Повесть временных лет»: основные проблемы Древней Руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повесть временных лет»: основные проблемы Древней Руси.



Начальный свод 90 гг. 11 в. послужил базой д/составл-я в нач. 12 в. ПВЛ. Сохр-сь 2 осн. редакции ПВЛ: Лаврентьевская и Ипатьев-ская. Лаврентьевская – предст-ет собой свод, напис-й в 1377 г. монахом Лаврентием. В него входит ПВЛ, Владимиро-Суздальская летопись. Ипатьевская была написана в кон. 14- нач. 15 вв. и состоит из ПВЛ, Ки-евской и Галицко-Волынской летописей. ПВЛ дошла до нас в измененном виде. ПВЛ завершает историю Древнерус. летописания в Киево-Печерском монасты-ре, подводит итог пол-м, религ-м и истор. воззрениям, сложившимся на Руси в кон. 11- нач. 12 вв. Эта истор-я концепция нашла отраж-е в древнерус. летописях. Составителем ПВЛ больш-во ученых сч-ют Нестора. Истор-е воззрения Др. Руси выражались и в произ-ях др. жанров: в лит-но-публицистич-х соч-ях Киевской Руси (“Слово о Законе и Благодати” митрополита Иллариона, “Моление Даниила Заточника”, “Поучение Владимира Мономаха”). Они помогают уточнить истор-е представ-я Киевской Руси, но важн-шим источ-м яв-ся - ПВЛ. Библейская концепция, из-ложенная в ПВЛ - это попытка устан-ть провиден-циалистскую закономерность истории, утвердить взгляд на историю, как протекающую по единым з-нам единого творца всего сущего. Рассказав о разделе Земли после потопа м/д сыновьями Ноя, 1-й рус. историк нач-ет раскручивать свое повествование. Летописец в нач. своего произв-я сформ-л гл. вопрос: “Откуда есть пошла рус. земля?”. Отвечая на этот вопрос, он нач-ет поиск. Летописец рассм-ет Русь сквозь призму ее взаимоотнош-й со Степью (Восток), рассказ-ет об отнош-ях Руси с Зап. (возн-ет мысль, что Рос. - это Евразия). Однако не меньшее знач-е в созд-и всемирной концепции занимали Юг и Север (обращение рус. книжника к Византии и Скандина-вии). Русь выступала уже как Скандославия. Само полож-е Руси на пути из варяг в греки заставляло ее бороться за свою незав-ть, как с Византией, так и со Скандинавией. Эта борьба и нашла отраж-е в истор-х теориях Др. Руси. Скандинавия была той стороной, с к-рой летописец связывал свою концепцию происхож-я княж-й вл. на Руси. Сюжет о призвании варяжских князей был легендой, открывавшей собой период рус. истор-х теорий. В легенде о Рюрике была сформул-на конце-пция происхож-я монархии в Рос, появл-е 1-го князя было началом рус. земли, исходным рубежом всей рус. истории. Др. летописи составл-сь в те гг., когда единая Русь стала рушиться. И летописец выступал против княжеских междоусобиц, д/чего апеллировал к истории. Концепция летописцев - единый князь на единой земле – яв-сь истор-м обоснованием той истины (д/летописца), что Рюрик был призван на Русь д/успокоения раздоров. В построениях летописцев это был гл. аргумент, с помощью к-го рус. книжники стрем-сь остан-ть распад Др. Руси. Легенда о Рюрике играла > внешнепол-ю роль. Лихачев подчерк-ет, что норманнское происхож-е династии Рюриковичей име-ло антивизантийскую направл-ть. Это происхож-е истор-ки мотивировало незав-ть Руси от Византии, против к-рой она вела борьбу.

 

4. Исторические знания на Руси периода раздробленности (домонгольский период).

В период феод-й раздробл-ти книжная кул-ра пере-живала подъем. Увел-сь кол-во центров летописания, продолжают появ-ся сочин-я религиозных деятелей. Гл. мотивом в них была идея единства рус. княжеств. Появ-ся нов. жанры в лит-ре. В монастырях продолж-ся переписывание богослужебных книг, молитв, сборников церковных преданий, жизнеописаний святых, древней богословской лит-ры. Феодальная раздробленность 12—14 вв. отражена и в летописании: своды этого времени выражают местные политические интересы. В Киеве в 12 в. летописание велось в Печерском и Выдубицком монастырях, а также при княжеском дворе. Галицко-волынское летописание в 13 в. сосредоточивается при дворах галицко-волынских князей и епископов. Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из "ПВЛ", продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской Л. (кончая 1289—92). Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается "ПВЛ", продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305, а также Летописец Переяславля-Суздальского (издание 1851) и Радзивилловская летопись, украшенная большим количеством рисунков. > разв-е получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах. Около 1136 г., в связи с изгнанием из Новгорода князя Всеволода, по указанию епископа Нифонта был создан Софийский владычный свод, перерабо-тавший новгородскую княжескую летопись, к-рая велась с сер. 11 в. Еще одним источ-м служил также киевский Начальный свод 1096 г., легший в основу новгород-го летописания. В нач. 13 в. появился нов. владычный свод. Его созд-е было связано с паде-нием Константинополя в 1204 г. Он завершался рассказом о взятии византийской столицы крестоносцами. Параллельно с архиепископской кафедрой летописные записи велись в Неревском конце Новгорода, в церкви св. Иакова. Гипотеза о сущ-ии здесь летописного центра основана на отдел-х упоминаниях, сделанных от первого лица. Именно они позволяют утверждать, что во вт. пол. 12 в. (после 1174 г.) настоятель этой церкви Герман Воята (1144-1188) предпринял литер-ю переработку Софийского свода. При этом он использовал также какую-то южнорусскую летопись. Его работу продолжил до конца XII в. безымянный летописец, оставивший запись о смерти Германа. Наконец, к середине ХШ в. относится летописная деятельность пономаря Тимофея, который упомянул о себе в 1230 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.005 с.)