Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской и советской педагогике (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской и советской педагогике (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).



Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». Ушинский указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, ее результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же, «втянуться и вести преподавание почти механически».

Роль личности педагога в воспитании и обществе по Макаренко. Чтобы понять подход Макаренко к личности педагога, рассмотрим его понимание воспитательного и образовательного процесса и роли учителя в нём. Разрабатывая в логике педагогической теории марксистско-ленинское положение о сущности личности как совокупности всех общественных отношений. Макаренко сделал чрезвычайно важный для педагогики вывод, что отношения должны, прежде всего, составлять «истинный объект воспитательной работы». Утверждая, что «перед нами всегда двойной объект – личность и общество», он совершенно справедливо полагал, что «выключить личность, изолировать её, вынуть её из отношения совершенно невозможно… Следовательно, невозможно себе представить и эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношения». Подготовку формирующейся личности к общественным обязанностям, к определённой системе зависимостей, существующих в обществе, он рассматривал как главнейшую задачу педагога и воспитания в целом, а учителя, воспитательный коллектив – как необходимое опосредующее звено между обществом и личностью.

Воспитание отдельной личности, как известно, Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием коллектива в целом. «Я не считаю, - говорил он, - что нужно воспитывать отдельного человека…нужно воспитывать целый коллектив». Создание нравственного влияния коллектива на личность должна составлять основную установку воспитательной работы педагога. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что педагогика влияния на формирующуюся личность через коллектив в творчестве Макаренко органически дополнялась, по его терминологии, педагогикой индивидуальной, то есть непосредственным влиянием воспитателя на личность ребёнка.

Основа принципов воспитания В.А. Сухомлинского — единство духовной жизни учителя и ученика.

Вопрос о роли и значении педагогического стиля для формирования коллектива и личности не нов, он неоднократно поднимался в нашей психологической и педагогической литературе и, прежде всего, в работах В.А. Сухомлинского. Особенно серьезной критике подвергался авторитарный стиль, злоупотребление учителей властью.

В.А. Сухомлинский писал: «Властвование над детьми – одно из труднейших испытаний педагога, один из показателей педагогической культуры… Дорожить доверием, а значит, и беззащитностью ребенка – эта педагогическая мудрость должна преисполнить всю нашу работу».

Сухомлинский считал, что перед каждым ребенком, даже самым посредственным и тяжелым, учитель должен открыть сферы, где он сможет достичь своей вершины, сформировать свое человеческое достоинство, свою душу. Поэтому и создал «Азбуку морали», учившую постигать суть добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и обмана. Эта азбука стала средством преодоления эмоциональной неразвитости. В ребенке необходимо открывать способность ощущать состояние других, умение ставить себя на место другого человека. Самого серьезного внимания заслуживают рекомендации В.А. Сухомлинского о способах общения на занятиях. Он бескомпромиссно выступал против излишнего возбуждения психики учащихся повышенным тоном, напряжением, против перегрузки речи учителя информацией, против ненужных повторений и вопросов. Учитель, по мнению В.А. Сухомлинского, должен делать с учащимся «то, что подсказали ему мудрые размышления», а не то, «на что его толкает сиюминутное, скоропреходящее настроение».

Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической.

43.Система образования в России во второй половине ХIХ начале ХХвв.

Основным типом школы в России к началу XX в., как и раньше, была начальная школа. Самыми распространенными ее типами были cельские одноклассные и двухклассные народные училища и городские училища, подведомственные Министерству народного просвещения; одноклассные и двухклассные церковноприходские школы. Срок обучения в одноклассных училищах ио-прежнему составлял три года, а обязательными предметами в них были Закон Божий, славянская грамота, русский язык с чистописанием, арифметика. В двухклассных училищах, с пятилетним сроком обучения, дополнительно преподавались начатки истории, географии, естествознания, церковное пение и черчение. Допускалось введение в учебный план гимнастики, обучение ремеслам для мальчиков и рукоделию для девочек, а также садоводству, огородничеству, пчеловодству.

