Грамматика. Грамматическая норма. Основные грамматические понятия. Синтаксическая норма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грамматика. Грамматическая норма. Основные грамматические понятия. Синтаксическая норма.



1. Составьте словосочетания, написав названия произведений в форме винительного падежа.

Читать, исследовать, смотреть:

«Ревизор», Николай Васильевич Гоголь; «Ионыч», Антон Павлович Чехов; «Доктор Живаго», Борис Пастернак; «Клим Самгин», Максим Горький; «Три сестры», Антон Павлович Чехов; «Чёрный человек», Сергей Есенин; «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков; «Антигона», Иван Алексеевич Бунин; «Анна Каренина», Лев Нико­лаевич Толстой; «Идиот», «Братья Карамазовы», Федор Михайлович Достоевский.

 

5. Напишите правильно окончания.

Я познакомился с:

ü Наталья и Вадим Слепых, Андрей и Светлана Живых, Ирина и Иван Коваленко, Денис и Дарья Шевченко, Юлия и Александр Бордовских.

Я прочитала статью о:

ü Дженифер Лопес, Николь Кидман, Бритни Спирс, Джессика Симпсон, Рене Зеллвегер, Кейт Бланшетт, Ума Турман, Наталья Орейро, Памела Крус, Клаудия Шифер, Гвинет Пэлтроу, Бейонс Ноулс, Дженифер Энистон, Кайли Миноуг, Сара Джессика Пар­кер, Анжелина Джоули, Шерон Стоун;

ü Джонни Депп, Том Круз, Оззи Осборн, Орландо Блум, Ник Лачи, Бен Афлек, Клум Лени, Марк Энтони, Леонардо ди Каприо, Энрике Иглесиас, Джордж Клуни, Антонио Бандерос, Квентин Тарантино, Стивен Спилберг, Бред Питт, Рассел Кроу, Ричард Гир

 

6. Напишите правильно окончания.

Мне хотелось бы увидеть:

ü Борис Пильняк и Мария Пильняк, Зинаида Райх и Иосиф Мей­ерхольд, Осип Мандельштам и Надежда Мандельштам, Стефан Цвейг и Вера Цвейг.

Я мечтаю съездить в/на:

ü Чикаго, Оклахома-Сити, Акапулько, Монтевидео, Дели, Бордо, Сан-Марино, Глазго, Мехико, Сухуми, Батуми, Тбилиси, Сочи, Баку, Туапсе, Осло;

ü Капри, Гаити, Сикоку, Кюсю, Таити;

ü Конго, Перу, Чили, Буркина-Фасо, Сомали, Зимбабве, Бурунди, Мали, Марокко, Монако, Пуэрто-Рико;

ü Миссисипи, Хуанхе, Миссури, Янцзы, Лимпопо; Эри.

 

7. Подберите прилагательные к следующим существительным. Объясните выбор окончания прилагательного.

 Букле, фойе, пальто, шоссе, хаки, кино, пенсне, жабо, кашне, ралли, регби, эмбарго, ноу-хау, бигуди, галифе, купе, меню, пенни, реле, танго, эскимо, филе, коммюнике, ателье, пианино, радио, алоэ, арго, барокко, такси, банджо, бра, цунами, мини, миди, макси, сомбреро, факсимиле, суши, сумо.

 

5. Подберите прилагательные к следующим существи­тельным. Объясните выбор окончания прилагательного.

1) Вуаль, мозоль, псалтырь.

2) Рояль, шампунь, вестибюль, кофе, сель, тюль, гран-при.

3) Салями, кольраби, авеню, иваси, цеце, бренди, виски, контральто, жалюзи, бикини, медресе, леди, фрау, мадам, мадемуазель.

4) Кюре, идальго, денди.

5) Киви, манго, авокадо.

 

8. Образуйте форму единственного числа:

✓ Туфли, тапки, ботинки, рельсы, манжеты, погоны, ставни, ябло­ки, цветы, цвета, клавиши, простыни, полотенца;

✓  Джинсы, колготки, гольфы, брюки, макароны.

 

9. Замените формы множественного числа на формы единственного числа. Объясните причину возможной ошибки.

Высокие жирафы — …, зелёные банкноты — …, большие залы — …, старинные канделябры —…, деревянные ставни — …, густые бакенбар­ды — …, тяжёлые ботфорты — …, бордовые георгины — …, дешёвые плацкарты — …, страшные щупальца — …, золотые эполеты — ….

 

10. Определите род несклоняемых географических названий. Подберите к ним сказуемые в форме прошедшего времени.

1) Ай-Петри, Уитни, Мак-Кинли, Бештау, Хонсю, Килиманджаро, Гоби, Миссисипи, Миссури, Янцзы, Хуанхэ, Лимпопо.

