Методическое сопровождение программы 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое сопровождение программы



Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе.

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Ботаника с основами экологии растений» предусматривает следующие формы обучения.

1). Рассказ, беседа. Рассказ – это повествовательное (монологическое) изложение материала, беседа – изложение и закрепление материала в диалогической (вопросно-ответной) форме. Применяются как самостоятельные формы обучения и в сочетании друг с другом, а также как вводная и заключительная часть при выполнении практических работ, проведении экскурсий. В ходе реализации программы используются как основные формы словесного обучения воспитанников, обучающихся в 7 – 8 классах, преимущественно в начале обучения, при освоении первых разделов программы 1-ого года. Во втором полугодии первого года реализации программы используется преимущественно рассказ с элементами лекции. Элементы беседы (диалога) широко используются в сочетании с другими формами обучения в течение всех трёх лет реализации программы.

2). Лекция. Повествовательное изложение материала под запись. В программе «Ботаника с основами экологии растений» предусматривается сопровождение всех лекций визуальным рядом в форме презентации или подборки электронных фотоматериалов. Лекция как форма обучения вводится во втором полугодии 1-ого года обучения; широко применяется на 2-ом и 3-ем годах обучения.

3). Практическая работа. Предполагает прямое знакомство с натурным растительным материалом: гербарными образцами, сухим, фиксированным и свежим растительным материалом (цветки, плоды, шишки и другие части и органы растений), живыми растительными коллекционными образцами. Учащиеся рассматривают предложенные образцы, под руководством педагога находят необходимые отличительные особенности, при необходимости делают зарисовки объектов и обозначения к ним. Данная форма обучения широко используется в течение всего периода реализации программы.

4). Лабораторное занятие. Также основывается на изучении натурного материала, однако при этом, в отличие от предыдущей формы обучения, подразумевает владение определёнными специальными навыками и умениями: работы с микроскопической техникой, изготовления временных препаратов, препарирования отдельных частей растений и т. п. Применяется в течение всего периода обучения по программе, однако наибольшее значение приобретает на третьем году обучения. После овладения учащимися базовыми техниками возможно проведение ряда лабораторных работ в интерактивной форме. Это подразумевает самостоятельный анализ материала для поиска ответа на поставленные вопросы с использованием источников теоретической информации, методических руководств к работе и ранее полученных учащимися знаний и умений.

5). Экскурсия. Предполагает непосредственное знакомство с многообразием и характерными особенностями отдельных видов растений или естественных либо искусственных растительных сообществ в местах их произрастания. Программа «Ботаника с основами экологии растений» предусматривает экскурсии в пределах города. Основной базой для проведения экскурсий служит Ботанический сад ЮФУ, территорию которого занимают как природные или аналогичные природным типы растительности (степные, луговые, болотные и околоводные сообщества, лесные насаждения), так и представительные коллекции открытого и закрытого грунта. В ходе 2-ого года обучения знакомство с разнообразием типов искусственных зелёных насаждений и составляющих их растений проводится на базе других зелёных зон г. Ростова-на-Дону (парк им. Горького, парк Октябрьской Революции, Пушкинский бульвар, городская набережная и др.). Каждая экскурсия предусматривает определённую тему, заранее сформулированные цели и задачи, заданный маршрут и продолжительность. Данная форма обучения реализуется при изучении большинства разделов программы всех трёх лет обучения, как правило, занимая завершающее место в освоении разделов.

6). Семинар. При реализации программы выступает преимущественно в качестве формы контроля. В обучающих целях применяется семинарское занятие в форме защиты докладов по заранее заданным темам.

 

Методические материалы

1). Карасёва Т. А. Ботанические экскурсии по паркам и скверам центральной части г. Ростова-на-Дону. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Foundation, 2012. – 142 с.

Пособие предназначено для теоретического освоения ряда разделов программы (год 1-ый – разделы 2, 3; год 2-ой – разделы 2, 3), прохождения учебных экскурсий, выполнения проектных заданий и исследовательских работ.

