Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е.Ю. Дульский, Н.П. АсташковСтр 1 из 12Следующая ⇒
Е.Ю. Дульский, Н.П. Асташков
ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению практических занятий по дисциплине «Общий курс железнодорожного транспорта» для студентов всех форм обучения
Иркутск 2016 Иркутский государственный университет путей сообщения
Е.Ю. Дульский, Н.П. Асташков
ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению практических занятий по дисциплине «Общий курс железнодорожного транспорта» для студентов всех форм обучения
Иркутск 2016 УДК 629.4 ББК 39.2 Д 79
Рекомендовано к изданию редакционным советом ИрГУПС
Рецензенты: А. А. Пыхалов, д. т. н., профессор, заместитель проректора по научной работе ИрГУПС; Р. В. Белоусов, начальник сектора координации производственных бюджетов и материально-технического обеспечения технологической службы ВСЖД – филиала ОАО «РЖД».
Дульский Е.Ю., Асташков Н.П. Общий курс железнодорожного транспорта: метод. указания к выполнению практических занятий / Е.Ю. Дульский, Н.П. Асташков. – Иркутск: ИрГУПС, 2016. – 65 с.
Методические указания содержат практические задания, краткие теоретические положения и методические рекомендации по их выполнению. Включает вопросы для самоконтроля студентов, позволяющие им фиксировать результаты закрепления теоретических и практических знаний. Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальности «Подвижной состав железных дорог», всех специализаций, изучающих дисциплину «Общий курс железнодорожного транспорта» и «Общий курс железных дорог».
Ил. 28. Табл. 21. Библиогр.: 4 назв.
УДК 629.4 ББК 39.2
© Дульский Е. Ю., Асташков Н.П., 2016 © Иркутский государственный университет путей сообщения, 2016
Общие требования и методические рекомендации по выполнению заданий. 6 Практическое задание № 1. Поперечный профиль насыпи. 7 Практическое задание № 2. Поперечный профиль выемки. 16 Практическое задание № 3. Поперечный профиль верхнего строения пути. 21 Практическое задание № 4. Габарит приближения строений. 27
Практическое задание № 5. Габарит подвижного состава. 31 Практическое задание № 6. Обыкновенный стрелочный перевод. 33 Практическое задание № 7. Проектирование анкерного участка. 40 Практическое задание № 8. Определение времени оборота грузового вагона 49 Практическое задание № 9. Определение массы состава Практическое задание № 10. Составление графика движения поездов. 58 Список литературы.. 64 Введение
Железнодорожный транспорт является важнейшей составной частью экономической системы России. Он имеет важное государственное, народнохозяйственное и оборонное значение. Железнодорожный транспорт состоит из многих взаимодействующих между собой и взаимозависящих друг от друга отраслей, составляющих в целом единую систему, бесперебойная и безаварийная работа которой зависит от функционирования каждой ее составляющей части. Для того чтобы с наибольшей эффективностью направить свои усилия на совершенствование перевозочного процесса, каждому специалисту надо знать не только свою отрасль, но и иметь представление о работе других смежных отраслей железнодорожного транспорта. Этой цели при подготовке специалистов железнодорожного транспорта в высших учебных заведениях и служат дисциплины «Общий курс железнодорожного транспорта» и «Общий курс железных дорог», которые изучаются на первом курсе и являются в какой-то степени первыми специальными дисциплинами. Самостоятельная работа студентов сводится к изучению учебной литературы, выполнению расчетно-графических работ. Изучив дисциплину, студент должен иметь представление о железнодорожном транспорте, взаимосвязи его отраслей и о роли избранной ими специальности в работе железных дорог, приобрести знания о комплексе устройств, техническом оснащении, технико-экономических показателях, основах строительства и эксплуатации железных дорог и взаимодействии их с другими видами транспорта. Приведенные в практикуме вопросы для самоконтроля разработаны с целью облегчить усвоение изучаемого материала и оценить уровень полученных знаний.
