Год 2-ой. Растения и человек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Год 2-ой. Растения и человек



1. Введение (6 ч.)

Теоретическая часть (3 ч.). Глобальная роль зелёных растений и значение растений в жизни человека. Условность понятий «полезные» и «вредные растения». Характер хозяйственного использования растений. Представление о растительных ресурсах. Дикорастущие, культурные и культивируемые полезные растения. Науки, изучающие фиторесурсы. Значение человека в жизни растений. Растительность антропогенно трансформированных ландшафтов. Роль человека в изменении ареалов растений и видового состава флор.

Практическая часть (3 ч.). Просмотр свежих и гербарных образцов растений, имеющих положительное и отрицательное для человека значение во флоре юга России и мира.

 

2. Ландшафтная архитектура и зелёное строительство (39 ч.)

2.1. Городские и загородные древесно-кустарниковые насаждения (6 ч.)

Теоретическая часть (3 ч.). Значение растений в городе (санитарно-гигиеническое, эстетическое) и функциональное значение городских зелёных насаждений. Общее представление о зелёном строительстве. Основные элементы системы озеленения (назначение, структура, расположение, содержание).

Практическая часть (3 ч.). Рассмотрение основных пород деревьев и кустарников, использующихся в зелёном строительстве на юге Ростовской области, по гербарным образцам, фотографиям, сухому и свежему демонстрационному материалу.

2.2. Использование деревьев и кустарников в озеленении (18 ч.)

Теоретическая часть (3 ч.). Понятие архитектурно-ландшафтного объекта. Подбор ассортимента, виды посадок, нормативы по размещению деревьев и кустарников. Парки культуры и отдыха. Лесопарки. Скверы. Бульвары. Зеленые насаждения на улицах. Лесные массивы. Группы деревьев и кустарников. Одиночные деревья. Аллейные посадки. Живые изгороди, стриженные стены, боскеты и фигурная стрижка. Вертикальное озеленение.

Практическая часть (15 ч.). Знакомство с особенностями озеленения и ландшафтного дизайна на примере парков, площадей, улиц центра Ростова-на-Дону и Ботанического сада ЮФУ в ходе экскурсий. Изучение отличительных признаков основных древесно-кустарниковых пород, используемых в озеленении города, в ходе экскурсий и последующей камеральной обработки материала. Знакомство с ассортиментом деревьев и кустарников в озеленении городов России и мира по гербарному и презентационному материалу.

2.3. Травянистые растения в ландшафтном дизайне и зелёном строительстве (15 ч.)

Теоретическая часть (6 ч.). Декоративные газоны. Цветочное оформление. Принципы подбора декоративных трав для озеленения различных объектов. Элементы истории садово-паркового искусства. Разнообразие ландшафтно-архитектурных стилей парков, их зависимость от климата и рельефа местности. Отличительные черты парков французского (регулярного) и английского (пейзажного) стиля.

Практическая часть (9 ч.). Знакомство с использованием травянистых растений в озеленении площадей, улиц, придомовых территорий центра Ростова-на-Дону в ходе многочисленных экскурсий. Изучение отличительных признаков основных многолетних и однолетних трав, используемых в озеленении города, в ходе экскурсий и последующей камеральной обработки материала. Рассмотрение ассортимента травянистых растений в озеленении городов России и мира по гербарному и фотоматериалу.

 

3. Основы интродукции растений (21 ч.)

3.1. Общие принципы интродукции растений (9 ч.)

Теоретическая часть (6 ч.). Интродукция растений как наука: цели и задачи, объект исследования, методы, основные понятия и термины. Источники растительного материала для интродукции. Методы подбора растений. Понятие интродукционного испытания, его этапы. Методики оценки успешности интродукционного испытания. Основные критерии оценки успешности интродукционного испытания (зимостойкость, засухоустойчивость, устойчивость к болезням и вредителям).

Практическая часть (3 ч.). Знакомство с важнейшими видами древесных, кустарниковых, травянистых интродуцентов г. Ростова-на-Дону по гербарным образцам, фотоматериалам, сухому и свежему демонстрационному материалу.

3.2. Особенности интродукции растений в условия юга Ростовской области (12 ч.)

Теоретическая часть (6 ч.). Эколого-биологические особенности и географическое происхождение растений, пригодных для интродукции на юге Ростовской области. Основные лимитирующие экологические факторы при интродукции растений на юге Ростовской области. Влияние интродукции на видовой состав флоры региона. Понятие натурализации растений, растения – «беглецы из культуры», опасность для природных растительных сообществ и человека.

