Порядок оказания медицинских услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок оказания медицинских услуг



 

 

В настоящее время в системе здравоохранения РФ действуют две экономические формы оказания гражданам медицинской помощи:

 

бесплатная – за счет средств бюджетов всех уровней,обязательногомедицинского страхования и других поступлений.

 

платная – за счет средств граждан,предприятий и других источников.В соответствии с Конституцией РФ (ст. 41 п. 1), в РФ медицинская помощь

 

в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета,

 

страховых взносов, других поступлений. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказываются и платные услуги, составляющие (по экспертным оценкам) около 30% всего объема медицинской помощи.

 

Бесплатные медицинские услуги оказываются населению в рамках

 

«Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», это:

 

48


− скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;

 

− амбулаторно–поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

 

− стационарная помощь (при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии; при патологии беременности, родах и абортах);

 

− паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях. Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан доступной и

 

достоверной информацией (сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

 

В соответствии со ст. 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и статьей 39 Закона РФ "О защите прав потребителей" граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи. Порядок

 

и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 2012 года "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", вступившими в силу с 1 января 2013 года).

 

Учреждения здравоохранения могут оказывать медицинские услуги населению (как бесплатные, так и платные) только при наличии лицензии и аккредитации. По закону все медицинские учреждения независимо от форм собственности подлежат лицензированию и аккредитации.

 

Лицензирование это выдача государственного разрешениямедицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности и услуг по программам ОМС и добровольного медицинского страхования.

 

Медицинская лицензия (лицензия на медицинскую деятельность) этодокумент, подтверждающий право субъекта (учреждения здравоохранения) заниматься медицинской практикой. Существует более ста направлений медицинской практики, для которых необходимо получение медицинской лицензии. Лицензия на медицинскую деятельность содержит четкий перечень врачебных специальностей, точно соответствующих номенклатуре МЗ РФ.

 

Аккредитация учреждения здравоохранения –определение соответствиямедицинских учреждений профессиональным стандартам. Это официальное

 

49


признание наличия в учреждении здравоохранения условий для качественного, определенного уровня медицинского обслуживания населения, соблюдения им стандартов в сфере здравоохранения, соответствия медицинских (фармацевтических) работников единым квалификационным требованиям. Лицензирование и аккредитация в области здравоохранения направлены на повышение качества.

 

 

2.9. Государственно–частное партнерство (ГЧП ) в здравоохранении

 

 

Термин «государственно–частное партнерство» появился в начале 1980–х годов для характеристики особых отношений между государством и частным сектором. Как правило, эти отношения складывались и развивались в сфере производственной и социальной инфраструктуры.

 

Государственно–частное партнерство (ГЧП) в сфере здравоохранения

 

взаимовыгодное и равноправное сотрудничество государства с частным юридическим или физическим лицом в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных.

 

В области модернизации здравоохранения развитие механизмов взаимодействия государства и бизнеса предусматривает государственно– частное партнерство и другие формы привлечения частного капитала для развития инфраструктуры отрасли.

 

Цель ГЧП в здравоохранении –объединение возможностей,ресурсов иквалификации партнеров для того, чтобы достигать наилучших финансовых и материальных результатов с максимальной обоюдной выгодой.

 

Основная задача ГЧП в здравоохранении –обеспечить доступностьвысококачественных медицинских услуг для пациентов в рамках программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

 

В качестве основной области, в которой в перспективе может развиваться ГЧП в здравоохранении, государственная власть рассматривает прежде всего

 

первичное звено оказания медицинской помощи, а также высокотехнологичную медицинскую помощь.

 

Сфера применения проектов ГЧП в здравоохранении может быть достаточно широкой. Это могут быть и проектирование, строительство, эксплуатация и управление инфраструктурой медицинских учреждений; и предоставление медицинских услуг; и внедрение новой медицинской техники, инструментов и оборудования.

 

Внедрение инновационных практик лечения, технологическое оснащение клиник, улучшение качества оказания медицинской помощи, формирование

 

50


новой институциональной структуры сферы здравоохранения обуславливают необходимость привлечения частных инвестиций. Особую актуальность данные вопросы приобретают в современных экономических условиях, когда прогнозируется значительное сокращение бюджетных расходов на здравоохранение.

 

К основным механизмам государственно–частного взаимодействия в сфере здравоохранения относятся:

 

• концессии;

 

• лизинг;

 

• франшиза;

 

• аутсорсинг;

 

• сделки по привлечению инвестиций в отношении объектов инфраструктуры здравоохранения государственной собственности;

 

• аренда государственного имущества с возложением на арендатора обязательств по проведению текущего и капитального ремонта арендуемого имущества;

 

• участие частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

 

• создание коммерческих организаций.

