Предмет, задачи, периодизация историографии России с древнейших времен до середины XIX в. Определение предмета в историографии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи, периодизация историографии России с древнейших времен до середины XIX в. Определение предмета в историографии.



Предмет, задачи, периодизация историографии России с древнейших времен до середины XIX в. Определение предмета в историографии.

"И" буквально означает письм-й рассказ о прошлом. "История" - наука о прошлом, "графо" - пишу. Поэтому историков в Рос. наз-ли историографами. Одно вр. под предметом ис-тории (ПИ) истор-й науки поним-сь сумма биографий отдел-х историков с перечнем их трудов. Важ. этапом в опред-ии ПИ стал учебник Рубинштейна «Рус. И» (1941), где утверж-ся, что «И» - история истор-й науки, её задача показать историю разв-я истор-й науки в связи с общим разв-ем общест-й и науч-й мысли, но эти взгляды не получили тогда поддержки. В 55 г. выходят «Очерки истории истор-й науки в СССР», где отмеч-сь что «И» - наука, изуч-щая историю накопл-я знаний о разв-ии челов-го общ-ва, историю совершен-ния методов истор-го исслед-я, историю борьбы разл. теч-й в обл. истолков-я общест-х явлений. В учебнике «И. истории СССР с древ-ших времен до Вел. Октяб-й соц-й рев-ции» (1961, 1971) под ред. Иллерицкого и Кудрявцева под ПИ поним-сь устан-е классовой сущности истор-х теорий. Борьба истор-х направ-й (дворян-го, бурж-го, марксистского) преподносилась как история победы марксистко-ленинской науки над бурж-й. В нач. 60 гг. на страницах журнала «История СССР» развернулась дискуссия о периодизации сов. истор-й науки и ПИ. Ряд ученых выступили за расшир-е ПИ: Шапиро выступил за включ-е в предмет истории истор-й науки процессе внедрения истор-х знаний в жизнь. В 62-63г. была проведена дискуссия, в ходе к-рой Сахаров определил предмет истории истор-й науки, как объектив-й процесс разв-я знаний о прошлом, обусловл-й всем общ-но-эк разв-м. Академик Нечкина предложила включить в ПИ не только историю изуч-я собст-й страны, но и всемирной истории, а также историю спец. и вспомог-х истор-х дисциплин. В 50-60 гг. 20 в. оформ-сь неск-ко подходов к опред-ю ПИ.

. И. - это история истор-й мысли, сближая это опред-е предмета истории истор-й науки с историей ф-фии, социологии, общест-й мысли. 2. Расшир-е понятия ПИ (Шапиро, Шмидт, Черепнин) вплоть до распростр-я истор. знаний в общ-ве и отражения прошлого в произв-ях лит-ры и искусства. 3. И - история истор. науки (Сахаров, Нечкина, Городецкий). Больш-во исследов-лей в вопросе об опред-ии ПИ разделяют т.зр. Сахарова. Под историей истор-й науки они понимают процесс разв-я истор-й науки и всех её подсистем, а под И - науку, изу-чающую этот процесс. Т.о., в шир. смысле И наз-ют спец. истор-ю дисц-ну, к-рая изучает слож., многогра-нный и противоречивый процесс разв-я истор-й науки и его закономерности. Задачи: 1. Изуч-е закономе-рности смены и утвержд-я истор-х концепций и их анализ; 2. Анализ теоретико-методологических прин-ципов разл-х направл-й в истор-й науке и выяснение закономерностей их смены и борьбы; 3. Исслед-е процесса накопл-я фак-х знаний о челов-м общ-ве, введ-я в науч. оборот источ-в; 4. Изуч-е процесса из-менения и совершенствования методов и приемов источниковедческого анализа; 5. Анализ закономе-рностей измен-я проблематики истор-х исслед-й; 6. Изуч-е истор науч. учрежд-й, системы подг-ки кадров историков; 7. Распростр-е истор. знаний, состояние науч. и науч.-популярной периодич-й печати; 8. исслед-е междунар-х связей отеч-й истор-й науки, воздействие ф-фии, истории Зап. на росс-х ученых; 9. изуч-е объект-х усл разв-я истор-й науки. Реш-е этих задач приблизит нас к адекватным представл-ям об уровне, направленности и особ-тях разв-я истор-й науки. Хар-зуя разв-е отеч-й истор-й науки, сов. ученые выделяли обычно 3 этапа: 1) дворянский; 2) бурж-й; 3) совет-й. Сейчас доб-ся постсов-й период отеч-й И.