2) Чикаго, Оклахома-Сити, Милуоки, Банги, Сидни, Орландо, Ака­пулько, Монтевидео, Дели, Бордо, Сан-Марино, Глазго, Мехико, Улан-Уде, Адис-Абеба, Сухуми, Батуми, Тбилиси, Сочи, Баку, Туапсе, Осло, Капри, Гаити, Сикоку, Кюсю, Таити.

3) Конго, Перу, Чили, Буркина-Фасо, Сомали, Зимбабве, Бурунди, Мали, Марокко, Монако, Пуэрто-Рико.

 

11. Определите род несклоняемых названий газет и журналов. Подберите к ним определения, а также сказуемые в форме про­шедшего времени.

1. Газеты: «Юманите», «Монд», «Фигаро», «Пари-Мач», «Либерасьон», «Паризьен», «Фигаро Литерер», «Суар» (Франция); «Дейли Уоркер», «Дейли Таймс», «Гардиан» (Великобритания); «Тагесшпигель», «Тагесцайгунг», «Вельт» (Германия); «Стампа», «Эль Мундо» (Италия); «Эдь Пайс» (Испания); «Трибюн дэ Женев», «Темпе» (Швейцария).

2. Журналы: «Тайм», «Шпигель», «Гламур», «Космополитен».

 

12. Определите род несклоняемых названий машин. Подберите к ним определения, а также сказуемые в форме прошедшего времени.

1. «Вольво», «рено», «пежо», «мицубиси», «сузуки», «мерседес»,

«лексус», «опель», «субару», «фольцваген», «форд», «ниссан».

2. «Тойтта камри», «тойота королла», «тойота авенсис», «опель вектра», «рено логан», «рено меган», «рено симбол», «рено лагуна», «шкода октавиа», «мицубиси лансер», «мицубиси талант», «мицубиси эклипс», «мицубиси монтеро спорт», «хонда сивик», «джип гранд чероки», «хондай акцент», «хондай соната», «ниссан микра», «ниссан альмера», «нис­сан максима», «ниссан примера», «дэу нексия», «дэу матиз», «шевроле нива», «альфа ромео», «киа рио», «киа карнивал», «субару форестер», «субару легаси», «фольцваген пассат».

 

11. Иногда род неодушевлённого несклоняемого существительного опре­деляется по роду слова, которое является для таких существительных общим и склоняемым:

ж.р. м.р. ср.р.
салями — колбаса, коль­раби — капуста, авеню — улица, иваси — сельдь, цеце — муха, Миссури — река, Юманите — газета, Нью-Йорк Таймс — газе­та, медресе — мусульман­ская духовная школа сулугуни — сыр, кофе — напиток, каркадэ — чай, хинди, пушту, бенгали — язык, Сочи — город, Коло­радо — штат, Тайм — жур­нал Эри — озеро, Титикака — озеро

2. Некоторые слова употребляются в двух родах: пенальти — ср.р. (неодушевленное), м.р. (удар); бренди — ср.р. и м.р.(напиток).

 

13. Расшифруйте аббревиатуры и определите их род.

1. ЕГЭ, ВМФ, НИИ, ОВИР, ЦСКА, ВВП, СНГ, СССР, ЕЭС, ВАЗ, ГАЗ.

2. ГЭС, АЗС, АХЧ, АЭС, ВЧК, БСЭ, ДПС, ЦИК.

3. МЧС, ВТО, КБ, СМУ, ЦСУ.

4. США.

 

12. Допишите правильные окончания:

1) Молод… врач Ерёмина начал… вести приём. 2) Опытн… хирург Со­ловьёва провел… успешную операцию. 3) Известн… гинеколог Посисеева назначил… лечение. 4) Замечательн… инфекционист Федосеева пред­ложил… новый курс лечения. 5) Любим… всеми студентами профессор Полятыкина прочитал… вступительную лекцию. 6) Бессменн… декан педиатрического факультета Рябчикова предложил… провести день от­крытых дверей. 7) Перв… проректор Хазбулатова выступил… на учёном совете. 8) Недавно защитивш… доктор медицинских наук Челышева под­готовил… интересный доклад. 9) Первоклассн… невропатолог Лобанова поставил… точный диагноз. 10) Заслужен… деятель наук Философова награжден… орденом. 11) Нов… декан лечебного факультета Екатерина Владимировна Гарасько выступил… на собрании первокурсников.

 

13. Напишите предложения, чтобы следующие слова были использованы сначала в мужском роде, затем в женском.

Староста, сирота, жертва, заика, умница, задира, молодчина, моло­дец, жадина, обжора, соня, ябеда; автор, адвокат, прокурор, рентгенолог, эндокринолог; судья, кол­лега.

 

14. Запомни:

-а/-я -ы/-и
Адреса, векселя, веера, вороха, ди­ректора, доктора, инспектора, же­лоба, жернова, катера, кителя, ку­пола, кучера, мастера, обшлага, округа, окорока, ордера, ордена, отпуска, паруса, паспорта, пова­ра. Полотенца, профессора, сорта, сторожа, хутора, шелка, штемпеля, шулера, черепа Аптекари, бухгалтеры, выборы, джемперы, договоры, инженеры, конструкторы, лацканы, лекторы, месяцы, офицеры, ректоры, редак­торы, слесари, торты, фронты, шо­фёры. Шприцы

 

15. Напишите и объясните правильное окончание у/-ю —а/-я):

Задать перц… — 10 килограммов перц….

