Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения. (Г.Кершенштейнер, Д.Дьюи, М.Монтессори, Р.Штайнер, С.Френе). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения. (Г.Кершенштейнер, Д.Дьюи, М.Монтессори, Р.Штайнер, С.Френе).



С конца XIX в. традиционная школа и педагогика стали подвергаться критике в вину несоответствия школьного образования новым общественно-экономическим условиям. Эти причины привели к тому, что стало появляться большое количество реформаторских течений. Одним из ярких представителей реформаторской педагогики являлся американский педагог Джон Дьюи, который стоял у истоков прагматизма. Он считал, что в основе отбора лежит принцип полезности, “истинно то, что полезно”. Он создал собственную и по-своему последовательную педагогическую концепцию, основанную на соответствии школьного образования интересам и потребностям ребенка.
Дьюи разработал собственный вариант педагогики - инструментализм, где на 1 место выдвигал опыт, накопленный детьми. Воспитание - реконструкция опыта ребенка: обогащение опыта, накопленного детьми, является более важной задачей, чем сообщение им систематических знаний. Дьюи считал революцией в педагогике педоцентризм - ведущий принцип педагогики прагматизма, где
в центре всей школьной жизни стоит ребенок. Ребенок узнает новое не ради самих знаний, а ради деятельности и интересуется тем, что может сделать сам.
Основные положения:
* отсутствие заранее составленных учебных курсов
* Материал обучения берется из окружающей жизни
* Обучение через делание
* Ребенок определяет как качество, так и количество обучения
* Отрицание классно-урочной системы и руководящей роли учителя
Ребёнку присущи 4 основные влечения: к общению, к исследованию, к конструированию, к художественному выявлению себя; упражняя эти ресурсы, мы развиваем ребёнка. К методам развития Дьюи относил следующие:
- самостоятельное создание детьми орудий труда
- использование этих орудий для изготовления предметов
- практическая работа, экскурсии, рисунки
- отчеты о приобретенных сведениях как средства общения
Центр тяжести переносился с учителя на активную работу самого ребёнка.

Мария Монтессори свою систему называет методом научной педагогики, так как он основывается на физиологии и психологии. Ее система построена на природосообразном воспитании, свободном развитии растущей личности, принципами которого является деятельность, самовоспитание, раскрытие задатков природы. Цель школы в открытии простора свободы и естественным проявлениям личности ребенка. Особенности системы;
* самостоятельный выбор деятельности и оформление ее результатов
* развитие у ребенка концентрации внимания в процессе выполнения действий
* индивидуальный темп работы
* упражнения по оказанию помощи другим и разрешение помочь себе
* наличие материалов для самоконтроля и проверки правильности выполнения заданий
Рудольф Штайнер - представитель вальфдорской педагогики, считал, что школьное воспитание должно служить развитию человека:
- необходимо вводить преподавание иностранного языка с первого года обучения
- в обучение входят такие предметы как черчение, геометрия, эвритмия(язык, музыка, движение)
- художественное оформление классных комнат, проведение праздников.
Педагогика позволяет развивать художественные, интеллектуальные, нравственные задатки и религиозные переживания ребенка. Принципы вальфдорской педагогики:
* демократичность - партнерские отношения
* эстетическая направленность
* отказ от отметок успеваемости
* тесная связь с родителями
* ориентация в учебном процессе на развитие и настроение конкретного ребенка
* принцип экономичности - исключение всего, что сдерживает духовное развитие ребенка.
Развиваются 3 сферы внутренней деятельности человека - мышление, чувство, воля
Френе. Школа перестает быть комплексом классов, а превращается в детское предприятие, тесно связанное с жизнью. В развитии творческой личности Ф. выделял 3 фазы: -Проб и ошибок -Упорядочивания - Игры-работы
Свободная деятельность ребенка является его обучением. Но к ребенку также предъявляются определенные требования, осуществляется контроль.
Петерсен Основополагающим считал замену обычного класса разновозрастной группой учащихся, близких друг другу по духу. Родители привлекались к участию в обсуждении учебных программ, школьного расписания, таким образом не разрушается связь с семьей. Процесс обучения в Иена-план школе строился с учетом индивидуальности школьников, способностей учащихся в группе, временем занятий, учебным материалом. П. рассматривал создание человеческих отношений на гуманистической основе как «стержень» воспитательной программы Йена-план. В 20-е годы классно-урочная системы пришла в упадок, ее потеснили новые формы организации учебного процесса, в частности Дальтон-план. Они получали от учителя задания, в которых указывались основные вопросы и источники для нахождения ответов. Работа шла самостоятельно, индивидуально или небольшой группой. Ведущая роль учителя отменялась, он становился консультантом. С одной стороны, снижались эффективность учебных занятий, с другой - увеличивалась осознанность и прочность изучаемого материала.