Практикум по данной дисциплине призван помочь студентам в последующем изучении специальных дисциплин. Общие требования и методические рекомендации по выполнению заданий
Практические занятия по дисциплинам «Общий курс железных дорог» (ОКЖД) и «Общий курс железнодорожного транспорта» (ОКЖТ) направлены на закрепление теоретического материала путем выполнения практических заданий. Прежде чем приступать к выполнению работ, практическое задание рекомендуется начинать с краткого теоретического введения в тему и вопросов самоподготовки, необходимых для контроля усвоения материала. После проработки теоретического материала, изложенного в рекомендуемых источниках, студент выбирает вариант исходных данных, согласно которому он должен выполнять задание. Каждое задание должно быть выполнено на отдельном листе миллиметровой бумаги формата А4 (210´297 мм). Оформление выполняемых практических заданий производится в соответствии с ГОСТ. Все геометрические построения выполняются карандашом при помощи чертежных инструментов. Необходимые расчеты записываются на оборотной стороне листа согласно ГОСТ. Каждую работу студент защищает персонально. Практическое задание № 1. Поперечный профиль насыпи
Цель работы: 1. Изучить конструкцию земляного полотна; 2. Выполнить в масштабе 1:100…1:200 нормальный поперечный профиль земляного полотна проектируемого железнодорожного пути для заданной высоты насыпи, с указанием основных элементов и размеров. Исходные данные: 1. Исходные данные могут быть приняты в соответствии с табл. 1.1; 2. Вид грунта выбирается по предпоследней цифре учебного шифра (табл. 1.2); 3. Категория дороги выбирается по расчетной годовой приведенной грузонапряженности нетто в грузовом направлении на 10-й год эксплуатации, млн ткм/км (табл. 1.3). Табл. 1.1. Исходные данные
Вопросы для самоконтроля 1. Что представляет собой земляное полотно? 2. Что называется поперечным профилем земляного полотна и чем 3. Какие виды поперечного профиля земляного полотна бывают? 4. Что называют трасой ж.д. пути? 5. Дать определение «план линии». Чем он характеризуется? 6. Что такое продольный профиль пути? Чем он характеризуется? 7. Какие основные особенности необходимо учитывать при проектировании и строительстве ж.д. пути? 8. Что такое насыпь? 9. Что характеризует крутизна уклона? В чем она измеряется и как определяется? 10. Дать определение понятию «ж.д. путь». Практическое задание № 2. Поперечный профиль выемки
Цель работы: 1. Изучить конструкцию земляного полотна;
2. Выполнить в масштабе 1:100…1:200 нормальный поперечный профиль земляного полотна проектируемого железнодорожного пути для заданной глубины выемки, с указанием основных элементов и размеров.
Исходные данные 1. Исходные данные могут быть приняты в соответствии с табл. 2.1. 2. Вид грунта выбирается по предпоследней цифре учебного шифра (табл. 2.2).
Табл. 2.1. Исходные данные
Глубиной выемки называется расстояние от уровня бровок основной площадки до точки пересечения оси земляного полотна с линией, соединяющей бровки откосов выемки. Для выполнения данного задания рекомендуется альбомная ориентация листа. Начинать работу следует с нанесения линии поверхности земли и оси земляного полотна. Рекомендации по построению осей главных путей, основной площадки выемки те же, что и в практическом задании № 1. Вопросы для самоконтроля 1. Какие устройства и сооружения применяются для перехвата, сбора и отвода поверхностных вод у земляного полотна? 2. Почему происходят деформации основной площадки земляного полотна? 3. Какие поверхностные водоотводы устраивают при выемке? Каковы их размеры в поперечном сечении? 4. Где располагают вынутый при сооружении выемки грунт, не используемый для сооружения насыпи/выемки? 5. Что представляет собой земляное полотно? 6. Что называется поперечным профилем земляного полотна и чем 7. Какие виды поперечного профиля земляного полотна бывают? 8. Что называют трасой ж.д. пути? 9. Дать определение «план линии». Чем он характеризуется? 10. Что такое продольный профиль пути? Чем он характеризуется? 11. Какие основные особенности необходимо учитывать при проектировании и строительстве ж.д. пути? 12. Что такое выемка? 13. Что характеризует крутизна уклона? В чем она измеряется и как определяется? 14. Дать определение понятию «ж.д. путь».