Дать ход… — назад нет ход….

Понять с ход… — зависеть от ход… работ.

Натерпеться страх… — жить без страх….

Прибавить шаг… — устать от быстрого шаг….

Дать жар…, с пыл… с жар… — печка накалилась от жар….

Умирать со смех…, не до смех… — испугаться смех….

Наделать шум… — много шум… из ничего

Делать с налет… — от налет… воробьев.

 

16. Напишите и объясните правильное окончание (-у/-ю - -е):

Работа на дом… — крыша на дом….

Находиться в стро… — изменения в общественном стро….

Быть на хорошем счет… — на текущем счет….

Мотоцикл на ход… — отразиться на ход… дел.

Гулять в сад…, в детском сад… — в «Вишнёвом сад…» А.П. Чехова.

В одном ряд… — в ряд… государств.

Рубить на корн… — вырасти на корн….

Ни в одном глаз… — работа о глаз….

Написано на род… — в среднем род….

Бродить в лес… — разбираться в лес….

 

17. Образуйте множественное число от существительных. Объясните выбор окончания.

1. Доктор — …, фельдшер — …, директор — …, кондуктор — …, округ — …, череп — …, борт — …, отпуск — …, паспорт — …, якорь — ….

2. Ректор — …, редактор — …, библиотекарь — …, акушер — …, лек­тор — …, шофёр — …, договор — …, торт — ….

3. Хлеб — …, цвет — …. пояс — …, корпус — …, колено — …, тон — …, образ — ….

4. Год — …, ветер — …, шторм — …, промысел — …, цех - ….

 

18. Составьте предложения со следующими парами слов:

Тормоза — тормозы,

пропуска — пропуски,

лагеря — лагери.

 

19. Образуйте родительный падеж множественного чис­ла от следующих существительных. Объясните причину написания окончаний:

1. Англичане — англичан; башкиры —…; болгары —…; грузины —…; румыны — …; татары — …; турки — …; туркмены — …; цыгане — …; инопланетяне — …; горожане — …; селяне — …; южане —….

2. Американцы — американцев; абхазцы —  …; афганцы — …; ев­реи —…; испанцы — …; итальянцы — …; казахи —…; киргизы — …; немцы — …; монголы — …; таджики — …; узбеки — …; укра­инцы — …; французы — …; якуты — ….

3. Сапоги — сапог; ботинки — …; валенки — …; колготки — …; чул­ки — …; манжеты — …; макароны — …; сумерки — ….

4. Часы — часов; мемуары — …; очки — …; плоскогубцы — …; сче­ты — …; тиски — …; щипцы — …; боты — …; погоны — …; мо­касины — …; эполеты — …; гольфы — …; носки — …; ботфор­ты —….

5. Амперы — ампер; ватты —…; вольты — …; герцы —…; микроны —…; рентгены — …; тонны — ….

 

20. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности употребления окончаний.

1) Гостиница закупила комплекты новых (полотенца, наволочки, простыни, одеяла, матрасы, кровати). 2) Горы (яблоки, мандарины, апельсины, грейпфруты, лимоны, курага, виноград, арбузы, дыни, ананасы, кокосы) радуют глаз покупателей на центральном рынке. 3) На праздновании Международного дня студентов присутствовало много (монголы, узбеки, таджики, туркмены, азербайджанцы, татары, болгары, турки, казахи). 4) Для осенних заготовок домохозяйки по­купают много (килограммы, помидоры, огурцы, перцы, баклажаны, морковь, свёкла, лук, кабачки). 5) В связи с повышением рождаемо­сти не хватает детских (сады и ясли)!

 

21. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности употребления окончаний.

1) В магазин привезли новые се­рии (туфли, ботинки, мокасины, сапоги, полусапожки, носки, чулки, гольфы, колготки). 2) Новые модели (платья) украшали (барышни) на студенческом вечере. 3) Сколько ещё тоскливых (будни) предсто­ит прожить вдали от дома! 4) В горшке проросли косточки (вишни, черешни). 5) Он не оставил после себя ничего: ни (мемуары, долги, счета, песни, басни). 6) Для обновления (кресла) необходимо купить 12 (метры) 30 (сантиметры) гобеленовой ткани. 7) Много (гектары) незасеянных полей ждут своего хозяина.

 

22. Образуйте две формы сравнительной степени прила­гательных (простую и составную). Объясните разницу в использовании.

Бойкий — …, звонкий — …, ловкий — …, сладкий — …, хлесткий — …, молодой — …, ранний — …, долгий — …, тонкий — ….

