Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция В. В. Столина. Самоотношение в контексте самосознания. Содержательные характеристики самоотношения.
Концепция самосознания Столина считается наиболее разработанной в отечественной психологии. Общие идеи в данной концепции (о сознании, деятельности, личностном смысле) опираются на идеи А. Н. Леонтьева о природе и сущности самосознания личности, в соответствии с которыми осознание своего «Я» не представляет собой ничего другого, как осознание себя в системе общественных отношений. Эти идеи были развиты и конкретизированы В. В. Столиным. Столин сформулировал представление о личностном смысле «Я» как основной единицы психологического анализа самосознания. Смысл «Я» является «вершиной» четырех компонентов. Компоненты «черты, свойства, способности субъекта» и «мотив или цель» - являются осмысление субъектом себя самого как условие достижения собственных целей субъекта. Компоненты «когнитивные конструкции (значение)» и «эмоциональные переживания (чувственная ткань)» являются другими составляющими сознания, с которым связан смысл «Я». Таким образом, качества субъекта соотносятся с целями и оформляются в самосознании в значениях (когнитивный компонент) и эмоциях (эмоциональный аспект). На индивидуальном уровне смысл «Я» частично тождественен самооценке и выполняет, прежде всего, функцию, адаптивную к деятельности субъекта (Столин, 1983). Согласно Столину, в самоотношении отражаются следующие составляющие (признаки): 1. Организмические (организм – среда, «схема тела» и др.) 2. Социально – индивидуальные (Я - Образ) 3. Личностно – особенные. Разделение на такие составляющие исходит из традиционного понимания измерений человека: биологического (биогенные потребности), психологического (психогенные потребности), социального (социальные потребности). Столин выделил три оси самоотношения: симпатия – антисимпатия, уважение – неуважение, близость – отдаленность. Эти оси определяют и эмоционально-ценностное отношение к другому человеку. Одним из наиболее информативным методом психодиагностики для исследования самоотношения, является «Опросник самоотношения», разработанный В. В. Столиным (Столин, 1985). В опроснике выделены факторы, которые образовывают более обобщенный уровень самоотноошения: самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидаемое отношение других. Также в опроснике выделены 7 факторов (самоуверенность, ожидаемое отношение других, самопринятие, саморуководство, самообвинение, самоинтерес, самопонимание), которые отражают более конкретный уровень самоотношения – уровень внутренних действий в адрес самого себя (Вассерман, Щелкова, 2004). Недостатком опросника является небольшое количество вопросов (62).
Концепция С. Р. Пантилеева. Самоотношение как эмоционально-ценностная система. Опираясь на идеи Столина, Пантилеев определяет самоотношение как смысловое личностное образование, связанное с выражением смысла «Я». Самотношение является сложной системой, по своей психологической природе и содержанию не сводимой к эмоциям, самооценкам и другим «собственно психическим» характеристикам индивида. Самоотношение есть личностное образование, которое может быть понято как непосредственное неноменологическое выражение (или представление) личностного смысла «Я» для самого субъекта (Пантилеев, 1988). В составе самоотношения Пантилеев выделяет две совместно функционирующих подсистемы: самооценочная подсистема и подсистема эмоционально-ценностного отношения к себе. Компоненты этих подсистем находятся в отношениях взаимного превращения (Пантилеев, 1991). Основным принципом строения самоотноешния как эмоционально-оценочной системы является принцип смысловой интеграции, в соответствии с которым компоненты организованны в иерархическую систему. Пантилеев обращает особое внимание на то, что принципом организации самоотношения как системы является принцип динамической иерархии. Который заключается в том, что та или иная модальность эмоционального отношения может выступать в качестве ядерной структуры системы, занимая ведущее место в иерархии других аспектов самоотношения и фактически определяя содержание и выраженность обобщенного устойчивого самоотношения (Пантилеев, 1988). Таким образом, самоотношение каждого субъекта будет качественно отличаться, иметь своеобразную форму, специфическую модальность. Например, для одним индивидов центральным, ядерным фактором в системе самоотношения будет самоуважение, а для другие – эмоционально-ценностное отношение к себе.
Изменения в структуре, содержании и уровне обобщенного самоотношения могут происходить только под влиянием факторов, затрагивающих его ядерный, смысловой слой. По отношению к другим факторам система самоотношения остается достаточно устойчивой, сохраняя свои основные характеристики, определяющие ее целостность. С. Р. Пантилеев разработал собственный психодиагностический инструмент для исследования отношения личности к собственному «Я», «Методику исследования самоотношения» (МИС) (Пантилеев, 1991). Методика реализована в виде стандартизированного опросника и позволяет получать сложную дифференцированную картину самоотношения индивида. Путем эмпирического обобщения частных аспектов самоотношения, Пантилеев выявил основу «алфавита» языка самоотношения состоящую из 9 шкал: чувство осознанности; самоуверенность; саморуководство; отраженное самоотношение; самоценность; самопринятие; самопривязанность; внеутренняя конфликтность; самообвинение (Пантилеев, Столин, 1988).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 3951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.008 с.) |