Аффективные проявления участников ситуации («переживает», «страдает», «испытывает нервное напряжение» «настроен враждебно» и т.д.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аффективные проявления участников ситуации («переживает», «страдает», «испытывает нервное напряжение» «настроен враждебно» и т.д.).



Таким образом, с точки зрения «наивных испытуемых, опирающихся на здравый смысл, конфликт - это ситуация, в которой имеет место противоречие между её участниками, проявляющееся в их противодействии друг другу (противостоянии или противоборстве) и сопровождающееся аффективными проявлениями. На уровне «естественного» категориального знания эти признаки дифференцируют конфликт от других социальных ситуаций, образуют категорию явлений, имеющих значение «конфликтной ситуации». Данное представление о конфликте совпадает с суждениями ученых, получающих тем самым дополнительную поддержку своим взглядам.

Н.И. Леонов, анализируя литературу по проблеме конфликта, отмечает, что идет накопление не только экспериментального материала, но и теоретических разработок, к которым относится и проблема дефиниции конфликта. Понятие конфликта очень широко употребляется в разнообразной философской и психологической литературе и трактуется достаточно широко. Существует множество определений термина «конфликт».

В психологии пока нет общепризнанного определения конфликта. Само слово conflictus в переводе с латинского означает «столкновение». С позиций диалектического материализма конфликт представляет собой высшую стадию развития противоречий, стадию, непосредственно предшествующую их разрешению. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать само понятие противоречия и определить виды противоречий между людьми, выделить противоречия, приводящие к конфликтам. Очевидно, что противоречивыми могут быть цели, потребности, интересы, ценности, мотивы, установки, взгляды. Так, например, Я. Щепаньский пишет: «Конфликт - это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации» [9].

Согласно А.А. Ершову, «межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей» [9]. Говорят, также о противоречии интересов, точек зрения, ожиданий и действий при конфликте. Нетрудно заметить, что в качестве источника конфликта выступают самые различные виды противоречий.

Противоречия, различия - это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают действовать силы, являющиеся его носителями: конкретные люди, группы, социальные слои, политические партии и государства. В соответствии с этим в психологии выделяют три разновидности конфликта: социальный, социально-психологический и психологический.

Акцентируем свое внимание на социально-психологических конфликтах.

Социально-психологический конфликт как один из видов конфликта сохраняет его родовой признак - резкое обострение противоречия. Специфика данного противоречия в том, что оно возникает, протекает и разрешается в сфере непосредственного общения людей. Именно это позволяет выявить и определить психологическую сущность конфликта. Особенности же проявления самого социально-психологического конфликта в той или иной ситуации позволяют выделить его частные разновидности. Таким образом, социально-психологический конфликт - это обострение противоречий, возникающих, протекающих и развивающихся в сфере непосредственного общения людей.

Теоретический анализ работ, посвященных изучению данной проблемы, позволяет отметить, что большинство исследователей сходится в определении межличностного конфликта: это ситуация столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемая противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей, стремящихся к достижению какой-либо цели. Так В.И. Брудный и В.А Семов определяют межличностный конфликт как «столкновение противоположных интересов, мнений, стремлений». А.А. Ершов отмечает, что межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и результате общения этих личностей». ««Сам по себе конфликт всегда осознан», - считает А.А. Ершов, - но его мотивы для субъекта не всегда ясны и осознаны».

К.А. Абульханова-Славская подходит к определению конфликта с нескольких позиций. «С инструментальной точки зрения конфликт выступает как одно из средств самоутверждения, преодоления отрицаемых личностью тенденций. Конфликт можно понимать, как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений».

Принципиально важное определение межличностного конфликта мы находим у А.Г. Ковалёва. «Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни» [16]. Однако, по мнению автора, не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус группы и личности, материальные или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство личности. Межличностные конфликты вызывают размышления, необходимость определения оценок своего поведения и поведения оппонента, негативные эмоции. Отсюда следует, что можно определить конфликт как такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством. Здесь важно подчеркнуть, что конфликт определяется как действие, развернутое во времени. Указав на это существенное свойство конфликта, автор, как замечает Н.И. Леонов, не раскрыл, не развил его [16].

Таким образом, межличностный конфликт рассматривается как сложное комплексное образование, поэтому для его описания исследователи вычленяют круг понятий, наиболее полно характеризующих данное социально-психологическое явление.