 

23. Образуйте простую сравнительную степень прила­гательных с приставкой по-. Сделайте вывод, меняется ли их смысл и ситуации использования.

Бойкий —…, звонкий —…, ловкий —…, сладкий —…, хлёсткий —…, слабый —…, молодой —…, ранний —…, долгий — ….тонкий —…, хоро­ший —…, плохой —…, глухой —…. тугой — ….старый —…. поздний —…. горький —…, большой — …, простой —…. строгий —…, громкий — …, богатый — …, интересный — …. белый — …, лохматый — …, откровен­ный — ….умный —…, способный —…, глупый — ….сильный — ….сме­лый — …,солёный — …,здоровый — …,больной — ….тяжёлый — ….

 

 

24. Исправьте ошибки, связанные с использованием сте­пеней сравнения прилагательных.

1) Её подруга была гораздо бойчее на язык. 2) С его способностями можно добиться более лучших успехов в учёбе. 3) Всё красивее и звончее становился Надин голос. 4) Все советуют Тане вести себя более скром­ней. 5) С каждым разом он отвечает всё хлеще и хлеще. 6) Ты выбрал самый опаснейший путь. 7) Сергей ловчее, нежели Виктор. 8) Между нами состоялся наименее откровеннейший разговор за последнее вре­мя: дело шло к разрыву наших отношений. 9) Катя была самой краси­вейшей девочкой школы. 10) Я люблю чай с лимоном и посладже.

 

25. Найдите краткие прилагательные в следующем вы­сказывании А.П. Чехова. Какую функцию они выполняют?

Воспитанные люди «уважают человеческую личность, а потому все­гда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!». Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присут­ствие в их жилье посторонних…

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пус­тяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах го­ворящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочув­ствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», — потому что всё это бьёт на дешёвый эффект, пошло, старо, фальшиво…

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Делая на грош, они не носятся со сво­ей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.

«Они воспитывают в себе эстетику…».

Из письма А. П. Чехова брату Николаю

 

26. Отгадайте русские народные загадки.

1) Каких камней не найдешь в море? 2) Какой болезнью на земле никто не болеет? 3) Из какого полотна нельзя сшить рубашку? 4) Зимой нет теплей, летом нет холодней. 5) Зелена, а не луг, бела, а не снег, куд­рява, а не голова. 6) Маленький, удаленький — сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. 7) Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька.

 

27. Отгадайте русские народные загадки.

1) Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь. 2) Посреди двора золотая голова. 3) Красный пан в яму упал. 4) Чёрная корова весь мир поборола. 5) Сам худ, голова с пуд. 6) Тон­ка, длинна, одноуха, остра, всему миру красна. 7) Хорошо видит, а сле­пой. 8) На какое дерево садится ворона после дождя?

9) — Это чёрная?

— Нет, красная.

— А почему она белая?

— Потому что ещё зелёная.

 

28. Исправьте предложения. Объясните причину ошибки.

1) Сзади его ехала машина. 2) Лида заставила меня осознать свои ошибки. 3) Отец Степана умер, когда ему было двадцать лет. 4) Галя сняла глобус с письменного стола и отодвинула его в сторону. 5) Лиза подружилась с Катей, хотя она была младше её. 6) В споре Саши с Женей выясняются его убеждения. 7) Люда была старше него на четыре года, но никто не замечал этого. 8) Мать попросила дочь выполнить свою рабо­ту по дому. 9) Света пошла к сестре, она только вчера вернулась с юга.10) Дом был построен замечательным архитектором, я недавно увидел его. 11) Он работает хуже неё. 12) За исключением него вся группа хо­рошо написала тест. 13) Маша поступала наперекор нему.

 

29. Отгадайте загадки при помощи местоимений.

1) Ребёнок моего отца, а мне не брат и не сестра.

2) Когда руки бы­вают тремя личными местоимениями?

3) Какой полуостров заявляет о себе, что он небольшой?

4) Какой остров говорит о себе, что он яв­ляется бельём?

 

30. Определите приём, используемый А.П. Чеховым в данном тексте. Благодаря чему он создаётся?

Моя она

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, — связь, стало быть, крепкая, прочная… За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными черни­лами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоми­нает Лилю, Лелю, Нелли…        

Её зовут — Лень.

 

31. Напишите числительные словами. Отгадайте русские народные загадки.

1) Шли 2 матери с дочерью да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. Помногу ли досталось? 2) Что с козлом после 6 лет бывает? 3) Горшочек умён, 7 дырочек в нём. 4) 5 братьев годами равные, а ростом разные. 5) 2 Егорки живут возле горки, а друг на друга не глядят. 6) Посторен хлевец для пяти овец. 7) 4 ноги, да не зверь, есть перья, да не птица. 8) У 1 головы 1 ухо. 9) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? 10) На голове пуговка, в носу реше­то, 1 рука, да и та на спине. 11) Что за зверь: 2 головы, 6 ног, 1 хвост? 12) 1 идёт, 4 за собой ведёт, а 5 сидит, в оба глаза глядит. 13) 2 конца, 2 кольца, посредине гвоздик.