2). Карасёва Т. А. Методические рекомендации по проведению исследовательских работ к образовательной программе «Ботаника с основами экологии растений» (н/опубл.)

Методические рекомендации разработаны с учётом специфики условий г. Ростова-на-Дону и Ростовской области и содержат перечень рекомендуемых тем предлагаемых исследовательских работ, краткое изложение рекомендуемых методик, этапы выполнения работ, рекомендации к подбору темы в зависимости от возраста и индивидуальных склонностей учащихся, список рекомендуемой теоретической и методической литературы.

3). Карасёва Т. А.Природные типы растительности Ростовской области в Ботаническом саду ЮФУ. Методическое руководство к экскурсиям. – 37 с. – Сертификат Всероссийского фестиваля педагогического творчества № СВ 51/1204-28 от 01.02.2016 г.

Руководство излагает краткое описание естественной растительности Ботанического сада Южного федерального университета в его современном состоянии и приводит описание экскурсий по наиболее важным и распространённым типам природной растительности для разных сезонов года.

 

Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение программы включает:

· аудитории для лабораторных и практических занятий, снабжённые презентационным оборудованием;

· раздаточный натурный растительный материал;

· постоянные микроскопические препараты;

· микроскопическая техника: микроскопы световые Primo Star, лупы бинокулярные МБС-8, МБС-9, лупы ручные;

· препаровальные наборы: разделочные столики, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, лезвия, лабораторные стаканы, пипетки химические и т. п.;

· демонстрационный и иллюстративный материал: таблицы, плакаты, библиографические книжные издания.

 

Диагностические материалы

Формы аттестации/контроля

Текущий контроль (при освоении тем в пределах разделов) и рубежный контроль (при освоении разделов). Цель – диагностика знаний, умений и навыков, приобретаемых при освоении материала конкретных разделов и тем. Применяются следующие формы текущего и рубежного контроля.

1). Собеседование. Проводится преимущественно в рамках текущего контроля. Обсуждение пройденного материала в свободной форме. Позволяет выявить наиболее трудные, неполно усвоенные вопросы тем и разделов и повторно вернуться к ним до окончательного освоения. Развивает умение аналитически оперировать пройденным материалом, полно и корректно формулировать ответ. Преимущественно используется для диагностики знаний воспитанников 1-ого года обучения.

2). Устный опрос. От предыдущей формы контроля отличается более строгой формализованностью. Включает вопросы, подразумевающие как краткий, так и развёрнутый ответ; как на прямое воспроизводство пройденного материала (репродуктивный уровень), так и вопросы частично-поискового характера, на применение полученных знаний в новых заданных условиях (продуктивный уровень). В рамках устного опроса широко применяется форма оценки правильности утверждений, при которой воспитанникам зачитывается несколько утверждений по пройденной теме, и учащиеся должны оценить правдивость или ложность каждого. Как традиционный опрос, так и оценка правильности утверждений сопровождается обсуждением и разбором тем, вызвавших наибольшее затруднение. Для воспитанников 2-3-его годов обучения.

3). Семинар. Используется в качестве рубежного контроля при освоении объёмных и сложных тем. План обсуждения материала и вопросы в рамках семинарского занятия заранее предлагаются воспитанникам. Ряд вопросов в рамках семинара направлены на контроль усвоения тем, оставляемых на самостоятельное изучение, а также предполагают элементы дискуссии. Преимущественно для воспитанников 3-его года обучения.

4). Выполнение письменных заданий. Основная форма преподнесения заданий – проверочная презентация: выведение вопросов и заданий на проекционном оборудовании в презентационном режиме. Позволяет сочетать разные формы заданий: требующие краткого текстового ответа, вопросы в форме тестовых заданий, вопросы по графическому материалу и т. п.; позволяет широко использовать разнообразный иллюстративный материал (схемы, рисунки, фотографии) для формулирования заданий. Применяется как для текущего, так и в целях рубежного контроля; позволяет оценить полноту усвоения как теоретических знаний, так и овладения практическими умениями и навыками (распознавание растений, их органов по внешнему виду, установление принадлежности растений к определённым систематическим, экологическим и т. п. группам, владение терминологией и т. д.). Применяется в рамках всех трёх лет обучения по программе.

