Внутреннее устройство Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутреннее устройство Российской Федерации



В период ослабления государственности на рубеже 1980—1990-х гг. на­чалось фактически стихийное преобразование государственно-террито­риального устройства СССР, а после его распада — России, т.е. той части, которая входила в состав СССР под названием РСФСР. Бывшие автономии, никогда ранее не обладавшие признаками государственнос­ти, стали переводить себя на более высокий уровень административно-территориального устройства. Так, бывшая Татарская АССР объявила себя Союзной республикой Татарстан (в составе СССР), Чечено-Ин­гушская АССР первоначально распалась на две республики — Чечен­скую и Ингушскую (в составе РСФСР, затем РФ), а вскоре одна из них (Чечня — Ичкерия) объявила о своем полном суверенитете.

В постперестроечный период все автономные образования стали преобразовывать себя в суверенные государства с президентами, парла­ментом и прочей атрибутикой и символикой. После распада СССР бывшие автономии, области и края, входившие в состав РСФСР, стали называться субъектами Федерации, сама РСФСР стала именоваться Российской Федерацией — Россией[4], многие бывшие автономии изменили наименования на транскрибированные с языка титульной национальности. Почти все субъекты федерации в составе России заключили специальные «федеративные договоры», которые расширяли степень их автономии; федеративный договор отказались подписать республики Татарстан, Чеченская и Ингушская.

При этом процесс преоб­разований шел так быстро, что отдельные территории за короткое время шагнули на несколько ступеней вверх по административно-тер­риториальной “лестнице”. Так, бывшая Горно-Алтайская автономная область, где численность населения в 1,5-2 раза меньше, чем, например, в любом из 13 административных районов Санкт-Петербурга, сперва стала Горно-Алтайской АССР, потом — Горно-Алтайской ССР, затем — Республикой Горный Алтай и, наконец, Республикой Алтай, одним из субъектов Федерации.

Поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 г. Россия отказа­лась от термина “АССР” и заменила его другим — “республика в соста­ве РСФСР”. Позднее такой же статус приобрели и бывшие автономные области (кроме одной — Еврейской АО), входившие до того в состав краев, а теперь “надевшие” на свои “узкие плечи” суверенный “мун­дир”. Таким образом, если Российская империя, на базе которой образо­вался Советский Союз, была единым централизованным государством, сформировавшимся в процессе активной экономической, военной и по­литической деятельности России на протяжении длительного истори­ческого периода, то теперь усилиями недальновидных “реформаторов” вслед за СССР рушится оставшаяся часть бывшей великой страны.

Современный вид административно-территориальное деление России получило в 1993 году с принятием новой Конституции, а также после укрупнения ряда субъектов федерации во второй половине 2000-х годов (фактически — упразднения 6 из 10 автономных округов) и присоединения территории Крымского полуострова.

Согласно принятой в 1993 году Конституции РФ все крупные национально- и административно-территориальные образования получили статус субъектов Российской Федерации, что означало приобретение ими статуса государственно-правовых образований.

На 1 января 2003 г. в Российской Федерации было:

• 21 республика;

• 6 краев;

• 49 областей;

• 2 города федерального значения;

• 1 автономная область;

• 10 автономных округов;

• 1866 районов;

• 1097 городов;

• 330 городских районов (округов);

• 1836 поселков городского типа;

• 24464 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления).

В мае 2000 года в России образовано семь федеральных округов. В январе 2010 года был образован СКФО и их стало восемь, в 2014—2016 годах существовал девятый, Крымский федеральный округ. В настоящее время существуют следующие федеральные округа:

  • Центральный округ — Москва;
  • Северо-Западный округ — Санкт-Петербург;
  • Приволжский округ — Нижний Новгород;
  • Южный округ — Ростов-на-Дону;
  • Северо-Кавказский округ — Пятигорск;
  • Уральский округ — Екатеринбург;
  • Сибирский округ — Новосибирск;
  • Дальневосточный округ — Владивосток;

Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента России. Эти округа не затрагивают административно-территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти

В 2003–2008 годах в Российской Федерации происходил процесс укрупнения некоторых сложносоставных регионов (когда регион является субъектом Федерации и одновременно входит в состав другого субъекта), по результатам проведения референдумов в которых принято положительное решение об их объединении.

Окончательно процесс объединения завершен в следующих регионах: с 1 декабря 2005 года появился новый субъект Федерации – Пермский край, а 1 января 2007 года – объединенный Красноярский край. Объединенный Камчатский край образован с 1 июля 2007 года, а объединенная Иркутская область – 1 января 2008 года, с 1 марта 2008 г. – объединенный Забайкальский край.

По состоянию на 2014 год административно-территориальное устройство России включало:

  • 22 республики;
  • 9 краёв;
  • 46 областей;
  • 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 1 автономная область (Еврейская);
  • 4 автономных округа — субъекты Федерации;
  • 1866 районов;
  • 1095 городов;
  • 329 городских районов;
  • 1348 посёлков городского типа;
  • 22944 сельских администраций;
  • 154049 сельских населенных пунктов.

 

Все субъекты Федерации (их 89) можно поделить на три основные категории. Первая категория — это суверенные республики, обладаю­щие всей полнотой государственной власти: Республика Адыгея, Рес­публика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Рес­публика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Рес­публика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкес­ская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республип Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Респуб­лика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Рес­публика (Ичкерия), Чувашская Республика — Чаваш республики.

Вторая категория субъектов РФ — политико-территориальные об­разования — края (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Примор­ский, Ставропольский, Хабаровский), области (49 областей — их мы назовем в последующих главах при конкретной характеристике каждо­го субъекта РФ), города федерального значения (Москва, Санкт-Петер­бург).(262)

Третья категория — национально-территориальные образова­ния — автономная область (Еврейская) и автономные округа (Агин­ский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Ко­рякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Ман­сийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий). Все округа, кроме Чукотского, входят в состав области или края, являясь, таким образом, субъектами РФ и области (края), в пределах которой распо­ложены.

Казалось бы, субъекты Федерации должны обладать равными пра­вами (в этом суть федеративного устройства), однако на самом деле в РФ далеко не так. Политическое неравноправие субъектов Федерации закреплено в конституциях суверенных республик, а также в договорах о разграничении ведения между центром и регионами. В соответствии с ними в отдельных республиках (например, в Татарстане, не говоря уже о Чечне) созданы такие властные структуры, которые, по существу, не имеют отношения к органам власти России. Так, вопреки Конституции РФ в их исключительном ведении находятся вопросы владения, поль­зования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природ­ными ресурсами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.006 с.)