Л.С. Кравченко, Н.А. Мулатова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л.С. Кравченко, Н.А. Мулатова



Л.С. Кравченко, Н.А. Мулатова

 

КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ

 

Сборник упражнений

 

Ростов-на-Дону

2017


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра русского языка и культуры русской речи

 

 

Л.С. Кравченко, Н.А. Мулатова

 

   КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ

 

Сборник упражнений

2-е издание, исправленное и дополненное

 

Ростов-на-Дону

2017


УДК 81 (075.8)

ББК 81Я7

   К 78

Кравченко Л.С., Культура русской речи: сб.упр. / Л.С. Кравченко, Н.А. Мулатова; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, кафедра русского языка и культуры русской речи. - 2-е изд. испр. и доп. - Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2017. - 136 с.

Сборник упражнений составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учётом требований единой методической системы.

Предназначен для обучающихся 1-го и 2-го курсов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов, может использоваться как на практических занятиях, так и для самостоятельной подготовки обучающихся.

Рецензенты:

Коростова С.В. -  кандидат филологических наук, доцент кафедры

                        русского языка Института филологии, журналистики                      

                        и межкультурной коммуникации ЮФУ.

Крысанов В.В. -  старший преподаватель кафедры русского языка №2

                       ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России.

Утверждён центральной методической комиссией ФГБОУ ПО РостГМУ Минздрава России. Протокол № 7 от 11 мая 2017 г.

Утверждён центральной предметной комиссией по русскому, латинскому и иностранным языкам ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России. Протокол № 9 от 8 мая 2017 г.

Одобрен на заседании кафедры русского языка и культуры русской речи, протокол №10 от 4 мая 2017 г.

© ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава РФ, 2017

                                                                            © Кравченко Л.С., Мулатова Н.А., 2017

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сборник упражнений содержит задания для практических занятий по предмету «Культура русской речи» и предназначен для студентов медицинских вузов. Сборник состоит из восьми разделов, которые включают задания для формирования и развития коммуникативных компетенций на общеупотребительном материале и на материале медицинской терминологии. Может быть рекомендован как для работы с преподавателем, так и для самостоятельной работы.

 

1. Культура русской речи как учебная дисциплина.

1. Прочитайте и прокомментируйте высказывания о русском языке.

 

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Куприн А. И.

 

Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.

Ломоносов М. В.

 

Русский язык настолько богат глаголами и существительными, настолько разнообразен формами, выражающими внутренний жест, движение, оттенки чувств и мыслей, краски, запахи, материал вещей и пр., что нужно при построении научной языковой культуры разобраться в этом гениальном наследстве "мужицкой силы".

Толстой А. Н.

 

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

Белинский В.Г.

 

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

Короленко В. Г.

2. Прочитайте басню. Выскажите свою точку зрения на поступок Эзопа.

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес язык. На другой день Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую худшую вещь в мире. Эзоп ушел и принес … язык.

 

 

ЗАПОМНИТЕ:

БЕЗ: без вести, без году, без толку;

ДО: до полу;

ЗА: за волосы, за год, за голову, за город, за душу, за зиму, за

нос, за ночь, за руку, за спину, за ухо, за уши

ИЗ: из виду, из дому, из лесу, из носу;

НА: на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на

ночь; на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену,          на́ голову;

ПО: по лесу, по морю, по носу, по полу, по полю, по уху, по два,

по три, по пять, по шесть, по сто, по двое, по трое;

ПОД:    под гору, под ноги, под руки;

ОТ: год от́ году, час от́ часу.

 

6. Используя орфоэпический словарь, определите, что объединяет           данные медицинские термины в группы. Правильно про­читайте их.

1) Адреналин, анемия, анемона, дебильность, дезинфекция, депрес­сия, компресс, лазер, парез, стенокардия, термометр, терапевт.

2) Аденит, аденовирусы, аденома, акинез, альтерация, амнезия, анамнез, анестезия, анестезиолог, антисептик, анорексия, арте­рия, асептика, астенический, атеросклероз, аутентичный, гене­тика, гиперкинез, диатез, диспансер, интерферон, кинетика, ла­тентный, лимфаденит, пандемия, протеин, сальмонеллы, сепсис, тестостерон, эпителий, эстезиология.