5). Письменный тест. Комплекты тестовых заданий различной формы и уровня сложности применяются для текущего и рубежного контроля. Позволяют провести экспресс-оценивание освоения знаниевой компоненты программы. Преимущественно для воспитанников 2-3-его годов обучения.

6). Решение проблемных заданий (проблемных ситуаций). Под проблемными понимаются задания нешаблонного характера, не имеющие однозначного, заранее известного учащемуся пути решения. Воспитаннику необходимо самостоятельно провести мысленный поиск средств и методов решения ситуации и определить, какие из полученных ранее знаний и умений должны быть использованы. Выполнение проблемных заданий может служить как диагностическим, так и дидактическим элементом процесса обучения. Для воспитанников всех лет обучения.

7). Составление электронных презентаций. Выполняется воспитанником самостоятельно в качестве домашнего задания по выбранной теме в рамках изучаемого раздела. Развивает навыки анализа литературного материала, поисковой работы в сети Интернет, владения программой Power Point. Свободная форма выполнения задания позволяет воспитаннику реализовать свои эстетические предпочтения, благоприятствует развитию творческого подхода к подбору и оформлению материала презентации.

8). Выступление с устным докладом и презентацией. Подразумевает высокую степень освоения воспитанником технологии самостоятельной работы. Включает следующие этапы: выбор темы доклада (из числа предложенных или сформулированной самостоятельно); составление плана доклада; поиск и анализ информации по выбранной теме по литературным и Интернет-источникам; отбор материала согласно составленному плану доклада с учётом времени, отводимого на его защиту; написание текста устного доклада; подбор иллюстративных материалов и составление электронной презентации; устная защита. Помимо перечисленных выше умений и навыков, развивает ораторское мастерство докладчика, умение сформулировать и обосновать свою точку зрения, владение мастерством дискуссии, умение держаться на публике. В качестве элемента диагностики, выступление с устными докладами применяется начиная с первого года обучения.

9). Проектные задания. Основная отличительная черта метода – получение результата, ранее не существовавшего в практике обучаемого, путём поэтапного выполнения заданных действий, по крайней мере часть из которых, как правило, носит практический характер. Результатом выполнения проектного задания могут служить предоставляемые в письменной форме или защищаемые устно блоки текстовой информации, таблицы, графики, презентации, натурные объекты. В качестве источника материала, лежащего в основе выполнения проектных заданий, в рамках программы «Ботаника с основами экологии растений» выступают как литературные данные, так и материал, собранный на экскурсиях, полученный на лабораторных занятиях и в ходе летней практики. При освоении программы предусмотрены проектные задания как индивидуального характера, так и выполняемые звеньями по 2 – 3 человека или совместно всей группой. В последнем случае предполагается распределение обязанностей (ролей) между участниками проекта с последующим обобщением полученных ими результатов.

10). Игра-викторина. Диагностика знаний, умений и навыков по заданной теме в игровой форме. Может подразумевать индивидуальное участие воспитанников либо носить командный характер. Преимущественно для учащихся 1-ого года обучения.

11). Ролевая игра. Диагностика приобретённых воспитанниками знаний, умений и навыков проводится при реализации заданного сценария, за каждым из участников которого закреплена определённая роль, и достижение результатов оценивается по заранее разработанным критериям. Реализуется на первом году обучения.

 

Рекомендации к составлению презентаций

Презентация к устному докладу должна носить иллюстративный, сопровождающий характер. Основное её назначение – визуализация характеризуемых объектов, а также (при необходимости) преподнесение информации в виде схем и таблиц. Не следует перегружать презентацию текстовым материалом, дословно воспроизводить на слайдах содержание устного доклада. В словесной форме в презентации могут быть преподнесены важнейшие положения доклада (в тезисной форме), определения основных терминов, классификационные схемы, числовой материал.

