Основы постановки певческого дыхания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы постановки певческого дыхания



 

Постановка певческого дыхания требует осознанного контроля поющего и умения равномерно распределять набранный воздух.

Этапы освоения певческого дыхания:

1. Освоение правильной певческой установки (правильное положение корпуса, головы, поза, отсутствие мышечных и психологических зажимов);

2. Подключение диафрагмы (согласная «к», упражнения «Вороны»)

3. Освоение плавного вдоха (вдыхаем воображаемый аромат цветка)

4. Освоение плавного выдоха (упражнения «Свеча», «Парус», выдох на «ТЦ…»)

5. Освоение задержки дыхания (упражнение «Испугайся»)

6. Автоматизация всего процесса на распевочном материале.

 

Объяснения:

Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса (певческая установка). Нужно следить за тем, чтобы была выпрямлена спина и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника.

У начинающего петь прежде всего необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе; это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже в начале пения музыкальной фразы заметно быстрое “спадение” (оползание) стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует.

Голосообразованию предшествует вдох.Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличие от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.

Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.

Шум при вдохе создается от трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки и вместе с этим малорасширенное русло трахеи и бронхов. Помимо того, что он создает неприятный посторонний шум во время пения, такой вдох вреден для голосовых складок. Вызывая сухость, он отрицательно отражается на их работе и, следовательно, на качестве воспроизводимого звука. Для устранения этого недостатка необходимо постоянно фиксировать внимание певца на шуме, сопровождающем вдох. Добиваться бесшумного вдоха помогает зевок и спокойное, глубокое дыхание.

Чтобы вдох был достаточно глубоким и полным, его надо брать в нижний отдел грудной клетки и при этом энергично поднимать, и расширять нижние ребра. Такое движение значительно увеличивает объем грудной клетки и потому обеспечивает нужный запас дыхания (полнота вдоха). Кроме того, поднятые и расширенные нижние ребра растягивают прикрепленную к ним диафрагму и тем самым создают наилучшие условия для ее работы - длительного сокращения с наименьшим напряжением.

В противоположность описанному, поверхностный вдох часто бывает шумным, при нем мало увеличивается объем грудной клетки и не обеспечивается нужный запас дыхания. Вдох рекомендуется брать одновременно через рот и через нос. Вдох через нос при закрытом рте легче наводит на ощущение полноты и глубины вдоха, но осуществим только при пении упражнений.

При правильном образовании певческого звука мягкое нёбо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т.е. находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое нёбо при таком состоянии глотки создает условия для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). В вокальной практике принято говорить о полузевке, чем

подчеркивается тот факт, что певческий зевок меньше обычного. Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с “настройкой” ротоглотки на полузевок.

Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой - остановкой дыхания, после чего начинается выдох.

Мгновенная задержка дыхания перед непосредственным воспроизведением звука является моментом фиксации положения вдоха или, иначе, вдыхательной позиции. Под вдыхательной позицией или установкой, следует понимать не только находящуюся в положении вдоха грудную клетку, но и особую подготовку ротоглоточного канала, установленного в положении полузевка.

Основными задачами правильного певческого выдоха являются: экономное расходование дыхания (т.е. воздуха, набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления в подскладочном пространстве, плавный выдох.

Под экономным расходованием дыхания понимается постепенная его подача, при которой максимально больший процент воздуха превращается в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием. Необученные певцы, набирая обычно большое количество воздуха при вдохе, расходуют его уже на первых звуках музыкальной фразы. В связи с этим у них значительная часть дыхания расходуется бесполезно.

Умение поддерживать необходимое для голосообразования подскладочное давление выдыхаемого воздуха называется опорой дыхания.Опора должна быть пластичной, гибкой, упругой, чтобы обеспечить быстрое изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющихся звуков. Опора дыхания является составной частью певческой опоры. Понятие “опора дыхания” обычно употребляется для конкретизации одной из сторон голосообразования, а именно – работы дыхательных мышц. Взаимодействие дыхания и голосовых складок определяет опору звука. Певческая опора зависит не только от согласованной работы голосовых складок и дыхания, но и от правильной функции органов надскладочного отдела голосового аппарата.

Вокалисты различают, кроме оптимального, еще вялое и форсированное дыхание.В первом случае, как определяет само название, дыхательные мышцы работают вяло, вдох недостаточно глубокий и полный, выдох осуществляется без активного взаимодействия дыхательных мышц, отчего не

создается нужное для фонации подскладочное давление (опора дыхания). При таком дыхании работа голосовых мышц не может быть полноценной, они быстро утомляются, страдает сила, тембровая окраска звука и опора. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц; вдох обычно шумный, с перебором дыхания; выдох характеризуется значительным напором мышц-выдыхателей. Голосовые складки, чтобы противостоять чрезмерному подскладочному давлению, перенапрягаются. Звук становится форсированным: крикливым, маловыразительным, бедным по тембру, сила звука снижается.

При вялом, недостаточном смыкании складок происходит большой расход выдыхаемого воздуха. Дыхание становится коротким, опора дыхания - недостаточной. Звук теряет интонационную устойчивость, обретает сиплый призвук, теряет “собранность”.

