Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее понимание самоотношения и его структуры.
Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному «Я», оказывают регулирующее влияние на многие важнейшие аспекты жизнедеятельности человека, играя определяющую роль в развитии межличностных отношений, в процессах мотивации и целеобразования, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций (Пантилеев, 1988). Изучение самоотношения личности и ее защитно-совладающих механизмов является актуальным вопросом. Пока это является малоизученной областью в психологической науке. Система самоотношения является значимым фактором, влияющим не только на внутреннее благополучие личности, но и на его адаптационные способности, на поведение человека в стрессовых, проблемных ситуациях, выбор конструктивных или неконструктивных стратегий совладания. Термин самоотношение введен грузинским психологом Н. И. Сарджвеладзе. Сарджвеладзе рассматривает самоотношение как отдельно стоящую категорию, образованием «Я», не сводимую к самосознанию и другим родственным понятиям с приставкой «само» (Сарджвеладзе, 1989). Самоотношение – следствие, результат самопознания личности; оно развивается на основе многих отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности личности, и выполняет функцию отображения себя, самовыражения и самореализации, саморегуляции, самоконтроля, психологической защиты. Строение самоотношения С. Р. Пантилеев представляет следующим образом: существует два уровня самоотношения: уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем основным принципом организации этих уровней в единую систему является интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости (Пантилеев С. Р., 2000). Структуру самоотношения разные исследователи понимают по разному: как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительного или отрицательного отношения человека к себе; как многокомпонентную систему, состоящую из дифференцированных эмоционально-оценочных шкал; как структуру сходную с Я-Концепцией по входящим в нее аспектам Я. В результате чего существуют разные подходы к самоотношению: самоотношение как эмоционально-оценочная система (когнитивно-аффективное образование) (Пантилеев), самоотношение как часть самосознания (Столин), самоотношение как эмоционально-ценностная система (Чеснокова), самоотношение как аффективная составляющая Я-концепции, самоотношение как аналог всех трех компонентов Я-концепции и др.
В отечественной психологии исследованием самоотношения в основном занимаются И. С. Кон, В. В. Столин и С. Р. Пантилеев. Многообразие западных концепций самоотношения и немногие отечественные концепции были детально проанализированы Пантилеевым С. Р. (Пантилеев, 1991), в результате чего он сформировал собственную теорию самоотношения, основываясь на концепцию самосознания В. В. Столина и его идеях о личностном смысле «Я» как основной единицы психологического анализа самосознания. Самоотношение понимается Пантилеевым как неделимая эмоционально-оценочная система, которая состоит из девяти дифференцированных модальностей-шкал (чувство осознанности, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение) и трех более обобщенных факторов (самоуважение, аутосимпатия, внутренняя неустроенность). В основе понимания структуры самоотношения заложены три измерения, выделенные Столиным: симпатия – антисимпатия, уважение – неуважение, близость – отдаленность. Пантилеев определяет самоотношение как смысловое личностное образование, связанное с выражением личностного смысла «Я». Сложность системы определяется ее уровневостью, дифференцированностью, разномодальностью. Исторические корни такого подхода ведут к представлениям А. Н. Леонтьева и Л. С. Выготского. Самоотношение - личностное образование, поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, «социальных ситуаций его развития» (Выготский Л. С.) и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности. Наиболее разработанной, точно сформулированной и отражающей сущность отношения человека к себе, по нашему мнению, является концепция самоотношения Пантилеева С. Р., основанная на концепции самосознания Столина и его идеях о личностном смысле. Самоотношение в этом случае понимается как сложная неделимая эмоционально-оценочная система, смысловое личностное образование, связанное с выражением (представлением) личностного смысла «Я» для субъекта. Принципом организации самоотношения как системы является принцип динамической иерархии. В основе понимания структуры самоотношения Пантилеева заложены выделенные Столиным 3 измерения: симпатия-антисимпатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность.
Сложность системы определяется ее уровневостью, дифференцированностью, разномодальностью. «Алфавитом» самоотношения (по Пантилееву) являются 9 шкал: закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинения и 3 фактора: самоуважение, аутосимпатия, внутренняя неустроенность. Психодиагностический инструмент по изучению отношения человека к себе – «методика исследования самоотношения» (МИС), разработанная Пантилеевым.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.015 с.) |