Институт социологии и регионоведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт социологии и регионоведения



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет»

Институт социологии и регионоведения

Кафедра экономической социологии и регионального управления

Лесовой Валерий Васильевич

СОГЛАСОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СУБЪЕКТЫ, ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению подготовки 41.04.02 – Регионоведение России

Научный руководитель –

К.ф.н., доц. Чернобровкина Наталья Игоревна

Рецензент –

К.и.н., доц. Кравец Алексей Ефимович

Ростов-на-Дону – 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА…………………………………………………..   8
1.1. Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием региона: принципы и приоритеты…………..   8
1.2. Согласование стратегических приоритетов социально-экономического развития региона: субъекты и способы …………………   18
1.3. Формы и механизмы согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития региона …………………………….   30
ГЛАВА II. СФЕРЫ С ОГЛАСОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: УПРАВЛЕНИЕ, НАУКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ …………….   42
2.1.  Согласование стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в сфере управления и науки ………………………………………………………………………...     42
2.2. Согласование стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в сфере государственно-частного партнерства ……………………………………………………….     56
2.2.  Согласование стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в сфере управления и общественного участия ……………………………………………………..     68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 86

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Создание стратегии социально-экономического развития Ростовской области требует консолидации усилий регионального социума. Это вызвано тем, что  при ее разработке возникают такие проблемы, как «недостаток общепринятой концептуальной основы для формулирования стратегии развития региона – предпосылок и исходных условий, стратегических инициатив, ожиданий заинтересованных сторон; наличие концептуальных противоречий заинтересованных сторон относительно ключевых аспектов стратегии развития региона; неверное понимание условий внешней среды и соответствующих им внутренних факторов, определяющих содержание стратегии развития региона; недостаток единого, непротиворечивого понимания стратегии всеми заинтересованными сторонами и, соответственно, отсутствие согласия между ними в отношении путей, средств и ожидаемых итогов развития региона»[1].

Следовательно, стратегическое планирование и управление  социально-экономическим развитием региона требует методологических нововведений, которые возможны только при согласовании его виденья научным сообществом и органами власти. Новые концептуальные основания стратегии, в свою очередь, востребуют инновационные методы общественного участия в ее разработке и реализации. Важным инструментом  социально-экономического развития является консолидация органов власти и бизнеса в форме государственно-частного. Оно осуществляется в тех отраслях экономики, которые принципиально важны для стратегического развития региона и за которые государство несет ответственность. Государственно-частное партнерство органами власти как посредством которого как реализация инвестиционных проектов, так и инфраструктуры, а совершенствование социальной региона.

Итак, стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием региона зависят от выработки оптимальных форм взаимодействия научного сообщества, органов власти, бизнеса и общественности. Именно этими обстоятельствами определяется практическая актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности темы. Одними из первых на необходимость разработки концепций развития регионов России обратили внимание Лившиц А.Я., Матрусов Н.Д., Новиков, A.B., Раевский C.B., Смирнягин Л.В., Штульберг Б.М.и др. Эти исследования были связаны с разработкой закономерностей, принципов и методов стратегического планирования и управления региона.

Важное значение имеют исследования по вопросам определения и обеспечения приоритетных направлений устойчивого развития регионов, совершенствования прогнозно-плановой деятельности на федеральном и региональном уровнях, представленных в работах Аверина А.Н., Алексеева Ю.П., Белоусова В.М., Валентея С.Д., Гапоненко А.Л., Жукевич Г.В., Сусловой М.В. Региональные проблемы стратегического планирования и государственного регулирования развития экономики с использованием программно-целевых методов рассматривались в работах Бучаева Г.А., Магомедовой М.М., Сагидова Ю.Н., Эльдарова Э.М. и др.

В настоящее время исследователи озабочены поиском новых концептуальных оснований стратегии социально-экономического развития региона. Курчаев Ш.В., Новицкий Н.А., Шеховцева Л.С. предлагают и обосновывают различные методологические подходы к разработке концепций стратегирования регионального развития.

