Общее понимание самоотношения и его структуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понимание самоотношения и его структуры.



Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному «Я», оказывают регулирующее влияние на многие важнейшие аспекты жизнедеятельности человека, играя определяющую роль в развитии межличностных отношений, в процессах мотивации и целеобразования, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций (Пантилеев, 1988).

Изучение самоотношения личности и ее защитно-совладающих механизмов является актуальным вопросом. Пока это является малоизученной областью в психологической науке. Система самоотношения является значимым фактором, влияющим не только на внутреннее благополучие личности, но и на его адаптационные способности, на поведение человека в стрессовых, проблемных ситуациях, выбор конструктивных или неконструктивных стратегий совладания.

Термин самоотношение введен грузинским психологом Н. И. Сарджвеладзе. Сарджвеладзе рассматривает самоотношение как отдельно стоящую категорию, образованием «Я», не сводимую к самосознанию и другим родственным понятиям с приставкой «само» (Сарджвеладзе, 1989).

 Самоотношение – следствие, результат самопознания личности; оно развивается на основе многих отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности личности, и выполняет функцию отображения себя, самовыражения и самореализации, саморегуляции, самоконтроля, психологической защиты. Строение самоотношения С. Р. Пантилеев представляет следующим образом: существует два уровня самоотношения: уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем основным принципом организации этих уровней в единую систему является интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости (Пантилеев С. Р., 2000).

Структуру самоотношения разные исследователи понимают по разному: как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительного или отрицательного отношения человека к себе; как многокомпонентную систему, состоящую из дифференцированных эмоционально-оценочных шкал; как структуру сходную с Я-Концепцией по входящим в нее аспектам Я. В результате чего существуют разные подходы к самоотношению: самоотношение как эмоционально-оценочная система (когнитивно-аффективное образование) (Пантилеев), самоотношение как часть самосознания (Столин), самоотношение как эмоционально-ценностная система (Чеснокова), самоотношение как аффективная составляющая Я-концепции, самоотношение как аналог всех трех компонентов Я-концепции и др.

В отечественной психологии исследованием самоотношения в основном занимаются И. С. Кон, В. В. Столин и С. Р. Пантилеев. Многообразие западных концепций самоотношения и немногие отечественные концепции были детально проанализированы Пантилеевым С. Р. (Пантилеев, 1991), в результате чего он сформировал собственную теорию самоотношения, основываясь на концепцию самосознания В. В. Столина и его идеях о личностном смысле «Я» как основной единицы психологического анализа самосознания. Самоотношение понимается Пантилеевым как неделимая эмоционально-оценочная система, которая состоит из девяти дифференцированных модальностей-шкал (чувство осознанности, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение) и трех более обобщенных факторов (самоуважение, аутосимпатия, внутренняя неустроенность). В основе понимания структуры самоотношения заложены три измерения, выделенные Столиным: симпатия – антисимпатия, уважение – неуважение, близость – отдаленность.  Пантилеев определяет самоотношение как смысловое личностное образование, связанное с выражением личностного смысла «Я». Сложность системы определяется ее уровневостью, дифференцированностью, разномодальностью.

Исторические корни такого подхода ведут к представлениям А. Н. Леонтьева и Л. С. Выготского. Самоотношение - личностное образование, поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, «социальных ситуаций его развития» (Выготский Л. С.) и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности. 

Наиболее разработанной, точно сформулированной и отражающей сущность отношения человека к себе, по нашему мнению, является концепция самоотношения Пантилеева С. Р., основанная на концепции самосознания Столина и его идеях о личностном смысле. Самоотношение в этом случае понимается как сложная неделимая эмоционально-оценочная система, смысловое личностное образование, связанное с выражением (представлением) личностного смысла «Я» для субъекта. Принципом организации самоотношения как системы является принцип динамической иерархии. В основе понимания структуры самоотношения Пантилеева заложены выделенные Столиным 3 измерения: симпатия-антисимпатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность.

 Сложность системы определяется ее уровневостью, дифференцированностью, разномодальностью. «Алфавитом» самоотношения (по Пантилееву) являются 9 шкал: закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинения и 3 фактора: самоуважение, аутосимпатия, внутренняя неустроенность. Психодиагностический инструмент по изучению отношения человека к себе – «методика исследования самоотношения» (МИС), разработанная Пантилеевым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.015 с.)