Структура презентации должна соответствовать структуре доклада. Первый слайд – титульный; он должен отражать название доклада, фамилию, имя и класс автора-составителя презентации. Каждый слайд основной части презентации должен быть озаглавлен, представленные на нём иллюстрации снабжаются названиями изображённых объектов и/или другими подписями. На заключительном слайде приводится список литературы и основных интернет-сайтов.

Оформление всех слайдов презентации должно быть выдержано в едином стиле. Не следует использовать чрезмерно яркий или пёстрый фон, вычурные шрифты, перегружать презентацию визуальным материалом, увлекаться анимационными эффектами. Расположение и соотношение размеров заголовка, иллюстраций и текстовой части слайда должно быть пропорционально. Размер и цвет текста, размещение подписей на слайде должно обеспечивать их различимость.

Рекомендуемое число слайдов в презентации – от 12 до 30 – 35.

 

Дидактические материалы

Перечень демонстрационного материала к разделам и темам первого года обучения

Раздел 2 «Основы морфологии растений»

1. Корень.

· Гербарный материал: типы корневых систем (многоножка обыкновенная, марь белая, перловник пёстрый), видоизменения корня (корни-прицепки плюща, корневые шишки лабазника, ассимилирующие корни чилима).

· Микропрепараты: корень-присоска повилики, воздушные корни орхидных, корневые клубеньки бобовых, корнеплоды редиса, моркови, свёклы.

2. Побег.

· Гербарный материал: разнообразие побегов (по ориентации, типам ветвления); разнообразие листьев (листья простые цельные, рассеченные, сложные); видоизменения побега и листа (колючки боярышника, барбариса, усики переступня, чины, филлодии акации чёрной).

· Живой демонстрационный материал: филлокладии иглицы, аспарагуса, зигокактуса, разнообразие форм листьев.

· Сухой и свежий раздаточный материал: клубни картофеля, топинамбура, луковицы лука репчатого, тюльпана, клубнелуковицы гладиолуса, кладодии коллеции.

3. Цветок и плод.

· Гербарный материал: строение простых и сложных соцветий.

· Сухой раздаточный материал: плоды-листовки магнолии, плоды-коробочки мака, белены, дрёмы, плоды-крылатки вяза, клёна, ясеня, плоды-бобы солодки, люцерны, плоды-двусемянки борщевика, плоды-многоорешки ломоноса.

· Фиксированный материал: цветки тюльпана, лука, малины, лютика, окопника; плоды-многокостянки малины, плоды-ягоды смородины, винограда, плоды-костянки вишни, сливы, плоды-яблоки яблони.

· Свежий раздаточный материал: цветки львиного зева, звездчатки средней, гибискуса китайского, соцветия-корзинки астры.

 

Раздел 3 «Система растительного мира»

1. Водоросли.

· Гербарный материал: внешний вид зелёных (водяная сеточка, ульва, кишечница, бриопсис, кодиум), бурых (эктокарпус, падина, ламинария, фукус, саргассум, цистозира) и красных (порфира, филлофора, кораллина, церамиум) водорослей.

· Сухой раздаточный материал: коралловидные слоевища литотамниона; диатомит.

· Фиксированный материал: водяная сеточка, кодиум, эктокарпус, падина.

· Микропрепараты зелёных, диатомовых, эвгленовых водорослей.

2. Высшие споровые и голосеменные.

· Гербарный материал: сфагнум, кукушкин лён, плаун булавовидный, хвощ полевой; папоротники – щитовник мужской, многоножка обыкновенная, виды костенца; хвойные – сосна обыкновенная, ель европейская, кедр, кипарис, можжевельник.

· Сухой раздаточный материал: подушки сфагнума, кукушкина льна, шишки ели, сосны, кедра, кипариса.

· Фиксированный материал: спороносные колоски плауна, хвоща, мужские шишки сосны (для приготовления временного микропрепарата пыльцы).

3. Многообразие цветковых растений.

