Основные методы управления инвестициями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы управления инвестициями



Как уже отмечалось в главе 1, управление инвестициями представляет собой процесс управления всеми аспектами инвестиционной деятельности. Управление инвестициями включает в себя:

- управление инвестиционной деятельностью в государственных масштабах, что предполагает регулирование, контроль, стимулирование и сдерживание инвестиционной деятельности законодательными и регламентирующими методами;

- управление отдельными инвестиционными проектами, включающее деятельность по планированию, организации, координации, мотивации и контролю на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления, которая имеет целью обеспечение наиболее эффективной реализации определенных в инвестиционном проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, качеству и удовлетворению участников процесса;

- управление инвестиционной деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта – предприятия, предполагающее управление инвестиционным портфелем предприятия (его формирование, мониторинг, оценку качества и др.), управление оборотным капиталом и т.п.

Формирование концепции управления инвестиционным процессом возможно только после разработки логических моделей достижения поставленных целей. Логическая модель представляет собой неформализованный алгоритм целенаправленных действий, позволяющих реализовать стратегию развития. для реализации конкретизированных целей существуют специальные методы административного, социально-психологического и экономического воздействия.

с оциально-психологические методы управления обеспечивают наиболее благоприятные условия роста личностной активности, стимулируют инвестиционную деятельность на основе нематериальной мотивации.

Административные методы управления, как правило, свойственны директивному руководству экономикой и сводятся к тому, что органы государственной власти стремятся определять цели, образ действия, результаты хозяйственной деятельности экономических субъектов. Наиболее сильными средствами вмешательства в экономику являются требования, нормы, лицензирование определенных видов деятельности и ограничения. Административное управление основывается на законодательной базе, ограничивающей или способствующей определенным видам деятельности.

Более мягкие методы соответствуют, скорее, не административному управлению, а экономическому регулированию. К подобным методам относятся: предоставление налоговых льгот, льготная амортизационная политика, кредитные гарантии, страхование рисков и т.п.

Макроэкономическое регулирование инвестиционного процесса имеет целью решение двух проблем:

1) формирование портфеля инвестиционных заказов и оптимальной (с точки зрения общественно необходимых национальных потребностей) структуры товарного рынка в перспективе;

2) повышение эффективности инвестиционного процесса в широком смысле (включая полную реализацию капитальных вложений, используемых на ввод и освоение приростных основных производственных фондов).

В целом сквозной проблемой макроэкономического регулирования инвестиционной деятельности общества является формирование и поддержание на оптимальном уровне общественно необходимой нормы накопления, величина которой должна соответствовать реальным потребностям общества в инвестициях.

Экономические методы управления основаны на учете мотивационных факторов хозяйствования. Они представляют собой форму прямого или косвенного целенаправленного воздействия управляющей системы на объект управления путем изменения окружающей хозяйственной среды в направлении ориентации мотивов потенциальных инвесторов на выполнение поставленных хозяйственных задач. Экономические методы, как и административные, имеют в своей основе правовую базу, но отличаются от последних недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.

Основой экономических методов управления являются:

- доверие нижестоящему уровню управления;

- выделение права принимать решение и ресурсов каждому уровню управления;

- разделение прав управления по уровням с запретом на вмешательство в функции нижестоящего уровня;

- ответственность и гласность результатов деятельности;

- личная ответственность руководителей за сферу своего управления.

Экономическое управление реализуется через базовый набор своих элементов:

       1. Должностное распределение прав и обязанностей по уровням управленческой структуры;

       2. Наличие известных всем политики, целей и стратегии развития предприятия.

       3. Планирование и контроль финансовых потоков через систему взаимосвязанных бюджетов подразделений и предприятия в целом.

       4. Наличие развитой и общедоступной системы информирования о состоянии и итогах деятельности.

       5. Наличие системы материального и морального поощрения работающих и подразделений за итоги деятельности.

       6. Экономическая оценка всех значимых управленческих решений.