Практическая часть (6 ч.). Знакомство с важнейшими видами древесных, кустарниковых, травянистых интродуцентов г. Ростова-на-Дону в ходе экскурсии «Ассортимент растений дендрологической коллекции Ботанического сада ЮФУ». Знакомство с основными видами растений – «беглецов из культуры». Практическая работа «Родина растений моего двора», в ходе которой воспитанники собирают материал растений, использованных в озеленении их двора (улицы), определяют его и устанавливают центры происхождения видов – интродуцентов. Выполнение проектного задания.

 

4. Культурные растения (39 ч.)

4.1. Основы растениеводства, доместикации и селекции растений (12 ч.)

Теоретическая часть (9 ч.). Общие представления о культурных растениях. Растениеводство как наука о способах возделывания и селекции культурных растений. Одомашнивание (доместикация) растений, различие понятий культурные и культивируемые растения. Классификация культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Работы Н. И. Вавилова, современные представления. Внутривидовое разнообразие культурных растений (богатство форм и сортов), проблемы его охраны.

Практическая часть (3 ч.). Знакомство с конкретными примерами и результатами селекционных приёмов (массового отбора, прививки, окулировки), с географическим положением основных центров происхождения культурных растений по графическому, гербарному, картографическому и фотоматериалу, презентациям.

4.2. Важнейшие зерновые и овощные растения мира (12 ч.)

Теоретическая часть (6 ч.). Важнейшие группы пищевых культурных растений тропиков, субтропиков и умеренного климата. Представление о полевых и садово-огородных культурах. Особенности возделывания полевых культур. Классификация полевых культур. Важнейшие зерновые культуры мира и России. Важнейшие зернобобовые и овощные культуры, приёмы их возделывания и применения.

Практическая часть (6 ч.). Просмотр гербарных и свежих образцов важнейших пищевых культур групп зерновых, зернобобовых и овощных различных регионов России и мира и получаемых их них продуктов, фотоматериалов, презентационных материалов.

4.3. Важнейшие плодово-ягодные культуры (15 ч.)

Теоретическая часть (6 ч.). Ценные тропические пищевые растения: чай, кофе и какао, цитрусовые, другие плодовые культуры. Распространение, эколого-биологические особенности, приёмы культивирования, характер использования. Плодово-ягодные культуры умеренного климата: классификация, основные представители.

Практическая часть (9 ч.). Просмотр гербарных и свежих образцов важнейших плодово-ягодных и напиточных растений различных регионов России и мира и получаемых их них продуктов. Практическая работа «Экзотические фрукты на прилавках нашего города».

 

5. Дикорастущие полезные растения (33 ч.)

5.1. Основы ботанического ресурсоведения. Технические растения (15 ч.)

Теоретическая часть (9 ч.). Представление о растительных ресурсах. Ботаническое ресурсоведение как наука. Классификация ресурсных растений. Сырьевые технические и натурные растения. Важнейшие группы технических растений, их современное экономическое значение. Дубильные, красильные и пробконосные растения, способы получения сырья и его использование. Растения-каучуконосы: история открытия и использования каучука, важнейшие каучуконосы тропиков, открытие и возделывание советских каучуконосов. Смолоносные и камеденосные растения мира и России, получаемое сырьё и способы его использования. Жирномасличные и эфирномасличные растения и их экономическое значение. Способы получения и сферы применения жирных и эфирных масел, важнейшие представители.

Практическая часть (6 ч.). Просмотр гербарных образцов, сухого и свежего демонстрационного материала, живых экземпляров коллекции технических сырьевых ресурсных растений Ростовской области, России и мира. Знакомство с образцами сырья (древесины, смолы, камеди, гуттаперча, каучук) и получаемой из него продукции.

5.2. Натурные сырьевые растения. Лесное ресурсоведение (18 ч.)

Теоретическая часть (9 ч.). Натурные растения. Дикорастущие пищевые растения России, их классификация по характеру использования распространение, эколого-биологические особенности. Медоносные растения: характер собираемых пчёлами продуктов, классификация, основные медоносные угодья и их представители. Лекарственные растения: действующие вещества растительного происхождения, приёмы и методы сбора лекарственного сырья, способы его переработки и употребления. Методы учёта запасов лекарственных растений. Важнейшие лекарственные растения природной флоры России. Проблема охраны ресурсных растений. Основы лесного ресурсоведения. Типы хозяйственного использования леса. Заготовка древесины, её классификация, способы использования. Важнейшие древесинные растения мира и России. Второстепенные лесные ресурсы, характер их использования, получаемые продукты. Прижизненное использование лесных фитоценозов (побочное лесопользование). Растительные сообщества как объект рекреационного ресурсоведения. Рациональная эксплуатация и охрана лесов и других ресурсных фитоценозов.

