Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первое действие Картина первая.
1603 г. Келья Пимена в Чудовом монастыре. В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола — царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом. Картина вторая. Корчма на литовской границе. Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками — беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать. Второе действие Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении. Он сурово допрашивает Шуйского — свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца. Третье действие. Польский акт. Четвёртое действие. Картина первая. 1604 год. Площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Народ жадно ловит слухи о победах самозванца, наивно надеясь, что приход его в Москву принесет облегчение от горестей и бед. С плачем вбегает Юродивый — мальчишки отняли у него копеечку. Причитания Юродивого сливаются с рыданиями народа. — Хлеба! — молят голодающие у вышедшего из собора царя. Внимание Бориса привлекает Юродивый. — О чем он плачет? — спрашивает царь и в ответ слышит просьбу Юродивого — зарезать обидчиков-мальчишек так же, как зарезал маленького царевича. Кинувшимся к Юродивому стрельцам Борис приказывает не трогать блаженного. — Молись за меня, — просит царь. — Нет, Борис! — отвечает Юродивый, — нельзя молиться за царя-Ирода… Потрясенный этими словами, царь удаляется. Над опустевшей площадью несутся скорбные причитания Юродивого.
Картина вторая. Грановнтая палата московского Кремля. В Кремле собралась Боярская Дума.Шуйский рассказывает боярам, что Годунова преследуют видения убитого царевича. Не успевает князь закончить свой рассказ, как шепча — Чур, чур, дитя! — входит Борис. Страдания царя достигают предела, когда он слышит повествование приведенного Шуйским Пимена о чуде, свершившемся на могиле Димитрия. Силы покидают Бориса. В предвидении приближающейся смерти он завещает сыну Федору мудро и справедливо управлять государством. Погребальный звон, заупокойное пение возвещают о кончине Бориса Годунова и смерти его детей. Картина третья. Сцена под Кромами. Народный бунт. В отличие от Бориса Годунова, который шел на сцене Мариинского театра несколько лет и был издан при жизни автора, Хованщина первый раз прозвучала в редакции Римского-Корсакова спустя полтора десятилетия после кончины автора. В конце 1890-х годов была поставлена в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова с молодым Шаляпиным в партии Досифея; в Мариинском театре Хованщина появилась, благодаря усилиям того же Шаляпина, в 1911, почти одновременно с показами оперы в Париже и Лондоне Дягилевской антрепризой (тремя годами раньше сенсационный успех имела дягилевская парижская постановка Бориса Годунова). В 20 в. неоднократно предпринимались попытки воскрешения и завершения Женитьбы и Сорочинской ярмарки в разных редакциях; для второй из них эталонной стала реконструкция В.Я.Шебалина.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.005 с.) |