Практическое задание № 3. Поперечный профиль
Цель работы: 1. Изучить составные элементы и типы верхнего строения пути; 2. Вычертить в масштабе 1:25–1:50 поперечный профиль верхнего строения пути заданного типа, с указанием основных элементов и размеров.
Исходные данные Исходные данные могут быть приняты в соответствии с табл. 3.1. Мощность верхнего строения пути рекомендуется устанавливать по нормам табл. 3.2. Поперечные профили верхнего строения пути приведены на рис. 3.1 – 3.2.
Табл. 3.1. Исходные данные
Вопросы для самоконтроля 1. Что относится к верхнему строению пути? 2. Назовите назначение балластного слоя. Из каких основных элементов он состоит? 3. Каково назначение рельсов? Какие требования предъявляются к рельсам? Размеры и типы рельс. 4. Каково назначение шпал? Назовите типы шпал, применяемые на ж.д. транспорте, их достоинства и недостатки. 5. Промежуточные и стыковые рельсовые скрепления. Их основные типы. 6. Дайте определение понятию «угон пути». Каковы причины «угона» и методы борьбы с этим явлением? 7. Назовите преимущества и недостатки применения бесстыкового пути. Строение бесстыкового пути. 8. Назовите особенности укладки пути в кривых участках. 9. Виды искусственных сооружений, применяемых на ж.д. транспорте. Практическое задание № 4. Габарит приближения строений
Цель работы: 1. Изучить форму и основные размеры габарита приближения строений С. 2. Вычертить в масштабе 1:50 или 1:100 габарит приближения строений С с указанием основных размеров.
Исходные данные Исходными данными являются очертание и размеры габарита приближения строений С, представленные на рис.4.1.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие сооружения и устройства расположены вдоль пути и над ним? 2. С учетом чего принимаются расстояния от этих сооружений и устройств до пути? 3. Что требуется для обеспечения безопасного движения поездов? 4. Какие два вида габарита приближения строений установлены этим нормативным документом? 5. Что такое габарит приближения строений? 6. Где применяются каждый из двух видов габарита приближения строений? Практическое задание № 5. Габарит подвижного состава
Цель работы: 1. Изучить форму и основные размеры габарита подвижного состава Т. 2. Вычертить в масштабе 1:50 или 1:100 габарит подвижного состава Т с указанием основных размеров.
Исходные данные Исходными данными являются очертание и размеры габарита подвижного состава Т, представленные на рис. 5.1.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение габариту подвижного состава. 2. Какая группа габарита подвижного состава распространяется на подвижной состав, допущенный к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий? 3. Для чего установлено пространство между габаритом приближения строения и габаритом подвижного состава? Практическое задание № 6. Обыкновенный стрелочный перевод
Цель работы: 1. Изучить составные элементы стрелочного перевода; 2. Вычертить в масштабе схему обыкновенного правостороннего стрелочного перевода заданной марки, с указанием основных элементов и размеры; 3. Вычертить в осях в масштабе 1:1000 пять основных схем взаимного расположения переводов, составить расчетные формулы и определить расстояния между центрами стрелочных переводов.
Исходные данные 1. Исходные данные могут быть приняты в соответствии с табл. 6.1. 2. Схема обыкновенного стрелочного перевода приведена на рис. 6.1. 3. Основные размеры обыкновенных одиночных стрелочных переводов представлены в табл. 6.2. 4. Схемы взаимного расположения переводов представлены на рис. 6.2.
Табл. 6.1. Исходные данные
Вопросы для самоконтроля 1. Соединения путей. Типы соединения путей. 2. Классификация стрелочных переводов. 3. Перечислите элементы одиночного стрелочного перевода. 4. Тип и марка стрелочного перевода. 5. Пересечения путей. Типы пересечений путей. 6. Трехниточный путь. Практическое задание № 7. Проектирование анкерного участка
Цель работы: 1. Изучить составные элементы анкерного участка. 2. Вычертить в масштабе схему анкерного участка, с указанием основных элементов и размеров. 3. Произвести расчет погонных нагрузок, действующих на провода и тросы (по данным табл. 7.2). Определить допускаемые длины пролетов между опорами контактной сети.
Исходные данные Исходные данные могут быть приняты в соответствии с табл. 7.1.