 

32. Возразите собеседнику, использовав глаголы в форме 1-го лица единственного числа.

1)  — Не надо мне дерзить.

– Я не…

2)  — Не шелести бумагой, пожалуйста.

 – Я не…

3)  — Не следует слишком много грезить по этому поводу.

 – Я не…

4)  — На вечере ты всех затмишь.

 – Я не…

5)  — Не надо колесить вокруг да около.

 – Я не…

6)  — Прекрати ерундить!

–  Я не…

 

33. Напишите предложения, корректно использовав гла­голы с корнем –лож- и глагол класть.

1) Мне нужно … чемодан. 2) Нужно … туда все необходимые вещи. 3) Не следует … туда слишком много. 4) Нужно … что-нибудь, ина­че чемодан не закрывается. 5) Не … в чемодан еду на дорогу, лучше … её в отдельный пакет. 6) Возьми чемодан, отнеси его в машину и … в ба­гажник.

 

34. Прочитайте высказывание Е. Евтушенко высоким 7 стилем. Найдите в нём причастия. Удачно ли они использованы авто­ром? Дайте название тексту. Выразите главную мысль при помощи од­ного предложения с причастным оборотом.

Народ… Слово изрядно замусоленное, затёртое, столько раз упо­требляемое всуе, а всё-таки могучее. Слово это нельзя слишком часто говорить — его надо думать. Каждый человек соединён с другими не­видимой ниточкой, выдернутой из хоругви на Куликовом поле, освя­щённой Сергием Радонежским, или из паруса первого Петровского ботика, или из флага над Рейхстагом. Разъединённые по своим избам, баракам, коммунальным кухням, кооперативным квартирам с глазками, встроенными в двери, люди иногда забывают, что они — народ и что есть историческая ниточка, связывающая их из раздробленности, ото­рванности, отчуждённости в единое целое. Народу надо помнить, что он — народ. Напоминает война, но цена за такое напоминание слишком дорогая. Литература напоминает. Именно писатели добились того, чего не смогла добиться медицина: они победили фатальность исчезновения. Их герои, живущие давным-давно, навсегда в составе народа, и смерть ничего не может с ними поделать.

 

 

35. Найдите необычные формы в следующих устойчивых сочетаниях. Определите часть речи, к которой они относятся. Замени­те их современными формами. Объясните смысл данных устойчивых сочетаний:

1) Не солоно хлебавши. 2) Потерявши голову, по волосам не плачут. 3) Снявши голову, по волосам не плачут. 4) Живучи просто, доживёшь лет до ста. 5) Пирог ядучи, помяни и сухую корочку. 6) Не хвались в поле едучи, хвались из поля идучи. 7) Не давши слова, крепись, а давши сло­во — держись.

 

36. Исправьте ошибки в следующих высказываниях:

1) Родившись в этом месте, все мне знакомы здесь. 2) Прочитав га­зету, мне в голову пришла интересная мысль. 3) Вернувшись из города в деревню, перед Олей встал ряд трудностей. 4) Придя в магазин, он ока­зался закрыт. 5) Приехав из леса, ему нездоровилось. 6) Подружившись с Артёмом, Илье пришлось поступиться некоторыми своими принципа­ми. 7) Читая литературу по психологии, мне кажется, что я неправильно воспитываю своего сына. 8) Сначала, посмотрев фильм «Огни рампы», он показался мне слащавым. 9) Прибежав под крышу, дождь усилил­ся. 10) Возвращаясь домой, дрожь пробежала по телу. 11) Пролетая над родным городом, мне стало грустно. 12) Получив ссуду на дом, он был построен. 13) Превысив свою долю в биосфере в 25 раз, человеком была нарушена гармония в природе. 14) Решая экологические проблемы, учеными решаются проблемы будущей жизни на планете. 15) Будучи охотником, ему также приходилось прятаться, как и жертвам. 16) Вер­нувшись домой, он оказался закрыт.

 

37. Исправьте ошибки в сочинениях учащихся.

1) Учась на первом курсе, учёба казалась мне скучной и неинтерес­ной. 2) Изучая клинические дисциплины, появился интерес, хотелось узнать больше и больше о тех болезнях, с которыми сталкиваются люди в своей жизни. 3) Уходя из жизни, последнюю запись в истории болез­ни ставит врач. 4) И, видя всю эту картину, возникает ощущение, что окружающий мир прекрасен, но это чувство бесследно исчезает, как только я слышу голос диктора телевидения, который сообщает, что сегодня погибло ещё несколько сотен человек, тысячи людей искале­чены. 5) Имея склонность к рисованию, мне очень хотелось учиться в художественной школе.

 

38. Найдите ошибки. Исправьте их.

