Год 1-ый. Экология растений с основами ботаники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Год 1-ый. Экология растений с основами ботаники



1. Введение (6 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.). Растение как живой организм. Многообразие растительного мира. Растение как объект исследования ботаники. Отличия растений от других живых организмов. Экология растений и её связь с другими науками.

Практическая часть (2 ч.). Просмотр гербария, сухого, фиксированного и свежего демонстрационного материала растений различных жизненных форм, из разнообразных местообитаний. Изучение строения частей и органов растений, характеризующих их особенности. Входящая педагогическая диагностика.

 

2. Основы морфологии растений (22 ч.).

2.1. Строение вегетативных органов (10 ч.)

Теоретическая часть (4 ч.). Органы и части тела растения. Корень и его функции. Типы корневых систем. Видоизменения корня. Строение побега. Почка – зачаточный побег. Строение листа. Классификации листьев. Функции стебля и листа в системе побега. Видоизменения побега в связи с выполняемыми функциями.

Практическая часть (6 ч.). Изучение внешнего строения корня, побега и его составных частей по гербарному, свежему и сухому растительному материалу. Рассмотрение видоизменений листьев – чешуй, колючек, ловчих органов, видоизменений побегов – колючек, филлодиев, кладодиев по гербарию, сухому и фиксированному материалу. Экскурсия «Деревья и кустарники зелёных насаждений г. Ростова-на-Дону».

2.2. Строение цветка и плода (12 ч.)

Теоретическая часть (4 ч.). Цветок. Классификации цветков. Строение околоцветника, его роль. Разнообразие цветков в связи со способом опыления. Мужская и женская части цветка, их строение и функции. Эволюция цветка и его частей. Формула и диаграмма цветка. Соцветие. Классификации соцветий. Роль соцветий и их эволюция. Плод. Строение плода в связи со способом распространения семян. Классификации плодов.

Практическая часть (8 ч.). Рассмотрение строения простых и сложных соцветий по гербарному и свежему растительному материалу. Лабораторная работа «Строение цветка. Составление формул и диаграмм цветков». Рассмотрение различных типов плодов: сухих и сочных, одно- и многосемянных, вскрывающихся и невскрывающихся, различных типов соплодий по сухому и сочному демонстрационному материалу. Практическая работа «Морфологическое описание растения». Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

 

3. Система растительного мира (38 ч.)

3.1. Низшие растения – водоросли (6 ч.)

Теоретическая часть (4 ч.). Принципы деления царства Растения на отделы. Низшие растения – водоросли. Общая характеристика группы. Строение и экология водорослей: местообитание, способы питания. Роль водорослей в природе и жизни человека. Систематика водорослей. Знакомство с представителями разных отделов.

Практическая часть (2 ч.). Рассмотрение видового многообразия изучаемых отделов водорослей по гербарным образцам, фотографиям, сухому и фиксированному демонстрационному материалу.

3.2. Высшие споровые и голосеменные растения (16 ч.)

Теоретическая часть (10 ч.). Высшие растения: общая характеристика, принципы деления на отделы. Отдел Мохообразные. Строение и размножение мхов. Экология мхов и их роль в природе. Важнейшие представители отдела. Высшие споровые растения. Характеристика отделов Плауновидные, Хвощеобразные и Папоротниковидные, их представители. Семенные растения. Происхождение и строение семязачатка. Общая характеристика отдела Голосеменные. Характеристика класса Хвойные и его важнейшие представители. Роль хвойных и Голосеменных в целом в природе и жизни человека.

Практическая часть (6 ч.). Рассмотрение отличительных признаков и видового многообразия изучаемых отделов и классов по гербарным образцам, фотографиям, сухому, фиксированному и живому демонстрационному материалу, постоянным микропрепаратам частей и органов.

3.3. Многообразие цветковых растений (16 ч.)

Теоретическая часть (8 ч.). Характеристика отдела Цветковые растения. Происхождение частей цветка и его эволюционные преимущества. Сравнительная характеристика классов Двудольные и Однодольные. Характеристика основных семейств цветковых растений, играющих важную роль в природе и жизни человека.

Практическая часть (8 ч.). Рассмотрение видового многообразия изучаемых семейств цветковых по гербарным образцам, фотографиям, сухому, фиксированному и живому демонстрационному материалу. Игра-викторина «Узнай растение, назови семейство».

 

4. Влияние факторов внешней среды на растения (26 ч.)

4.1. Климатические условия как экологические факторы (14 ч.)

Теоретическая часть (10 ч.). Экология растений как наука о взаимоотношениях растений с окружающей средой. Общие представления об условиях среды и экологических факторах. Характер реакции растений на действие внешних факторов. Классификация экологических факторов. Роль света в жизни растений. Интенсивность и спектральный состав света. Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые. Приспособления растений к избытку и недостатку солнечного света. Температурный фактор. Роль температуры в распространении растений. Защита растений от переохлаждения и перегрева. Влияние холода и тепла на процессы жизнедеятельности. Роль воды в жизни растений. Почвенная влага, виды атмосферных осадков. Экологические группы растений по отношению к воде: гигрофиты, мезофиты, ксерофиты. Приспособления растений к условиям водоснабжения. Особенности водных растений (гидрофитов).