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Вначале даются короткие упражнения в медленном темпе, не требующие большого запаса дыхания, длительного выдоха и большой опоры. Нужно следить, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось в некоторой степени вдыхательное положение грудной клетки, оставался “резерв дыхания”. При таком явлении каждый новый вдох как бы наслаивается на предыдущий, певческая установка перед новым вдохом полностью не утрачивается. Это позволяет быстро организовать новый вдох.

Для развития певческого дыхания, опоры, не следует прибегать к изолированным от звука дыхательным упражнениям, т.к. работа дыхательных мышц во время пения тесно связана с работой гортани и верхних резонаторов. Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, округленный вокалисты определяют, как опёртый звук. В противоположность ему неопёртый звук беден по тембру, вялый, тусклый, недостаточно “полетный”, несобранный, ниже оптимальной силы.

 

Тема 5

Опора певческого звука

 

Опора певческого звука - важнейшее ощущение в пении, неотъемлемое качество профессионально поставленного вокального голоса, характеризующегося звонкостью, не утомляемостью, гибкостью и управляемостью, ощущением устойчивости голосообразования.

Чувство опоры развивается постепенно в процессе освоения верного голосообразования. В начале занятий пением оно, как правило, у ученика отсутствует.

При потере чувства опоры - звук сейчас же ощущается в гортани, он, как говорят, «садится на связки».

Редко, но бывает и так, что опора работает естественно от природы.

Поскольку опора является субъективным ощущением певца, можно говорить только о совокупности правильных певческих установок, приводящих ученика к этому ощущению в процессе систематических занятий с преподавателем.

Но обычно именно преподаватель определяет, что звук стал опёртым и просит ученика запомнить ощущения на будущее. Это совсем не просто для начинающего, так как приходится концентрироваться на огромном количестве чувств и "прислушиваться" к тому, на что раньше никогда не обращал внимания.

В общем, опору нужно рассматривать, как совокупность певческих ощущений, ведущих к наиболее качественному результату при минимальных затратах энергии. Можно сравнить это ощущение с удержанием некоторого тонуса дыхательных мышц.

У певца развиваются в основном те ощущения, к анализу которых его приучает педагог.

Одним из основных приёмов, способным натолкнуть многих певцов на нахождение ощущения опертого голосообразования, является задержка дыхания перед началом пения. Эта задержка сопровождается легким

сужением входа в гортань, которое позволяет сбалансировать надсвязочное и подсвязочное давление на голосовые связки, создать верный импеданс и тем самым снять значительную часть нагрузки с голосовых связок.

Применение приема «задержки» создает ощущение «опоры дыхания», которое, при сохранении его в последующем процессе пения, в свою очередь создаст условия для выработки «опоры звука».

При выработке «опоры звука» действия певца сводятся к следующему: после произведенного вдоха и задержки дыхания опускается нижняя челюсть; одновременно поднимается нёбная занавеска, что дает правильную рупорообразную форму верхнего отдела голосового аппарата, так называемую

«высокую певческую позицию»

Затем производится активная и точная (без въездов) атака звука.

Воздух ни в коем случае не должен быть сразу весь выдохнут, его нужно ровно столько, сколько требуется для озвучивания органов-резонаторов.

Этому поможет постоянный самоконтроль певца.

В образовании «опоры звука» огромную роль играет применение прикрытого голосообразования, устойчивое, свободно фиксированное положение гортани и нижнереберно-диафрагмальный тип дыхания с обязательным участием брюшных мышц. На слух присутствие «опоры звука», основанной на дыхании, подтверждается наличием яркого, сконцентрированного (упругого) звучания, отсутствие этих качеств говорит об отсутствии «опоры».

Таким образом, можно сказать, что «опора звука» - это взаимодействие «опоры дыхания» с работой голосового и артикуляционного аппарата.

Или шире - «опора звука» является результатом гармоничного взаимодействия всех частей голосового аппарата: спокойного, глубокого, неперегруженного вдоха; равномерного расходования воздуха - выдоха; правильного положения гортани; четкого, активного смыкания связок - атаки; активной артикуляции ротоглоточной полости, особенно ее заднего отдела - глотки.

Условия, необходимые для создания певческой опоры:

1. Правильная осанка.

2. Развитие свободного проточного выдоха при правильной задержке дыхания.

3. Развитие дыхания с участием диафрагмы.

4. Развитие грудного и головного резонирования.

5. Сформированность вокальной позиции.

 

Тема 6

Атака певческого звука

 

Под певческой атакой понимают взаимодействие струи выдыхаемого воздуха с голосовыми связками. В зависимости от характера взаимодействия выделяют три типа атаки:

1. Твёрдая. Связки смыкаются до начала выдоха. Звук получается твёрдый, яркий, металлический. Напоминает крик. Используется в основном в припевах, в ярких музыкальных фрагментах, в рок-вокале.

2. Мягкая. Смыкание связок и подача дыхания происходят одновременно. Звук рождается мягкий, льющийся, полнотембровый. Это базовое звукоизвлечение, основа легато (связного пения) и кантиленного пения.

3. Придыхательная (аспиратная). Связки смыкаются уже при начавшемся выдохе.

Изначально придыхательная получила распространение в джазовом вокале как попытка подражания саксофону. Служит основой субтонового пения.

 

Тема 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.019 с.)