Интеллектуальный клуб «Эрудит» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллектуальный клуб «Эрудит»



Общеразвивающая программа

Интеллектуальный клуб «Эрудит»

Направленность программы:

социально- педагогическая

 (интеллектуальные игры)

Возраст обучающихся: от 11 до 15 лет

Трудоемкость программы: 16 часов

Автор-составитель:

Бабарыкина Ирина Васильевна,

педагог дополнительного образования,

                                                                                      к.биол.н.

Омск

2020

 

Пояснительная записка

Актуальность. В настоящее время достаточно остро стоит проблема развития интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Для того,чтобы дети были успешными, хорошо ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно сформировать у них умение легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Основная задача данной программы заключается в том, чтобы ребята в игровой форме осознали для себя значение развития интеллектуальных способностей, познавательной активности и получили навыки групповой работы. В программе основной упор делается на развитие интеллектуальных базовых способностей: внимания, восприятия, памяти, фантазии и воображения, а так же на развитие логического и пространственного мышления, творческих способностей и практической деятельности детей. Усвоение принципов научной организации труда облегчает учащимся процесс дальнейшего образования и помогает достичь успехов в любом виде деятельности.

Данная программа предназначена для учащихся среднего школьного возраста, которые хотят научиться находить неординарные способы решения поставленных задач и освоить правила интеллектуальных игр. Для подростков свойственно проявление взрослости и самостоятельности, ведущим интересом для них является общение. Клуб интеллектуальных игр может полностью удовлетворить потребности в независимости, в самовыражении при подражании взрослым людям, которые представляют собой интеллектуальную элиту современного общества. Ребятам предоставляется возможность проверить и испытать себя, свой характер, личные качества и эрудицию в игровой форме. В процессе занятий в интеллектуальном клубе ребята освоят правила организации и проведения интеллектуальных игр, изучат простые способы решения интеллектуальных и логических задач, смогут осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками, поднимут самооценку, получат эмоциональное удовольствие.

   Занятия проходят в игровой форме, два раза в неделю по два часа. Программа рассчитана на 16 часов и может быть реализована в каникулярное время в условиях лагеря с дневным пребыванием детей, или  обеспечения образовательного досуга неорганизованных детей во время каникул, или в для проведения выездных профильных смен. В группу зачисляются 15 человек.

Цель: раскрытие интеллектуального потенциала и развитие личностных качеств обучающихся средствами интеллектуальных игр.

Задачи:

1. Развитие интереса к изучению наук через игру.

2. Изучение правил организации и проведения различных интеллектуальных игр.

3. Формирование базовых умений решения интеллектуальных и логических задач.

4. Развитие внимания, восприятия, памяти, фантазии, воображения, логического и нестандартного мышления.

5. Развитие коммуникативных способностей, уверенности в себе, навыка работы в команде и взаимопомощи.

6. Формирование интеллектуальной культуры обучающихся.

Планируемые результаты.

Личностные результаты.

1. Демонстрирует познавательный интерес и мотивацию к изучению наук средствами интеллектуальных игр.

2. Проявляет самостоятельность и личную ответственность за поступки и действия.

3. Демонстрирует настойчивость, дисциплинированность и самоорганизованность.

4. Проявляет доброжелательность, способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные результаты:

1. Демонстрирует умение планировать действия, выстраивать их в последовательность для достижения результата, контролировать и оценивать процесс и результат действий.

2. Умеет устанавливать причины успеха или неудачи своих действий, корректировать их для преодоления ошибок.

3. Демонстрирует умение работать в команде в заданной ситуации, соблюдая правила и нормы поведения.

     Результаты по направленности программы:

1.Знает историю возникновения интеллектуальных игр.

2. Знает алгоритм построения интеллектуальной игры и создает их.

3. Соблюдает алгоритм игры в команде.

 

2. Учебно-тематический план

Темы Количество часов
1 Игра – дело серьезное. 2
2 Магия интеллекта. 2
3 Игры для ума. 2
4 Вопрос – основа игры. 2
5 Эрудиция – ключ к успеху.Алгоритм поиска ответов. 2
6 Команда – единый механизм. 2
7 «Интеллект-ассорти. Интеллектуальное многоборье». 2
8 Итоговое занятие. Турнир  «Интеллектуальный калейдоскоп». 2

ИТОГО

   16

Содержание программы

Тема «Игры для ума» (2 ч.).

Аналитическая беседа. Изучение метода «мозговой штурм» и его применение в интеллектуальных играх. Обсуждение построения логической  цепочки. Рассуждение на тему «Зачем человеку необходимо умение мыслить нестандартно».

Классификация игр со словами, проведение игр, основанных на анализе и перестройке слов. Изучение игр интеллектуального досуга: головоломки, шарады, логические задачи. «Разминочные» (тренировочные) игры. Изучение игр с выбором варианта «Эрудит-лото». Игры на двоичную логику «Да-нет». Изучение игр на взаимопонимание «Пойми меня». Изучение игр на установление соответствий.

Изучение позиционных игр. Изучение интеллектуальных игр на бумаге: игры с числами и цифрами, игры с буквами и словами, игры с рисунками, игры с предметами. Изучение ребусов: составные части ребусов. Изучение кроссвордов, анаграмм и метаграмм (простые и стихотворные).

Составление характеристик форм нетрадиционных логических игр: «Веришь - не веришь», «Перевертыши», «Шароиды», «Кубраечки», «Пентагон».

