Специфические приёмы и штрихи в эстрадно-джазовом пении. Их роль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфические приёмы и штрихи в эстрадно-джазовом пении. Их роль



 

Разнообразие вокальных стилей огромно. И это понятно: ведь, в отличие академического и народного вокала, здесь правит не канон, а поиск индивидуальной манеры.

Некие общие стилистические черты, разумеется, наблюдаются, но любые отклонения от канона возможны и приветствуются.

Джазовый вокал. Строгой формулировки джазового вокала не существует, поскольку он определяется индивидуальными качествами певца. Из навыков, необходимых джазовому певцу, обязательно нужно назвать идеальное чувство ритма (в джазе очень специфическая и непростая фразировка), идеальное чувство гармонии, позволяющее импровизировать (ибо импровизация - суть джаза), подвижность голоса. Джазовый голос, как правило, открытый, глубокий, с опорой на брюшное и диафрагмальное дыхание, но при этом подвижный. В джазовом вокале часто встречаются эксперименты с использованием разных резонаторов, в том числе носового, использованием фальцета, глиссандо, вибрации, возможно резкое форсирование нот. Многие из таких джазовых экспериментов пришли из вокала народного - фольклора североамериканских негров, блюза и спиричуэлс. Характерный для джазового вокала прием, также заимствованный из африканского фолка, - скэт (scat).Это слоговое (безтекстовое пение), основанное на артикуляции не связанных по смыслу звукосочетаний. С помощью скэта джаз-вокалисты подражают звучанию музыкальных инструментов. Пример скэта - Dream, a little dream, Louis Armstrong and Ella Fizgerald (в самом начале, когда вступает Элла; ближе к концу, и Элла Фицжеральд и Луис Армстронг). Достаточной популярностью в джазовом вокале пользуется субтон(расщепление звука, при котором проходит очень много шипа и дыхания; т.е., проще говоря, пение с придыханием).

Пример: все та же песня, но в исполнении The Mamas and the Papas, первый куплет поется на субтоне.

Эстрадный вокал - пение с эстрады; но, как правило, под эстрадой прежде всего подразумевается легкая популярная музыка. Эстрадный вокал сочетает в себе множество различных вокальных стилей. Тут можно найти и элементы академического вокала, и народного, и джаза, и рока. Главная задача эстрадного вокалиста - поиск своей индивидуальной манеры пения. Эстрадный вокал ближе к обычной речи, чем академический или народный, и поэтому особенно важное значение имеют четкая и внятная дикция. Кстати, в эстрадных песнях чаще можно встретить трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания и дикции, чем в академе. Некоторые эстрадные стили и вовсе не подразумевают ничего большего, кроме владения речевой манерой пения и актерским мастерством в исполнении (как, к примеру, авторская песня или шансон). Звук в эстрадном вокале более открытый и более естественный, чем в академическом вокале; часто – более легкий, на более высокой опоре, чем народный. Разумеется, у эстрадного вокала есть и общие черты с другими видами вокала: опора звука, правильная позиция, использование резонаторов. Приемов в эстрадном вокале очень много.

Некоторые из них:

1. уже упоминавшийся в связи с джазом субтон;

2. пение на фальцете,

3. быстрый переход с опоры на фальцет и наоборот («йодль», известный нам по народной музыке, тирольскому пению),

4. слайд/глиссандо (плавный переход - «съезд» - с одной ноты на другую). Некоторые приемы из арсенала рок-вокалистов иногда также используются вокалистами эстрадными. Показательный пример песни, в которой используется и субтон, и пение на фальцете, и йодли, и скрим (Sam Brown, Stop). Еще один показательный пример использования фальцета, гроулинга и йодлей - Zombie, Cranberries.

Рок-вокал очень эмоционален, отсюда использование приемов расщепления- добавления к звуку различных шумовых эффектов: хрипов, рычания, выкриков.

К современным техникам эстрадного пения относится:

1.

1. Пение госпел (афроамериканская церковная музыка) и произощедший из этого стиля - приём «бэлтинг», используется в женском вокале - пение верхних нот грудным голосом. Belt - традиционная бродвейская манера пения. В основном встречается у женщин (belt-сопрано) и характерезуется насыщенным грудным звучанием, металлом и большой силой, что было немаловажно в те времена, когда в театре не использовалось искусственное усиление звука.

Другие характерные черты: высокое подсвязочное давление, сокращение мышц гортани и глотки, плотное смыканием связок, речевое (высокое) положение гортани, обеспечивающее четкость гласных.

Belt вошел в моду благодаря бродвейской звезде Этель Мерман (Ethel Merman), обладавший таким голосом от природы. Самые известные певицы, работающие в этом стиле - Лайза Минелли (Liza Minelli), Патти ЛюПон (Patti LuPone), Линда Эдер (Linda Eder). Партии, написанные для belt-cопрано - Роза ("Gypsy"), Аделаида ("Guys and Dolls"), Рено Суини ("Anything goes").

Belt противопоставляется приближенной к академическому звучанию манере legit

1.

