Общая характеристика религиозно-правовых систем. Мусульманская правовая система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика религиозно-правовых систем. Мусульманская правовая система.



Религиозное право действует сегодня во многих государствах Северной Африки, Ближнего Востока, Тихоокеанского и других регионов - Малайзии, ОАЭ, Индии, Алжире, Тунисе, Израиле, Пакистане, Саудовской Аравии, Египте и т.д. Очевидно, что правовые системы указанных стран испытывают на себе более существенное влияние религии. Основой религиозных правовых систем служит определенная система вероучения. 

Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Мусульманское право в своей основе сложилось в Арабском халифате в VII – X в. и основано на мусульманской религии – исламе. Хотя ислам – самая молодая из трех мировых религий, он получил очень широкое распространение. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который открыл его человеку через пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая система берет начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что он не должен верить. Во-вторых, она содержит предписания верующим, указывающие на то, что они должны делать и что не должны. В исламе совокупность таких предписаний именуется шариатом (“путем следования” – в переводе) и составляет то, что называется мусульманским правом.

К семье мусульманского права относятся правовые системы таких государств, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др.

Среди признаков мусульманской правовой системы можно выделить следующие:

1) главный творец права - Бог, а не общество и государство;

источниками мусульманского права являются религиозно-нравственные нормы, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме, Кийасе и распространяющиеся на мусульман.

Коран – священная книга ислама, собрание изречений Мухаммеда, первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного свойства, носящих общий характер в отличие от конкретности и определенности юридических норм;

Сунна – сборник хадисов, то есть преданий о жизни Мухаммеда;

Иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов (мусульманской общины);

Кийас – суждение по аналогии;

Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.

2) право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Правда, мусульманская правовая доктрина признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что ушли века кропотливой работы мусульманских юристов. Но эти усилия были направлены не на создание права, а лишь на то, чтобы приспособить ниспосланное Аллахом право к практическому использованию. Закон как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть. В действительности единственным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов. Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые обычно относят к правовой сфере;

3) шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами;

4) отсутствует деление права на частное и публичное;

5) нормативно-правовые акты имеют вторичное значение;

6) архаичность, казуистичность, отсутствие систематизации;

Индусское право

Сформировавшись еще в древности и пройдя более чем двухтысячелетний длительный и сложный путь исторического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Индусское право тесно связано с традиционными социальными институтами, то есть с общиной и кастовым делением общества. Все общество делится на 4 касты, каждая из которых занимает свое место в социальной иерархии, имеет свои права и обязанности. 1-ая каста: брахманы (жрецы, священнослужители); 2-ая каста: кшатрии (воины); 3-я каста: вайшии (торговцы); 4-я каста: шудры (слуги, ремесленники). В самом низу находятся бесправные группы “неприкасаемых” (чандалы). Они выполняют тяжелую и грязную работу. Переход из одной касты в другую возможен только в следующей жизни. Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст.

