабные программы, например, такие как «Вызов летнего чтения», «Книжный старт», «Совместное чтение в семье» и др., стать инициатором проведения Недели чтения книг, где первый день называется Днём культуры чтения и письма.

На сайте школы должны быть представлены различные сервисы, посвящённые лучшей детской и школьной литературе, ресурсы по активизации чтения детей и подростков (интернет-викторины, рекомендательные сервисы, информация о книжных клубах и т.п.).

Нужно использовать возможности для чтения книг в электронном формате, в том числе с помощью мобильных устройств, развивать новые электронные ресурсы, которые помогают детям лучше ориентироваться в потоке литературы и способны привлечь к книге новых детей-читателей.

3)  В целях формирования системы ценностей в рамках национального воспитания необходимо  проведение конкурсов и олимпиад школьников на знание казахского языка, атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан; открытие в каждой школе музея; проведение встреч выдающихся личностей, прославленных спортсменов, ученых, победителей проекта «100 новых лиц Казахстана» с обучающимися; а также тематические занятия по краеведению для учащихся школ на объектах историко-культурного наследия региона. В рамках данного направления рекомендуется проводить следующие проекты: «Менің Отаным – Қазақстан» (развитие детско-юношеского туризма и краеведения, организация экспедиций, походов, экскурсий), «Тарих мұрасы», «Познай свою землю» (повышение краеведческого образования и школьного туризма, историко-археологическое движение, углубленное изучение истории, культуры и традиций родного края), «Табиғат бесігі» (ответственное и бережное отношение к родной земле).

В качестве методического руководства педагоги могут использовать методические рекомендации «Герои проекта «100 новых лиц» - «золотой» фонд нации», «Модели воспитательной работы по проекту «Духовные святыни Казахстана – Сакральная география Казахстана», разработанные Академией (https://www.nao.kz)

4) Целью семейного воспитания в школе является     формирование следующих ценностей: ценность брака и уважения к членам семьи; культ семьи; ценность здоровья для построения полноценной семьи; преданность к родным и близким; семейные традиции; бережное отношение к реликвиям и обычаям; святость материнства; ценность чувств – любви, верности, дружбы.

Согласно ГПРОН на 2020-2025 годы в учебно-воспитательном процессе организаций образования будут культивироваться семейные ценности и важность института семьи. В рамках программы «Құндылықтарға негізделген білім беру» необходимо создать в школах «Ата мектебі», «Әже мектебі», «Әке мектебі», «Ана мектебі», «Аға мектебі», «Жеңге мектебі». Целью создания этих школ является повышение роли семьи в воспитании детей.  

Характер взаимодействия педагогов с семьей в основном зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень. Поэтому   рекомендуется проводить родительские лектории, совместные мероприятия с участием родителей в новом формате.

Необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка. Для этого важно создавать педагогические и родительские консилиумы для проведения индивидуальных бесед с родителями и детьми, в результате которых согласованно составляется программа и система педагогических действий с конкретным ребенком; посещение семьи для знакомства с домашними условиями жизни ребенка, проведение консультаций по семейным проблемам и проблемам воспитания детей.

Методические рекомендации по формированию семейных ценностей являются руководством по реализации семейного воспитания в учебно-воспитательном процессе организаций среднего образования ( https://www.nao.kz)

5) Трудовое, экономическое и экологическое воспитания помогают обучающимся привить такие ценности, как труд как высшая ценность; творческий труд; культура труда; экономическое сознание; профессия; карьера; функциональная грамотность; компьютерная грамотность; глобальное экологическое мышление; экокультурные ценности, экологическая культура; любовь к природе как к уникальной ценности; любовь к родной природе как к малой Родине.

Трудовое воспитание в школе - это процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума практического опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого мышления, трудолюбия. Трудовое воспитание школьников достигается путем организации различных мероприятий: выставка поделок, уборка класса, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев, неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акт добровольцев, шефская помощь, зоны заботы, трудовой десант, ремонтная школьная бригада.

Одним из эффективных мер для выбора будущей профессии выпускниками школ является профориентационная работа обучающихся в организациях образования. В школах она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися. Это проведение системы мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, оказание помощи обучающимся в моменты профессионального самоопределения.

В целях правильной организации профориентационной работырекомендуется использовать:

- методические рекомендации по проведению диагностики и определению профессиональной ориентации обучающихся в организациях образования Республики Казахстан, утвержденных приказом Министерства образования и науки РК от 15 апреля 2019 года, № 150.

- методические рекомендации по использованию инструментария по проведению профессиональной диагностики обучающихся 7-11 классов средней школы;

- методические рекомендации по взаимодействию семьи, школы и органов по трудоустройству при выборе профессии детьми с ООП (htt p s://www.nao.kz).

