Формы и механизмы согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и механизмы согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития региона



Анализ субъектов стратегического развития региона показал, что ученые не выделяют научное сообщество в качестве такового. Вместе с тем, в рамках научного сообщества разрабатываются методологические подходы к стратегированию, которые потом становятся основанием стратегий социально-экономического развития регионов. Без них разработка концепции невозможна.

В частности, до настоящего времени стратегии социально-экономического развития регионов, округов разрабатывались в соответствии с системным подходом, в рамках которого регион рассматривался как целостное и устойчивое образование с функциональной организационной структурой институтов управления, обеспечивающих взаимодействие политико-административной, экономической, социокультурной подсистем с соответствующей системой институтов. Однако реализация стратегий позволила вывить недостатки этого подхода. Как показала практика и мониторинг реализованных в рамках стратегии программ, системный подход не дает должного эффекта в управлении, что в целом снижает  экономические показатели региона. Это связано с тем, что с помощью этого подхода нельзя точно определить переменные, влияющие на обобщенную функцию развития региона. Другими словами, регион состоит из многочисленных взаимосвязанных подсистем и является открытой структурой, он взаимодействует с динамично развивающейся внешней средой, и как следствие не возможно точно отследить стороннее влияние на систему, ее функции под влиянием внешней среды, а так же динамику и направление развития[33].

Основной задачей управленческих структур является создание благоприятных условий повышения экономических показателей. Создается впечатление, что стратегия не решает «корневую» проблему повышения эффективности экономического развития региона, а направлена на улучшение показателей, то есть идет «гонка» не за качеством, а за количеством. Такая стратегия никогда не будет эффективной на 100%, так как ее основанием выступает малоэффективная экономическая политика,  которая не может обеспечить качественный результат.

Поэтому намерения эффективного социально-экономического развития региона заведомо обречены на малую результативность, что может привести к  постепенной дестабилизации ситуации, ухудшению позиций региона в масштабе округа, а затем страны. Следовательно, возникает острая необходимость пересмотреть методологические основания и содержательное наполнение  стратегии развития региона, обнаружить и направить все силы на опорную точку повышения ее эффективности, а так же выработать  новые инновационные подходы к стратегическому плану развития.

Следовательно, в настоящее время перед учеными органами власти поставлена задача разработки нового методологического инструментария стратегирования, который позволит в современных условиях обеспечить устойчивость регионального развития. Без этого разработка стратегии и ее реализация органами управления невозможна. Поэтому необходимым условием разработки эффективной стратегии социально-экономического развития региона является консолидация органов управления с научным сообществом с целью разработки последними новых методологических подходов к стратегированию. Задача органов власти - использовать методологические подходы для разработки инновационной стратегии социально-экономического развития региона. Так, например, в настоящее время разрабатывается стратегия пространственного развития России, которая предваряется научными исследованиями в области пространственного развития территории, осуществляемыми научным сообществом. Еще одной функцией научного сообщества, способствующей консолидации с органами управления, является экспертиза разработанной органами власти стратегии социально-экономического развития региона. Без этого ее реализация невозможна.

Сегодня разработка новых стратегий социально-экономического развития регионов России осуществляется с учетом новых концептуальных оснований. В качестве таковых предлагаются теории «полюсов роста» и «опорного каркаса» территории.   Экспертами предлагается следующее описание этих теорий: «Опорный каркас социально-экономического развития Ростовской области определяется особенностями природного ландшафта (строение рельефа и речной системы), исторически сложившейся системой расселения, прежде всего размещением крупных городов, а также развитием регионального производственного комплекса и транспортно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей связанность основных элементов»[34].

Таким образом, сопряжение двух теорий «опорного каркаса» и «полюсов роста» обеспечивает новую концептуальную базу, способствующую разработке новой стратегии социально-экономического развития региона. Безусловно, в каждой инновации есть и минусы, например, обширность потенциальных показателей для анализа и структурирования их в целостную систему. С одной стороны, это усовершенствует возможности выбора актуальных направлений развития региона, с другой стороны, затрудняет разработку стратегии. Таким образом, проведенный анализ, подтверждает необходимость разработки новых концептуальных оснований стратегии социально-экономического развития региона и определяет новые возможности для повышения эффективности деятельности структур управления.

Другим способом согласование приоритетов в процессе стратегического развития региона является государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство органами власти как посредством которого как реализация инвестиционных проектов, так и инфраструктуры, а совершенствование социальной региона. В настоящее в России объективные предпосылки для эффективных форм партнерства. Они привлечь частные в экономику а также социально-значимые проекты, эффективность использования находящегося в государства.

