Год 1-ый. Экология растений с основами ботаники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Год 1-ый. Экология растений с основами ботаники



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»

 

Сектор естественнонаучной и туристско-краеведческой направленностей

 

Одобрено методическим советом МБУ ДО ДТДМ   Протокол №  от                          г. Утверждаю директор  МБУ ДО ДТДМ   __________Е.Э. Жихарцева Приказ № 117 от 07.03.2018г

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

«БОТАНИКА С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ РАСТЕНИЙ»

 

 

Возрастная категория: 13 – 18 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

Разработчик:

педагог дополнительного образования

Карасёва Татьяна Александровна,

Методическое сопровождение:

методист Таран С.Ю.

 

 

г. Ростов-на-Дону

2019 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

Пояснительная записка - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  - - - - - - - -   4

Учебно-тематический план программы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16

Содержание программы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 23

Методическое обеспечение программы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 41

Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - 53

Приложения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - 57

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программы дополнительного образования детей среднего и старшего школьного возраста, имеющие естественнонаучную направленность, занимают особое место в общей системе современного образования и социализации старшеклассников. Их место определяется спецификой содержания данной предметной области, которая, в свою очередь, обуславливает характер используемых форм обучения и применяемых образовательных технологий.

С одной стороны, повышение уровня знаний подростков и старшеклассников об окружающем их растительном и животном мире, системном единстве биосферы и взаимодействии её компонентов, месте и значении живых организмов и их сообществ в жизни человека выступает необходимым компонентом формирования экологической культуры. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» рассматривает организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры как один из основных принципов охраны окружающей среды (№ 7-ФЗ от 10.01.2002, ред. от 03.07.2016). Занятия в объединениях дополнительного образования эколого-биологической направленности предполагают углублённое рассмотрение биологических потребностей и жизнедеятельности растений и животных при выполнении лабораторных работ и на экскурсиях, личностно ориентированный подход при выполнении исследовательских проектов, выборе тем исследовательских работ, элементы личной вовлечённости в природоохранную деятельность. Перечисленные особенности образовательной деятельности способствуют формированию у воспитанников высокой мотивации в вопросах изучения и сохранения окружающей среды, экологически ориентированного подхода к выработке собственной модели поведения, воспитанию активной гражданской позиции в деле охраны природы своей страны и родного края.

С другой стороны, характер содержания и методики реализации образовательного процесса в области естественнонаучных дисциплин позволяет всесторонне учитывать требования и воплощать преимущества дополнительного образования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное образование понимается как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012, ред. от 02.03.2016, с. 3). Концепция развития дополнительного образования детей в качестве конкурентных преимуществ системы дополнительного образования называет, в том числе, «свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; адаптивность к возникающим изменениям» (Концепция…, 2014, с. 2). Такие особенности предлагаемой к реализации программы, как: охват значительного объёма информации о биологическом разнообразии живых существ, остающегося за пределами школьной программы; разнообразие методик практической и экспериментальной работы, в том числе предусматривающих непосредственный контакт воспитанников с организмами и экосистемами; возможность выбора форм деятельности по освоению вариативного компонента программ (проектной, исследовательской, практико-ориентированной) – всё это обеспечивает реализацию основных требований к образовательной деятельности в сфере дополнительного образования детей и подростков, учёт специфики её положения в общей системе образования Российской Федерации.

Программа дополнительного образования детей «Ботаника с основами экологии растений» имеет естественнонаучную направленность. Она рассчитана на учащихся средних и старших классов (возраст 13 – 18 лет). Срок реализации программы – 3 года. Программа «Ботаника с основами экологии растений» была разработана в 2010 году, а в 2011 году получила статус авторской, когда была опубликована в сборнике «Педагогика творчества. Творческая лаборатория педагога дополнительного образования детей: система работы с одарёнными и талантливыми детьми в образовательном пространстве Дворца творчества детей и молодёжи города Ростова-на-Дону». В процессе реализации программы были подготовлены и опубликованы методические пособия, предназначенные для теоретического освоения ряда разделов программы (год 1-ый – разделы 2, 3; год 2-ой – разделы 2, 3), прохождения учебных экскурсий, выполнения проектных заданий и исследовательских работ (Ботанические экскурсии по паркам…, 2012). В процессе реализации программы были разработаны три методические рекомендации с учётом специфики условий города Ростова-на-Дону и Ростовской области. Данные рекомендации содержат перечень рекомендуемых тем исследовательских работ, этапы их выполнения, краткое изложение методик, в зависимости от возраста и индивидуальных способностей обучающихся, список теоретической и методической литературы (Методические рекомендации по проведению исследовательских работ…, 2015). Смена стратегий развития дополнительного образования сегодня, анализ результативности деятельности обучающихся в процессе реализации программы обусловил необходимость создания методического руководства к экскурсиям. В руководстве излагается краткое описание естественной растительности Ботанического сада Южного федерального университета, предлагаются экскурсионные маршруты по наиболее важным и распространённым типам природной растительности для разных сезонов года (Методическое руководство к экскурсиям…, 2016) (Сертификат Всероссийского фестиваля педагогического творчества № СВ 51/1204-28 от 01.02.2016 г.) В 2017-2019 годах программа «Ботаника с основами экологии растений» была переработана и откорректирована с учетом результатов освоения обучающимися программного содержания, реализации поставленных задач и прогнозирования перспектив деятельности детского объединения «Зеленый мир» в образовательной среде естественнонаучной направленности.