Экономическое воспитание школьников направлено на раскрытие их личностных возможностей, а именно: экономности, предприимчивости, бережное отношение к окружающему миру и осуществляется через изучение учебных предметов, таких как «Художественный труд», география, математика, физика, биология и химия, Бизнес и основы предпринимательства.

Благодаря экономическому воспитанию школьники усваивают представления и понятия о самой экономике, о развитии экономических отношений, приобретают способность ориентироваться в рыночной среде и умение осуществлять свою деятельность экономически целесообразно. Во внеклассной деятельности главными средствами и формами воспитания экономического сознания являются тематические классные часы, экскурсии, дискуссии, ролевые игры и др. Это, например, классные часы «Этика делового общения»; «Искусство создания рекламы», экскурсии на предприятия, дискуссии на тему «Менеджер XXI века», «Что должен знать и уметь начинающий руководитель?»; ролевая игра «Разрешение конфликтных ситуаций на предприятиях» и др.

Экономическое воспитание должно обеспечить развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности; хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию; обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.

Экологическое воспитание, бережное отношение к окружающему миру должно осуществляться через комплекс воспитательных мероприятий. В рамках проекта «Моя Эко-школа» важно изучить через предметные области видовое разнообразие растений и способов увеличения декоративно-растущих растений (биоразнобразие); структуру энергопотребления дома и в организациях образования и способов его сокращения (энергосбережение); возможности экономного использования воды в школе и дома (водосбережение); источники образования отходов, определение способов их минимизации, внедрение раздельного сбора мусора (обращение с отходами) и др.

Во внеклассной деятельности необходимо активизировать следующие информационно-экологические, социально-значимые мероприятия: акции, выставки, конкурс на лучшее озеленение школы и прилегающей территории, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения. Наиболее эффективной формой экологического воспитания обучающихся является проведение Эко-фестиваля: защита научных проектов, эко-квесты, мастер-классы по созданию арт-объектов из мусора, защита научных проектов по насущным проблемам экологии, подготовка театральных постановок, изготовление изделий из экоматериала, возможно с использованием вторичного сырья.

Основу формирования экологической культуры составляют субботники по озеленению и благоустройству территорий организаций образования, района, города; посадка зелёных насаждений в рамках движения «Жасыл ел», волонтерское движение, очистка природных зон от мусора. В общеобразовательных организациях рекомендуется шире внедрять такие проекты как «Экочеллендж», «Экощит», «Экодесант», «Цветочный калейдоскоп», «Самый зеленый кабинет», «Зеленое золото», Плоггинг «Экопробег» и др.

6) Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание помогает обучающимся сформировать  эстетическое сознание; эстетический вкус и чувства; художественно-эстетическую восприимчивость к ценностям национальных культур народов.

Поликультурное воспитание в школе должно быть направлено на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др. Основными механизмами реализации данного направления являютсясотрудничество с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными центрами; создание Малых Ассамблей народа Казахстана в организациях образования, организация выставки работ детей и молодежи, фестивали дружбы народов, языковые и творческие клубы, конкурсы; встречи: с известными людьми, деятелями искусства. Ежегодно в план воспитательной работы рекомендуется включить мероприятия по поликультурному воспитанию обучающихся (уроки толерантности, акции ко Дню Земли, единый час информирования к Международному Дню мира и др.).

В области художественно-эстетического воспитания рекомендуется в организациях среднего образования изучение и продвижение отечественных культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, лучших образцов устного народного творчества наследников Великой степи за прошедшее тысячелетие – сказки, легенды, былины, предания, эпосы. Важно проводить постоянно действующие тематические книжные выставки.

Нравственно-эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыка восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека. С целью вовлечения подрастающего поколения в мир театрального искусства важно в каждой школе реализовать просветительский проект "Дети и театр".

7) Интеллектуальное воспитание формирует ценность знания; ценность интеллектуальной позиции; ценностьлидерских качеств и одаренности каждой личности; а воспитание информационной культуры - киберкультуру и кибергигиену.

Интеллектуальное воспитание должно быть направлено на развитие лингвистического, музыкального, логико-математического, пространственного, телесно-кинестетического, межличностного, внутриличностного интеллекта.

Ключевым в интеллектуальном воспитании также должно стать формирование у обучающихся эмоционального интеллекта. В качестве методического руководства рекомендуется Методическое пособие для учителей, разработанное в рамках программы «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних» (Модуль 3. Эмоциональный интеллект и межличностное общение) «Bilim Foundation», 2017.

Формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей обучающихся, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры является одним из важных компонентов воспитательной работы в школе.