· Гербарный материал: представители основных семейств (лютиковые, буковые, берёзовые, гвоздичные, маревые, крестоцветные, мальвовые, розовые, бобовые, зонтичные, паслёновые, бурачниковые, губоцветные, норичниковые, сложноцветные, лилейные, ирисовые, осоковые, злаковые, аронниковые и др.).

· Живой коллекционный материал: растения семейств тутовые, кактусовые, аронниковые и др.

 

Раздел 4 «Влияние факторов внешней среды на растения»

1. Свет как экологический фактор

· Гербарный материал: приспособления растений к избытку света (шалфей эфиопский, грудница мохнатая, льнянка, молочай), к недостатку света (листовая мозаика, бурые и красные водоросли), тенелюбивые растения (майник, папоротники), сапротрофы (вертляница).

· Живой демонстрационный материал: приспособления растений к избытку света (алое, рео разноцветное, кислица).

2. Вода как экологический фактор.

· Гербарный материал: растения-ксерофиты степной зоны и их приспособления к засушливым условиям; околоводные растения (тростник, рогоз, камыш); водные растения (кувшинка, лотос, виды рдеста, роголистник, валлиснерия, ряска).

· Сухой раздаточные материал: корневища тростника, рогоза, стебли и листья рогоза, камыша, корневища кубышки.

· Микропрепараты: стебель рдеста.

· Живой демонстрационный материал: суккуленты листовые (каланхое, толстянка, алое, хавортия, гастерия) и стеблевые (кактусы, молочаи).

3. Субстрат как экологический фактор

· Гербарный материал: растения меловых обнажений (иссоп меловой, норичник меловой, бедренец известколюбивый и др.); растения песков (колосняк, гвоздика растопыренная, шелюга); галофиты (солерос, шведка, саксаул, франкения, тамариск, виды полыни).

4. Рельеф как экологический фактор.

· Гербарный материал: растения высокогорий, скал и осыпей (виды крупки, камнеломки, фиалки, куропаточья трава и др.).

· Сухой раздаточный материал: растения-подушки высокогорий.

5. Другие абиотические факторы среды в жизни растений.

· Гербарный материал: растения, заселяющие пожарища (берёза, маршанция, кипрей).

· Сухой раздаточный материал: плоды растений-пирофитов.

 

Раздел 5 «Элементы геоботаники и географии растений»

1. Арктические пустыни, тундра.

· Гербарный материал: растения различных типов тундры (пушица, берёза карликовая, кустарничковые ивы, вересковые, разнотравье).

· Сухой раздаточный материал: растения-подушки (камнеломка супротивнолистная, смолёвка бесстебельная,тундровые виды мхов и лишайников).

2. Тайга.

· Гербарный материал: лесообразующие породы светлохвойных (сосна, лиственница) и темнохвойных (ель, пихта) лесов; кустарники и кустарнички хвойных лесов (лещина, брусника, черника обыкновенная и кавказская); травянистые растения хвойных лесов (грушанка, одноцветка, седмичник, петров крест).

· Сухой раздаточный материал: шишки лесообразующих хвойных деревьев.

3. Лиственные леса умеренного климата.

· Гербарный материал: лесообразующие породы широколиственных (дуб, бук, липа) и мелколиственных (берёза, осина, виды ивы) лесов; весеннецветущие лесные травы (подснежник, чистяк, печёночница, виды ветреницы, медуница); летнезелёные травы (сныть обыкновенная, звездчатка, ожика, камыш лесной).

4. Степи.

· Гербарный материал: плотнодерновинные степные злаки (виды ковыля, типчака, тонконог и др.); степные кустарники (миндаль низкий, шиповник, карагана кустистая); многолетнее разнотравье (виды сем. губоцветные, сложноцветные, бобовые, норичниковые и др.); однолетники-эфемеры (виды вероники, бурачка, рогоглавник, веснянка); эфемероиды (касатик карликовый, виды тюльпана, беллевалия сарматская).

· Сухой раздаточный материал: перекати-поле (гониолимон татарский, синеголовник полевой, катран).

5. Пустыни.

