Определение трудной жизненной ситуации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение трудной жизненной ситуации.



В процессе жизни человек переживает бесчисленное множество различных ситуаций, событий, которые могут быть волнующими, яркими или монотонными, обыденными, простыми или сложными, стимулирующими активность или психотравмирующими. Понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь [ 6 ].

Окружающий мир представлен для человека в серии ситуаций. Любой временной и пространственный «отрезок» окружающего мира относительно воспринимающего субъекта будет выглядеть как конкретная ситуация. Ситуация - это естественный сегмент социальной жизни, границы которого фиксируются вовлечёнными в неё людьми, местом действия, сущностью деятельности. Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю. Коржова отмечают, что «без выяснения того, что стоит за понятием ситуации, невозможно конкретно оперировать с понятием не только личности, но и поведения» [6 с.6]

В настоящее время в психологических исследованиях возникла тенденция придерживаться принципа "компонентной перспективы", согласно которому поведение является функцией личности, ситуации и их взаимодействия. Расширение круга психологических исследований привело к необходимости изучения личности в контексте естественных социальных ситуаций, в которых она функционирует.

Толкования понятия "ситуация" могут быть самими разными. Определения ситуации разрабатываются в разных дисциплинах, а теория ситуации приобретает междисциплинарный характер. Используются понятия "ситуация в широком и узком смысле слова". Ситуация в широком смысле понимается как общая ситуация жизни человека. Ситуация в узком смысле связывается с конкретными событиями жизни или экспериментальными моделями ситуаций.

Приоритет в постановке и формулировании концепта «определение ситуации» принадлежит американскому социологу У. Томасу (Thomas W., 1958), который подчеркивал роль ситуационной обусловленности поведения и акцентировал внимание на возможности адекватного понимания ситуации, исходя из субъективного значения ситуации для данного индивида.

Положение о том, что поведение является функцией личности в ситуации, было сформулировано в работах К.Левина. Его принципиальная точка зрения заключается в том, что «описание ситуации должно быть скорее субъективным, чем объективным, т.е. ситуация должна описываться скорее с позиции индивида, поведение которого исследуется, нежели с позиции наблюдателя».

Х. Хекхаузен отмечает, что именно благодаря работам К. Левина, фактически общепринятым является представление о том, что «поведение определяет не ситуация, которая может быть описана «объективно» или по согласованному мнению нескольких наблюдателей, а ситуация, как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него».

По мнению Д. Магнуссона, изучение развития человека, понимание и прогнозирование его поведения без учета ситуации и ее элементов невозможно [Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.]. Кроме того, чтобы понять характер воздействия отдельно взятой социальной ситуации на конкретного человека, необходимо подчас уделять внимание ее тончайшим нюансам [ 14 ].

Существует множество разнородных определений понятия ситуация. Под ситуацией понимают совокупность элементов среды либо фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности субъекта. При таком определении ситуации акцент ставится на ее внешнем характере. Такого определения ситуации придерживаются Д. Магнуссон, А. Фарнхейм, М. Аргайл, В. Мишель, Г.В. Балл и др.

Попытки описать и классифицировать ситуации вызвали, по мнению Д. Магнуссона, ряд проблем, а именно проблемы, связанные с единицами анализа; временными и пространственными границами и характеристиками, которые могут быть использованы для описания классификации.

Так Д. Магнуссон, чтобы преодолеть излишнюю многозначность понятия ситуация, во-первых, предлагает различать следующие уровни ситуации:

1) реальная ситуация в ее внешних объективных проявлениях, как часть тотального окружения, которая доступна сенсорному восприятию за определенный промежуток времени;

2) воспринимаемая ситуация - это реальная ситуация, которая воспринимается, усваивается в значениях, или как она конструируется и репрезентируется в мозге участника ситуации. Тем самым объясняется существование разных воспринимаемых ситуаций, относящихся к одной и той же реальной ситуации, зависящих от того, как тот или иной индивид интерпретирует ситуацию;

3) жизненные ситуации ("жизненное пространство" у К. Левина) - это часть мира, которую можно воспринимать, осваивать, интерпретировать, как имеющую отношение к человеку и его поведению. с одной стороны, жизненная ситуация сконструирована реальными условиями, в которых он живет - тип профессии, организация работы, семейные связи и т.п., с другой - его собственным опытом и оценками этих условий.