Важнейшим условием открытия этих училищ было обязательство местных земств, сельских общин. В каждом одноклассном училище работали один учитель и законоучитель, а в двухклассном — два учителя и один законоучитель. Самым распространенным типом начальной школы в России этого периода были по-прежнему церковно-приходски. Школы грамоты были одноклассными и двухклассными, в первых курс обучения продолжался 3 года, а во вторых — 4 года.

Как указывалось в «Положении о церковных школах ведомства православного исповедания» (1902), главной целью всех этих школ являлось «распространение в народе образования в духе православной веры и церкви”. В церковноприходских школах обучали Закону Божьему, церковному пению, чтению книг церковной и гражданской печати, письму и арифметике; в двухклассных училищах- русской истории, географии, черчение и рисование. Несмотря на то, что церковно-приходские школы способствовали повышению обшей грамотности населения, уровень общеобразовательной подготовки учащихся в них, и материальная база значительно уступали министерским школам. Все это привело в предреволюционные годы к сокращению их численности.

Основным типом начальных учебных заведений в городе были городские училища, которые по «Положению о городских училищах» (1872) могли открываться не только правительством, но и земствами, городскими обществами, сословными учреждениями и частными лицами. Целью городских училищ было обеспечение детям всех сословий начального умственного нравственного образования.

В 1912 г. все городские училища стали преобразовываться в высшие начальные училища с четырехлетним сроком обучения. В учебные планы высших начальных училищ входили Закон Божий, русский язык с элементами церковнославянского, арифметика, основы географии, истории, естествоведения, рисование и черчение, алгебры, геометрии и физики. Пение и гимнастика из необязательных предметов становились обязательными Создание высших начальных училищ облегчало переход из начальной школы в среднюю при условии сдачи дополнительных экзаменов. Главным типом средней школы в России в к. XIX -нач. XX в. была, как и раньше,.классическая гимназия. Сохранялись также реальные училища, духовные семинарии, женские гимназии Министерства просвещения, институты благородных девиц. Однако центральное место в системе средних учебных заведений по традиции занимали классические гимназии, выпускники которых пользовались правом поступлении в университеты.

Целью традиционной гимназии было воспитание социальной элиты, людей, которые могли бы занимать должности в государственном аппарате. По-прежнему_на изучение классических языков (латинского и древнегреческого) в гимназиях отводилось до 65% учебного времени. Типом среднего учебного заведения, рассчитанного на детей средних городских слоев населения, были реальные училища. Их задача состояла в том, чтобы дать учащимся определенную профессиональную ориентацию. По уставу 1872 г. срок обучения шесть лет. При реальных училищах допускаюсь открытие и приготовительных классов за счет родителей, самоуправления или благотворителей.

Новый учебный план 1906 г. предусматривал даже возможность поступления в университеты при успешной сдаче экзамена по латинскому языку. Во всех классах общего отделения реальных училищ преподавались Закон Божий, русский язык, немецкий, французский,география, история, математика, физика, естествознание, рисование, черчение, чистописание, и законоведение.

Специфическим типом средних учебных заведений в России в конце XIX — начале XX в. были кадетские корпуса, дворянские учебные заведения для подготовки офицеров. Деятельность их осуществлялась на основании «Положения о кадетских корпусах» (1886). В этих учебных заведениях наряду с военно-профессиональной подготовкой давалось общее образование. В учебный план здесь входили Закон Божий русский язык с церковнославянским и литература, французский и немецкий языки, математика, начатки естественной истории, физики, географии. истории, чистописание, военные предметы: строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание, а музыка, пенис, танцы.

В учебном плане женских гимназий все предметы делились на обязательные и необязательные. К первым относились Закон Божий, русский язык, арифметика, элементы всеобщей и русской географии, истории, физики, сведения по домоводству и гигиене, чистописание, различные виды рукоделия, гимнастика. Вторые включали французский и немецкий язык, музыку, танцы. Сравнение учебных планов мужских и женских гимназий свидетельствует о том, что и по количеству предметов, и по программам всех общих дисциплин женское образование было более ограниченным и поверхностным.