· Гербарный материал: пустынные деревья и кустарники (саксаул, джузгун, итсегек и др.); средообразующие травы пустынь (пустынные злаки, виды полыни); эфемеры и эфемероиды пустынь.

6. Вечнозелёные тропические леса.

· Живой демонстрационный материал: тропические лианы сем. ароидных (филодендрон, монстера, сингониум); эпифиты сем. бромелиевых (гуцманния, билльбергия).

7. Болота.

· Гербарный материал: средообразующие виды мхов болот (сфагнум, гипнум, дикранум и др.); средообразующие травянистые растения северных болот (пушица, шейхцерия, виды осоки) и крупнотравных болот юга России (тростник, рогоз, камыш); болотные кустарнички (голубика, багульник, клюква); травянистые растения северных и южных болот (виды частухи, лютика, дербенник).

 

Раздел 6. Основы биоморфологии растений

1. Жизненные формы деревьев и кустарников

· Гербарный материал деревьев лесного, лесостепного типов, многоствольных, стланиковых, сезонно-суккулентных деревьев, надземно-ветвящихся и подземно-ветвящихся кустарников, кустарничков, полукустарников, полукустарничков.

2. Жизненные формы трав

· Гербарный материал: представители вегетативно неподвижных и слабо подвижных (стержнекорневых, кистекорневых, короткокорневищных, дерновинных), надземно ползучих (укореняющихся, плетеобразующих) и подземно ползучих (длиннокорневищных, столонообразующих, клубнекорневых, луковичных) трав, травянистых малолетников и однолетников.

· Живой коллекционный материал: представители вегетативно неподвижных, корневищных, луковичных тропических трав.

3. Особые жизненные формы.

· Гербарный материал: представители древесных и травянистых лазящих (корнезалов), цепляющихся (усиконосных), вьющихся лиан, растений перекати-поле (котовник, зопник и др.).

· Сухой раздаточный материал: растения перекати-поле (синеголовник полевой, гониолимон татарский, виды кермека), стволы древогубца на опоре и др.

 

Раздел 7 «Опыление и распространение семян»

1. Опыление

· Гербарный материал: растения, опыляемые пчёлами и шмелями (виды бобовых, губоцветных, норичниковых), бабочками (гвоздичные, паслёновые), мухами, мушками и комарами (зонтичные, некоторые гвоздичные, розовые), ветром (берёзовые, буковые, ореховые, осоковые, злаки); особые формы привлечения насекомых – стерильные бутоны (мускари), окрашенные прицветные листья (марьянник, шалфеи остепнённый и хохлатый).

2. Распространение плодов и семян

· Гербарный материал: растения-баллистохоры (мак, ушанка, губоцветные), анемохоры (ива, виды сложноцветных), эпизоохоры (репейничек аптечный, липучка обыкновенная, подорожник большой).

· Сухой раздаточный материал: плоды-коробочки растений-баллистов мака, дрёмы; плоды активных баллистов (карагана древовидная, горошек); плоды-крылатки клёна, вяза, ясеня, айланта; плоды-аэростаты джузгуна, пузырника; плоды растений-эпизоохоров солодки иглистой, дурнишника калифорнийского.

 

Раздел 8 «Влияние человека на жизнь растений»

1. Растения Красной книги Ростовской области.

· Гербарный материал: основные представители водных, лесных, степных растений и виды сем. орхидных Ростовской области, находящихся под охраной.

2. Синантропные растения.

· Гербарный материал: основные виды сорно-полевых (ярутка, рыжик, щетинник, ежовник), сорно-мусорных, или рудеральных (василёк раскидистый, амброзия, циклахена, виды клоповника, чертополоха, бодяка, щирицы, мари, лебеды, мелколепестник канадский и др.).

· Сухой раздаточный материал: объёмные образцы клоповника пронзённолистного, татарника обыкновенного и др.

 

 

Список использованной литературы.

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., редакция от 03.07.2016 г.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

7. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

9. Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.

10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642.

11. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р.

12. Бобров А. В. Современная фитология (ботаника). Образовательная программа дополнительного образования детей. – М.: МГДД(Ю)Т, 2007.