Исследование эффективных форм государственно-частного партнерства происходит с учетом специфики развития стран и регионов. Российский опыт стал предметом изучения Асанова И. М., Белицкая А.В., Варнавский В.Г., Клименко А.В., Трофимова Р. В., Семухина Е. В. которые рассматривали цели, принципы, механизмы государственно-частного партнерства в России и регионах. Однако региональные исследования заявленной проблемы по Югу России носят преимущественно статистический характер или сводятся к перечислению мероприятий на официальных сайтах органов власти.

Разработкой эффективных способов общественного участия в процессе стратегирования регионального развития занимаются Г.Ю. Ветров, Б.С. Жихаревич, Г.Ю. Ветров, К.О. Вишневский.

Анализ работ по теме исследования показал, большинство авторов указывают на необходимость разработки новых концептуальных оснований стратегического развития региона, обеспечивающих устойчивый экономический рост. Однако в научной литературе недостаточно четко сформулированы основания, формы и перспективы согласования стратегических приоритетов субъектами регионального социума, позволяющие наиболее эффективно реализовать  социально-экономический потенциал территории.

Целью работы является разработка новых форм и способов согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области ее субъектами.

Реализация поставленной цели исследования требует постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:

- охарактеризовать принципы и приоритеты стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием региона;

- выявить субъектов и способы согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития региона;

- рассмотреть формы и механизмы согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития региона;

- исследовать согласование стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в сфере управления и науки;

- выявить степень согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в сфере государственно-частного партнерства;

- оценить уровень согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в сфере управления и общественного участия.

Объектом исследования является стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием региона. Предметом исследования выступают субъекты, формы и механизмы согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области.

Методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам теории и практики государственного стратегического планирования, прогнозирования и управления, региональной экономики, совершенствования системы и структуры органов государственного управления. В работе применялись методы функционального, структурного и статистического анализа, экспертных оценок, регионального планирования и программирования.

Информационно-эмпирическая база исследования включает официальные данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориального органа по Ростовской области; законодательные и нормативные документы федеральных и региональных органов власти; результаты исследований аккредитованных рейтинговых агентств; материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, научных и научно-практических конференций по данной проблеме, а также материалы, опубликованные в сети Internet.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке направлений совершенствования системы управления регионом с позиций консолидации субъектов стратегирования, которые могут быть использованы для углубления теоретического анализа регионального стратегического планирования. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенных автором выводов при разработке стратегии социально-экономического развития региональными органами государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого развития региона, эффективное функционирование региональных органов власти.

Структура диссертационной работы отражает логику исследования и алгоритм решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

 

Полюсы роста

Характер экономики

Объем производства

млрд. рублей % областного объема

Индустриальный полюс роста

Таганрогский

Многопрофильный, диверсифицированный

54,2 11

Волгодонской

20,6 4,2

Восточно-Донбасский

116 23,5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью работы были получены следующие выводы.

Стратегическое развитие региона - это совокупность процессов планирования, прогнозирования и управления. В работе мы его рассматривали как направленный процесс по созданию стратегии социально-экономического развития региона.

В работе важно было выяснить,

- кто является субъектами этого процесса;

- в каких формах осуществляется согласование стратегических приоритетов социально-экономического развития региона;

- какие перспективы консолидации субъектов стратегирования.

В качестве субъектов стратегирования социально-экономического развития региона традиционно выделяют представителей органов власти, бизнеса, общественных объединений. Формой согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития региона является сотрудничество региональных и муниципальных органов власти и их сплоченность ради достижения общей цели.

Еще одним субъектом стратегирования социально-экономического развития региона является научное сообщество, которое незаслуженно относят к общественности. Однако структуры управления согласовывают с научным сообществом методологию стратегии социально-экономического развития. Кроме того, ученые осуществляют экспертизу ее проектов.