1) Вокруг стола сидело четверо женщин, из них одна молодая, с трёх­летней девочкой (Л.И. Солженицын). 2) С проницательностью тёмно­го ночного бдения, когда неотвлекаемое зрение обращается вовнутрь, Ройтман вдруг понял сейчас — чего не хватало ему последние годы (А.И. Солженицын). 3) – Что за важность? — удивилась Елина. — Мы и куличи на Пасху некем, так что такого? (А.И. Солженицын). 4) «Эхо Москвы» вдруг передали, что с их канала уволен ещё и главный продю­сер (Вильмонт Е.). 5) Во время наших бесед Литвинова часто занималась смехом. Смеялась она обильно …(ВасильевА.) 6) Она стирала одежду, го­товила немудрящий ужин, говорила о пустяках, укладывала меня спать (77. Коэльо, пер. А. Богдановского). 7) Такси свободен! Прошу садиться! (И. Ильф и Е. Петров) 8) Его маленькие, злые пульсы по-прежнему не­терпеливо бились (И. Ильф и Е. Петров). 9) Согласно законов гостепри­имства, — добавил он почему-то (И. Ильф и Е. Петров).

 

39. Объясните причину ошибок при построении син­таксических конструкций. (Примеры взяты из различных радио- и те­левизионных передач). Исправьте их.

1) Я верен своим изначальным словам. 2). Я стал более свободнее в об­щении. 3) Их дружба не всегда была искренной, некоторыми местами особенно. 4) Сейчас посмотрите репортаж из Петропавловск-Камчат­ского. 5) Для укладки волос достаточно сто шестьдесят ватт. 6) Жид­кие молочные продукты не должны иметь жирность более полтора процента. 7) 21 июля пятеро ранее незнакомых женщин шли на оста­новку автобуса, возвращаясь со своих дачных участков. 8) Собирают деньги на фонд для помощи детям. 9) Пора уже людям заготавливать друг дружке подарки, покупать вкусную еду: мандарины, тортЫ и дру­гие сладости. 10) Вам звонят Таня и Аня, мы хотим поздравить с Днём рождением нашу дорогую подругу. 11) Сейчас я.покажу вам экскурсию по дому. 12) Наш холодильник большее, но пустее. 13) У тебя ещё мо­локо с губ не обсохло. 14) Когда мы с этим прикоснулись, оказалось очень сложно.

 

40. Объясните причину ошибок при построении син­таксических конструкций. (Примеры взяты из различных радио- и те­левизионных передач). Исправьте их.

1) Переехав за границу, наши учёные сдавали своим противникам ими же созданное оружие. 2) Человек впервые придал форму миру, который видел, при помощи карт. 3) Летальность птицы достигает сто процентов. 4) Свобода нас погубляет. 6) Памяти погибшим в Ве­ликой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. преподавателям, сотрудни­кам, студентам. 7) Те 10 %, которые пишут каракулями, характеризует поверхностное отношение к вещам и отсутствием стремления вникать в проблемы. По мнению специалистов, крючки в начале букв указы­вающих на алчность пишущего. 8) Они скучают о доме, о маме, о семье.

 

41. Исправьте ошибки в сочинениях учащихся.

1) Когда я была маленькая, часто приходилось лежать в больнице. 2) Получив медицинское образование, я смогу при необходимости, помочь своим близким. 3) Я чувствовала то, что когда я вырасту, то обязательно стану врачом. 4) Профессия врача очень трудная, от него зависит жизнь многих людей. 5) Меня удивляет умение преподавателей доступно объяснить такой трудный для восприятия материал и подго­товить высококвалифицированные кадры. 6) Но учёба ещё не всё, что было лучшее в мои учебные годы в медицинском училище. 7) Ведь для меня не важна плата за лечение и помощь пациентам, я всего лишь же­лаю видеть счастливые улыбки на лицах здоровых людей. 8) Среднее обра­зование закончила с отличием. 9) Увлекаюсь рукоделием и програм­мированием, и рисованием.

 

42. Объясните причину речевых ошибок в следующих высказываниях студентов. Исправьте их.

1) Заниматься ему ничего не мешало. 2) Мне это печально. 3) Бла­годаря тебе он получил черепно-мозговую травму. 4) Андрей не только сдал итог по анатомии, а также и по биологии. 5) Он приходит со школы поздно. 6) Давайте сделаем, чтобы этого не продолжалось. 7) Я глубо­ко переживаю о всём случившемся. 8) Не спрашивай глупых вопросов. 9) Мне деньги надо. 10) Он по-любому сделает это. 11) В ихней группе все сдали зачёт. 12) В аудитории повесили красивую жАлюзи. 13) Не ви­новатая я.

 

43. Исправьте ошибки в речи антрепренёра Гуськина из «Воспоминаний» Тэффи. Объясните их причину.