3)Бактерия, дерматоз, импотенция, стресс, тетрациклин, остеолог, остеомиелит, энурез.

 

7. ЗАПОМНИТЕ:

УДАРЕНИЕ в составных частях некоторых медицинских терминов ставится следующим образом:

 -атрИя (от греч.: iatreia — лечение): педиатри́я

 -грАфия (от греч.:grapho — пишу): рентгеногра́фия

 -Аания (от греч.: mania — безумие, страсть, влечение): мелома́ния

 -мЕтрия (от греч.: metron — мера, измерять): антропоме́трия

 -пАтия (от греч.: pathos — болезнь, страдание): гомеопа́тия

-пЕдия (от греч.: paideia — воспитание, обучение): логопеди́я

 -скопИя (от греч.: skopeo — смотрю, наблюдаю): лапороскопи́я

 -томИя (от греч.: tome — разрезание, рассечение): трахеотоми́я

 -эктомИя (от греч.: ektome — вне, наружи, удаление): нефрэктоми́я

 -филИя (от греч.:phileo — люблю): гемофили́я      

 -цефАлия (от греч.: kephale — голова): гидроцефали́я (Словарь медицинских терминов допускает ударение -цефа́лия)

 

8. Прочитайте названия лекарственных препаратов, представляющие собой сложные слова. Понаблюдайте, где ставится основное и дополнительное ударения. При затруднении обращайтесь к орфоэпическому словарю.

1. Антибиотик, антигипоксанты, антигельминтный, антидепрессант, антиоксиданты, антиметаболиты, антиаритмический.

2. Противовирусный, противовоспалительный, противокашлевый, противомалярийный, противонематозный, противорвотный, противоцестозный.

3. Цефалексин, цефалотин, цефалоридин, цефаллоспорин.

4. Цефокситин, цефоперазон, цефотаксим, цефтриаксон, цефуроксим.

5. Фотозащитный, фотосенсибилизирующий.

6. Остеодисплазия, остеодистрофия, остеомиелит, остеохондроз.

7. Гепатропный, желчегонный, иммунодепрессивный, деполяризующий, недеполяризующий, десенсибилизирующий.

 

9. Поставьте ударения в причастиях. Напишите глаголы, от которых они образованы, поставьте в них ударения.

1. Импортированный, национализированный, маркированный, приватизированный.

2. Газированный, пломбированный, премированный, костюмированный,

нормированный, маркированный.

3. Завершенный, заключенный, облегченный, ободренный, обостренный, покоренный, углубленный, укрепленный.

4. Заслуженный, закупоренный, увиденный, униженный, упроченный, уменьшенный.

5. Воткнутый, выжатый, загнутый, замкнутый, изданный, изогну­тый, допитый, налитый, погнутый, отнятый, проклятый.

 

 

10. Правильно прочитайте слова, определите, по какому принципу они объединены в группы:

1)  Боа, вето, какао, каприччио, капучино, кредо, маэстро, оазис, радио, трио, соло.

2)  Бокал, болеро, бомонд, досье, жокей, коммюнике, консервы, кот­тедж, модель, модерн, ноктюрн, поэзия, рококо, соната, сонет, тоннель, фойе, форпост, шоссе.

3)  Антонио Вивальди, Бодлер, Вольтер, Гюго, Джордано Бруно, Жолио Кюри, Жорез, Золя, Карузо, Марко Поло, Микеландже­ло, Моне, Монферран, Мопассан, Морис Торез, Отелло, Оноре де Бальзак, Отто Шмидт, Пауло Коэльо, Пальмиро Тольятти, Роден, Фидель Кастро.

4)  Командир, конспект, костюм, прогресс, роман, рояль, хоккей, шоколад.

 

11. Правильно прочитайте слова. Определите, по какому принципу они объединены в группы:

1) Акушер, афера, блеф, бытие, гренадер, зев, недоуменный, одно­временный, опека, оседлость, отцветший, помпезный, свекольник, современный, хребет.

2) Амеба, гравер, клест, одноименный, осетр, платежеспособный, привезший, повлекший, свекла, шерстка, поблекший, разноплеменный, разноперый.

3)

4)  Белесый, блеклый, безнадежный, маневр, желчь, желчный.

