Процедура принятия федеральных законов в России 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура принятия федеральных законов в России



Составной частью правотворческого процесса является законотворчество.

Законотворчество – это совокупность предусмотренных законодательством процедур разработки, внесения на рассмотрение, принятия и введения в действие законов.

включающий в себя следующие стадии:

Iая стадиязаконодательная инициатива - это закрепленное в Конституции РФ (ст. 104) право субъекта законодательной инициативы внести в правотворческий орган законопроект. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его – право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

II-ая стадияобсуждение законопроекта. Данная стадия начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в 3-х чтениях. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, целесообразность его принятия и т.п. Государственная Дума может вынести решение о принятии закона в первом же чтении (это характерно для небольших по объему законов). Во втором чтении законопроект принимается за основу. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам. По результатам третьего чтения проводится голосование о принятии закона. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

III-ая стадияпринятие закона – это главная стадия правотворческого процесса, которая распадается на 3 подстадии:

а) Принятие закона Государственной Думой Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, то есть 50 % + 1 голос. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5-ти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации;

б) Одобрение закона Советом Федерации В соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ: “федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы”.

в) Подписание закона Президентом РФ Принятый федеральный закон в течение 5-ти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение 14-ти дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

IV-ая стадияопубликование закона. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете», «Парламентской газете» течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются. Вступают в силу законы, как правило, по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Принципы правотворчества

Принципы правотворчества это основные начала, идеи, на которых строится правотворческая деятельность.

1. Принцип законности. Правотворчество должно осуществляться в порядке, предусмотренном Конституцией и иными нормативно-правовыми актами. Данная деятельность не должна выходить за пределы компетенции принимающих нормативно-правовые акты государственных органов.

2. Принцип гуманизма означает, что принимаемые субъектами правотворчества н.п.а. должны формулировать общечеловеческие ценности, предусматривать механизмы для воплощения прав и свобод человека и гражданина в жизнь.

3. Принцип демократизма означает:

А) исключительное право издавать законы принадлежит высшему представительному органу государственной власти – парламенту либо непосредственно народу на референдуме;

Б) обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа.

Этот принцип характеризует степень участия граждан в процессе правотворчества.

4. Принцип гласности означает открытость правотворческого процесса для широкой общественности. Гласность выражается в освещении законотворческого процесса в СМИ, опубликовании законопроектов и принятых законов в СМИ, обнародовании принятых законов и иных нормативно-правовых актов. Неопубликованные законы юридической силы не имеют.

5. Принцип профессионализма означает, что заниматься правотворчеством должны компетентные специалисты, обладающие профессиональными знаниями, умениями, навыками.

6. Принцип научности означает, что в процессе правотворчества должны учитываться научные доктрины, социологические данные. Подготовка нормативно-правовых актов осуществляется с участием представителей разных наук.

7. Принцип системности означает строгий учет системы права, законодательства, построения отрасли и т.д.

8. Принцип использования правового опыта означает, что вновь разрабатываемый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государства и цивилизации в целом.

9. Связь с практикой выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих нормативно-правовых актов.

10. Своевременность предполагает создание новых норм права в связи с качественным изменением общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании.

11. Оперативность предполагает внесение субъектами правотворчества изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.

Виды правотворчества

По субъекту:

1. Правотворчество высших представительных органов государства (например, правотворчество Федерального Собрания РФ – парламента РФ или законотворчество);

2. Непосредственное правотворчество народа, например, в процессе проведения референдума, то есть всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;

3. Подзаконное правотворчество, отличающееся многочисленностью субъектов, к которым, например, в России можно отнести:

А) Президента РФ;

Б) Правительство РФ;

В) Федеральные министерства и ведомства, государственные комитеты, агентства (ведомственное правотворчество), органы государственной власти субъектов федерации;

Г) Органы местного самоуправления;

Д) Субъекты управления на предприятиях, учреждениях, то есть локальное правотворчество

Е) К подзаконному правотворчеству относится также договорное правотворчество

 

4. Санкционированное правотворчество предполагает, что источником права признается уже сложившееся в обществе правило поведения, например, обычай, который непосредственно государством не создается, а только санкционируется, т.е. государство придает ему юридическую силу. Санкционирование государством норм, которые сложились независимо от него в виде обычая (Цыганов В.И.). Строго говоря, это нельзя считать правотворчеством, так как в данном случае нормы права складываются спонтанно, а не в результате целенаправленной деятельности государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.004 с.)