Практическая часть (4 ч.). Рассмотрение образцов растений, адаптированных к разным условиям освещения, влагообеспечения, к различным температурным режимам по фотоматериалам, гербарию, сухому, живому и фиксированному материалу.

4.2. Другие абиотические факторы в жизни растений (12 ч.)

Теоретическая часть (6 ч.). Субстрат и его влияние на характер других абиотических факторов. Растения песков, каменистых обнажений (скал и осыпей), глинистых пустынь, их особенности. Растения засолённых местообитаний (галофиты) и их приспособления к избыточному содержанию солей в почвенном растворе. Влияние рельефа на характер других абиотических факторов и на распределение растительности. Особенности высокогорных растений. Роль других абиотических факторов (ветра, огня, газового состава атмосферы и др.) в жизни растений.

Практическая часть (6 ч.). Изучение адаптивных особенностей строения растений песков, каменистых обнажений, засолённых почв, высокогорий по гербарным образцам, сухому демонстрационному материалу, фотографиям и слайдам. Выступление с докладами и презентациями по заданным темам. Экскурсия «Определение деревьев и кустарников в зимнее время года».

 

5. Элементы геоботаники и географии растений (24 ч.)

5.1. Геоботаника как наука. Зональная растительность (16 ч.)

Теоретическая часть (10 ч.). Понятие растительности и растительного сообщества. Доминирующие (преобладающие) и средообразующие виды, их влияние на условия жизни других растений. Основные характеристики растительных сообществ: видовой состав, спектр жизненных форм, ярусность, мозаичность и комплексность. Основные типы растительности и их географическое распространение. Зональная и азональная растительность. Характеристика основных типов растительных сообществ: арктические пустыни, тундра, тайга, широколиственные и мелколиственные леса умеренного климата, степи, пустыни, вечнозелёные дождевые тропические леса, жёстколистная ксерофильная средиземноморская растительность.

Практическая часть (6 ч.). Изучение видового состава, особенностей внешнего вида и строения растений основных типов зональных растительных сообществ бывшего СССР и мира по сухому и фиксированному демонстрационному материалу, гербарным образцам, фотографиям, презентационным и видеоматериалам. Выступление с докладами и презентациями по заданным темам.

5.2. Разнообразие интразональных типов растительности (8 ч.)

Теоретическая часть (6 ч.). Классификация азональной растительности. Интразональные типы растительности умеренного климата: луга и болота. Растительность горных областей: субальпийские и альпийские луга. Растительные сообщества шельфовой зоны. Растительность пресноводных водоёмов.

Практическая часть (2 ч.). Изучение видового состава, особенностей внешнего вида и строения растений основных типов азональной растительности бывшего СССР и мира по сухому и фиксированному демонстрационному материалу, гербарным образцам, фотографиям, презентационным и видеоматериалам. Выступление с докладами и презентациями по заданным темам.

 

6. Основы биоморфологии растений (12 ч.)

Теоретическая часть (6 ч.). Понятие жизненной формы растения. Классификации жизненных форм. Деревья умеренного и тропического климата, их классификация. Понятие вегетативной подвижности. Типы кустарников, их отличия от полукустарников. Кустарнички и полукустарнички. Многолетние травы, их классификация по строению подземных органов и степени вегетативной подвижности. Дву- и однолетние травы. Специфические жизненные формы: растения-подушки и перекати-поле, лианы, эфемеры и эфемероиды.

Практическая часть (6 ч.). Рассмотрение растений различных жизненных форм и их особенностей по живому и сухому демонстрационному материалу, гербарным образцам, фотографиям. Экскурсия «Жизнь растительного сообщества в весенний период». Составление биоморфологического спектра растительного сообщества, обследованного на экскурсии.

 

7. Опыление и распространение семян (6 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.). Способы и агенты опыления растений: ветер, вода, животные. Приспособления растений к разным типам опыления. Способы распространения плодов и семян растений, их зависимость от местообитания. Приспособления к распространению плодов и семян.

Практическая часть (4 ч.). Изучение строения цветков и соцветий как адаптации к различным способам опыления по свежему растительному материалу, гербарным образцам, фотографиям. Изучение строения плодов различных растений по сухому и фиксированному материалу в связи со способом распространения семян. Ролевая игра «Доставь семечко по адресу!».

 

8. Влияние человека на жизнь растений. Охрана растительного мира (10 ч.)

Теоретическая часть (4 ч.). Прямое и косвенное действие антропогенных факторов на растительный мир. Синантропная растительность. Методы природоохранной деятельности: организация заповедников, ограничение сбора лекарственных и декоративных растений. Красные книги. Памятники природы и охраняемые виды растений Ростовской области.

Практическая часть (4 ч.). Знакомство с редкими и исчезающими растениями России и Ростовской области по гербарному материалу, фотографиям. Изучение синантропной растительности в городских условиях. Экскурсия «Знакомство со степной экосистемой и составляющими её растениями». Исходящая педагогическая диагностика.

 

9. Педагогическая диагностика (4 ч.).

Изучение интересов, потребностей и субъективных ожиданий участников. Диагностика социально-психологической адаптации воспитанников. Изучение уровня удовлетворенности предложенными образовательными услугами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.01 с.)