Во-вторых, необходимо различать разные виды ситуаций (т.е. классифицировать их).

М. Аргайл, А. Фёрхейм и Дж. Грахам исходя из анализа различных ситуаций повседневного взаимодействия, выделяют следующие базовые типы:

1) формальные социальные события;

2) интимные встречи с близкими друзьями или родственниками;

3) случайные встречи со знакомыми;

4) формальные контакты в магазинах и офисах;

5) ассиметричные ситуации, связанные с социальными умениями (например, обучение, интервьюирование, руководство);

6) переговоры и конфликт;

7) групповая дискуссия.

На возможность классификации ситуаций по типу поведения, подходящему для ситуации, указывал В. Мишель, выдвинув гипотезу о так называемых "сильных" и "слабых" ситуациях. В "самой сильной" ситуации меньше всего индивидуальных вариаций поведения, а в "самых слабых" возможно максимальное число вариаций индивидуальных различий поведения. Таким образом, субъективный аспект ситуации (индивидуальные различия) имеет наибольшее влияние на поведение человека в "слабых" ситуациях и наименьшее - в "сильных". В реакциях людей на "сильные" ситуации возможны лишь незначительные вариации, т.е. в "сильных" ситуациях для детерминации поведения человека наиболее значимы объективные, нежели личностные переменные. Реакции человека на "слабые" ситуации весьма разнообразны, что означает большую роль личностных, чем ситуационных переменных в "слабых" ситуациях [ 25 с.30-31].

В-третьих, большое значение имеет не только межситуационный, но и внутри ситуационный анализ, описывающий характеристики отдельно взятой ситуации. Сюда относятся, например, структурные и содержательные особенности ситуаций, по Д. Магнуссону, или определяющие факторы М. Аргайла.

К структурным характеристикам ситуации относятся ее сложность, ясность, сила, способствование или ограничение. Структурные характеристики по сравнению с содержательными имеют более общий вид, и более "измеряемый" характер, допускающий возможность ранжирования окружения по указанным параметрам. Содержательные характеристики более ситуационно специфичны и качественны по своей природе, а потому им более релевантен качественный анализ; к ним относятся задачи, правила, роли, цели, ожидания и мотивация. Однако именно целям многие авторы приписывают особый центральный характер, так как именно они определяют выбор, стремление, поиск индивидом тех или иных ситуаций.

Структурный аспект понятия ситуации включает в себя имеющуюся на конкретный момент ситуацию, отражающую комплекс ситуативных факторов. Ситуация воспринимается как нечто целое, обладающее определенной структурой (для нас в обыденной речи это выражается в таких словосочетаниях, как: "существующее положение вещей", "наличное состояние дел" и т.п.) Одно из определений гласит, что ситуация - это "вполне определенная структура обстоятельств, условий, которую обнаруживает субъект, столкнувшись с необходимостью что-то предпринять, как-то действовать".

К. Стеббинсон, опираясь на понимании ситуации как системы субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта, анализирует объективные и субъективные ситуации. Под объективной ситуацией понимает актуальное физическое и социальное окружение, а под субъективной - любой компонент субъективной ситуации, воспринимаемой человеком и поэтому получающей то или иное значение.

Значению и определению ситуации уделял внимание Т. Шибутани. Он отмечает, что определение ситуации происходит посредством придания значения объективной ситуации. Тем самым она становится субъективной. Поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения. Сам факт рождения ситуации происходит именно в момент соотнесения данного фрагмента среды с конкретным субъектом посредством придания данному фрагменту особого для субъекта значения. Ситуация всегда включает субъективный аспект, это всегда "чья-то" ситуация. Каждый человек действует, исходя из своего собственного определения ситуации.

Результаты исследований А. Ферхнема показали, что люди считают одни типы ситуаций подходящими и уместными для одних целей, а другие нет. У. Томас доказал, что если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям, независимо от того, насколько она действительно реальна. П. Монсон отмечает, что следствием "определения" ситуации становится поведение человека, которое он строит в соответствии со своими определениями. Он пишет, что "люди определили несуществующую ситуацию как истинную, в результате же на практике она оказалась истинной" [ 10 с.121-132.].