Отличительные особенности предлагаемой программы дополнительного образования, обуславливающие её актуальность.

1). Сроки реализации и возрастной состав воспитанников. Большинство проанализированных программ сходной тематики (Бобров, 2007; Борисова, 2012; Зарипова, 2013; Самойлова, 2013; Михайлова, 2014), рассчитанных на учащихся старшего школьного возраста, как правило, имеют сроки реализации 1 либо 2 года. Программы, продолжительность реализации которых составляет 3 и более лет (Давыдова, 2009; Неверова, 2015), предназначаются для обучающихся средних классов (5 - 8). Продолжительность реализации предлагаемой программы «Ботаника с основами экологии растений» и возраст воспитанников как определяют достаточно высокий научный уровень её содержания, так и позволяют реализовывать широкий перечень образовательных методик, включая выполнение исследовательских работ.

2). Содержательный компонент программы. Программа «Ботаника с основами экологии растений», опираясь на базовый материал в области ботаники, экологии, географии соответствующих школьных программ, шире раскрывает содержание основных тем и разделов, оперирует современной научной информацией, уделяет большое внимание сложным для восприятия темам (физиология растений, сравнительная флористика и др.). Практический аспект программы предполагает знакомство воспитанников с внешним обликом и отличительными признаками наиболее распространённых и значимых видов растений в ходе практических занятий и на экскурсиях.

3). Структура программы. Образовательная программа построена по концентрическому принципу, при котором на 3-ем году обучения отдельные разделы и темы программы воспроизводят материал 1-ого года обучения на новом, углублённом уровне с опорой на ранее приобретённые знания и умения и учётом психологических особенностей учащихся разных возрастов. Программа 2-ого года обучения, «Растения и человек», охватывает все основные аспекты разностороннего и многопланового взаимодействия человека с растительным миром Земли. Разделы программы 3-его и частично 1-ого и 2-ого лет обучения соответствуют ведущим научным дисциплинам в рамках фундаментального дисциплинарного комплекса ботанических наук, что даёт возможность знакомства старшеклассников с их положением в системе научных знаний и теоретическом значении в научной картине мира.

4). Учёт особенностей растительного покрова Ростовской области. Как содержательная, так и методическая часть представленной программы в существенной степени опираются на отличительные черты растительного мира региона. В наибольшей мере специфика регионального компонента (видовое многообразие, экологические особенности растений, характер важнейших растительных сообществ) учитывается при проведении практических занятий, экскурсий, при выполнении проектных заданий и исследовательских работ.

5). Сотрудничество с преподавательским составом кафедры ботаники заключается в привлечении ряда сотрудников кафедры к проведению экскурсий для воспитанников объединения, в консультативной помощи при выполнении проектных и исследовательских работ.

6). Ботанический сад ЮФУ как база исследовательской работы объединения. Территория Ботанического сада в силу занимаемой площади, целевого назначения объекта, по наличию участков глубоко преобразованного, слабо трансформированного и нетронутого растительного покрова – уникальный объект для экскурсионной, проектной и исследовательской деятельности старшеклассников. Помимо посещения ботанического сада на экскурсиях и при сборе материала для выполнения исследовательских работ, материалы его коллекционных фондов также используются при проведении аудиторных занятий по ряду тем. Разработаны методические рекомендации по проведению экскурсий по территориям ботанического сада, доступным для широкого круга посетителей.

Вид программы «Ботаника с основами экологии растений» – авторская (опубликована в сборнике «Педагогика творчества. Творческая лаборатория педагога дополнительного образования детей: система работы с одарёнными и талантливыми детьми в образовательном пространстве Дворца творчества детей и молодёжи города Ростова-на-Дону», 2011 г., с. 161 - 215). Уровень программы – углублённый.

Основным условием зачисления воспитанника в группу для подготовки на углублённом уровне должна быть демонстрация учащимся знаний и умений, приобретённых при освоении базового школьного курса биологии в разделе «Растения». Владение материалом программы в необходимом объёме выявляется в ходе первичной педагогической диагностики.