Н.И. Леонов дает следующее определение конфликта: «Конфликт - это форма проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта, и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями, осознаваемыми или неосознаваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие противоречия» [16]. Таким образом, в качестве признаков / критериев конфликта автор рассматривает: противоречие (как биполярное явление), наличие субъекта или субъектов как носителей противоречия и активность, направленная на преодоление противоречия.

М.М. Кашапов придерживается следующего определения конфликта: «Конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг другу».

Н.В. Гришина изучает конфликт с позиций ситуационного подхода. Межличностный конфликт она рассматривает как вид социальной ситуации и считает, что «традиционное психологическое рассмотрение межличностных конфликтов с позиции индивидуальной психологии в терминах личностных переменных не дает полного описания всей феноменологии межличностных конфликтов» [9]. Необходимым элементом этого описания является использование концепта «определение ситуации». «Определение ситуации как конфликтной является пусковым механизмом возникновения конфликта», - считает автор.

Также ею выделяются признаки, с помощью которых можно выделить конфликт из ряда других социальных ситуаций: противоречие, возникающее между участниками ситуации; их противодействие друг другу; аффективные проявления, сопровождающие их столкновение. Таким образом, дается научно обоснованное авторское определение конфликта, который рассматривается ею «как биполярное явление - противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами)». Ситуационный подход допускает возможность воздействия на поведение человека и взаимодействие людей через изменения ситуации и акцентирует внимание на анализе отдельных стратегий, прямо не связанных с личностью.

Н.В. Гришина отмечает, что «универсальной реакцией человека на возникающие противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление преодолеть эту дисгармонию. Здоровый человек наделен стремлением к преодолению противоречий, возникающих как в его внутреннем мире, так и в пространстве его жизненной ситуации, включающей мир отношений со значимыми для него другими людьми». По ее мнению, принципиальными альтернативами реагирования человека на возникающие у него противоречия (с самим собой или другими людьми) являются уход (избегание), подавление («борьба») и диалог.

 «Уход» от конфликтного взаимодействия интерпретируется как избегание, игнорирование конфликта. Уход от конфликта может иметь сознательный или бессознательный характер. «Защитный» уход от конфликта часто протекает в форме «внутренней борьбы» по переинтерпретации проблемы, в результате чего она перестает восприниматься как конфликт, требующий разрешения. Неконструктивная стратегия ухода от конфликтов, их игнорирование может быть социокультурно связана с присущими обыденному сознанию негативными установками в отношении конфликтов как таковых. И хотя уход от конфликта, осуществляемый в результате пересмотра ситуации, может иметь рациональный характер, в целом он рассматривается как неконструктивная форма реагирования на конфликты.

«Борьба» с самим собой или другим человеком является попыткой решить внутри- или межличностные противоречия с помощью подавления одной из сторон конфликта другой. Для обыденного сознания характерна интерпретация понятия «конфликт» в терминах «борьбы».

«Диалог» объединяет стратегии поиска преодоления конфликта с помощью выбора оптимальной альтернативы его решения, интеграции противостоящих позиций или выработки компромисса между ними.

М.М. Кашапов выделяет эмпирические индикаторы типов реагирования: агрессия, уход и решение.

Возникновение конфликта предполагает не только восприятие и осознание противостояния, противоречия, возникающего во взаимодействии с другими людьми, но и развитие активности, направленной на преодоление этого противоречия.

Ситуационный подход позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации и, в большей степени, акцентировать внимание на адекватности и эффективности той или иной стратегии и типов реагирования.

Характер конфликтных действий определяется их направленностью на разные по масштабу цели. Тактическое действие приводит к эффектам в конкретных ситуациях, стратегия связана со стремлением к разрешению противоречия, актуализировавшегося в конкретном взаимодействии.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов рассматривают стратегию поведения в конфликте как ориентацию личности по отношению к конфликту, установку на определенные формы поведения в ситуации конфликта [3].

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Килменном двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте - это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Килменна она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килменна представлена на рис. 1.

 

Рисунок 1 – Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килменна

С.М. Емельянов обращает внимание, что при анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

С.М. Емельянов дополняет двухмерную модель Томаса-Килменна третьим измерением - ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически она представлена на рис. 2.

 

Рисунок 2 – Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте

 

Согласно этой модели, можно дать следующие определения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.013 с.)