 

Академия наук в первой половине XVIII в. Норманнская теория.

Со 2четв18в разв науч мысли в Р возг АН. Варяж? стал актуальн после Петровск эпохи. И возник он как антирус явл-е не в сфере науки, а в сфере политики. Норманисты: Миллер, Байер, Шлецер. Байер. Предм иссл-ий – вост языки. Но не знал русского. Заним и антич историей. Трактат Б о варягах послуж началом норман теории (древнерус г-во создано норманнами с добровол согласия славян). Байер выступ против теории о происх Рюрика из Пруссии как потомка Августа. На место трад связей Руси с Зап Байер ставит ее связь с Сев и говорит, что Рюрик был варяг=>он пришел из Скандин, предок шведов. Байер делает вывод, что появл-е варягов на рус земле было насильств, тк норманнов никто не приглашал, их вторж на берега Волхова и Днепра не отлич от таких же воен акций в др странах. Появл-е варягов и их князей на Руси было опр-но Байером как привнесение извне рус гос-ности. Рюрик узурпир власть в Новгор. Т.е. варяги привнесли варварск славян племенам цивилизацию, гос-ность. Миллер залож основы науч орг-ии архив дела в Р. Предмет науч изысканий – рус история. 1764 – постав? о необх-ти ОКП в Р. Один из 1ых исследователей юности П1. Труды: Ист Сибирская, доклад Происх имени и народа российского=>дискус по проблеме; О народах, издревле в Р обитавших. Гл оппонент Миллера – Ломоносов 1) Ообрат вним на несовмест легенды о мирн призвании варягов и тем, что потом было восст новгородцев=>викинги не м/б приглашены без заключ договора. Они были приглаш как предводит дружин д/охраны границ. Т.е. они появ как наемники. Рюрик узурпировал власть. С этого нач захват власти варягами на рус земле. 2) О происх Рюрика – о роксолан - др народ, кот жил м/у Доном и Днепром, кот потом рассел к сев=>Рюрик – не швед. Осн тезисы труда Мил: 1)приход славян с Дуная на Днепр относит к христианск временам, не раньше Юстиниана; 2) варягов он отождествл со скандинавами; 3) приним тождество варягов и Руси и утвержд, что скандинавы дали Руси государей. Шлецер. Утв, что рус ист науки не существует. Филос как теория истории соед с критикой источн – тогда появл наука. Признав заслугу Татищева, но свою задачу видел в том, чтобы выраб науч методы критики источн. Утв, что рус ист создали варяги. Принял тезис Байера о шведском происх Рюрика. Гл предм изуч – ист Руси п-да Рюрикова рода. Работа Нестор. Гл пробл – происх г-ва=> пробл происх княж династии. Ист Руси нач с возник-я г-ва. Не признав происх Рюрика от Августа. Варяги – наемники. Это предки шведов. На пороге 2тыс славяне оказ вне цивилизации – их не затронуло завоев германцев. Поэт славяне – в ист небытие. Из ист небытия славян вывела норманн волна. Полож нач гос-ности у славян. К-ру славяне взяли у Византии. Выводы Байера, Шлецера и Миллера строились на осн изуч-я источн, но опирались на единств возможную в то t методо-логию: на представл об общ развитии, св с пониманием хода истории как рез-та д-ти отдел ист лиц. Рюрик с братьями были прямо названы в др рус источн, абсолютно надежных с тз тогдашних представителей, а в них сообщ об их варяж происх. Это опр-ло представл Байера, Шлецера, Миллера о нач этапах разв-я рус г-ва.

Предмет, задачи, периодизация историографии России с древнейших времен до середины XIX в. Определение предмета в историографии.