Реализация общенационального культурно-образовательного проекта "Дебатное движение школьников "Ұшқыр ой алаңы" научит обучающихся рассуждать, анализировать и критически мыслить, развить навык работы в команде, проявлять уважительное отношение к противоположному мнению, активно отстаивать свои взгляды и суждения. Дебаты, как интеллектуальное соревнование, наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. В современном мире дебаты набирают популярность и находят различное применение в самых разных областях: политике, бизнесе, общественной деятельности, образовании, психологии и т.д.

В целях информационной культуры важно прививать обучающимся культуру поведения в интернет- пространстве: культуру общения, выражения своих мыслей, уважения мнения собеседника, соблюдения этических норм. В рамках ученического самоуправления важно практиковать рассмотрение вопросов интернет-поведения и общения детей и подростков. Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на обеспечение контроля доступа детей к определенным сайтам в сети Интернет, пропагандирующих насилие, суициды в рамках Закона Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 2 июля 2018 года №169-VI.

В планы воспитательных работ общеобразовательных организаций нужно включить мероприятия по киберкультуре и кибергигиене, в т.ч. по кибер безопасности и информационной безопасности обучающихся.

Уже со школьной скамьи, с учетом международной практики, нужно проводить обучение детей кибербезопасности, где они будут обучаться навыкам, позволяющим обеспечить безопасность от сетевых атак хакеров.     Для организации обучающих семинаров в школе по вопросам кибербезопасности, кибергигиены, киберкультуры можно найти материалы на следующих сайтах:

1. https://cybersecuritymonth.eu/press-campaign-toolbox/ecsm-material/cybersecurity-spaces-workshops-on-cybersecurity-for-high-school-students (на этом сайте в разделе «Ресурсы» есть документы, которые будут полезны);

2. https://www.mcafee.com/blogs/consumer/importance-cybersecurity-lessons-schools/;

3. https://eu-acerforeducation.acer.com/education-trends/cybersecurity-how-to-teach-students-to-use-internet-responsibly/;

4. https://www.youtube.com/watch?v=ULGILG-ZhO0 (видео на английском языке достаточно просто объясняют все основные принципы);

5. https://www.edb.gov.hk/en/edu-system/primary-secondary/applicable-to-primary-secondary/it-in-edu/information-security.html (есть PDF файлы по кибербезопасности, разработанные в Гонг Конге для школьников).

8) Физическое воспитание формирует ценность  здорового образа жизни, физической культуры и спорта, физического совершенствования, ценность ответственного отношения к своему здоровью.

В организациях среднего образования важно расширять сети школьных спортивных лиг по массовым видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, футзал, национальные виды спорта: асық ату, тоғыз құмалақ, қазақ күресі) и открывать специализированные классы по видам спорта и спортивные секции. Нужно развивать национальные спортивные лиги по национальным и массовым видам спорта, Спартакиада школьников по зимним и летним видам спорта и продолжить работу по увеличению охвата школьников массовыми видами спорта.

Одной из задач физического воспитания является активное привлечение обучающихся к участию в республиканских многоуровневых детско-юношеских турнирах и соревнованиях, в международных соревнованиях (зимняя и летняя Всемирная Гимназиада).

Неотъемлемой частью воспитательной работы является проведение семинаров-тренингов по сохранению репродуктивного здоровья подростков, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ и основам здорового образа жизни.

Методической базой для проведения вышеуказанных мероприятий являются следующие материалы:

1) Методические рекомендации по интеграции вопросов репродуктивного здоровья обучающихся и ценностей семейного воспитания в учебный процесс.

2) М етодические разработки по вопросам формирования безопасной образовательной среды для учителей и методистов: «Методические рекомендации по интеграции компонента безопасной образовательной среды в процесс обучения и воспитания», «Инструкция для методистов по вопросам профилактики и реагирования на насилие в школе»; с борник краткосрочных планов по учебным предметам начальной, основной средней школы с интеграцией следующих компонентов безопасной образовательной среды: «Профилактика насилия в школе», «Снижение риска бедствий», «Кибербезопасность», «Профилактика травматизма среди детей», «Экологическая безопасность».

Рекомендуется при планировании воспитательной работы использовать актуальную форму планирования как мегапроект, включающий взаимосвязанные проекты, объединенные общей целью, временем их исполнения. Одно из условий успешности мероприятий в рамках проектов - осознание классным руководителем важности всех осуществляемых преобразований, анализ ими своей деятельности в рамках воспитательного процесса.

При оценке результатов воспитательной работы следует учитывать три уровня. Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний и первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Критерии описаны в методических рекомендациях «Воспитательное мероприятие: критерии измерения уровня достижени й поставленных целей (конкурентоспособность; прагматизм; сохранение национальной идентичности; культ знания; эволюционное, а не революционное развитие Казахстана; открытость сознания). НАО имени И. Алтынсарина, 201 8. – 120 с.

Ценностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию будет являться неотъемлемой частью всей школьной системы школ, отражающейся в школьном климате, культуре, поведении и отношении всех сотрудников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.03 с.)