В частности, при разработке «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области 2030» органы управления использовали концепцию полюсов роста. Основным положением концепции полюсов роста является то, что регионы развиваются неравномерно в силу ряда факторов и исторического развития. В результате чего, создаются «точки роста», которые влияют на экономику в целом и на развитие отдельных территорий. Точки или полюса роста – это города, в которых сосредоточены наборы лидирующих отраслей, которые базируются на инновационно-технологической основе. Главная движущая сила полюса роста – инновации, которые являются драйвером роста ключевых отраслей экономики.

Плюсы концепции точек роста заключаются в том, что для каждого полюса роста подбираются соответствующие конкретному региону планы развития. То есть, для региона, где превалирует агропромышленная отрасль, подбирается один вариант развития этой отрасли, для региона с активно развитой топливно-энергетической отраслью подбирается другой план развития области и экономики в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что научное сообщество является субъектом стратегирования социально-экономического развития региона. Научное сообщество разрабатывает методологию стратегирования, которая позволяет структурам управления и экспертам создавать стратегию.

Еще одним субъектом стратегирования социально-экономического развития региона являются предпринимательские структуры. Формой согласования стратегических приоритетов является государственно-частное партнерство. Оно заключается в долгосрочном равноправном характере отношений, разделении рисков и ответственности относительно привлеченных финансовых и материальных ресурсов, которые направлены на реализацию совместных проектов.

В работе были проанализированы перспективные направления сотрудничества государственно-частного партнерства, которые намечены в «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области 2030» с учетом их отраслевой специфики.

Наиболее перспективным является государственно-частное партнерство в области зерновых и подсолнечных культур, животноводческой сфере. Конкурентными преимуществами этой отрасли в регионе является емкий внутренний рынок и спрос на продукцию отрасли. Такие крупные частные предприятия как «Юг Руси», «Евродон», «Птицефабрика Таганрогская» способствуют достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. К проблемам, затрудняющих развитие отрасли и государственно-частное партнерство относятся:

- низкая рентабельность и длительные сроки окупаемости проектов в сфере животноводства дополняются недостаточной оснащенностью современным оборудованием и изношенной материально-технической базой.

- нехватка квалифицированных кадров и финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств и модернизации производств.

В работе также были проанализированы перспективы государственно-частного партнерства в области легкой и химической промышленности.

Не смотря на конкурентные преимущества этих отраслей, есть ряд общих проблем, которые необходимо будет решать при помощи государственных контрактов, арендных отношений и соглашений о продукции.

Степень согласования стратегических приоритетов органов власти и общественности измеряется степенью общественного участия в процессе стратегирования социально-экономического развития Ростовской области. Для анализа общественного участия в стратегировании социально-экономического развития региона использовалась его бально-рейтинговая оценка, которая была разработана Леонтьевским центром и Фондом «Институт экономики города». В результате удалось выяснить, что

- Во-первых, большое количество сил и ресурсов на вовлечение общественности в процесс стратегического планирования города органы власти тратят на стадии разработки долгосрочных документов.

- Во-вторых, на этапе реализации и мониторинга стратегических документов население чаще выполняет функции наблюдателя или пассивного источника информации. Для информирования граждан чаще всего используются информационные публикации в СМИ, реже – специальные сайты. Для консультирования с гражданами чаше всего используются социологические опросы.

Повышение уровня общественного участия в процессе стратегирования социально-экономического развития Ростовской области возможно посредством форсайт-проектов. Форсайт может стать предварительным этапом для разработки региональных стратегий, механизмом консолидации интересов научного сообщества, власти, бизнеса и общественности.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева Е.С., Денисов В.., Ильичева М.Н. Проблемы конвергенции науки и производства // Креативная экономика. 2013. № 4 (76). С. 36-41.

2. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

3.  Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

4. Акбердина В.В., Гребенкин А.В., Бухвалов Н.Ю. Моделирования иновационного резонанса в инновационных регионах// Экономика региона. 2015. №(4). С. 289-308.