1) …Этот бандит расстрелялся… Расстреляли его за грабежи, за взятки. 2) Но где бы нам переночевать наших гостей? 3) Я всю жизнь буду её помнить тёплыми словами. 4) Я любопытен знать, …вы любите клюцки? 5) Я …лучше расскажу одному господину Аверченке. 6) У меня слишком высокие требования от девушки. 7) Я свою мамашу уже пять месяцев не видал… Я нахожусь уже пять месяцев вне матери. 8) Веро­ятно, ожидается труппа и запоздала приездом. 9) Вы меня мертвецки удивляете.

 

44. Исправьте ошибки. Объясните их причину.

1) Она была умна и гораздо более образованнее своих подруг. 2) На фотографии вы видите её двоих дочерей и сына. 3) Не усвоя основных понятий, не всё поймёшь в этой теме. 4) Не думайте, что я против коммунальной реформы, я обоими руками готов голосовать за неё, были бы средства. 5) Олимпийский комитет рассчитывал на более высшие достижения наших спортсменов. 6) За последние трое месяцев наш торговый комплекс получил более шестьсот семидесяти новых видов товаров. 7) Для молодёжи более интереснее перипетии сю­жета, чем духовный мир героев. 8) Около полтора суток шла борьба за жизнь ребёнка, попавшего в аварию.

 

45. Исправьте ошибки. Объясните их причину.

1) Переговоры зашли в тупик, но, пообещав партнерам скидку, договорённость была достигнута. 2) Она была выбрана на эту роль из сто тридцать двух претенденток. 3) По- моему, «лада калина» — одна из лучших вариантов российских машин. 4) Под Болдиным у нас сломалась наша недавно купленная машина. 5) Команда бегунов нашего университета самой первейшей лидировала в эстафете. 6) Опасаясь, что рухнет потолок, люди были срочно выве­дены спасателями из зала. 7) Заказ доставлен Кузнецовым. 8) МГУ объявило об изменении правил приёма абитуриентов на следующий год. 9) Фанатизм — один из самых страшных болезней общества. 10) В обо­их руках женщина несла тяжёлые сумки.

 

46. Над незнанием каких правил иронизируют поэты? Какую функцию выполняют грамматические нарушения в данном случае?

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.


Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.


Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Т.Ю. Угроватова

 

47. Объясните причину ошибок. Исправьте их.

Газета «Комсомольская правда»:

1) Я не хочу, чтобы потом мой авторитет в глазах этих людей упал ниже колена (А. Лукашенко). 2) Газеты «Спорт-экспресс» нет. Ушла на обед (Объявление на газетном киоске). 3) Уважаемые клиенты! Наши мастера могут сделать вам разные причёски на одной голове (Объяв­ление в парикмахерской). 4) Единственное его плохое качество — это его характер. Мягкий, добрый, который входит во все обстоятельства жизни (А. Лукашенко). 6) Электрокамин отлично огреет вас (Изрекла­мы). 1) Надо выращивать средний класс (А. Хлопонин). 8) Закон должен подвести все точки над i. 9) Этот разговор носит принципиальный во­прос.

 

48. Объясните причину ошибок. Исправьте их.

Реклама. Объявления.

1. Лак для ногтей «Evelin»: перед использованием лака взболтать и обезжирить ногти.

2. Ремонт телевизоров всех марок и видеомагнитофонов. Вызов по телевизорам бесплатно. Гарантия.

3. Магазин «Шатура»: «Спальни. Гостинные. Кухни».

 

49. Найдите расшифровку медицинских аббревиатур и определите, что объединяет их в группы.

1. ФКГ, ГБО 2. ЭЭГ, Эхо- ЭГ,  РЭГ, РГА, РТГА,  РИФ, ВКК, ВТЭК,  СОЭ, ВКК,  СЭС. 3. АПК, ПМП 4. КЩС, ЦВД. 5. УКЛ, УКС, УКБ, УКЖ, ОВ, АД   Фонокардиограмма; кислотно-щелочное состоя­ние; центральное венозное давление; аппарат искусственного кровообращения; ушивание кор­ня легкого; ушивание крупных сосудов; ушива­ние культи бронха; ушивание культи желудка; электроэнцефалограмма; эхоэнцефалограмма; реоэнцефалограмма; реакция гемагглюгинации; врачебно-консультационная комиссия; скорость оседания эритроцитов; реакция торможения гемагглютинации; врачебно-трудовая экспертная комиссия; реакция иммунной флоккуляции; от­равляющее вещество, полковой медицинский пункт; гипербарическая оксигенация; санитар­но-эпидемиологическая служба; артериальное давление.

