Гуманистическая педагогическая мысль в эпоху Возрождения (Витторино-да Фельтре, Ф.Рабле, М.Монтень, Э.Роттердамский). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистическая педагогическая мысль в эпоху Возрождения (Витторино-да Фельтре, Ф.Рабле, М.Монтень, Э.Роттердамский).



Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов.

 Витторино да Фельтре сын бедных родителей,  закончил Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера».
Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Как говорил о В. да Фельт-ре один из его современников, «он восхвалял то, что греки называют энциклопедией, так как, по его словам, наука и образованность слагаются из многих и разнообразных знаний».
Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.
В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом. По воспоминаниям современника, «со строгостью сурового аскета запирался он каждое утро в своей комнате, где молился с коленопреклонением и бичевал себя. Он часто исповедовался, сам преподавал закон Божий, увещевал учеников молиться и ежедневно посещать вместе с ним обедню».
Современник

Немецкая педагогическая мысль была представлена именем крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения, Эразма Роттердамского. Педагогические взгляды он излагал в работах «Беседы», «Цицеронианцы», «Метод изучения», «Свободное воспитание детей», «О благовоспитанности детей».
Формулируя цель воспитания, Эразм Роттердамский превыше всего ставил благочестие и нравственность, он выдвинул идею всеобщего обучения. По его мысли, широким массам населения, которым недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение. Определяя содержание обучения, он на первое место ставит грамматику, далее следуют история и литература, география и естествознание.
Самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский(1466 – 1536). В своём главном труде– «О первоначальном воспитании детей» - Э. Роттердамский заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.
Преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья он связывал с воспитанием. Одним из первых заговорил о народном образовании, провозгласил отношение к труду критерием нравственности (работы «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам», «О методе обучения»).

Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком». Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями – это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.
Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел.

Юрист, автор знаменитого труда «Опыты», в котором отразились передовые гуманистические взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы, что, по мнению М. Монтеня, должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний.

Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности, выдвигая императивное требование: «Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку». Мыслитель выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.

 

9.Педагогические идеалы ранних социалистов-утопистов (Т.Мор, Т.Кампанелла).

Томмазо Кампанелла написал ряд трактатов, «Город солнца». В нем он нарисовал образец общества экономического и полит. равенства. В трактате изложены пед. идеи, пафос которых заключен в отрицании книжности, возврате к природе, в энциклопедизме и универсализме образования. Горожане свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость и воровство. Благодаря правильному воспитанию жители города отличаются отменным здоровьем и внешней привлекательностью. Во главе гос-ва СТОИТ самый образованный, просвещенный гражданин- Солнце, или Метафизик. Происходит он чаще всего из среды жрецов. должность несменяема до тех пор, пока Солнце не передаст ее добровольно - тому, кто окажется мудрее и способным к управлению. Компетенция Солнца: он глава всех в светском и духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. Публично исповедает грехи горожан. Сменяются должностные лица: по воле народа. Для этого народу необходимо на Большом Совете высказаться против неустраивающего руководителя. От частной собственности - происходит себялюбие, грабеж государства, гордость, праздность, лицемерие, предательство. Отказ от частной собственности доводит до любви к Родине. Достойнейший - тот, кто изучил больше искусств и ремесел, кто умеет применять их с большим знанием дела. Деторождение - деятельность на благо государства. Бесплодная женщина не пользуется таким же почетом как матрона. Каждый работает не больше четырех часов в день. Труд общеобязателен. Никакой телесный недостаток не принуждает соляриев к праздности, в преклонном возрасте солярий привлекается к совещаниям; если кто-то "совсем физически немощен, то он работает в деревне, получает хорошее содержание и служит соглядатаем. Солярии беспощадно преследуют врагов. Рабов, захваченных на войне, они или продают, или употребляют на тяжелые работы вне города. Иностранцы, желающие стать гражданами Государства Солнца, подвергаются месячному испытанию за городом, а потом в течение месяца в самом городе. Если преступление совершено против свободы государства, или против Бога, или против высших властей, то без всякого сострадания приговор выносится немедленно. И только такие преступники караются смертью. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математик), историю, обучают ремеслам, дети занимаются гимнастикой, бегом, играми. До семи лет дети изучают родной язык, выполняют физ. Упражнения.
Большой вклад в развитие педагогической мысли внес английский философ и гуманист Томас Мор, создав утопический проект общественного устройства. Он- автор «Утопия», в которой он описал идеальное общество и изложил собственные взгляды на воспитание и обучение. Центральное место в этой утопической теории занимает гармонично развитая личность. Цель создания соц. учреждений в таком обществе-дать каждому возможность развивать свои духовные силы, В человеке особо подчеркнуты общественные и личные качества: скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта.
Человек, по Мору, «рожден для счастья”. Мор строил нравственное воспитание на религиозных началах Мор - правоверный католик. В «Утопии» ученый-гуманист утверждал свободу вероисповедания. Следует воспитывать в духе морали. Мор отвергал жестокость и грубость средневекового образования. Мор ищет пути, чтобы вооружить ч-кий разум знанием. Только образованный ч-к способен добиться счастья. Рисуя идеальный строй на фантастическом острове, он декларирует новые принципы в образовании: равный характер общественного воспитания, широкое общее образование, преподавание на родном языке, (ведущий вид-земледелие), самообразование. Мор особое внимание уделил проблеме женского образования. Мор подчеркивает обязательное участие детей и взрослых в физ. труде. Труд не мешаем утопийцам посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания. Образование осуществляется в гос. школах. Г.Мор полагал, что производительный труд будет специализирован, с тем чтобы молодежь с детства готовилась к выбранной профессии.