5. Анализ вызовов для Ростовской области, сформированных факторами мирового и национального уровней. Государственное Автономное Учреждение Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр». Ростов-на-Дону, 2017.

6. Анализ вызовов для Ростовской области, сформированных факторами мирового и национального уровней. Государственное Автономное Учреждение Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр». Ростов-на-Дону, 2016.

7. Асанова И. М., Трофимова Р. В., Семухина Е. В. Факторы, способствующие развитию внутреннего и въездного туризма в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 33. С. 131–135.

8. Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство как вид инвестиционной деятельности: правовые аспекты/ А.В. Белицкая// «Предпринимательское право», 2011, № 1.

9. Белоусов В.М. Управление региональными социально-экономическими системами: структуры и проблемы: монография. [текст] / В.М. Белоусов. Ростов н/Д: Издательство Фонд науки и образования. 2017..

10. Боловинцев Ю.А. Теоретико-методологические подходы к стратегическому планированию деятельности организаций [текст] / Ю.А.Боловинцев // Российское предпринимательство. 2013. № 23 С. 74-80.

11. Ваганов Д.А. Особенности стратегий и стратегического планирования в крупных российских компаниях с государственным участием // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. 2014. № 1 (1). С. 31-48.

12. Вишневский К.О. Мильшина Ю.В. Региональный Форсайт: европейский опыт и российская практика // Сайт Социокультурное регионоведение URL: http://www.regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-16-38/435--q-q.html#top

13. Воздействие отдельных отраслей экономической деятельности на состояние окружающей среды [Электронный ресурс]: http://xn--d1ahaoghbejbc5k.xn--p1ai/upload/iblock/d09/vestnik-2.pdf

14. Володин В.Н., Гончаров Н.В. Обзор проблематики и предложения по созданию эффективной институциональной основы для совершенствования учета и оплаты ресурсов в сфере коммунального хозяйства // Сертификация и лицензирование товаров и услуг. 2012. №4. С.2-31.

15. Воротников A.M., Королев В.А. Оценка состояния государственно-частного партнерства в регионах (по результатам мониторинга). М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школя экономики. 2016.

16. Головко И.С., Псарева Т.В.,.Репина-Гаврикова Е.В,.Назаренко И.А. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образования: Опыт, проблемы, рекомендации // Новосибирск: МАСС, 2006. С. 55-59.

17. Горелова И.В. Концептуальные основы регонального стратегирования // Научный Вестник Волгоградского филиала РАНХИГС. 2013. - № 2(10) – С. 16-22

18. Г осударственная программа Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» 2014-2020 гг. // Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. [Электронный ресурс]: http://www.don-agro.ru/index.php?id=304

19. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: мировой опыт и перспективы России (под ред. Р. М. Нижегородцева, С. М. Никитенко, Е. В. Гоосен). Кемерово: «Сибирская издательская группа», 2012.

20. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев и др. М.: Изд. дом Гц-ВШЭ, 2010.

21. Десять стран с наиболее развитым сельским хозяйством // Сайт «Агромакс» [Электронный ресурс]: http://agro-max.ru/novosti/10-stran-s-naibolee-razvitym-selskim-xozyajstvom/

22. Животноводство – страны лидеры. [Электронный ресурс]: http://www.sel-hoz.ru/articles/articles_86.html

23. Жихаревич Б.С. Загадка жизнестойкости муниципальных систем стратегического планирования. URL: http://www.forumstrategov.ru/UserFiles/File/Zhikharevitch.pdf (дата обращения 07.05. 2018).

24.

25. Инженерная инфраструктура // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]:  http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=86890

26. Каппушева Т.Л. Стратегия социально-экономического развития региона и инструменты ее реализации. Черкесск, 2011.

27. Коваленко. Е.Г. Региональная экономика и управление. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

28. Концептуальные основы формирования стратегии социально-экономического развития региона // Региональная экономика. Вести Волгоградского ГУ, серия 3, экон. экол. 2012. №2 (17). С. 40-47.