 

12. Поставьте правильно ударения в словах, если вы знаете что они пришли к нам:

1) из французского языка: антрепренер, жалюзи, коллаж, нувориш, престиж, саше, шасси, шофер, фетиш;

из латинского языка: пурпур, факсимиле; или греческого языка: фе­номен;

2)    из английского языка: пуловер;

3)   из немецкого языка: филистер, филистерский;

4)   из испанского: силос.

 

13. Объясните разницу в значениях данных пар. Составьте с ними словосочетания.

Обходной — обходный,

переходной — переходный,

переводной — переводный,

переносной — переносный,

подвижной — подвижный,

призывной — призывный,

характерный — характерный,

чудной — чудный.

 

14. Сделайте вывод, как изменяется смысл слов в зависимости от места ударения. Составьте предложения с данными словами:

Атлас — атлас, броня — броня, вычитать — вычитать, пахнуть — пахнуть, проволочка — проволочка, хлопок — хлопок.

 

ПОГОВОРИМ!

15. Выберите понравившееся вам высказывание. Аргументируйте своё согласие или несогласие с ним:

1) Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач (В.М. Бехтерев).

2) Человек есть не что иное, как ряд его поступков (Г. Гегель).

3) Слово есть поступок (Л.Н. Толстой).

4) Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенно­сти, что эту помощь мы от них получим (Эпикур).

5) Язык — орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (Л.Н. Толстой).

 

16. Существует заболевание ятрогения, которое возникает как реакция на слова или поведение врача.

В опасных, критических ситуациях, когда слова могут ранить и даже убить, многое зависит от культуры врача. Когда раненный на дуэли А.С. Пушкин спрашивал у каждого из своих врачей (а их было пять), каковы его перспективы, выдающийся хирург и лейб-медик А.А. Арендт ответил кратко: «Надежд на Ваше выздоровление я не имею». А В.И. Даль, врач и писатель, создатель 1-го русского толко­вого словаря, сказал: «Дела тяжелые, но мы, брат Пушкин, на тебя надеемся!» И именно Даль принял последний вздох Пушкина, и ему был завещан простреленный на дуэли сюртук поэта, который хранился у Даля как реликвия до самой смерти врача.

17. Прочитайте случай, описывающий ошибку врача, вызванную необдуманными словами. Каким образом можно было не допустить подобных ошибок?

 Профессор делает обход. Остановившись у постели больной, которая жаловалась на боли в сердце, профессор спросил у ординатора: «Что у больной?» Тот, не подумав, без промедления ответил: «Грудная жаба». Как только больная это услы­шала, она вскрикнула и спустя две минуты была уже мертва.

 

 

18. Прочитайте случай, описывающий ошибку врача, вызванную необдуманными словами. Каким образом можно  подобных ошибок не допускать?

Больной утром спросил лечащего врача о том, что показал по­следний анализ мочи. Врач ответил оптимистично: «Ничего... патологического, кроме нескольких гробовых крышек, в моче не оказалось (в лаборатории кристаллы трипель-фосфата в моче по сходству формы образно называют гробовой крышкой). Услышав это, больной укрылся с головой одеялом и отказался от каких- либо дальнейших расспросов. Нам же он мрачно сказал, что его дела очень плохи, что ему достаточно и одной гробовой крышки, а у него в моче их даже несколько (А.Н. Орлов).

19. Прочитайте случай, описывающий ошибку врача, вызванную необдуманными словами. Каким образом можно было не допустить подобных ошибок?

Еще с XIX века известен случай, когда несмертельно больной пациент спросил у врача, опасно ли его заболевание и есть ли надежда на выздоровление. Врач, находившийся под впечатлением от осмотра раны А.С. Пушкина, ответил: «Никакой. Все умрём, батюшка. Вот и Пушкин умирает... Так уж и нам с Вами можно умереть». И больной скончался почти одновременно с А.С. Пушкиным.

20. Придумайте предложения со следующими парами слов:

Крестный — крёстный; оглашенный — оглашённый; совершен­ным — совершённый; узнает — узнаёт.

21. Отгадайте акростическую загадку, написанную поэтом Ю.Нелединским-Мелецким (1752—1828):

Довольно именем известна я своим;

Равно клянётся плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бывало боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями — не быть я создана.