 

Наиболее перспективная форма государственно–частного взаимодействия

 

в здравоохранении – это передача частному партнеру в концессию объектов государства (недвижимого имущества) в целях строительства, ремонта, оснащения медицинских учреждений, а в последующем – оказания платных медицинских услуг в течение определенного срока для достижения окупаемости вложенных частным партнером инвестиций и получение им прибыли (одновременно с оказанием таких же услуг на бесплатной основе).

 

Таким образом, ГЧП представляет собой юридически закрепленную на определенный срок форму взаимодействия между государством и частными организациями в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно значимых экономических проектов.

 

Принципы такого взаимодействия:

 

• законность, социально–экономический эффект и эффективность;

 

• обоснованность принимаемых органами государственной власти управленческих решений;

 

• взаимовыгодность;

 

• объединение ресурсов ради достижения конкретного результата;

 

51


• распределение ответственности и рисков между публичными и частными партнерами;

 

• сохранение профиля объектов здравоохранения, объемов, видов и условий оказываемой населению бесплатной медицинской помощи, а также ее доступности и качества;

 

• мониторинг и контроль над реализацией проектов государственно– частного взаимодействия.

 

При соблюдении данных принципов между государством и коммерческой организацией заключается договор по объекту инфраструктуры или общественной услуги. Предполагается софинансирование совместных проектов

 

в определенных долях государством и частными компаниями, разделение рисков между участниками и фиксированный срок ГЧП.

 

Выгоды государства – это экономия бюджетных средств при реализации социально значимых проектов здравоохранения, доступ к технологиям и интеллектуальным ресурсам высокого профессионального уровня, повышение качества государственных услуг.

 

Недостаток ГЧП – государство не может единолично распоряжаться объектами, находящимися в совместном ведении. Частные компании также несут риски потери собственности в случае смены экономических приоритетов государства.

 

ГЧП = распределение рисков, компетенций, ответственности.

 

Вхождение частного капитала в медицинский сектор сегодня является общемировой тенденцией. ГЧП развито в Великобритании, других странах Западной Европы и США. В Великобритании на долю ГЧП в здравоохранении приходится 12% от всех отраслевых проектов.

 

По данным Министерства здравоохранения РФ в рамках государственно– частного партнерства в 24 регионах РФ активно развиваются инфраструктурные проекты: фельдшерско–акушерские центры, кабинеты врачей общей практики, центры семейной медицины. Так, ГЧП в сфере здравоохранения развивают республики Татарстан, Северная Осетия–Алания, Кабардино–Балкария, а также Новосибирская, Самарская, Белгородская, Нижегородская, Ленинградская, Вологодская, Липецкая, Калужская, Рязанская, Свердловская и Ростовская области, Ставропольский край и город Москва.

 

Перспективной сферой внедрения ГЧП является система ОМС. Введение в практику возможности частичного зачета средств ОМС при лечении в частной клинике будет способствовать интеграции частного сектора в систему оказания

 

медицинскойпомощинаселению,развитиюДМС,изменению

 

налогообложения прибыли медицинских организаций и бизнеса, вкладывающего деньги в развитие здравоохранения.

 

52


Контрольные вопросы:

 

 

1. Какие социально-экономические модели здравоохранения существуют в экономически развитых странах? Каковы их особенности?

 

2. Дайте определение понятия «финансы», «финансовая система», «финансирование». Что включают в себя финансовые ресурсы здравоохранения?

 

3. Перечислите основные источники финансирования здравоохранения в современных условиях? Что такое внебюджетные средства?

 

4. В каких целях проводится экономический анализ в учреждениях здравоохранения? Перечислите основные показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности организации здравоохранения.

 

5. Что такое «финансовый контроль»? Какие органы и в каких формах осуществляют финансовый контроль в здравоохранении?

 

6. Дайте определение понятия «обязательное медицинское страхование».Что такое страховой случай?

 

7. Каково значение медицинского страхования? В каком году был принят действующий закон об ОМС в РФ? Перечислите основные принципы развития ОМС. Каковы особенности ДМС?

 

8. Назовите основные источники формирования средств ОМС, ДМС.

 

9. Что такое ГЧП? Какова цель ГЧП в здравоохранении? В чем преимущества для государства.

 

10. Какие формы оплаты труда медицинских работников вы знаете? Что такое фонд оплаты труда?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.036 с.)