К прямым методам экономического управления, как правило, относят:

- инвестирование в виде: финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного); кредитования; лизинга; фондовых операций;

- планирование и программирование;

- государственное предпринимательство.

Косвенные экономические методы основаны на том, что органы управления прямо не ограничивают самостоятельности хозяйствующих субъектов. Воздействие этих методов успешно, когда они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования. Среди косвенных методов управления наиболее традиционными являются:

- налоговое и амортизационное регулирование;

- кредитная и фондовая политика;

- ценовое регулирование;

- политика протекционизма.

Соотношение между административными и экономическими методами зависит от концепции управления - с упором на рыночные отношения или на централизованное воздействие.

Применительно к инвестициям, экономические методы управления являются более предпочтительными. Экономическое регулирование инвестиционных процессов выступает составной частью общей системы управления в регионе и является одним из механизмов реализации региональной инвестиционной политики.

На региональном уровне регулирование макроэкономических показателей, таких как спрос и предложение, являются мало возможным и нецелесообразным. Это обусловлено тем, что значительная часть произведенной на данной территории продукции потребляется не на внутрирегиональном, а на внешних рынках, т.е. выходит за пределы региона. Кроме того, поскольку каждый регион в большей или меньшей степени участвует в территориальном разделении труда и специализации, на региональные рынки поступает продукция внешнего производства, воздействовать на которую региональные органы власти не в состоянии. Наиболее целесообразным на региональном уровне является регулирование определенных видов деятельности, реализация конкретных программ и проектов, территориальных заказов и контрактов. Речь идет о формировании условий:

- для создания и производства продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках;

- для модернизации и реконструкции действующего производства;

- для развития венчурного предпринимательства;

- для привлечения частных и иностранных капиталов в регион.

Перечисленные направления и выступают объектом регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне. Субъектами регулирования на региональном уровне выступают участники инвестиционного процесса, а также исполнители региональных инвестиционных программ, проектов, заказов и контрактов.

Таким образом, региональное вмешательство в хозяйственную среду должно быть нацелено на поддержку конкретных мероприятий, а также определенных видов деятельности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности местного производства и выпускаемой продукции, способствующих удовлетворению внутрирегиональных потребностей, росту дохода местных бюджетов, решению социально-экономических проблем территории.

Рыночная экономика в нашей стране находится еще в стадии формирования. Поэтому дополнительно к существующим предпосылкам, необходимо соблюдение следующих условий:

- нормализация кредитно-денежных отношений, переориентация фискальной функциональной значимости налогообложения в стимулирующую инвестиции и инновационное развитие;

- становление конкурентной среды хозяйствования путем развития мелкого и среднего предпринимательства при недопустимости искусственного дробления специализированного крупного производства с целью формирования конкурентной совокупности мелких товаропроизводителей;

- формирование общегосударственного механизма регулирования инвестиционных процессов посредством воздействия на спрос и предложение;

- дальнейшее углубление хозяйственной самостоятельности регионов посредством укрепления их материально-технической и финансовой базы. Реализация первого условия возможна при расширении прав и возможностей органов регионального управления по участию в производственной деятельности как непосредственных совладельцев и учредителей предприятий. Достижение второго условия связано с совершенствованием налогового законодательства в части закрепления за местными бюджетами стабильных и полновесных налоговых поступлений за счет сокращения отчислений в федеральный бюджет.

Регулирование инвестиционных процессов в регионе сопряжено с рядом проблем, обусловленных практическим отсутствием концепции и механизма регионального воздействия на инвестиционную сферу, недостаточной готовностью региональных органов управления к регулированию инвестиционного процесса в связи с неразвитостью информационного обеспечения, диагностики и низким уровнем оценочной базы подобного вмешательства в хозяйственную среду; утратой в ходе экономических реформ организационно-управленческих структур межотраслевого развития региональной экономики на прогрессивной технологической основе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.009 с.)