Формирование государственно-частных инновационного развития в РФ на основе определенной институциональной В настоящее это является для первоочередной задачей, «в проводимых бизнеса большинство (более 81%) что инвестиционный для государственно-частного в России благоприятен, чем в странах»[35].

Формы государственно-частного являются определяющими в отношении реализации стратегии социально-экономического развития. В настоящее время нормативно подтверждены следующие формы государственно-частного партнерства: «создание и функционирование особых экономических зон (ОЭЗ); формирование и использование Инвестиционного фонда РФ, реализация принципов и механизмов, предусмотренных законодательством о концессиях (ФЗ «О концессионных согла­шениях»); повышение эффективности деятельности государствен­ных институтов развития, в том числе банков развития; развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание технико-внедренческих парков, производственных кла­стеров; государственная поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты; повышение результативности механизмов поддержки ли­зинга»[36].

Следовательно, консолидирующими формами государственно-частного в сфере и государственном управлении, как правило, государственные контракты, отношения, финансовая (лизинг), государственно-частные соглашения о продукции и соглашения. Наиболее распространенной формой государственно-частного в России является концессия. Концессия (концессионное соглашение) – это форма государственно-частного партнерства, когда частный сектор вовлечен в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, которое оказывается государством на взаимовыгодных условиях. «Концессии являются наиболее прогрессивной и комплексной формой государственно-частного партнерства. Во-первых, в отличие от других форм они всегда носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает полной свободой в принятии управленческих решений, что также отличает их, например, от смешанных предприятий. В-третьих, у государства в рамках концессионного договора и публично-правовых норм остается в целом достаточно много рычагов воздействия на концессионера при возникновении необходимости защиты общественных интересов»[37]. 

Социальными объектами соглашения могут быть здравоохранения, в том объекты, предназначенные для лечения; объекты культуры, спорта, используемые для отдыха граждан и иные объекты назначения. Кроме того, таких соглашений быть транспортная автомобильные дороги, железнодорожного транспорта; и речные морские и суда; аэродромы и метрополитен и транспорт общего а также и социальная

Нормативно определены две концессионного соглашения: со государства - концедент; со бизнеса - концессионер. Совместный государственно-частный в виде соглашения создается на «…с учетом создания и реконструкции объекта соглашения, объема в создание и реконструкцию объекта соглашения и окупаемости таких других обязательств по концессионному [38]

Положительной стороной является законодательное на федеральном гарантии прав т.е. защита частного бизнеса. гарантия покрывает бизнеса, связанные с причиненными «…в незаконных действий государственных органов, местного самоуправления или лиц этих в соответствии с кодексом Российской [39] Также государство защищать интересы не отечественных инвесторов, но и инвесторов, подчеркивая, что юридическим лицам, равные права, законодательством Российской правовой режим исключающий применение мер характера и мер, препятствующих свободно распоряжаться и полученными в осуществления предусмотренной соглашением деятельности и доходами»[40].

Условием консолидации субъектов стратегирования в рамках государственно-частного в РФ является необходимость расширения институциональной базы с отраслевых особенностей регионального развития. законодательство для различных отраслей экономики может и страховать риски, например, влияние или колебания валют на совместных Кроме того, создание концессионной системы партнерства должно осуществляться с учетом возможностей объединения, например, транспортной инфраструктуры в комплекс, способен повышать конкурентоспособность региона в кратчайшие и с финансовыми затратами.

Консолидация в рамках государственно-частного с позиций реализации стратегии социально-экономического развития зависит от структуры управления региона. Так, разработку и реализацию стратегии социально-экономического развития региона целесообразно осуществлять комплексно территориальным министерством. Например, Государственные органы власти понимают необходимость, и этого явилось Положения о по делам Кавказа от 16 2014 г. № Министерство по Северного Кавказа создано Указом РФ от 12 мая г. № «Направлением деятельности министерства станет и реализация политики в социально-экономического развития федерального округа. имеет право в Правительство РФ федеральных законов и нормативных актов, координировать исполнение программ и на Северном создаст условия для инвесторов на территорию, а выполнит ряд функций». В центрального аппарата войдут до департаментов, которые заниматься решением занятости населения, инвестиций. [41] Работа в направлении велась, но сложные, поэтому и принято решение отдельный орган для деятельности, для чтобы она более системно и эффективно.

