Условия успешного применения Самозащиты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия успешного применения Самозащиты



 

Значение психики при применении приёмов можно сравнить со значением её в координировании наших обычных движений, так как в обоих случаях физичес­кая работа управляется известными центрами голов­ного мозга, а степень успеха зависит от развития этих центров.

 

Главным результатом применения «САМ» являет­ся подчинение противника своей воле, причём при наличии наименьшего количества энергии. Этот ре­зультат зависит от психических качеств, управляю­щих приёмами и выбирающих наиболее удачный мо­мент для применения наиболее подходящего для дан­ного случая приёма.

 

Борец всякой дисциплины, будь то фехтование, борьба или бокс, стремится экономить свою энергию. «Практически это выражается в стремлении напасть на противника врасплох, то есть воспользоваться его неподготовленностью, промахом или более слабыми и уязвимыми местами, причем эти уязвимые места открываются либо самим противником, либо обнару­живаются вследствие некоторых комбинаций другой стороны.

 

Таким образом, во избежание завязки единобор­ства на силу, которая не всегда даёт положительные результаты, тактический подход должен предшество­вать применению приёмов. Различного рода столк­новения с применением «САМ» можно разделить на два момента:

 

1. Момент, предшествующий схватке, называется подходом.

 

Примечание: Под подходом нужно понимать со­ставление плана для достижения победы со всеми не­обходимыми для этого действиями и проведением их.

 

2. Момент рукопашной схватки — решением.

 

Примечание: Под решением нужно понимать про­ведение согласно плану всех специальных технических действий — приёмов, завершающих победу. С момен­та начала проведения приёма начинается решение, всё же предшествующее относится к подходу.

 

Первый момент всецело основывается на психичес­ких качествах человека, и залог успеха для проведе­ния второго момента всецело зависит от степени раз­вития этих качеств.

 

Второй момент основывается на физических каче­ствах (к физическим качествам относятся и специальные технические) и находится в зависимости от качественно­го проведения первого момента. Плохое его проведение ещё не говорит о невозможности победы, но во всяком случае значительно усложняет её достижение.

 

Если первый момент бывает короток, и налицо не­обходимость его удлинения, то есть другими словами, если надо выиграть время, то в этом случае успех всецело зависит от сообразительности применяющего приём. Разбирая различные случаи применения при­ёмов, обычно сталкиваешься с описанием или расска­зом технического проведения самого приёма и его результата. Изложение же действий, предшествующих приёму, то есть то, что составляет первый чрезвычай­но важный момент, почти всегда отсутствует.

 

Анализируя зафиксированные случаи практическо­го применения, необходимо констатировать, что:

 

а) большинство мало придавало значения перво­му моменту и проводило его плохо, а иногда и со­вершенно его игнорировало, поэтому бывали случаи значительной затяжки времени до применения реша­ющего приёма;

 

б) меньшая часть лучше проводила этот момент, и успех достигался скорее и легче;

 

в) отдельные лица в серьёзных случаях превосход­но проводили свой подход и легко добивались успеха.

 

     В самозащите больше, чем в какой-либо другой дисциплине, необходимо разумное управление свои­ми действиями и приобретёнными навыками.

 

Для иллюстрации только что сказанного разберём несколько характерных случаев.

 

Первый случай

 

На одном из вокзалов стояло оцепление и почёт­ный караул в ожидании прибытия поезда. До прибы­тия поезда оставалось ещё порядочно времени. В это время забравшийся за оцепление какой-то немного выпивший гражданин не хотел слушать никаких доводов двух стрелков железнодорожной охраны, тре­бовавших, чтобы он ушёл с перрона. Тогда стрелки, взяв его с двух сторон, хотели увести силой; но это не удалось, так как подвыпивший оказался сильным человеком. Собравшаяся публика наблюдала за этой картиной и посмеивалась — положение создавалось неудобное. Тогда некто К. из состава почётного кара­ула, получив разрешение своего начальника, подхо­дит к возившемуся со стрелками неизвестному и, об­ращаясь к стрелкам, внушительно говорит: «Товари­щи, ну что вы пристали к нему?» Стрелки и сопротив­ляющийся, не ожидая подобного вмешательства, сразу остановились. Возня прекратилась. Воспользо­вавшись этим спокойным моментом, К. моментально берёт подвыпившего на приём и легко его уводит.

 

Подход начинается с момента, когда К. сообразил, как ему лучше действовать, и оканчивается после слов «Товарищи, ну что вы пристали к нему?», когда неиз­вестный успокоился. Решение начинается техничес­ким применением приёма и оканчивается выводом не­известного.

 

Так как К. был средний работник по «САМ», то ему было удобнее в смысле быстрейшего достижения результата применить приём в спокойном состоянии неизвестного, для этого и был проведён описанный выше подход. В противном случае у К. могло бы получиться затяжное применение приёма, то есть была бы некоторая силовая возня, что, конечно, не было желательно.