 

50. Расшифруйте медицинские аббревиатуры и опре­делите их род:

АТ, ВГД, ВОЗ, ВПГ, ВЧД, ЕД, ЖДА, ЖЕЛ, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ЛC, ME, МКБ, МОС, МРТ, ОНМК, ОПН, ОЦК, ССС, УФО, ФВД, ЦВД, ЧДД, ЧМТ, ЧСС, ЭКС, ЭхоКГ, ЭЭГ Антитело, антитела; внутриглазное давление; Всемирная организация здравоохранения; ви­рус простого герпеса; внутричерепное давление; единица действия; железодефицитная анемия; жизненная ёмкость лёгких; желудочно-кишеч­ный тракт; ишемическая болезнь сердца; ис­кусственная вентиляция легких; лекарственное средство; международная единица; международная классификация болезней; максимальная объёмная скорость (в момент выдоха); магнит­но-резонансная томография; острое нарушение мозгового кровообращения; острая почечная недостаточность; объём циркулирующей кро­ви; сердечно-сосудистая система; ультрафиоле­товое облучение; функция внешнего дыхания; центральное венозное давление; частота дыха­тельных движений; черепно-мозговая травма; частота сердечных сокращений; электрокардио­стимулятор; эхокардиография; электроэнцефа­лография

 

51. Напишите устойчивые медицинские словосоче­тания.

Собрать Определить Поставить Пройти Сделать Выписать Принять Произвести Диагноз Лекарство Анамнез Рентгенологическое обследование Биохимическое исследование Забор крови Рецепт Этиология заболевания

 

52. Найдите ошибку, определите её тип, исправьте её. (примеры взяты из «Медицинской газеты», № 23 от 30.03.2005, рубрика «Наши «ашипки»)

 Юристы:

1) Прошу определить сперматозоиды мужского пола.

 2) Дежурный по МВД: надо выехать на место преступления — труп повесился.

3) Когда она зашла в дежурную комнату милиции, она была не в порядке с головой и в разговоре. Установите, пожалуйста, ди­агноз.

4) На разрешение экспертизы поставить вопрос: имеются ли у на­сильника следы самообороны.

5) Трупова жена лежала рядом.

6) Могли ли самопроизвольно взорваться удобрения, повлекшие человеческие жертвы?

 

53. Найдите ошибку, определите её тип, исправьте её. (примеры взяты из «Медицинской газеты», № 23 от 30.03.2005, рубрика «Наши «ашипки»)

Врачи:

1) Живот мягкий, мочится хорошо, стула в отделении нет.

2) Операционная рана ушита послойно и наглухо задренажена.

3) Определяется запах алкоголя изо рта, но визуально кровь на ал­коголь отрицательная.

Судмедэксперты:

1) Кровоизлияние в задушевную клетчатку.

2) На ногах трупа носки не первой свежести.

3) Кости черепа целы. Ненормальная подвижность в правой над­бровной части.

4) Корковый слой мозга серый, хорошо развит.

5) Повреждение в виде колото-режущего ранения живота причинено каким-то колюще-режущим предметом, как одним, так и двумя.

 

54. Найдите ошибку, определите её тип, исправьте её (примеры представляют собой ответы студентов на экзаменах в одном из медицинских вузов России).

1) Выражение лица у лягушки было сонливое.

2) У лягушек различная реактивность: они по-разному влияют на действие тока.

3) На одном ухе условный рефлекс возникает по типу аксон-реф­лекса.

4) При рождении у ребёнка наблюдалась анафиксия.

5) При болезни Дауна отрастает третья 21 хромосома.

6) При болезни Дауна — три хромосомы и ещё кусочек третьей.

7) При болезни Дауна — прямой взгляд из-под нависших бровей.

8) Желчь вырабатывается в желчном пузыре.

9) Воротная вена вытекает из большого круга кровообращения.

10) Нижняя полая вена впадает в двенадцатиперстную кишку.

 

55. Найдите ошибку, определите её тип, исправьте её (примеры представляют собой ответы студентов на экзаменах в одном из медицинских вузов России).

1) Клубочки почек состоят 1) из канальцев, 2) из нефронов.

2) У больного СОЭ высокого ускорения.

3) Укол надо сделать в ягодницу.

4) У аскариды анальное отверстие запаяно.

5) В печени свиньи развиваются финики.

6) Щитовидная железа отвечает за рост щетины.

7) Автор использовал богатый опыт по изучению мозга своего на­учного руководителя.

8) Невроз изучался на собаках, которых кормили из мисок разной формы: одна имела форму круга, другая эллипса.

9) Данные опыты не соответствуют теории, что связано с ослаблен­ным организмом лягушки многочисленными опытами.

56. Найдите ошибку, определите её тип, исправьте её (примеры представляют собой ответы студентов на экзаменах в одном из медицинских вузов России).

1) Аллергеном могут быть яйца разные.

2) Билирубин всасывается по системе геморроидальных вен, в ре­зультате чего возникает геморроидальный диатез.

3) — Почему при механической (подпечёночной) желтухе возникает склонность к запорам?

– Потому что там сфинктер Одди.

14. — Как называется деление половых клеток?

– Майонез.

15. Классификация типов конституции:

1-й вариант: по-Чернышевскому;

2 вариант: по-Черномырдину.

6) У больного наблюдается гематогенная гипоксия.

7) (из Истории болезни) Принимал аспирин, анальгин с димедро­лом с некоторым улучшением (температура снизилась до 38).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 2967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.157 с.)