 

44.Возникновение и развитие советской системы образования (1917-1930гг.).

Советская высшая школа в ее классическом виде была создана в начале 1930-х гг. После революции 1917 года высшая школа бывшей Российской империи была подвергнута целому ряду ультрарадикальных экспериментов, во многом напоминающих современную Болонскую реформу. Срок обучения в вузах был сокращен до 3 – 3,5 лет, а для лиц, желающих заниматься после вуза научной работой, были созданы специальные курсы, «подтягивающие» будущих аспирантов к уровню дореволюционного выпускника, что напоминает бакалавриат и магистратуру. Лекционные занятия были сведены к минимуму и заменены семинарами, где использовались самые авангардные педагогические технологии («бригадный метод»), упор делался на самостоятельной работе студентов. Было произведено так называемое «стержневание планов», то есть список общеобязательных дисциплин был сокращен, с тем чтобы студенты занимались их углубленным изучением (нечто подобное происходит сейчас с введением бакалавриата). Наконец, вместо экзаменов и зачетов была введена система баллов, которые начислялись за каждый изученный предмет, похожих на современные академические кредиты.
Однако опыт показал, что эта реформа привела к плачевным результатам. Когда перед страной встала необходимость ускоренной индустриализации, выяснилось, что вузы не могут обеспечить промышленность и народное хозяйство в целом высококвалифицированными специалистами. Вузы заканчивали лишь около 10% тех, кто поступил в них, но и эти выпускники были фактически полуграмотными, им нельзя было доверять серьезные технические и организационные задачи. В начале 1930-х годов партия и правительство выпускают ряд документов, которые существенно изменили советскую высшую школу (Постановление ЦИК «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» от 1932 г., Постановление ЦИК и СНК «Об образовании Всесоюзного комитета по высшей школе при СНК СССР» от 1937 г.). Обучение было продлено до 5 лет и стало одноуровневым, были восстановлены ученые степени и звания, отмененные в пылу революции, введены лекции, семинары и экзамены, пятибалльная система оценок и зачетные книжки, приняты общесоюзные учебные планы и программы. Советская высшая школа начала приобретать тот вид, к которому мы привыкли. Конечно, изменения происходили не сразу, полностью советская высшая школа сформировалась в классическом виде лишь в 1960–1970-е гг.

 

45.Становление советской системы образования в 30-е гг. ХХв. Унификация структуры, содержания и форм организации обучения.

В 30-е гг. в ряде постановлений ЦК ВКП(б) намечаются пути перестройки содержания, методов и организационных форм обучения, берется курс на введение всеобщего обязательного начального обучения в объеме 4-годичной школы для детей с 8 лет и для переростков 11-15 лет. В постановлении «О начальной и средней школе» (1930) даны указания о изменении учебно-воспитательной работы школ. В постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932) одобрены новые предметные программы, введенные в действие с января 1932 г. Учебно-воспитательная работа принимает все более односторонний характер: не уделяется внимание трудовому воспитанию, нет тесной связи общего образования с политехническим. В конце 30-х гг. труд вовсе изымается из учебного плана и программ, школьные мастерские ликвидируются. Постановление ЦК «О педологических извращениях» (1936) объявило деятельность педагогов вредной, основанной на лженаучных. Вследствие не всегда правильно применявшихся приемов исследования нормальные дети могли быть ошибочно зачислены в категорию «дефективных» и направлены во вспомогательные школы, которые, к середине 30-х гг, оказались переполнены. Односторонний подход к данному постановлению привел к значительному ослаблению изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников и затормозил развитие отечественной психологии. В центр внимания встали проблемы, требующие определения общих целей воспитания, задач и содержания учебно-воспитательной работы в соответствии с коммунистическими идеалами. Неоднократно разгорались горячие дискуссии. Некоторые педагоги настаивали на раздельном проживании детей и родителей,старались убедить в том, что оптимальной формой социального воспитания детей должен быть признан детский дом.Значительную роль в становлении и развитии советской педагогики сыграли первый нарком просвещения А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. Г. Калашников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.015 с.)