 

Второй случай

 

Н. ехал в мягком вагоне и вёз деньги в ручном сак­вояже. Вагон был почти пустой. Н. стоял внутри купе и смотрел через отодвинутую немного дверь в кори­дор. В это время снаружи вошёл в коридор высокий, здоровый человек и, подойдя к купе, взялся рукой за ручку двери и стал её открывать с целью войти. Сто­ящий против него внутри купе Н. лицом к лицу, задер­живая дверь, сказал: «Сюда нельзя, товарищ!» Неизве­стный со словами: «Что такое нельзя!» с силой откры­вает дверь, входит в купе, отталкивает левой рукой Н., правой же рукой тянется за саквояжем, лежавшем на правом диване ближе к окну. Н., не имея возможности выхватить оружие, находившееся у него в кобуре под тужуркой (другой револьвер находился в заднем кар­мане брюк), и опасаясь, что при малейшей попытке к этому вошедший в силу своего значительного физичес­кого преимущества каким-либо способом легко рас­правится с ним, вдруг видит перед собой оставшуюся после отталкивания вытянутую левую руку неизвестно­го, быстро соображает и делает изо всей силы «Рычаг вниз по принципу» и ломает вошедшему руку в локте. Задержанный оказался крупным бандитом.

 

Подход здесь прошёл почти молниеносно, начина­ется он, когда Н. увидел перед собой вытянутую руку и сообразил, что удобно провести «Рычаг вниз». Не видя другой возможности защититься, он принимает это решение — на этом подход и заканчивается.

 

Решение — техническое применение «Рычага вниз». Между подходом первого случая и подходом второго случая есть существенная разница: в первом случае подход был создан применяющим приём, во втором случае применяю­щий воспользовался готовым, удобным для примене­ния приёма положением, и весь подход заключался только в его сообразительности. Что лучше — созда­вать подход или пользоваться готовыми положения­ми, — сказать невозможно, так как это зависит от многих условий и особенно от индивидуальных ка­честв применяющего. Можно только сказать, что бо­лее слабому работнику легче даётся победа при со­зданном им подходе, а хорошему работнику всё рав­но, так как при необходимости применения приёма он всегда найдёт не одно, а несколько подходящих положений.

 

Третий случай

 

В одном из кино, в зрительном зале, подвыпивший хулиган поднял скандал. Приглашённые два милиционера принуждены были силой вытащить хулигана из зала. Во время сопротивления, когда хулигана вывели в фойе, он вытащил финский нож и, ругаясь, стал спиной к стене и сказал: «Теперь подходи любой!» Милиционеры отошли от него, и любопытная публика, ожидавшая следующего сеанса, образовав полукруг, стояла в некотором расстоянии от него и смотрела. Никто не решался обезоружить. В это время с улицы вошёл в фойе некто К. Увидав такую картину, он понял, что нужно как-то помочь. К. подходит прямо к хулигану и, останавливаясь на некоторой дистанции, чтобы хулиган не мог достать его ножом, поднимает руку быстро вверх, говорит: «Товарищ» и тотчас же наносит удар ногой в нижнюю часть живота, отчего хулиган падает и выпускает нож из рук. Затем хулиган был схвачен и отправлен в милицию.

 

Был один короткий момент, когда хулиган соображал, в чём дело, этим моментом К. и воспользовался для нанесения удара. Не будь этого момента, хулиган мог бы попасть в ногу, так как он был готов к отражению со всех сторон.

 

Спиридонов В.А. Самозащита без оружия: Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения. — М.: «Динамо», 1933

Часть 1

Глава 2. Подготовка

2.1. Общая физическая подготовка

 

 

Глава 2

 

ПОДГОТОВКА

 

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Общая физическая подготовка является одним из основных средств для более успешного разрешения поставленных перед нами задач «САМ», требующих от организма большой работоспособности, выдержки и других качеств, приобретаемых соответствующими упражнениями из различных физкультурных дисциплин.

 

Отдельные виды физкультуры рекомендуются в качестве подсобных для целей общего развития организма, и их ни в коем случае нельзя рассматривать с точки зрения достижения известных результатов в тех видах физкультуры, откуда они взяты.

 

Ограниченность объёма руководства не позволяет дать обширные сведения по общей физической подготовке и описания упражнений, а вынуждает ограничиваться только ссылкой на те виды, кои могут быть рекомендованы как вспомогательные элементы успешного прохождения курса «САМ».

 

К таким видам следует отнести:

 

1. Лёгкую атлетику (упражнения, способствующие развитию быстроты и ловкости).

 

2. Гимнастику (подготовительные упражнения, упражнения с медболом, элементы партерной гимнастики, упражнения со скакалкой).

 

3. Подготовительные упражнения из тренировки боксёра.

 

4. Коньки.

 

Материалы для занятий по перечисленным видам следует заимствовать из соответствующих специальных руководств, кроме того, широкая и серьёзная постановка физической культуры ПСО «Динамо» даёт возможность найти даже в отдалённых местах товарищей динамовцев, могущих дать нужные указания по проводимым упражнениям.

