Артикуляция при переходе к пению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Артикуляция при переходе к пению



 

Основное отличие - это положение гортани в речи и пении. Надгортанник в пении располагается так, что вход в гортань сохраняется узким (сужение). Гортань сохраняет в пении свое постоянное положение вне зависимости от произнесения гласных (в соответствии с типом голоса) и не влияет на артикуляционные уклады.

В пении все звуки должны быть равновокальны, т. е. они должны сохранять единый тембр, вибрато, а значит, и певческие форманты - высокую и низкую.

Певческие гласные отличаются от речевых еще и тем, что они более округлы и, как правило, имеют смешанный характер: поется не чистая, а, а с примесью о или ё, и т. д.

Раскрытие рта в пении, как правило, большее, чем в речи. Однако степень открытия нижней челюсти зависит от индивидуальных особенностей строения и от условий формирования импеданса. Сопрано, пользующееся малым импедансом, могут широко открывать рот. Голоса, требующие большего импеданса, могут незначительно открывать рот.

В пении губы могут принимать характерное для разных гласных положение, но лишь в начальный момент, - затем они переходят в стандартную позицию, правда, связанную с типом голоса. Пение на улыбке чаще используют высокие голоса, пение с губами, чуть вытянутыми вперед встречается чаще у низких голосов.

При пении меняется и уклад языка.

Мягкое нёбо в пении занимает повышенное по сравнению с речью положение. Правда, на положение мягкого нёба в пении есть два взгляда: одни считают, что его надо поднимать высоко, другие это отрицают. Отсюда берутся и разные приемы.

В пении в отличие от речи глотка расширяется.

Для учащегося самое важное - научиться произносить согласные так, чтобы не нарушалась вокальная линия, т.е. кантилена, а гласные - так, чтобы они не искажались до неузнаваемости и не изменяли смысл слова. Ясность дикции в значительной мере зависит от высокой позиции звука, над которой и работают педагоги-вокалисты. При таком пении создаются наиболее оптимальные условия для работы губ и кончика языка.

Четкость произношения можно разработать, используя актерские скороговорки. Ряд упражнений тренировочного характера содержится в книге Е. Саричевой

«Техника сценической речи». Существуют и специальные слоговые упражнения в методическом пособии Л.Д. Гордеевой, к которым полезно было бы обратиться. Однако практика показывает, что хорошая актерская речевая дикция не является залогом ясной вокальной артикуляции. Причина - в разнице между речевым и певческим процессами произнесения звуков.

Поэтому наиболее эффективными для развития дикции являются:

- аналитический подход к слову в исполняемом произведении, включая проработку и осмысление текста без пения.

- вокальные упражнения, например, на выравнивание гласных.

В культуре живой речи существуют законы орфоэпии- законы правильного произношения слова. Правда, переносить автоматически эти законы речи на пение было бы неверным. Так, например, по законам орфоэпии продленный первый слог в процессе пения при изменении гласной может исказить слово до неузнаваемости.

Слово «пятачок» произносится как «петачок». Но если этот слог будет стоять в начале вокальной фразы, то его надо будет петь как «пя».

Аналогичный пример можно привести и со словом «взяла», которое в речи звучит как «взела», а в пении, например, на фермате, над первым слогом нужно будет спеть «взяла». Если же в пении и в речи слог сохраняется коротким, то законы орфоэпии автоматически переносятся на певческий процесс. Например, в романсе П.И. Чайковского «Средь шумного бала» слово «глядели» во фразе «лишь очи печально глядели» произносится как «гледели». Слово «что» произносится как «што» и в пении, и в речи, слово «скучно» произносится как «скушно», например, в романсе А. Гурилева на слова М. Лермонтова «И скучно, и грустно».

Красиво окрашенная вокальная речь, четкое и осмысленное слово, культура речи и художественная выразительность пения для певца не менее, а, может быть, даже более важны, чем техническая оснащенность голоса. Впрочем, обе стороны певческого процесса на самом деле находятся во взаимосвязи и помогают или мешают друг другу.

 

Тема 13

Смешанное звукообразование у академических и эстрадных певцов

 

Все не поставленные голоса имеют регистровое строение. более или менее различимое на слух.

Чтобы голос звучал однородно, педагог по вокалу работает над сглаживанием регистров, постепенно добиваясь смешанного звукообразования.

Смысл сглаживания регистров в том, что головное звучание проникает в область грудного регистра. И наоборот: грудное звукоизвлечение - распространяется в пределы, отведенные природой для головного звука. Регистры как бы совмещаются, образуя смешанное звучание.

 

Если слияние грудного и головного тембров осуществлено в достаточной степени, то граница между регистрами становится почти незаметной или исчезнет.