 

24.Развитие принципа природосообразности в зарубежной западно-европейской педагогике (Демокрит, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервег).

Согласно принципу природосообразности по Коменскому, обучение и воспитание должны следовать законам природы, частью которой является человек.
Чтобы человек стал человеком, он должен получать образование. Я.А. Коменский полагал, что в школе не должно быть места насилию. Не следует насильно принуждать детей учиться. Школа всеми средствами должна, по мнению Я.А. Коменского, воспламенять в детях стремление к знанию и учению. Воспитание должно строиться сообразно с природой. Он является одним из первых педагогов, придававших особое значение принципу природосообразности в воспитании и обучении подрастающего поколения. По Коменскому, согласно принципу природосообразности, человек - частица природы и должен следовать законам ее развития. В соответствии с этим аспектом понимания принципа природосообразности Коменский ставит перед человеком три цели: быть разумным созданием; созданием, господствующим над другими созданиями; созданием, представляющим образ творца.
Руссо отвергал культуру вообще, он противопоставлял культуре природу, боготворил ее. Воспитание человека должно быть природосообразным: воспитание должно быть на лоне природы, вдали от культуры, в воспитании ребенка необходимо следовать его природе: учитывать возрастные и индивидуальные особенности, потребности и интересы.
И.Г. Песталоцци (1746-1827)на первый план в воспитании выдвигал идею об активной роли самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Он подчеркивал, что цель воспитания заключается в развитии всех природных сил и способностей человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает к моменту рождения свойственно стремление к действию. По его убеждению, человеку изначально даны силы троякого рода. Это сила знания, она таится в задатках к внешнему и внутреннему созреванию. Сила умения вырастает из задатков к всестороннему развитию и ловкости тела. Сила души опирается на изначальное стремление к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой.
Дистервег. Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Дистервег выделял 3 ступени возрастного развития: 0-9 лет - господство ощущений, преобладание физической деятельности. При обучении нужно руководствоваться чувственным познанием, упражнять чувства
9-14 лет - развитие памяти, накопление представлений. Задача обучения - приобщение ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению необходимых учебных навыков. Проявление начала абстрактного мышления, следует научить делать общие заключения, выводить правила а применять их на практике. От 14-... - господство разума.

 

25.Личность учителя и требования к его педагогической деятельности в западно-европейской педагогике (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.В.А.Дистервег).

Коменский огромную роль уделял личности учителя, поэтому учитель должен быть:
• честным
• деятельным
• настойчивым
• высоконравственным
должен безгранично любить своё дело, учитывать и будить интерес учащихся к учению.
Ж.Ж.Руссо в решении сложных задач большую роль отводил воспитателю: умению предоставлять свободу ребенку. Гуманистическая заповедь Руссо состоит в том, чтобы воспитатель лишь наводил своего воспитанника на решение того или иного вопроса. Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он прежде всего должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога, по ею мнению, дать учащемуся соответственный материал, необходимый для упражнения этих сил. Дистервег относил профессиональные качества учителя к своим дидактическим правилам «развивающего, воспитательного и образовательного» учения. Он выделял следующие требования:
• нужно стремиться к тому, чтобы преподавание было интересным, увлекательным для детей
• учитель должен следить за правильной речью учащихся, правильным изложением своей мысли при ответе на заданный вопрос.
• учитель не может останавливаться в своём развитии
• учитель должен постоянно обогащать свои знания и развивать свои профессиональные способности
Заботясь о саморазвитии своих учеников, учитель должен саморазвиваться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.008 с.)