 

26. Правильно прочитайте аббревиатуры. Расшифруй­те их.

ОРЗ, ВИЧ, СПИД, ПИТ, ЦРБ, ОКБ, ЦНС, ДЦП, ЛФК, ЖКТ.

 

 

Реклама. Объявления.

1. Лак для ногтей «Evelin»: перед использованием лака взболтать и обезжирить ногти.

2. Ремонт телевизоров всех марок и видеомагнитофонов. Вызов по телевизорам бесплатно. Гарантия.

3. Магазин «Шатура»: «Спальни. Гостинные. Кухни».

 

49. Найдите расшифровку медицинских аббревиатур и определите, что объединяет их в группы.

1. ФКГ, ГБО 2. ЭЭГ, Эхо- ЭГ,  РЭГ, РГА, РТГА,  РИФ, ВКК, ВТЭК,  СОЭ, ВКК,  СЭС. 3. АПК, ПМП 4. КЩС, ЦВД. 5. УКЛ, УКС, УКБ, УКЖ, ОВ, АД   Фонокардиограмма; кислотно-щелочное состоя­ние; центральное венозное давление; аппарат искусственного кровообращения; ушивание кор­ня легкого; ушивание крупных сосудов; ушива­ние культи бронха; ушивание культи желудка; электроэнцефалограмма; эхоэнцефалограмма; реоэнцефалограмма; реакция гемагглюгинации; врачебно-консультационная комиссия; скорость оседания эритроцитов; реакция торможения гемагглютинации; врачебно-трудовая экспертная комиссия; реакция иммунной флоккуляции; от­равляющее вещество, полковой медицинский пункт; гипербарическая оксигенация; санитар­но-эпидемиологическая служба; артериальное давление.

 

50. Расшифруйте медицинские аббревиатуры и опре­делите их род:

АТ, ВГД, ВОЗ, ВПГ, ВЧД, ЕД, ЖДА, ЖЕЛ, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ЛC, ME, МКБ, МОС, МРТ, ОНМК, ОПН, ОЦК, ССС, УФО, ФВД, ЦВД, ЧДД, ЧМТ, ЧСС, ЭКС, ЭхоКГ, ЭЭГ Антитело, антитела; внутриглазное давление; Всемирная организация здравоохранения; ви­рус простого герпеса; внутричерепное давление; единица действия; железодефицитная анемия; жизненная ёмкость лёгких; желудочно-кишеч­ный тракт; ишемическая болезнь сердца; ис­кусственная вентиляция легких; лекарственное средство; международная единица; международная классификация болезней; максимальная объёмная скорость (в момент выдоха); магнит­но-резонансная томография; острое нарушение мозгового кровообращения; острая почечная недостаточность; объём циркулирующей кро­ви; сердечно-сосудистая система; ультрафиоле­товое облучение; функция внешнего дыхания; центральное венозное давление; частота дыха­тельных движений; черепно-мозговая травма; частота сердечных сокращений; электрокардио­стимулятор; эхокардиография; электроэнцефа­лография

 

51. Напишите устойчивые медицинские словосоче­тания.

Собрать Определить Поставить Пройти Сделать Выписать Принять Произвести Диагноз Лекарство Анамнез Рентгенологическое обследование Биохимическое исследование Забор крови Рецепт Этиология заболевания

 

52. Найдите ошибку, определите её тип, исправьте её. (примеры взяты из «Медицинской газеты», № 23 от 30.03.2005, рубрика «Наши «ашипки»)

 Юристы:

1) Прошу определить сперматозоиды мужского пола.

 2) Дежурный по МВД: надо выехать на место преступления — труп повесился.

3) Когда она зашла в дежурную комнату милиции, она была не в порядке с головой и в разговоре. Установите, пожалуйста, ди­агноз.

4) На разрешение экспертизы поставить вопрос: имеются ли у на­сильника следы самообороны.

5) Трупова жена лежала рядом.

6) Могли ли самопроизвольно взорваться удобрения, повлекшие человеческие жертвы?

 

53. Найдите ошибку, определите её тип, исправьте её. (примеры взяты из «Медицинской газеты», № 23 от 30.03.2005, рубрика «Наши «ашипки»)

Врачи:

1) Живот мягкий, мочится хорошо, стула в отделении нет.

