Просвещение и школа на землях беларуси в хi-хv I IIвв. Типы учебных заведений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просвещение и школа на землях беларуси в хi-хv I IIвв. Типы учебных заведений.



На развитие письменности большое влияние оказало принятие христианства. Школы основывались при монастырях и княжеских дворах. Письменность развивается не только среди князей, но и среди простых людей. Большое влияние на развитие просвещения и культуры оказали белорусские просветители. Одной из представителей белорусской культуры была Ефросинья Полоцкая. Ефросинья основала 2 монастыря, где переписывали книги десятки грамотных людей. Основала при них школы, что способствовало развитию письменности. В Софийском соборе учились не только «книжной мудрости», но и христианским заповедям. Кроме церковнославянского, дети учили греческий, латинский языки, получали сведения по природоведению, истории, риторике, медицине. Деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он проповедовал, писал церковные трактаты, дидактические притчи. Туровский считал, что грамотность и просвещение являются условием совершенствования человека. Он мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям. В период, когда Беларусь входила в состав ВКЛ (вт п 13-1569) белорусский язык становится государственным. Была развита переписка сочинений и рукописей не только церковно-религиозного, но и светского характера. С 14 в. на тер. Беларуси проникает католицизм, открываются католические храмы и школы. В католических начальных школах учили чтению, письму, счету, молитвам. В городах действуют трехклассовые кафедральные католические школы, в которых помимо языков изучалась арифметика, грамматика, пение. На бел землях просвещение и педагогическая мысль в 16-17 вв. развивалась в условиях сосуществования и противоборства римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. с 16 в. наряду с традиционными очагами развития грамотности (семья, монастыри) возникают иные центры обучения и воспитания: латинские, католические, протестантские, униатские, братские и др. школы. В 20-60-е гг. 16 в. особую активность проявлял иезуитский орден. В деятельности иезуитов ведущее место занимала школа и педагогика. Стремясь захватить просвещение в ВКЛ, иезуиты создают сеть школ-коллегиумов. Светский характер образования, веротерпимость, бесплатность привлекали в иезуитские коллегиумы не только католиков, но и представителей др. конфессий. С создание в Вильно на базе коллегиума академии, сложилась целостная система католического образования: начальные (приходские), средние (коллегии) школы и высшая школа (академия). Арианские школы притягивали себе молодежь независимо от ее конфессиональной принадлежности. Воспитанников этих школ зачастую приглашали в качестве домашних учителей в дома знати. Тут изучались языки, философия, медицина, право, естественные науки и математика. Униатские школы предназначались в основном для бедног населения. В них изучались катехезис, языки. Борьба за народные традиции велась братствами через сеть братских школ. Они считались наиболее демократическими учебными заведениями того времени, поскольку были всесословными. Плата за обучение была разной, в зависимости от достатка семьи. Образование было нацелено на изучение языков. братские школы отличались строгой дисциплиной, но физические наказания применялись редко. Особое внимание уделялось вопросам нравственности. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса было воспитание добродетельного христианина. В нач 18 в римско-католический орден пиаров открывает пиарские школы. Особой популярностью пользовалось у шляхты обучение на польском. Эдукационная комиссия – орган управления системой образования. Школа должна была стать бессословной и светской. За 20 лет деятельности открыла 20 школ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.005 с.)