 

 

Спиридонов В.А. Самозащита без оружия: Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения. — М.: «Динамо», 1933

Часть 1

Глава 2. Подготовка

2.2. Специальная подготовка. Задачи её

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА. ЗАДАЧ И ЕЁ

 

Специальная подготовка, имеет своей целью усиленное развитие определённых физических и психических качеств бойца, имеющих большое значение при разучивании приёмов, тренировке, состязаниях и применении самозащиты в жизни. Общим развитием (предыдущая глава) мы совершенствуем те же психические и физические качества, но степень достижения полученных результатов слишком мала, поэтому для более успешной и безопасной специальной работы необходимо усилить развитие этих качеств. Кроме того, приходится обращать особое внимание на развитие некоторых органов нашего тела, имеющих большое значение при применении приёмов самозащиты в рукопашной схватке.

 

В основе разработки физических качеств стоит чисто механическая работа, которая должна проводиться точно, согласно некоторым указаниям, систематически и с достаточной настойчивостью. Эта работа не требует большого психического напряжения, и поэтому она считается более лёгкой, следовательно, требующей меньшего внутреннего напряжения, чем при совершенствовании психических качеств.

 

Развитие же психических качеств значительно труднее, и достижения в них идут медленнее и незаметнее по сравнению с результатами физических достижений. При развитии активности, хладнокровия, самообладания и ориентации требуется большое волевое напряжение и правильный анализ действий не только своих, но и противника. Занимающийся, обычно недооценивает значения психических качеств при схватках и особенно в жизни, Тогда как большая часть успеха зависит в известной степени от развития этих качеств.

 

Большинство занимающихся обычно заменяют эти качества смелостью, в которой у многих нет недостатка, и лишь немногие пользуются простой хитростью, стараясь разрабатывать лишь механическую сторону.

 

Я остановлюсь дальше на развитии психических качеств потому, что в этом отношении наши достижения менее значительны, чем в технической работе.

 

Первоначально скучно и тяжело всё время следить за собой и управлять своей психикой, считаясь с обстоятельствами; впоследствии же это входит в привычку и приносит неоценимую услугу.

 

Развитие волевых качеств нам важно не столько для состязаний, сколько для жизни. В то незначительное время, которое мы отдаём занятиям, мы мало достигаем в совершенствовании этих качеств. Для этого хорошей ареной является сама жизнь, для которой мы и совершенствуемся. До практического применения результатов нашего обучения мы должны, пользуясь всеми возможностями, на занятиях и особенно в повседневной жизни стремиться развить психические качества, чтобы при практическом использовании приёмов они вполне гармонировали с технической работой.

 

Следует также упомянуть, что развитие и применение психических качеств при тренировке и особенно при состязании проходит в условиях довольно сложных, тогда как в жизни проявление их обычно бывает более простым и лёгким.

 

Развитие психических качеств достигается в незначительной степени некоторыми подготовительными упражнениями, больше — прохождением приёмов в тренировочно-состязательном порядке и наиболее всего — при тренировке и состязании.

 

Таким образом, последовательное прохождение данного отдела построено на постепенном переходе от простых к более сложным действиям, с технической стороны, и, параллельно с этим, на возрастающем проявлении волевых качеств, с психической стороны.

 

В отдел специальной подготовки входят:

 

а) специальные подготовительные упражнения;

 

б) приёмы и их варианты;

 

в) страховка, защита и приёмы после защиты, техника приёмов;

 

г) тренировка;

 

д) тактика применения приёмов.

 

Соблюдение указанного порядка прохождения, помимо развития упомянутых качеств, ещё вырабатыва­ет ценные навыки страховки, без которой совершенно невозможно было бы проводить не только тренировку и состязание, но и разучивание некоторых существенных приёмов.

 

Эти навыки страховки по производству своему — технические навыки, но они очень близко связаны и находятся в зависимости от психических качеств занимающихся, то есть технически мы их проводим, а степень большей гарантии зависит от психических качеств, как-то: от хладнокровия и самообладания. В правилах для состязания обращено внимание на проявление этих качеств состязающимися и, в случае нарушения и недостаточной выдержки, виновных предлагается дисквалифицировать.

 

Приступающие к занятиям обычно плохо или совсем не представляют себе значение страховки, и руководителю стоит значительного труда убедить их в её безопасности и необходимости.

 

 

Спиридонов В.А. Самозащита без оружия: Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения. — М.: «Динамо», 1933

Часть 1

Глава 2. Подготовка

2.3. Подготовительные упражнения

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

Общая физическая подготовка оказывает существенную помощь в отношении всестороннего развития органов нашего тела и умелой координации наших движений. Специальная подготовка отличается более узким масштабом, и отдельные детали, необходимые для успешного достижения поставленной цели, разрабатываются значительно более утончёнными.

 

Специальные подготовительные упражнения имеют большое значение при изучении приёмов и тренировке. С одной стороны, они помогают изучению и практическому применению самозащиты посредством более совершенного развития у человека соответствующих физических качеств для быстрого, меткого и ловкого проведения приёмов; с другой стороны, они предохраняют от повреждений при изучении, тренировке и состязании по «Сам» путём выработки навыков, смягчающих опасные действия в употребляемых приёмах. Для достижения поставленных перед нами задач я даю очень ограниченный цикл упражнений. О значении каждого упражнения в отдельности я не буду говорить — это поймут сами занимающиеся, тем более что цель их здесь указывается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.044 с.)