Основной метод - работа над вокальными упражнениями. Разумеется, речь идет о правильном, целенаправленном использовании упражнений, постепенно подводящих голос к однородному звучанию на всем диапазоне.

В работе над сглаживанием регистров следует сначала определить переходные звуки, которые можно определить по некоторому изменению тембра и неудобству, возникающему при пении.

Существует два метода сглаживания:

1. Первый метод:

Наложение головного регистра на грудной.

При этом методе обучающийся упражняется в пении на опоре дыхания сначала в головном регистре, постепенно распространяя это звучание на переходные и нижележащие ноты грудного диапазона, т.е. поёт упражнения методом «сверху-вниз». При этом средний регистр носит явный оттенок головного звучания.

2. Второй метод:

Округление и прикрытие.

Для того что бы сгладить регистры и сделать переходные ноты удобными и незаметными их надо округлить и прикрыть. Достигается это следующим образом. Двигаясь из грудного регистра в головной и подходя к переходным звукам, певец должен вообразить, что он вместо звука «А», не меняя формы рта и не подтягивая гортани, произносит «О», а на последней переходной ноте, можно даже вообразить, что произносится «У» без изменения формы рта.

В работе над закруглением звука вначале можно дать упражнение без пения: чередуя звуки «А» и «О», произнести их несколько раз, не изменяя формы губ и не двигая челюстью. На развитие этого ощущения существует упражнение: не меняя положения губ мысленно произносить звук «О», что дает изменение резонаторной полости, что нужно при округлении звука.

Потом следует перенести это упражнение на пение. При прикрытых звуках голос звучит более собранно, «отраженно».

Над закруглением звука сначала надо работать не на переходных нотах, а на средней тесситуре, чтобы приучить мышцы к эластичности и научить ученика управлять резонаторной полостью.

В эстрадном вокале зачастую используется микстовоезвучание в среднем и верхнем регистре.

Микстом, называется голос, составленный из любой пропорции грудного и головного звучания.

Он может приближаться к фальцету, если в его состав входит преимущественно головной звук и мало грудного. Может походить на грудной - при обратном соотношении.

Лучшие певцы, у которых окраска голоса на всем диапазоне достаточно однородная, используют преимущественно «промежуточные» звучания, то есть, поют, как правило, смешанным звуком.

Слиянию грудного и головного резонирования у певцов - мужчин может способствовать фальцет. Полезно научиться петь фальцетом на всем диапазоне, рассматривая это как этап к овладению смешанным звуком.

Для такой цели удобно использовать нисходящие гаммы и арпеджио, идущие в пределы грудного регистра. При этом нужно стремиться сохранять тембровую окраску и «позицию» верхнего звука.

У средних и низких женских голосов микст является главным фондом, но их грудной регистр значительнее и интереснее по сравнению с высокими голосами. Этот грудной регистр и нужно плавно связать с регистром, смешанным - с микстом.

Грудной регистр не обучавшихся пению отличается грубостью и резкостью, он должен быть и может быть смягчен через влияние на него лежащих выше звуков смешанного, микстового регистра; поэтому подход сверху будет наиболее оправданным при соединении этих регистров у женских голосов. Идти от хорошо звучащих нот микстового регистра вниз, распространять характер их звучания на переходные ноты и немного ниже их, заходя за границу перелома, за границу грудного регистра, - это значит облегчить появление более мягкого характера звуков грудного регистра при более мягком, облегченном грудном резонансе.

Следует начинать упражнение для сглаживания регистра таким образом: найти примарный тон данного голоса (обычно это бывает «ре», «до-диез» «до» второй октавы) и, спускаясь вниз на гласной А, попросить ученика эти пять нот петь, проводя каждый следующий звук как бы «поверх» предыдущего. При этом надо крепко, упруго держать мягкое небо и при спуске книзу слегка опускать гортань, а звук «выдвигать вперед». Чем ниже спускается голос к грудному регистру, тем ниже следует опускать гортань, как бы открывая ход грудному резонированию.

Таким образом грудной регистр будет все ярче и ярче окрашиваться грудным звучанием. При этом эластичном состоянии аппарата перелома не произойдет. Спускаясь в тональности по полутонам вниз, надо строго придерживаться этого правила, которое всегда помогает.

Выработка однотембрового голоса со смешанным характером звучания очень трудная задача для самодеятельного певца.

В традициях академического пения при микстовании регистров заметно преобладание головного механизма.

В эстрадном пении голос певца заучит более натурально, приближенно к естественному тембру (так называемая «речевая позиция»), и смешение регистров происходит с преобладанием грудного механизма звукоизвлечения.

Конечным же результатом должна являться уравновешенность, однотембренность голоса на всем диапазоне.

 

Тема 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.014 с.)