13. Борисова Н. И. Агроэкология и ботаника. Дополнительная общеразвивающая программа. – Ставрополь: КБУ ДО Краевой центр экологии, туризма и краеведения, 2012.

14. Давыдова А. И. Мир растений. Дополнительная общеразвивающая программа. – Сыктывкар, ГОУ ДОД Коми республиканский эколого-биологический центр, 2009.

15. Зарипова С. М. Образовательная программа экологического объединения «Зелёный патруль». – Менделеевск, 2013.

16. Михайлова М. Ботаника с основами экологии. Дополнительная образовательная программа для учащихся 8 – 11 классов. – 2014.

17. Неверова М. Б. Человек и природа. Дополнительная общеобразовательная программа. – МАОУ ДО Детско-юношеский центр «Импульс», 2015.

18. Самойлова Г. В. Флора Омской области. Образовательная программа дополнительного образования детей. – Омск, 2013.

19. Алексеев Ю. Е., Вахрамеева М. Г., Денисова Л. В., Никитина С. В. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: Справочник. – М.: Агропромиздат, 1988. – 224 с.

20. Алёхин В. В. География растений. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1938. – 328 с.

21. Березина Н. А., Афанасьева Н. Б. Экология растений. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 400 с.

22. Воронов А. Г. Геоботаника: Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов. – М.: Высшая школа, 1973. – 384 с.

23. Горышина Т. К. Экология растений: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1979. – 368 с.

24. Дьяков Ю. Т. Введение в альгологию и микологию. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 192 с.

25. Жизнь растений. В 6-и т. / Под общ. ред. акад. А. А. Фёдорова. – М.: Просвещение,

26. Красная книга Ростовской области. Том 2. Растения и грибы. Издание 2-ое / Ростов н/Д.: Минприроды Ростовской области, 2014. – 344 с.

27. Культиасов И. М. Экология растений. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

28. Курс низших растений / Под общ. ред. М. В. Горленко. – М.: Высшая школа, 1981. – 521 с.

29. Лотова Л. И. Морфология и анатомия высших растений. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 528 с.

30. Медведев С. С. Физиология растений. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004 г. – 336 с.

31. Редкие и исчезающие виды растений, грибов и лишайников Ростовской области / Под ред. В. В. Федяевой. – Ростов-н/Д.: Изд-во «Пайк», 1996. – 248 с.

32. Толмачёв А. И. Введение в географию растений. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. – 244 с.

33. Федяева В. В., Абрамова Т. И. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области: Методическое пособие для учителя. – Ростов-н/Д.: Изд-во обл. ИУУ, 1995. – 60 с.

34. Флора Нижнего Дона. Ч. 1, 2. – Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 1982 – 1985.

35. Якушкина Н. И. Физиология растений: Учеб пособие для студентов биол. спец. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1993. – 355 с.

 

Список литературы для учащихся

1-ый год обучения

1. Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. – Л.: Детская литература, 1965. – 350 с.

2. Гуленкова М. А. Сергеева М. Н. Атлас родной природы. Растения болот: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002. – 64 с.

3. Гуленкова М. А. Сергеева М. Н. Атлас родной природы. Растения в городе: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2001. – 64 с.

4. Гуленкова М. А. Сергеева М. Н. Атлас родной природы. Растения водоёма: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2001. – 64 с.

5. Гуленкова М. А. Сергеева М. Н. Атлас родной природы. Растения луга: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002. – 64 с.

6. Мертини А. Тропический лес / Пер. с немецкого. – М.: Слово / Slovo, 1998. – 48 с.

7. Петров В. В. В мире субтропических растений. – М.: Наука, 1971. – 175 с.

8. Петров В. В. Чудеса наших субтропиков. – М.: Наука, 1976. – 152 с.

9. Сандерсон А. Книга великих джунглей / Пер. с англ. – М.: Дрофа, 2002. – 416 с.

10. Смирнов А. В. Мир растений: Рассказы о саксауле, селитрянке, баобабе, берёзах, кактусах, капусте, банксиях, молочаях и многих других широко известных и редких цветковых растениях. – М.: Мол. гвардия, 1979. – 319 с.