2) Операционная рана ушита послойно и наглухо задренажена.

3) Определяется запах алкоголя изо рта, но визуально кровь на ал­коголь отрицательная.

Судмедэксперты:

1) Кровоизлияние в задушевную клетчатку.

2) На ногах трупа носки не первой свежести.

3) Кости черепа целы. Ненормальная подвижность в правой над­бровной части.

4) Корковый слой мозга серый, хорошо развит.

5) Повреждение в виде колото-режущего ранения живота причинено каким-то колюще-режущим предметом, как одним, так и двумя.

 

54. Найдите ошибку, определите её тип, исправьте её (примеры представляют собой ответы студентов на экзаменах в одном из медицинских вузов России).

1) Выражение лица у лягушки было сонливое.

2) У лягушек различная реактивность: они по-разному влияют на действие тока.

3) На одном ухе условный рефлекс возникает по типу аксон-реф­лекса.

4) При рождении у ребёнка наблюдалась анафиксия.

5) При болезни Дауна отрастает третья 21 хромосома.

6) При болезни Дауна — три хромосомы и ещё кусочек третьей.

7) При болезни Дауна — прямой взгляд из-под нависших бровей.

8) Желчь вырабатывается в желчном пузыре.

9) Воротная вена вытекает из большого круга кровообращения.

10) Нижняя полая вена впадает в двенадцатиперстную кишку.

 

55. Найдите ошибку, определите её тип, исправьте её (примеры представляют собой ответы студентов на экзаменах в одном из медицинских вузов России).

1) Клубочки почек состоят 1) из канальцев, 2) из нефронов.

2) У больного СОЭ высокого ускорения.

3) Укол надо сделать в ягодницу.

4) У аскариды анальное отверстие запаяно.

5) В печени свиньи развиваются финики.

6) Щитовидная железа отвечает за рост щетины.

7) Автор использовал богатый опыт по изучению мозга своего на­учного руководителя.

8) Невроз изучался на собаках, которых кормили из мисок разной формы: одна имела форму круга, другая эллипса.

9) Данные опыты не соответствуют теории, что связано с ослаблен­ным организмом лягушки многочисленными опытами.

56. Найдите ошибку, определите её тип, исправьте её (примеры представляют собой ответы студентов на экзаменах в одном из медицинских вузов России).

1) Аллергеном могут быть яйца разные.

2) Билирубин всасывается по системе геморроидальных вен, в ре­зультате чего возникает геморроидальный диатез.

3) — Почему при механической (подпечёночной) желтухе возникает склонность к запорам?

– Потому что там сфинктер Одди.

14. — Как называется деление половых клеток?

– Майонез.

15. Классификация типов конституции:

1-й вариант: по-Чернышевскому;

2 вариант: по-Черномырдину.

6) У больного наблюдается гематогенная гипоксия.

7) (из Истории болезни) Принимал аспирин, анальгин с димедро­лом с некоторым улучшением (температура снизилась до 38).

 

 

Образец заявления

Декану лечебного факультета

профессору Герасимовой Е.В.

студентки группы 2—3 леч.

Дмитриевой Н.Н

 

заявление.

Прошу разрешить мне досрочно сдать экзамены в связи с болезнью матери и необходимостью уехать домой в г. Владимир.

 

20 мая 2010 г.                                Подпись и расшифровка подписи

 

 

18. Служебная записка — документ, констатирующий факт свершения какого-либо действия. Служебная записка составляется в рамках одного учреждения от нижестоящего лица к вышестоящему лицу и направля­ется для принятия мер.

Схема построения служебной записки (реквизиты)

1. Адресат.

2. Адресант.

3. Название документа.

4. Содержание служебной записки.

5. Дата (слева), подпись и расшифровка подписи (справа).

 

Образец докладной записки

Декану педиатрического факультета

профессору Баликину В.Ф.

председателя студенческого совета

общежития № 3

студента 4 курса лечебного факультета

Пантелеева Л.H.

докладная записка.