А.В. Филиппов и С.В. Ковалев, анализируя разрозненные сведения по проблеме ситуации, выделяют в структуре ситуации объективные и субъективные компоненты.

Объективная среда жизнедеятельности содержит:

1) физические и биологические свойства среды;

2) культурные и социальные факторы, состоящие из норм, ценностей, линий поведения, религиозных верований, отношений между людьми и т.д.;

3) орудия труда, предметы труда и результаты труда и т.д.;

4) пространственные и причинно-следственные отношения между данными элементами.

Субъект, действующий в ситуации, представлен не только своей активностью, когда он сам выбирает, избегает или преобразует ситуацию, но и системой своих знаний, навыков, способностей, профессиональных интересов, мотивов, ценностных ориентаций, целей и т.д. Субъект в ситуации характеризуется:

1) своими внутренними побуждениями;

2) индивидуально-психологическими и личностными свойствами;

3) деятельностными характеристиками [1].

Ю.Н. Емельянов отмечает, что определение ситуации индивидом зависит от его предшествующего социокультурного и нравственного опыта, выполняющего функцию "символического преобразователя". Это преобразование осуществляется с помощью культурно детерминированных знаковых систем или символов, которые индивид применяет в процессе определения ситуации [ 10 с.121-132.].

Связь между восприятием реальной ситуации и когнитивными, интеллектуальными и эмоциональными факторами имеет особую значимость. Манера восприятия и интерпретации ситуаций формируется у человека в процессе научения и взросления. Формирование ситуации субъектом зависит от тех категориальных схем, которые существуют у данного субъекта. Таким образом, психологический анализ ситуации как объекта внешнего воздействия ведет к анализу собственно психологических конструктов этих ситуаций, представленных в сознании субъектов [7].

Человек - не пассивный продукт среды, а существо, которое активно творит свой мир и свое окружение. Это составляет основу динамического взаимодействия между человеком и окружающей его действительностью.

Ситуация постоянно меняется, причем наличное состояние имеет определенную предысторию и предпосылки для последующего изменения, и развития. Раскрыть смысл отдельной ситуации можно лишь тогда, когда она соотносится с предшествующими и будущими ситуациями и с более общим контекстом отношений, сложившихся на данный период времени [32 с.22].

Разные субъекты один и тот же «отрезок» окружающего мира могут воспринимать как разные ситуации, иногда сходные, иногда противоположные, но всегда разные.

Е.А. Белан отмечает, что «ситуация - это то, что опосредует восприятие субъектом окружающего мира, «своеобразное оформление непрерывного течения внешней жизни в дискретность бытия субъекта» [ 5 ].

Б.Ф. Ломов указывает, что поскольку ситуация не сохраняется в неизменном виде, преобразуясь под влиянием субъекта, её следует рассматривать соотносительно со свойствами и особенностями того, кто в этой ситуации действует [20].

В психологических исследованиях отсутствует единство в понимании сущности жизненной ситуации.

В области систематизации жизненных, или социальных ситуаций имеются лишь разрозненные исследования. В определении ситуаций не установлено чёткой иерархии. Так в литературе встречаются такие понятия ситуаций, не соотнесённых между собой: социальная, жизненная (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, Н.Б. Михайлова), конфликтная (Н.В. Гришина, Н.И. Леонов), критическая (Ф.Е. Василюк), трудная (К. Муздыбаев), эмоциогенная (П. Фресс), фрустрирующая (Р.М. Грановская, И.М.Никольская), значимая (В.Н. Мясищев), стрессовая, стрессогенная и т.п. Между тем все эти понятия призваны обозначить один аспект, являющийся важнейшим, а именно аспект, выделяющий такую ситуацию из разряда повседневных.

С психологической точки зрения ситуация - это внешние обстоятельства в интерпретации отдельным человеком. Сами эти обстоятельства и их восприятие, переживание человеком и образуют в совокупности его жизненную ситуацию, причем именно восприятие и интерпретация тех, или иных обстоятельств часто играют решающую роль в возникновении и развитии неблагоприятных и критических ситуаций в жизни людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.017 с.)