Практическая часть (9 ч.). Просмотр гербарных образцов, сухого и свежего демонстрационного материала, живых экземпляров коллекции натурных ресурсных растений Ростовской области, России и мира. Знакомство с образцами сырья (береста, древесная кора) и получаемой из него продукции. Практическая работа «Моя домашняя зелёная аптека». Экскурсия «Тропические и субтропические растения в оранжереях Ботанического сада ЮФУ».

 

6. Интерьерные (комнатные) растения (48 ч.)

6.1. Общая характеристика и классификация интерьерных растений (18 ч.)

Теоретическая часть (12 ч.). Роль растений в интерьере помещений. Основа разнообразия интерьерных растений. Общие и специфические эколого-биологические особенности интерьерных растений, их связь с условиями произрастания в естественной среде. Функциональная и эколого-биологическая классификации интерьерных растений. Основные функциональные группы интерьерных растений: древесные и травянистые красивоцветущие.

Практическая часть (6 ч.). Знакомство с интерьерными растениями офисных, учебных, жилых помещений и приёмами их использования по фотоматериалам, презентациям, живым образцам коллекции кафедры ботаники.

6.2. Декоративнолиственные интерьерные растения. Эпифиты и лианы (15 ч.)

Теоретическая часть (6 ч.). Основные функциональные группы интерьерных растений: древесные и травянистые красивоцветущие, декоративнолиственные, лианы, луковичные и ампельные растения. Специфические группы декоративных комнатных растений: орхидные, ароидные, пальмы и пальмовидные, папоротники, хвойные. Требования к условиям содержания, приёмы культивирования и размножения.

Практическая часть (9 ч.). Знакомство с ассортиментом интерьерных растений основных функциональных групп и важнейших семейств по живым образцам коллекции кафедры ботаники. Приобретение и совершенствование навыков ухода за комнатными растениями (обрезки, подкормки, пересадки) на модельных объектах коллекции кафедры ботаники.

6.3. Кактусы и другие суккуленты в интерьере (15 ч.)

Теоретическая часть (6 ч.). Основные функциональные группы интерьерных растений: полусуккуленты и суккуленты. Распространение суккулентов, их таксономическая принадлежность, морфолого-биологическая классификация. Требования к условиям содержания, приёмы культивирования и размножения. Основные семейства суккулентных растений: кактусы, аизовые, молочайные, толстянковые, асфоделовые, ластовневые, их характеристика, основные представители.

Практическая часть (9 ч.). Знакомство с ассортиментом суккулентных растений и приобретение навыков ухода на модельных объектах коллекции кафедры ботаники. Поисково-практическая работа «Растения на твоём подоконнике»: установление видового состава растений домашней или школьной коллекции воспитанников, выявление их эколого-биологических особенностей и корректировка условий выращивания. Экскурсия «Разнообразие суккулентных растений в оранжереях Ботанического сада ЮФУ».

 

7. Вредные растения в жизни человека (24 ч.)

7.1. Ядовитые и вредные в животноводстве растения (9 ч.)

Теоретическая часть (6 ч.). Представление о вредных растениях, изменение понятия «вредные растения» в истории. Классификации вредных растений. Ядовитые растения: систематическое и эколого-биологическое разнообразие, основные отравляющие вещества, приёмы первой медицинской помощи при отравлении. Инсектицидные и родентицидные растения. Растения, вредные в животноводстве (засорители пастбищ, шерсти, сена). Аллергенные растения, их биолого-экологические особенности, меры борьбы.

Практическая часть (3 ч.). Просмотр гербарных и свежих образцов и фотоматериалов различных групп вредных растений России и Ростовской области: ядовитых, аллергенных, растений – засорителей пастбищ, шерсти и др.

7.2. Сорные растения. Разнообразие и методы борьбы (15 ч.)

Теоретическая часть (6 ч.). Сорные растения: общие особенности экологии и биологии, классификации сорных растений. Сорняки полевых культур, садов и огородов, природных растительных угодий. Сорняки – паразиты и полупаразиты, особенности их биологии и экологии, потенциальное положительное значение. Меры и методы борьбы с сорными растениями. Проблема охраны традиционных полевых сорняков.

Практическая часть (9 ч.). Просмотр гербарных и свежих образцов и фотоматериалов различных групп сорных растений России и Ростовской области: многолетних, однолетних, паразитных. Экскурсия «Сорные растения города», камеральная обработка собранного материала.

 

8. Педагогическая диагностика (6 ч.).

Изучение уровня воспитанности. Изучение уровня удовлетворенности предложенными образовательными услугами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.017 с.)