Довожу до Вашего сведения, что студент 2 группы 3 курса педиатри­ческого факультета Смирнов Е.В., проживающий в комнате 409 обще­жития № 3, не соблюдает правила внутреннего распорядка общежития, а именно: курит в общежитии, включает громкую музыку после 11 ча­сов вечера. На заседании студенческого совета общежития от 09.04.10. Смирнов Е.В. обещал исправить свое поведение, но слово не сдержал.

Прошу принять к нему необходимые меры.

 

11.05.10                                           Подпись и расшифровка подписи

 

Ситуации:

1) Вы устраиваетесь в городскую больницу № 1 в качест­ве санитара.

2) Вы хотите жить в общежитии своего вуза.

3) Вы хотите проходить производственную практику в городской больнице № 4.

4) Вы хотите посещать электив по практической риторике.

 

28. Напишите докладную записку.

Ситуации:

1) Вы являетесь старостой группы и сообщаете о регуляр­ных пропусках занятий каким-либо студентом вашей группы.

2) Вы являетесь старостой курса и сообщаете о нарушениях, допу­щенных старостой какой-либо группы, который не отмечает отсутст­вующих студентов в журнале.

3) Вы являетесь старостой этажа в студенческом общежитии и про­сите отремонтировать текущие краны в определённых блоках.

4) Вы являетесь председателем студсовета общежития и просите: а) выселить какого-либо студента за неоднократное нарушение режима проживания в общежитии; б) заменить сантехнику в каком-либо блоке в связи с произошедшей аварией.

 

29. Напишите объяснительную записку.

Ситуации:

1) Вас обвиняют в пропусках занятий.

2) Вас обвиняют в недостойном поведении на лекции, с которой Вас выгнали.

3) Вас обвиняют в грубости вахтёру общежития.

4) Вас обвиняют в переселении в другую комнату без разрешения студсовета и коменданта общежития.

 

30. Напишите доверенность на получение:

1) Вашей стипендии за летние месяцы;

2) Вашей заработной платы в качестве санитара (санитарки).

 

31. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова:

Политический строй, при котором власть принадлежит народу, или …;

пропаганда, направленная против войны, или …;

выступающий про­тив фашизма, или …;

формально относящийся к своим обязанностям, или …;

глава республиканского государства, или очень сложный, или….

 

32. Дополните синонимические группы устойчивыми словосочетаниями, употребительными в публицистическом стиле речи.

Влиять, воздействовать — …,

расценивать — …,

победить — …,

по­бороть — …,

помогать — …,

содействовать — …,

сообщать — …,

инфор­мировать — …,

извещать — …,

иностранный — …,

заграничный — ….,

направление — …,

линия — …,

 ослабление —…,

смягчение — …,

посе­щение — …,

среда – …,

обстановка — …

 

33. Просмотрите свежие газеты. Найдите заинтересовав­шую вас статью. Укажите на характерные особенности данного жанра. Коротко перескажите её, используя конструкции: статья называется…, автор статьи …(автором статьи является…), статья напечатана в …, особое внимание автор уделяет (проблеме, вопросу, …), статья носит информационный (проблемный, дискуссионный) характер, она рас­считана на….

 

34. Проанализируйте рекламу и рекламные слоганы с точ­ки зрения их удачности. Определите языковые факты, которые легли в их основу.

1) Мы обуем всю страну (Реклама фирмы по продаже обуви).

2) Железный бизнес для железных людей. (Севервтормет).

3) Имидж — ничто, жажда — всё! (напиток «Спрайт»).

4) Не тормози, сникерсни!

5) Это не кайф, а «Услада»! «Услада» — вкусное наслаждение для всей семьи.

6) Прекрасный пол — это не только женщины. Это ещё и линолеум.

7) Дави на ГАЗ!

 

35. Проанализируйте рекламу и рекламные слоганы с точ­ки зрения их удачности. Определите языковые факты, которые легли в их основу.

1)Живите ЛУЧше! (реклама серии магазинов «Луч»).

2) Чтобы выйти замуж за миллионера, нужно красиво утонуть; чтобы красиво утонуть, нужно далеко заплыть; чтобы далеко за­плыть, нужно быть в тонусе; чтобы быть в тонусе, нужно, чтобы «Тонус» был в тебе.

3) Чтобы у вас в салате была и изюминка, и горошинка, и кукуру­зника. «Балтимор». Овощная культура.

4) Фалиминт. Поможет горлу — поможет вам.