Практическая работа. Разбор следующих типов заданий: Путаница, Буквомесы, Загадки слов В.И. Даля, Палиндромы, Эрудит-лото, Гуггенхейм, Пентагон. Решение головоломок, шарад, логических задач, ребусов. Выполнение упражнений на составление ребусов, анаграмм и метаграмм на определенные темы,  работая в малых группах и в парах сменного состава.

Игровой практикум. Проведение игры «Перевертыши», основанной на анализе и перестройке слов и стихотворной игры со словами «Буриме» на развитие самостоятельности и стремления к самообразованию и саморазвитию.

Контроль. Педагогическое наблюдение, оценочные суждения по итогам работы в малых группах и в парах сменного состава.

 

Фамилия, имя

Личностный результат

Метапредметный результат

ИТОГО Познавательный интерес и мотивация к изучению наук средствами интеллектуальных игр. Личностные качества Умение планировать действия, выстраивать их в последовательность для достижения результата, контролировать и оценивать процесс и результат действий. Умение устанавливать причины успеха или неудачи своих действий, корректировать их для преодоления ошибок. Умение работать в команде в заданной ситуации, соблюдая правила и нормы поведения.   1.               2.              

Критерильно-оценочный лист

Результат

Критерии

Уровневые показатели

3 2 1 0

Личностный результат

Познавательный интерес и мотивация к изучению наук средствами интеллектуальных игр. В процессе обсуждения демонстрирует познавательный интерес и мотивацию к изучению наук, активно рассуждает о пользе интеллектуальных игр для развития интеллектуальных  способностей: внимания, восприятия, памяти и воображения, а так же для развития логического и пространственного мышления, приводит осмысленные аргументы. В процессе обсуждения соглашается с пользой интеллектуальных игр для развития интеллектуальных базовых способностей: внимания, восприятия, памяти  испытывает небольшие затруднения во время аргументирования. В процессе обсуждения соглашается с пользой интеллектуальных игр, повторяет чужие аргументы Критерий не проявляется, не участвует в обсуждении Личностные качества Во время выполнения   заданий и участия в интеллектуальных играх проявляет самостоятельность и личную ответственность за поступки и действия, демонстрирует настойчивость, дисциплинированность и самоорганизованность., проявляет доброжелательность, способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной деятельности.   Во время выполнения заданий и участия в интеллектуальных играх проявляет самостоятельность и, демонстрирует дисциплинированность, проявляет доброжелательность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Иногда не проявляет личную ответственность за поступки и действия,д опускает неточности, бывает не настойчив в достижении результата Во время выполнения заданий и участия в интеллектуальных играх демонстрирует доброжелательность и общительность, но позволяет нарушать дисциплину, не проявляет личную ответственность за поступки и действия, иногда отказывается выполнять задание, часто допускает неточности.   Во время выполнения заданий и участия в интеллектуальных играх учащийся  не осуществляет действия самостоятельно, редко проявляет объективность и адекватность, нуждается в педагогическом сопровождении.

Метапредметный результат

Умение планировать действия, выстраивать их в последовательность для достижения результата, контролировать и оценивать процесс и результат действий. Активно демонстрирует умение планировать свои действия, выстраивать их в последовательность для достижения положительного результата,  действует согласно предложенному плану, уверенно и точно контролирует и регулирует свои действия во время выполнения задания. Стремится планировать свои действия, действует согласно предложенному плану, но нуждается в незначительной педагогической поддержке во время контроля и регуляции своих действий.   Не всегда может контролировать и оценивать  результат действий. Нуждается в педагогическом сопровождении для регуляции и контроля своих действий,   Не участвует в планировании своих действий и оценке результата действий. Отстранен от достижения результата.     .   Умение устанавливать причины успеха или неудачи своих действий, корректировать их для преодоления ошибок. Умеет выявлять причины успеха и  неудач, знает, активно и успешно применяет способы корректировки своих учебных действий.     Умеет устанавливать причины успеха и неудач, но нуждается в незначительной педагогической поддержке для корректировки ошибок.   Планирует свои действия только с помощью педагога, не проявляет волю для корректировки своих ошибок.     Не умеет устанавливать причины успеха и неудач, не участвует в корректировке учебных действий.   Умение работать в команде в заданной ситуации, соблюдая правила и нормы поведения.   Активно и уверенно работает в команде, аргументировано высказывает своё мнение, соблюдая правила и нормы поведения,  умеет слушать и признает возможность существования разных точек зрения.   Стремится работать в команде, старается высказывать своё мнение, но нуждается в незначительной педагогической поддержке и мотивации, соблюдает нормы поведения.   При работе в команде позволяет нарушать дисциплину, часто критикует, не соблюдая правила нормы поведения. Нуждается в педагогическом сопровождении. Не умеет работать в команде, не соблюдает правила и нормы поведения.

Итого:

15-12 баллов – выше базового уровня;

11-8 баллов – базовый уровень;

4-7 баллов – ниже базового уровня;

3-0 баллов – результат не сформирован.

Список литературы

Общеразвивающая программа

Интеллектуальный клуб «Эрудит»

Направленность программы:

социально- педагогическая

 (интеллектуальные игры)

Возраст обучающихся: от 11 до 15 лет

Трудоемкость программы: 16 часов

Автор-составитель:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.015 с.)