Табл. 7.1. Исходные данные
Н – некомпенсированная, П – полукомпенсированная, КО – компенсированная с общим компенсатором, КИ – компенсированная с индивидуальным компенсатором; пр – простые, см – смещенные, рт – рессорный трос.
Исходные данные необходимые для расчетов представлены в таблице 7.2.
Табл. 7.2. Исходные данные
Продолжение табл. 7.2
Вопросы для самоконтроля 1. Дать определение контактной сети. 2. Назвать виды контактной сети. 3. Контактный рель. Строение. Достоинства и недостатки применения. 4. Простая контактная подвеска. Строение. Особенности эксплуатации. 5. Каким образом можно улучшить качество токосъема? 6. Цепная контактная подвеска. Строение. 7. Классификация цепной контактной поверхности. Особенности эксплуатации. 8. Как определить погонные нагрузки, действующие на провода и тросы. 9. Каким образом определяются допускаемые длины пролетов между опорами контактной сети. Практическое задание № 8. Определение времени
Цель работы: 1. Составить и изучить схему оборота вагона. 2. Определить время оборота вагона. 3. Найти сокращение времени оборота вагона при изменении одного показателя. 4. Рассчитать уменьшение рабочего парка вагонов при сокращении времени оборота вагонов. 5. Указать, какие мероприятия приведут к изменению данного показателя, повлиявшего на сокращение оборота вагона. Исходные данные Исходные данные могут быть приняты в соответствии с табл. 8.1.
Табл. 8.1. Исходные данные
Продолжение табл. 8.1
Вопросы для самоконтроля 1. Дать определение понятию «Вагон». Классификация вагонов. 2. Основные эксплуатационные показатели вагонов. 3. Основные конструктивные элементы вагона. 4. Строение ходовой части вагона. 5. Что такое время оборота вагона? 6. Дать определение понятиям участковая и техническая скорости. Назвать их различия. 7. Что характеризует коэффициент порожнего пробега? 8. Какие мероприятия могут повлиявшего на сокращение оборота вагона? 9. Что такое «Оборот вагона»? Назвать его размерность.
Практическое задание № 9. Определение массы состава
Цель работы: 1. Описать силы, действующие на поезд (привести схему образования силы тяги и схему тормозных сил). 2. Определить массу состава поезда, исходя из расчетной скорости. 3. Сравнить массу состава при расчетной скорости с массой состава при трогании с места на раздельном пункте. 4. Рассчитать и принять стандартную длину приемо-отправочного пути, на котором разместился бы поезд рассчитанной массы.
Исходные данные Исходные данные могут быть приняты в соответствии с табл. 9.1.
Табл. 9.1. Исходные данные
Продолжение табл. 9.1
Вопросы для самоконтроля 1. Дать определение понятию «Электровоз». Классификация электровозов. 2. Строение электрической части электровоза переменного тока. 3. Строение электрической части электровоза постоянного тока. 4. Регулирование скорости движения электровозов. 5. Механическая часть электровоза. 6. Пневматическая часть электровоза. 7. Расшифровка обозначений электровозов. 8. Описать силы, действующие на поезд при его движении. 9. Назвать режимы ведения поезда. 10. Как определяется величина уклона? 11. Какое условие должно выполняться при трогании поезда с места? 12. Каким образом учитывается человеческий фактор работы машиниста при расчете приемо-отправочных путей? Практическое задание № 10. Составление графика движения поездов
Цель работы: 1. На основании исходных данных (табл. 10.1 и 10.2) построить фрагмент графика движения поездов для однопутного участка пути А - Б - В - Г. 2. На графике обозначить: - скорые поезда – синим цветом с нумерацией: 1- 98; - пассажирские поезда – красным цветом с нумерацией: 101 - 298: - грузовые поезда – черным цветом с нумерацией: 2001 - 2010; - сборные поезда – зеленым цветом с нумерацией: 3401 - 3410. 3. Сетка графика движения выполняется в масштабе: - горизонтальный: 10 мм – 10 минут; - вертикальный: 10 мм – 5 км.
Табл. 10.1. Исходные данные
Продолжение табл. 10.1
Табл. 10.2. Исходные данные
Продолжение табл. 10.2
|