5) Освежающее драже «Эклипс». Уверен в дыхании — уверен в себе!

 

7. Речевой этикет студентов-медиков

1. Выберите одну из предложенных форм. Мотивируйте свой выбор:

1) только краткой формы, 2) только полной формы, 3) обеих форм:

1) Студентка была очень … своей оценкой на экзамене. — … сво­ей оценкой на экзамене студентка пошла в кафе (довольный — дово­лен). 2) После операции больной был очень…. — У этого боксёра удар очень … (слабый — слаб) 3) Подарок был…, но дорогим для меня. — … золотник да дорог (маленький — мал). 4) Петя у мамы … в математи­ке. — Победителем математической Олимпиады стал самый … сту­дент. — Победитель был очень …(сильный — силён). 5) Кусты на опушке были …. — Кусты у забора стали …, надо их обрезать (высокий — высок). 6) Артистом Иннокентий Смоктуновский был …. — Он сомневался, потому что ответственность была …. — Зал был … для него (великий — велик). 7) Все вещи, которые мы взяли в поход, оказались…. — Все вещи были нам … в походе (нужный — нужен). 8) Как она …! — Она такая …! (красивая — красива, умная — умна). 9) Решетка была чугунная и очень … (прочная — прочна).

2. Закончите предложения, используя данную конструкцию в нужном падеже. Затем замените причастные обороты сложно­подчинёнными предложениями с союзным словом который.

Жорес Иванович Алферов, получивший Нобелевскую премию по физике.

1) На международной научной конференции был заслушан за­мечательный доклад….

2) … выступил, как всегда, блестяще.

3) В перерыве я подошел к ….

4) Я сфотографировался с ….

5) В статье рассказывается о ….

6) Я был рад увидеть ….

 

20. Закончите предложения, используя данную конструкцию в нужном падеже. Затем замените причастные обороты сложно­подчинёнными предложениями с союзным словом который.

Энергия, излучаемая Солнцем.

1) Вся энергия, которую потребляет человечество, в 100 тысяч раз меньше….

2) На солнечных электростанциях … преобразуют в электриче­скую.

3) Множество учёных занимается ….

4) … посвящено много научных исследований.

5) Я написал реферат статьи об ….

6) … со временем будет эффективнее использоваться человече­ством.

 

21. Поставьте слова из скобок в нужном падеже.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Речь – это способ общения между людьми. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать мысли, используются многие лексические приемы, в частности, фразеологизмы (фразеологические единицы, идиомы) – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку. Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, собственное отношение к происходящему - все это можно выразить гораздо ёмче, точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже не замечая, - ведь некоторые из них просты, привычны и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд.

 

ПРИМЕРЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Авгиевы конюшни. ( Разгреби сначала эти авгиевы конюшни, а там и гулять пойдёшь.)

Значение. Захламлённое, загрязнённое место, где всё в полном беспорядке.

Происхождение. Жил в древней Элиде, рассказывается в древнегреческой легенде, царь Авгий, страстный любитель лошадей: три тысячи коней держал он в своих конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую крышу заросли навозом. На службу к Авгию был послан Геракл, которому царь получил очистить конюшни, что не под силу было сделать никому другому. Геракл был столь же хитроумен6 сколь и могуч. Он направил в ворота конюшен воды реки, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь. Греки воспели этот подвиг наряду с другими одиннадцатью, а выражение «авгиевы конюшни» стали применять ко всему запущенному, загрязнённому до последнего предела и вообще для обозначения большого беспорядка.

 

Аршин проглотить.  (Стоит, словно аршин проглотил.)

Значение. Держаться неестественно прямо.

Происхождение. Турецкое слово «аршин», означающее меру длины в один локоть, давно уже стало русским. До самой революции русские купцы и мастеровые постоянно пользовались аршинами – деревянными и металлическими линейками длиной в семьдесят один сантиметр. Представьте себе, как должен выглядеть человек6 проглотивший такую линейку, и вы поймёте6 почему это выражение применяется по отношению к чопорным и надменным людям.

 

Белены объесться. (В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, возмущённый бесстыдной жадностью своей старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?»)

Значение. Вести себя вздорно, злобно, как сумасшедший.