Главная особенность индусского права – тесная связь с религией. Индусское право не имеет относительной самостоятельности и является неотъемлемой частью индуизма. Индуизм – крупнейшая в мире национальная религия. В широком смысле индуизм – это масса культов и верований, существовавших с древних времен на Индостане и в областях, испытывавших влияние традиционной культуры Индии (территории нынешнего Непала, Афганистана, Юго-Восточной Азии, Шри-Ланки). Индусское право – это право общины, исповедующей индуизм в Индии, Бирме, Пакистане, Малайзии, Сингапуре, Танзании, Уганде, Кении и др. Индусская правовая система – одна из древнейших в мире. Источником индусского права являются относящиеся ко II тыс. до н.э. веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, содержащие правила поведения. Кроме того, к индусским источникам права относятся: смрити - собрание древнеиндийских текстов, возводимых к отдельным авторитетным личностям и передаваемых от учителя к ученику. Смрити включает поздние упанишады, эпосы («Махабхарату» и «Рамаяну»), псевдоисторические сочинения о прошлом – пураны и итихасы, дхармашастры – обширные своды правил, которые приписывают известным ученым и которые отражают видение идеальной модели поведения брахманско-жреческой элитой. Их обычно называют кодексами или законами. Наиболее известныдхармашастры или «Законы Ману», относящиеся к XI веку до н.э. Индусское право всегда признавало, что обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, должны рассматриваться как источник права. В предшествовавший британской колонизации период классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, устанавливаемых светскими правителями, ни на судебных решениях. По существу, оно опиралось на труды ученых, их комментарии и сборники. Все эти труды – это описание обычного права. Жрецы-юристы Индии, несомненно, играли важную роль в определении обычаев, заслуживающих правового признания. Индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии. В области права собственности и обязательного права традиционные нормы заменили нормы общего права. Иначе обстояло дело в области семейного и наследственного права, где все тяжбы о наследовании, браке, касте и других обычаях или институтах решались в соответствии с нормами индусского права. Сложилось нечто вроде “англо-индусского права”. Тем не менее, полного вытеснения индусского права не произошло и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать. В ходе борьбы за независимость обсуждался план полной кодификации индусского права, а вскоре после провозглашения независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект «Индусского кодекса», который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако в результате сопротивления консервативных сил и противодействия на местах проект не был утвержден, и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Такая практика удалась. Первым в 1955 году вступил в действие Закон о браке, унифицировавший брачное право индусов и приспособивший его к современному мировоззрению. В 1956 г. вступили в действие еще три закона: Закон о несовершеннолетних и опекунстве, Закон о наследовании, Закон об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи. Таким образом, к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права, и судьи руководствуются, прежде всего, новыми законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом. В последующем произошли дальнейшие преобразования индусских правовых институтов, в результате чего резко сократилась сфера действия обычаев. Было разрешено усыновление сирот. Усыновленный ребенок полностью уравнивался с законнорожденным в наследственных правах. Запрещалась полигамия, узаконивался развод по суду. Было реформировано наследственное право – в сторону расширения наследственных прав женщины, в результате чего уменьшились юридические различия между правами мужчин и женщин. На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор редки среди них браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к более высокой касте. Не часто и вдовы вторично выходят замуж, хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, согласно которому такой брак признавался недействительным, а дети от него – незаконнорожденными. Тем не менее, в стране принято говорить о “кастовых институтах” и “кастовой автономии”. Они сохраняются ст. 26 Конституции Индии: “Всякое религиозное течение или секта, если они не нарушают общественный порядок, мораль и здравоохранение, имеют право: а) основывать и содержать заведение в религиозных или благотворительных целях; б) осуществлять руководство в вопросах религии…” В соответствии с Конституцией Индии каста может налагать наказание на своих членов, нарушивших религиозные предписания. Если разногласия носят религиозный характер, то нарушители могут быть отлучены за отказ подчиниться. Следовательно, касты могут поддерживать внутреннюю дисциплину в вопросах поклонения, питания, брака и в других вопросах веры. Суд не полномочен пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Суд может аннулировать решение касты, если оно содержит вызов национальному правосудию.

Под «индусским правом», таким образом, понимают личное право индусов, видоизмененное законами и еще действующим (Бирма, Малайзия, Сингапур) обычаем. Индусское право применяется непосредственно и косвенно как отрасль права в Индии и Восточной Африке, где оно также видоизменено законодательством (Кения, Уганда).

Дальневосточное право

Правовая система Японии. В правовой системе Японии сочетаются и параллельно действуют как традиционные нормы, сложившиеся в прошлом, так и рецепированные в конце прошлого века романо-германские правовые нормы. В силу глубоко укоренившихся традиций японцы отрицательно относятся к праву, которое они обычно отождествляют с уголовным. Слово “право” нередко ассоциируется у них с тюрьмой – символом жестокости, а категорическое судебное решение всегда вызывало отрицательную реакцию. Согласно традиции, судебному разбирательству следует предпочесть примирение, полюбовное соглашение. Даже если споры все же рассматриваются судом, они в подавляющем большинстве завершаются примирением. Кредитор, требующий от своего должника все, что ему причитается по закону, выглядит в глазах японца бесчеловечным. Уважения заслуживает кредитор, деликатно выясняющий положение должника и уважающий его. Если нарушен договор, то стороны, прежде чем запустить в действие юридический механизм, сначала должны испробовать “дружественные пути”.