"И" буквально означает письм-й рассказ о прошлом. "История" - наука о прошлом, "графо" - пишу. Поэтому историков в Рос. наз-ли историографами. Одно вр. под предметом ис-тории (ПИ) истор-й науки поним-сь сумма биографий отдел-х историков с перечнем их трудов. Важ. этапом в опред-ии ПИ стал учебник Рубинштейна «Рус. И» (1941), где утверж-ся, что «И» - история истор-й науки, её задача показать историю разв-я истор-й науки в связи с общим разв-ем общест-й и науч-й мысли, но эти взгляды не получили тогда поддержки. В 55 г. выходят «Очерки истории истор-й науки в СССР», где отмеч-сь что «И» - наука, изуч-щая историю накопл-я знаний о разв-ии челов-го общ-ва, историю совершен-ния методов истор-го исслед-я, историю борьбы разл. теч-й в обл. истолков-я общест-х явлений. В учебнике «И. истории СССР с древ-ших времен до Вел. Октяб-й соц-й рев-ции» (1961, 1971) под ред. Иллерицкого и Кудрявцева под ПИ поним-сь устан-е классовой сущности истор-х теорий. Борьба истор-х направ-й (дворян-го, бурж-го, марксистского) преподносилась как история победы марксистко-ленинской науки над бурж-й. В нач. 60 гг. на страницах журнала «История СССР» развернулась дискуссия о периодизации сов. истор-й науки и ПИ. Ряд ученых выступили за расшир-е ПИ: Шапиро выступил за включ-е в предмет истории истор-й науки процессе внедрения истор-х знаний в жизнь. В 62-63г. была проведена дискуссия, в ходе к-рой Сахаров определил предмет истории истор-й науки, как объектив-й процесс разв-я знаний о прошлом, обусловл-й всем общ-но-эк разв-м. Академик Нечкина предложила включить в ПИ не только историю изуч-я собст-й страны, но и всемирной истории, а также историю спец. и вспомог-х истор-х дисциплин. В 50-60 гг. 20 в. оформ-сь неск-ко подходов к опред-ю ПИ.

. И. - это история истор-й мысли, сближая это опред-е предмета истории истор-й науки с историей ф-фии, социологии, общест-й мысли. 2. Расшир-е понятия ПИ (Шапиро, Шмидт, Черепнин) вплоть до распростр-я истор. знаний в общ-ве и отражения прошлого в произв-ях лит-ры и искусства. 3. И - история истор. науки (Сахаров, Нечкина, Городецкий). Больш-во исследов-лей в вопросе об опред-ии ПИ разделяют т.зр. Сахарова. Под историей истор-й науки они понимают процесс разв-я истор-й науки и всех её подсистем, а под И - науку, изу-чающую этот процесс. Т.о., в шир. смысле И наз-ют спец. истор-ю дисц-ну, к-рая изучает слож., многогра-нный и противоречивый процесс разв-я истор-й науки и его закономерности. Задачи: 1. Изуч-е закономе-рности смены и утвержд-я истор-х концепций и их анализ; 2. Анализ теоретико-методологических прин-ципов разл-х направл-й в истор-й науке и выяснение закономерностей их смены и борьбы; 3. Исслед-е процесса накопл-я фак-х знаний о челов-м общ-ве, введ-я в науч. оборот источ-в; 4. Изуч-е процесса из-менения и совершенствования методов и приемов источниковедческого анализа; 5. Анализ закономе-рностей измен-я проблематики истор-х исслед-й; 6. Изуч-е истор науч. учрежд-й, системы подг-ки кадров историков; 7. Распростр-е истор. знаний, состояние науч. и науч.-популярной периодич-й печати; 8. исслед-е междунар-х связей отеч-й истор-й науки, воздействие ф-фии, истории Зап. на росс-х ученых; 9. изуч-е объект-х усл разв-я истор-й науки. Реш-е этих задач приблизит нас к адекватным представл-ям об уровне, направленности и особ-тях разв-я истор-й науки. Хар-зуя разв-е отеч-й истор-й науки, сов. ученые выделяли обычно 3 этапа: 1) дворянский; 2) бурж-й; 3) совет-й. Сейчас доб-ся постсов-й период отеч-й И.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.005 с.)