29. Концепция формирования системы полюсов роста Ростовской области. Ростов-на-Дону: Фонд развития науки и образования, 2016. 

30. Курчаев Ш.В. Концептуальные основы формирования стратегии социально-экономического развития региона // Региональная экономика. Вести Волгоградского ГУ, серия 3, экон. экол. 2012. №2 (17). С. 39-48.

31. Мартышенко Н. С. Нестандартные средства размещения и их роль в формировании туристских потоков дестинаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 11 (ноябрь). С. 56–60.

32. Менщикова В.И. Управление социально-экономическим развитием региона: стратегический вектор // Вестник ТГУ, выпуск 12 (92), 2011. – С. 32-39.

33. Менщикова В.И. Управление социально-экономическим развитием региона: стратегический вектор // Вестник ТГУ, выпуск 12 (92), 2011. – С. 33-41.

34. Морозов В. А. Проблемы конкурентных преимуществ продукции легкой промышленности // Российское предпринимательство. 2016. № 11 [Электронный ресурс]:  https://creativeconomy.ru/lib/7092

35. Морозов Д.А. Организационно-экономические предпосылки повышения эффективности стратегического планирования в промышленном секторе региона // Российское предпринимательство. 2012. № 7 (205). С. 156-160.

36. Новицкий Н.А. Концептуальные основы взаимодействия инвестиционно-структурной и инновационной политики. М.: Институт экономики РАН, 2015.

37.  Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Ростовской области на 2015 – 2020 годы // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]: http://www.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-Strategii-razvitiya-otrasli-informacionnykh-tekhnologijj-v-Rostovskojj-oblasti-na-2015-%E2%80%93-2020-g

38. Определение понятия региональное развитие [Электронный ресурс] // Словари и Энциклопедии Академик. [Офиц.сайт]. URL: https://dic.academic.ru (дата обращения 18.02.2018).

39. Основы государственно-частного партнерства: учебное пособие. Под ред. В.М.Джухи, В.Б. Украинцева. Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ, 2014.

40. Отчет о ходе реализации стратегии социально-экономического развития Южного Федерального Округа на период до 2020 года. Электронный ресурс URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategterplanning/komplstplanning/monitoring/20160115

41. Панферова Е. В. Развитие государственно-частного партнерства: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 5. С. 68–72.

42. Пищевая промышленность Ростовской области: европейские стандарты и донские традиции // Агентство инвестиционного развития Ростовской области [Электронный ресурс]: http://www.rosfood.info/upload/iblock/7d8/10-11.PDF

43. Погосян Р.Р. Концессионный механизм реализации проектов государственно-частного партнерства // Проблемы федеральной и региональной экономики: Ученые записки. Выпуск 17. - Ростов-н/Д: издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2017. С. 45.

44. Прогноз научно-технологического развития России: 2030 / под ред. Л.М. Гохберга. – Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа 163 экономики», 2014 [Электронный ресурс]: https://prognoz2030.hse.ru/data/2014/12/25/1103939133/Prognoz_2030_final.pdf

45. Прогноз научно-технологического развития России: 2030 / под ред. Л.М. Гохберга. – Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа 163 экономики», 2014 [Электронный ресурс]. https://prognoz2030.hse.ru/data/2014/12/25/1103939133/Prognoz_2030_final.pdf

46. Программа развития ИКТ-кластера Ростовской области до 2020 года. [Электронный ресурс]: http://xn--e1agxb2a.xn--p1ai/images/erciir/podrazdeleniya/centr-klasternogo-razvitiya/klastery/IKT/

47. Проектное управление в Белгородской области. Журнал «Бюджет». №7 июль-август 2012. URL: http://bujet.ru/article/193742.php

48. Производство текстильных изделий // официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=77743

49. Производство химических веществ и химических продуктов официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]:  http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=76336

50. Реестр получателей субсидий. Животноводство. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. [Электронный ресурс]: http://www.don-agro.ru/index.php?id=56