Развитие Японии по капиталистическому пути в XIX веке потребовало и модернизации права. Она осуществлялась в основном за счет рецепции европейских правовых моделей. В 1880 году были приняты уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, во многом напоминавшие французские. Что касается частного права, то в Японии в целом преобладало германское влияние. Гражданский кодекс вступил в силу в 1898 г., а торговый - в 1899 году. После Второй мировой войны значительное влияние на японское право оказала Америка. Это проявилось в Конституции 1946 года, а также в реформе уголовно-процессуального права 1948 года. Американское влияние сказалось и в сфере экономики – были приняты закон о компаниях, антитрестовское законодательство. В целом, однако, в Японии сохранилась прежняя кодификационная система. Ее основу составляют 6 существенно измененных кодексов, дополненных значительным массивом законов и иных нормативных актов, образующих систему источников, во многом напоминающую западноевропейскую. Японская юриспруденция не считает прецедент источником права.

Правовая система Китая. Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает, что оно необходимо для тех, кто не заботится о морали, для преступников, наконец, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Сами же китайцы спокойно обходятся без права. Они не интересуются содержанием законов, не обращаются в суд и регулируют свои отношения на основе соглашения. Законы, по мнению китайцев, ненормальное средство решения конфликтов. Они лишь предлагают образцы поведения и предостерегают потенциальных нарушителей. Как и в Японии, в Китае считается идеальным, чтобы законы вообще не применялись, а судебные решения не выносились. Традиционно стремление китайцев обходить суды и решать споры внесудебными методами. Однако постепенно идеи о значении закона, кодификации пробивали себе дорогу, особенно с начала XX века. После революции 1911 г. были организованы интенсивные кодификационные работы. Гражданский кодекс, включающий и гражданское, и торговое право, вступил в силу в 1929-1931 гг., Гражданский процессуальный кодекс – в 1932 г., Земельный – в 1930 г. На процесс кодификации оказали значительное влияние европейские кодексы, что давало многим исследователям повод отнести китайское право с определенными оговорками к континентальной правовой семье.

Современная правовая система КНР развивается в русле общей концепции построения в стране социализма с “китайской спецификой”. Первый этап развития нового китайского права (1949-1957 гг.) – это его становление. Принятые временные конституционные акты определили правовые основы государства. Но, как правильно отмечается в литературе, в этот период в Китае отсутствовала целостная правовая система, что определялось низкой правовой культурой общества, а также засильем военно-командных методов руководства. Второй этап (1957-1976 гг.) – период “культурной революции”. Он характеризуется углублением правового нигилизма, игнорированием закона в регулировании жизни общества. Значительно снизилась роль, а затем и прекратилась деятельность представительных органов, произошел отказ от соблюдения законности. В период “культурной революции”, по существу, были разрушены начавшие складываться правовые основы государства. Третий этап (с конца 70-х гг.) связан со значительным оживлением законодательной деятельности. Большим событием стало принятие в 1982 г. Конституции. Изданы после смерти Мао Цзэдуна Избирательный закон, Закон о судах, законы о совместных предприятиях, об иностранных инвестициях, о браке. В тот же период вступили в силу Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. В настоящее время в Китае активно проводится хозяйственная реформа: возрождается многоукладная экономика, повышается самостоятельность предприятий, широко привлекается иностранный капитал. Очевидно, что проводимая реформа требует законодательной деятельности. За последние годы приняты: Общие положения гражданского права; Гражданский процессуальный кодекс; Закон о предприятиях, основанных на капитале иностранных фирм; Закон о хозяйственном договоре; серия актов о совместных предприятиях и т.д. Обновлено уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Современное право КНР – сложное явление, органически включающее в себя систему глубоко укоренившихся в сознании народа традиционных представлений о должном поведении, а также поддерживаемых силой государственного принуждения законодательных и иных обязательных для исполнения нормативно-правовых актов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.008 с.)