10. Возникновение педагогической системы. Гуманистические истоки педагогики Я.А.Коменского.

Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности. В XVII–XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории.

Крупнейшей фигурой в педагогике Нового времени стал чешский педагог и философ, разрабатывавший многие педагогические проблемы, создавший первую в истории педагогики научную теорию – дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Главным трудом его жизни является «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».

Идея универсальности образования в теории Я.А. Коменского имеет не только философскую, но и практическую направленность, ее реализация подробно разработана в «Великой дидактике» и «Правилах хорошо организованной школы». В этих произведениях педагог изложил универсальную теорию «обучения всех всему», основанную на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, соответственно, образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить быстро, легко и прочно. Исходя из этого, образование человека должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Для реализации этой идеи Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.

1. Я.А. Коменский пропагандировал наглядное обучение 2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, в результате у ученика сложится целостная система знаний.3. Обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. Педагог требовал располагать учебный материал «по ступеням возраста, чтобы только то предлагалось для изучения, что доступно способности восприятия». 4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

Выделенные Я.А. Коменским принципы послужили ядром новой универсальной классно-урочнойсистемы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского.

Вопросы воспитания и обучения Я.А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве, отдавая приоритет процессу обучения. Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни. Таким образом, система Коменского выделяла составные части воспитания – научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я.А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине.

11.Возрастная периодизация развития детей и система образования в педагогике А.Я.Коменского

Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.

Первой ступенью в проекте Я.А. Коменского была материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения о явлениях природы, жизни людей, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания педагог называл трудовое и нравственное.

На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я.А. Коменский предлагал включить в программу этой школы родной язык, арифметику, начала геометрии, географии, «начала космографии», начала общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей.

Средняя школа в системе Я.А. Коменского – это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. В программу гимназии педагог включал «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др.

Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе педагога академией, которая должна открываться в каждом государстве. В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты, а целью ее создания было сообщение пансофических знаний. В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы.

1. Я.А. Коменский пропагандировал наглядное обучение 2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, в результате у ученика сложится целостная система знаний.3. Обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. Педагог требовал располагать учебный материал «по ступеням возраста, чтобы только то предлагалось для изучения, что доступно способности восприятия». 4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

Выделенные Я.А. Коменским принципы послужили ядром новой универсальной классно-урочнойсистемы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.018 с.)