2. Скрим (крик) - техника скрима распространена в рок-вокале и в некоторых эстрадно-джазовых тнаправлениях

3. Мужской микст - распространённая в современной эстраде техника, базирующаяся на активном подключении головного регистра в пении, а также - пение фальцетом (Джордж Майкл, Майкл Джексон, Владимир Пресняков, Адам Ламберт)

4. Субтон - пение вполголоса, часто с придыханием. Распространена в джазовом и эстрадном пении

5. «Пение в разговорной позиции» - техника Сэта Риггса. Это один из известнейших педагогов по вокалу в мире, благодаря своей успешной методике обучает огромное количество известнейших певцов от Майкла Джексона до Стиви Вандера. Работает на базе студии «Голливуд», имеет огромную сеть своих школ по всему миру.

Истоками джазовых приёмов явились музыкальные жанры, бытовавшие в среде афроамериканцев в конце XIX века в США. В первую очередь, это блюз (blues), спиричуэл (spiritual), ворк-сонг (work song), баллада, рэгтайм.

Перечисленные вокальные жанры внесли в джаз выразительные исполнительские приёмы, которые в дальнейшем стали неотъемлемыми для джазового пения. Блюзовый лад с его интонированием, приёмы пения шаут (shout) и холлер (holler), использование глиссандо (glissando) и дёрти-тонов (dirty tones) характеризует джазовый вокал как экспрессивный по своей природе.

Вокалистов, поющих в такой горячей манере, иногда называют шаутерами (shouters).

С другой стороны, появление таких стилей, как свит (sweet) и кул (cool), проникновение в джаз ритмов латиноамериканской музыки, а также развитие звукоусиливающей техники придало звучанию джазового вокала интимность, мягкость, сентиментальность.

Певцов, исполняющих джаз в такой лиричной и даже сдержанной манере, называют крунерами (crooners). Практически любой человек, чутко воспринимающий музыку, отличит звучание джаза от какого-либо другого музыкального направления. В джазовой музыке такие средства выразительности, как метроритм, фразировка, мелодика, гармония очень специфичны.

Мы распознаём джаз и по манере звукоизвлечения, по фразировке, артикуляции.

И в академическом, и в народном пении, и в эстрадном пении вокалист должен

свободно владеть своим голосовым аппаратом.

На заре становления джаза исполнители на духовых инструментах своей артикуляцией подражали человеческому голосу, а по мере развития джазовой музыки голос стал брать на вооружение приёмы инструментальной игры (например, техника скэта, филировка звука). Таким образом, с самого начала формирования джазовой артикуляции её роль в создании джазового саунда огромна. Саунд (англ. sound –звук, звучание) - индивидуальное качество звучания музыканта, певца или ансамбля, а также отличительные черты звучания какого- либо стиля.

Тембр голоса каждого певца индивидуален. Если к этому добавить разнообразие вокальных приёмов, использующихся в джазовом пении, то получится, что каждый певец имеет в своём распоряжении огромный арсенал

выразительных средств. Их можно разделить на три группы по следующему принципу:

· способы и приёмы звукоизвлечения, связанные со звучанием голоса и окраской звука;

· способы и приёмы интонирования;

· орнаментика (мелизмы).

Несомненно, на практике такого разделения не существует. Но, чтобы научиться обращать внимание на то, как поют разные исполнители, мы сделаем акцент именно на такой классификации.

Способы интонирования.

Блюзовое интонирование (англ. - blue notes- блюзовые тоны) - в афроамериканском фольклоре и джазе специфическое, в отличие от темперированного строя европейской музыки, интонирование некоторых ступеней лада. Чаще всего III, VII, V ступеней. Практика нотации подобного интонирования привела к тому, что блюзовый лад стали называть ладом с минорной терцией и низкой септимой. На самом деле блюзовое интонирование не предполагает точную темперацию.

Блюзовое интонирование используется не только при исполнении блюзов, но и при исполнении джазовых стандартов.

Бендинг (англ. bend - сгибаться) - «подъезд» к ноте, который по сути является портаменто от одного звука к другому, выполненным в узком звуковысотном диапазоне (тон или полутон).

В инструментальном исполнительстве термин «бендинг» означает звуковысотную подтяжку к ноте.

Дёрти-тоны (англ. dirty tones - нечистые тоны) - один из специфических приёмов интонирования и подачи звука. Истоки дёрти-тонов находятся в афроамериканском фольклоре. Отличаются нестабильной («пёстрой») окраской звуков в пределах одного регистра, сильной динамикой, гипертрофированным вибрато.

Глиссандо (итал. glissando - скользить) - равномерное скольжение от одного звука к другому. Обозначается волнистой линией или чертой.

Мелизмы (греч. песнь, мелодия) - наиболее часто употребляемые виды орнаментики. В европейской академической музыке каждый вид мелизма имеет определённое значение. К мелизмам относятся различные вокальные украшения, исполняемые на один слог текста,- распевы, а также мелодические

украшения, такие как форшлаг, группетто, мордент, трель. Использование певцом мелизмов придаёт джазовой теме индивидуальное звучание.

Для джазового музыканта свингование- это активное и осознанное ощущение метроритма, причём не только в теле, но и на уровне внутреннего ощущения времени. Свингование не есть только синкопирование или триольная пульсация. Работа над свингом начинается с работы над развитием ощущений музыкального пульса и метра.

 

Тема 17



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.009 с.)