11. Урбан А. Колючее чудо / Пер. со словац. – Братислава: Изд-во Словац. Акад. наук «Веда», 1976. – 336 с.

 

2-ой год обучения

1. Альпинарий / Текст В. Водичковой. Перевод В. Фельдмана. Под ред. А. Н. Мешкова. – Прага: Артия, 1989. – 223 с.

2. Горышина Т. К. Растение в городе. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. – 152 с.

3. Верзилин Н. М. По садам и паркам мира. – Л.: Детгиз, 1961. – 399 с.

4. Лекарственные растения СССР (Культивируемые и дикорастущие). Фотоальбом. – М.: Планета, 1988. – 208 с.

5. Муравьёва Д. А. Тропические и субтропические лекарственные растения. – М.: Медицина, 1983. – 336 с.

6. Рубцов Л. И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. – Киев: Наукова думка, 1977. – 272 с.

7. Специи и пряности / Текст Я. Кибала. Перевод К. Никифировой. Под ред. Г. Матвеевой, В. Лобачёва и Е. Рыхтаржиковой. – Прага: Артия, 1986. – 224 с.

 

3-ий год обучения

1. Артамонов В. И. Занимательная физиология растений. – М.: Агропромиздат, 1991. – 336 с.

2. Бардунов Л. В. Древнейшие на суше. – Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1984 – 160 с.

3. Дьяков Ю. Т. Введение в альгологию и микологию. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 192 с.

4. Дьяков Ю. Т. Занимательная микология. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 240 с.

5. Еськов К. Ю. Удивительная палеонтология: история Земли и жизни на ней. – М.: ЭНАС, 2008. – 312 с.

6. Мейен С. В. Из истории растительных династий. – М.: Наука, 1971. – 223 с.

7. Патури Ф. Растения – гениальные инженеры природы. – М.: Прогресс, 1982. – 263 с.

8. Яковлев Г. П., Челомбитько В. А. Ботаника: Учеб. для фармац. институтов и фармац. фак. мед. вузов. / Под ред. И. В. Грушвицкого. – М.: Высш. шк., 1990. – 367 с.

 

Список Интернет-ресурсов

1. http://www.studfiles.ru/ngsha/145/folder:8089/#2854551

Лекции Биология. Подбор материалов на сайте StudFiles.

2. http://blgy.ru/division-botany

Циклы статей о растениях, грибах, лишайниках, водорослях.

3. http://medbiol.ru/medbiol/botanica/0000102a.htm

Ботаника. Подборка материалов к характеристике растений на сайте «Биология и медицина».

4. http://www.activestudy.info/anatomiya-rastenij/

Анатомия растений. Материалы на сайте РГАУ-МСХА

5. http://portaleco.ru/stati/index.html

html-варианты книг и статей по биоразнообразию и экологии.

6. http://agro-archive.ru/

Подборка статей по сельскому хозяйству и растениеводству.

7. http://givoyles.ru/

Интернет-журнал «Живой лес».

8. http://ours-nature.ru/lib/b/cat/Botany/

Наша флора. Ботаника. Подборка электронных книг и статей для школьников.

9. http://forest.geoman.ru/

Научно-популярная информация по лесам и лесным растениям.

10. http://www.lapshin.org/

Популярный сайт о комнатном цветоводстве.

11. http://www.floralworld.ru/index.shtml

Сайт, посвящённый разнообразию интерьерных растений и уходу за ними.

12. http://www.plantopedia.ru/

Популярный сайт о растениях и их выращивании.

13. http://www.botanik-learn.ru/

Подборка учебно-научных материалов по основным разделам ботаники

14. http://esmastif.ru/

Грибница. Популярный сайт о грибах.

15. http://oopt.info/

Информационно-справочная система «Особо охраняемые природные территории России»

16. http://www.donrise.ru/

Донские зори. Познавательный портал о природе донского края.

17. http://минприродыро.рф/

Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.004 с.)