Создание подобных министерств способствует комплексной разработке и реализации стратегии социально-экономического развития региона и выработке механизмов сотрудничества в рамках государственно-частного. Социально-экономическое развитие региона зависят от выработки процедур взаимодействия государства и сектора. В настоящее механизм государственно-частного все более используется в инструмента городского и экономического и развития и на уровне образований разных  

Таким образом, формы консолидации управленческих и предпринимательских структур достаточно устойчивы и нормативно закреплены в рамках государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство - это юридически оформленная система взаимоотношений сторон-партнеров, государства и частного бизнеса, чье взаимодействие имеет равноправный характер и общественную направленность, поскольку в долгосрочных проектах объединяются различные ресурсы сторон и происходит разделение их рисков и ответственности.

Государственно-частное партнерство осуществляется в тех отраслях экономики, которые принципиально важны для стратегического развития региона и за которые государство несет ответственность Однако потребность государства заключается    в содействии негосударственных источников финансирования из-за недостаточности средств государственного бюджета для осуществления крупных проектов. Государственно-частное партнерство органами власти как посредством которого как реализация инвестиционных проектов, так и инфраструктуры, а совершенствование социальной региона. В настоящее в России объективные предпосылки для эффективных форм партнерства. Они привлечь частные в экономику а также социально-значимые проекты, эффективность использования находящегося в государства.

В настоящее время барьерами консолидации субъектов стратегирования в рамках государственно-частного в РФ является необходимость расширения институциональной базы с отраслевых особенностей регионального развитии. законодательство для различных отраслей экономики может и страховать риски, например, влияние или колебания валют на совместных Кроме того, создание концессионной системы партнерства должно осуществляться с учетом возможностей объединения, например, транспортной инфраструктуры в комплекс, способен повышать конкурентоспособность региона в кратчайшие и с финансовыми затратами. В области повышения эффективности управления важно создание территориальных министерств, способствующих комплексной разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона и выработке механизмов сотрудничества в рамках государственно-частного. Социально-экономическое развитие региона зависят от выработки процедур взаимодействия государства и сектора. В настоящее механизм государственно-частного все более используется в инструмента городского и экономического и развития, на уровне образований разных  

Субъектами стратегического развития региона также выступают органы местного самоуправления и общественность, к которой относятся представители общественных организаций, средств массовой информации, образования и культуры, активные граждане. Их консолидация осуществляется на этапе разработки и реализации стратегии. На этапе разработки стратегии к механизмам общественного участия относятся «аналитические и информационные публикации в СМИ (пресса, ТВ, интернет и т.д.); программные статьи и интервью ключевых участников; виртуальный информационный центр (специализированный сайт/ страница в сети интернет); распространение материалов, популяризирующих стратегию (листовки, плакаты, буклеты и др.); прямая рассылка писем; брифинги и пресс-конференции организаторов; проведение открытых информационных и обучающих семинаров; проведение общественных слушаний»[42]. Однако большую роль в процессе разработки стратегии играют консультационные способы общественного участия: «проведение опросов и анкетирования; поведение экспертных опросов и интервью (стейкхолдеры); телефонные «горячие линии», общественные приемные; обсуждение на интетрнет-форумах; проведение общественных слушаний; проведение открытых информационных и обучающих семинаров»[43].

Непосредственная консолидация общественности и органов местного самоуправления в виде совместной разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона осуществляется в рамках круглых столов, дискуссионных площадок, форумах, общественных советах, собраниях граждан, волонтерского и сетевого сотрудничества, а также при проведении общественных экспертиз.

Таким образом, формами согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития региона научным сообществом и структур управления является разработка теоретико-методологической основы стратегии и экспертиза ее проекта.

Формы согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития региона управленческих и предпринимательских структур достаточно устойчивы и нормативно закреплены в рамках государственно-частного партнерства. Так, формами государственно-частного в сфере и государственном управлении, как правило, государственные контракты, отношения, финансовая (лизинг), государственно-частные соглашения о продукции и соглашения.

При стратегическом развитии региона органы власти осуществляют ресурсный анализ перспективных отраслей народного хозяйства и их конкурентных преимуществ с учетом перспектив развития государственно-частного партнерства с региональными бизнес-структурами, которые способны инвестировать крупные проекты. В настоящее время барьерами согласования субъектами стратегических приоритетов социально-экономического развития региона является необходимость расширения институциональной базы с отраслевых особенностей регионального развитии.

На этапе разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона формами консолидации органов местного самоуправления и общественности являются круглые столы, дискуссионные площадки, форумы, общественные советы, собрания граждан, волонтерское и сетевое сотрудничества, а также проведение общественных экспертиз. Им предшествуют информационные и консультационные формы консолидации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.013 с.)