51. Ростовская область. Основные сведения и социально-экономические показатели // Экологический вестник Дона. Ростов-на-Дону, 2017. [Электронный ресурс]: http://xn--d1ahaoghbejbc5k.xn--p1ai/upload/iblock/d09/vestnik-2.pdf

52. Санников В. Методика подготовки концепции взаимодействия партнеров по стратегическому альянсу // Менеджмент сегодня. 2016. № 1. С 32-35

53. Селиверстов В.Е. Современные российские тренды пространственного развития и региональной политики на фоне мировых тенденций // Вестник НГУЭУ. 2013. № 4 [Электронный ресурс]: http://www.sibran.ru/upload/iblock/ab3/ab35a7970648c8d5c7a2b7d7a1e1f516.pdf

54. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., Штрик А.А. Информационно-коммуникационная инфраструктура — технологический фундамент информационного общества (некоторые проблемы использования зарубежного опыта) [Электронный ресурс]: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/9de1639e49259795c32568fe002f81c1

55. Социальные расходы в России: федеральные и региональные бюджеты / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2015/05/20/1097292445/Выпуск%203.pdf

56. Стратегия пространственного развития России // министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/sd/indexdocs

57. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 г. Электронный ресурс: URL:http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=85416 (дата обращения: 05.04.2018).

58.  Сычева В. О. Значение и виды инновационных технологий в гостиничной индустрии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 8. С. 321–325.

59. Транспорт России: проблемы и перспективы - 2015. Материалы Юбилейной Международной научно-практической конференции 24-25 ноября 2015 г. СПб.: ИПТ РАН. – Санкт-Петербург, 2015. [Электронный ресурс]: http://www.iptran.ru/images/pdf/Transport_Russia_1.pdf

60. Транспортная инфраструктура Дона // Сайт Министерства транспорта Ростовской области  [Электронный ресурс]: http://mindortrans.donland.ru/Default.aspx?pageid=51784

61. Указ РФ от 12 мая г. № «О создании по делам Кавказа» // ГАРАНТ.РУ - информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]:: http://www.garant.ru/news/548419/ixzz3DmjDmIZS.

62. Управление исследованиями и разработками в российских компаниях: Национальный доклад. — М.: Ассоциация Менеджеров, 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2011/12/30/1262465620/nat_doc_R&D.pdf

63. Успешно реализованные инвестиционные проекты в АПК Ростовской области // Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. [Электронный ресурс]: http://www.don-agro.ru/index.php?id=406

64. Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.07.2015, №29 (часть I), ст. 4350.

65. Форсайт-исследование развития человеческого капитала Красноярского края до 2030 года: концепция, технологии, форматы управления// Сибирский федеральный университет. 2015. URL: http://foresight.sfu-kras.ru/sites/foresight.sfu-kras.ru/files/Doklad_Forsayt_ChK-2030.pdf

66. Химическая промышленность и современные проблемы ее развития в Российской Федерации // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 [Электронный ресурс]:  https://cyberleninka.ru/article/n/himicheskaya-promyshlennost-i-sovremennye-problemy-ee-razvitiya-v-rossiyskoy-federatsii

67. Хонкастл Л. Будущее любого сообщества зависит от намерений и устремлений жителей: Стратегическое планирование для успешного экономического развития // Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта / Под ред. Б. С. Жихаревича. — СПб.:МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2004.

68. Шацкая И.В. От государственного стратегического планирования к стратегическому управлению // Российское предпринимательство. — 2014. № 1 (247). С. 50-57.

69. Шеховцева Л.С. Стратегическое целеполагание региона как субъекта развития // Региональная экономика: теория и практика, 2016., № 19. С. 39-46.

70. Шишкина Е.А. Формирование системы регионального стратегического планирования: основные проблемы и пути решения [текст] / Е.А.Шишкина // Российское предпринимательство. 2012. № 15 (213). С. 116-122.

71. Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник / Н.Л. Пахомова, К.К. Рихтер. - ЗАО «Издательство «Экономика», 2014.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет»

Институт социологии и регионоведения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.074 с.)