Происхождение. В деревне на задворках и свалках можно встретить высокие кусты с грязно-желтоватыми, в лиловых прожилках цветками и неприятным запахом. Это и есть белена – очень ядовитое растение. Её семена напоминают мак, но то, кто съест их, становится похож на безумного: бредит, буйствует, а нередко и умирает.

 

Буриданов осёл. (Он мечется, не может ни на что решиться6 как буриданов осёл.)

Значение. Крайне нерешительный человек, колеблющийся в выборе между равноценными решениями.

Происхождение. Философы позднего Средневековья выдвинули теорию, по которой поступки живых существзависят не от их собственной воли, а исключительно от внешних причин. Учёный ФБуридан (точнее Бюридан), живший во Франции в XIV веке подтверждал эту мысль следующим примером. Возьмём голодного осла и положим по обе стороны от его морды, на равных расстояниях, две одинаковые охапки сена. У осла не окажется никакого основания предпочесть одну из них другой: ведь они в точности похожи. Он не сможет подтянуться ни к правой, ни к левой и в конце концов умрёт с голоду.

 

Вернёмся к нашим баранам.   (Однако полно об этом, вернёмся к нашим баранам.)

Значение. Призыв к говорящему не отвлекаться от основной темы; констатация того, что отступление от темы разговоразакончилось.

Происхождение. Калька с французского revenons a nos moutons из фарса «Адвокат Пьер Патлен» (ок. 1470). Этими словами судья прерывает речь богатого суконщика. Возбудив дело против пастуха, стянувшего у него овцу, суконщик, забывая о своей тяжбе, осыпает упрёками защитника пастуха, адвоката Патлена, который не уплатил ему за шесть локтей сукна.

 

Верста коломенская.   (На такую версту коломенскую, как ты, все сразу обратят внимание.)

Значение. Так называют человека очень высокого роста, верзилу.

Происхождение. В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживлённой, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России ещё не бывало, слава этой дороги возросла ещё более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и говорят.

 

Водить за нос.   (Умнейший человек, не раз и не два водил противника за нос.)

Значение. Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.

Происхождение. Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо и заставляли их, бедняг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Волосы дыбом.   (Его охватил ужас: глаза выкатились, волосы дыбом.)

Значение. Так говорят, когда человек очень испугался.

Происхождение. «Стоять дыбом» - это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.

 

Вот где собака зарыта.   (Ах вот оно что! Теперь понятно, где собака зарыта).

Значение. Вот в чём дело, именно в этом истинная причина.

Происхождение. Существует рассказ: австрийский воин Сигизмунд Альтенштейг все походы и битвы провёл вместе со своей любимой собакой. Однажды, во время путешествия по Нидерландам, собака даже спасла от гибели своего хозяина. Благородный воин торжественно похоронил своего четвероного друга и на его могиле установил памятник, простоявший более двух столетий – до начала XIX века. Позже собачий памятник мог быть разыскан туристами лишь при помощи местных жителей. В это время и родилась поговорка 2вот где собака зарыта, имеющая ныне смысл: «нашёл что искал», «докопался до сути».

Но есть более древний и не менее вероятный источник дошедшей до нас поговорки. Когда греки решили дать персидскому царю Ксерксу сражение на море, он заранее посадили на суда стариков, женщин и детей и переправили их на остров Саламин. Рассказывают, что собака, принадлежавшая Ксантиппу, отцу Перикла, не пожелала расстаться со своим хозяином, прыгнула в море и вплавь, вслед за судном, добралась до Саламина. Изнемогшая от усталости, она тут же издохла. По свидетельству историка древности Плутарха, этой собаке поставили на берегу моря киносему – собачий памятник, который очень долго показывали любопытным. Некоторые немецкие лингвисты полагают, что это выражение создано кладоискателями, которые в страхе перед им образом, согласно этой версии, нечистой силой, якобы сторожащей каждый клад, не решались прямо упоминать о цели своих поисков и условно стали говорить о чёрной собаке, подразумевая под этим клад. Таким образом, согласно этой версии, выражение «вот где собака зарыта» означает «вот где клад зарыт».

Всыпать по первое число.   (За такие дела им, конечно, следует всыпать по первое число.)

Значение. Сурово наказать, отругать кого-либ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.2 с.)