При поступлении на 1-ый год обучения в объединении воспитанник должен:

· знать отличительные признаки растительных организмов;

· иметь начальные представления в области классификации растений, знать важнейшие классификационные (таксономические) категории;

· владеть элементарными научными терминами в области ботаники в рамках программы средней школы;

· уметь распознавать основные органы высших растений по внешнему виду, знать их отличительные особенности;

· знать важнейшие отличительные признаки отделов растений, уметь устанавливать систематическую принадлежность растений по их внешнему виду;

· владеть представлениями о глобальном значении растений, их месте и роли среди взаимодействующих компонентов биосферы;

· обладать начальными знаниями в области экологии, представлениями об основных экологических факторах и их значении в жизни растений;

· владеть представлениями о многообразии ведущих биогеоценозов суши и характере их распределения по поверхности земного шара.

При поступлении (переводе) на 2-ой год обучения воспитанник должен владеть всеми перечисленными выше знаниями, умениями и навыками. Помимо этого, обучающийся должен также:

· иметь общее представление об экономической значимости растений, многообразии их использования в хозяйственной деятельности современного человечества;

· уметь привести примеры и назвать отличительные признаки наиболее экономически значимых растительных культур России и мира (полевых, огородных, плодово-ягодных и др.);

· владеть представлением о многообразии непищевого использования растений, уметь привести примеры;

· иметь представление о современном состоянии растительного компонента биосферы и его роли в решении глобальных экологических проблем современности.

При поступлении (переводе) на 3-ий год обучения воспитанник должен:

· знать основные отличительные особенности царства Растения и его место в системе органического мира;

· знать признаки внешнего и внутреннего строения основных органов высших растений в связи с выполняемыми функциями;

· иметь представление о систематическом положении грибов, уметь обосновать принципы выделения этой группы в ранге самостоятельного царства;

· знать принципы деления высших растений на отделы, ведущие признаки отделов, уметь распознавать растения разных отделов;

· знать отличительные признаки важнейших семейств цветковых (покрытосеменных) растений, уметь назвать их представителей;

· иметь общее представление о процессе фотосинтеза как ключевой особенности жизнедеятельности зелёных растений, его значении для жизни растений и в экосистемах;

· владеть начальными представлениями в области водного обмена и минерального питания растений;

· уметь назвать основные типы растительности земного шара, их отличительные особенности и географическое распространение;

· иметь представление о характере влияния человека на растительный покров, положительных и негативных сторонах антропогенного воздействия;

· знать основные методы и меры сохранения растительного мира и их практическое значение.

Знаниевая компонента, умения и навыки поступающего в детское объединение определяются с использованием письменных диагностических материалов (комплектов тестовых и проблемных заданий). Личностная и мотивационная готовность школьника к обучению в объединении (цели учащегося, преследуемые в ближайшей и отдалённой перспективе; общие жизненные планы и устремления и место среди них занятиям в объединении; предпочитаемые формы проведения занятий, образовательные технологии; желание участвовать в проектной или исследовательской деятельности и др.) выявляются путём устного собеседования.

Цель представленной дополнительной образовательной программы: создание условий для формирования социально-активной экологически грамотной личности, имеющей углубленные знания в экологии растений.

Задачи программы

Обучающие:

1) сформировать представления о многообразии наук, изучающих растения, и их взаимосвязи;

2) овладеть основами теоретических знаний ботанических дисциплин: анатомии и морфологии растений, систематики растений, физиологии растений, геоботаники и географии растений, экологии растений;

3) углубить знания о многообразии практического использования человеком объектов растительного мира, положительном и отрицательном хозяйственном значении растений;

4) расширить представления о растительном мире и его конкретных объектах на примере ведущих видов растений и основных типов растительных сообществ донского края.

Развивающие:

1) сформировать естественнонаучный подход к восприятию окружающей природы (на примере растительной составляющей);

2) развить навыки исследовательской работы, поиска, анализа, закрепления, изложения результатов научной деятельности в ходе межличностного общения;

3) сформировать начальные навыки лабораторной работы (работа с оптикой, приготовление временных препаратов, препарирование частей растений);

4) способствовать развитию мотивационной сферы обучающихся, становлению  лидерских, творческих и организаторских способностей.

Воспитательные:

1) воспитать эстетическое, нравственное и практическое отношение к растительному миру; ценностное отношение к природному окружению;

2) сформировать у воспитанников гражданскую ответственность и правовое самосознание, культуру поведения и общения, инициативность, самостоятельность;

3) создать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий активной учебной и исследовательской деятельности, комфортному коллективному общению.

4) способствовать становлению устойчивой потребности обучающихся к природоохранной деятельности.

 

Продолжительность обучения по программе «Ботаника с основами экологии растений» – 3 года.  Объём аудиторных часов составляет 144 часа в год для воспитанников 1-ого года (2 двухчасовых занятия в неделю), 216 часов в год для воспитанников 2-ого и 3-его годов обучения (2 трёхчасовых занятия в неделю). Программа предназначена для учащихся средних общеобразовательных школ, колледжей, техникумов в возрасте 13 – 18 лет. В группы воспитанников 1-ого года обучения набираются школьники с 8 (7) по 9 классы (13 – 15 лет); окончание обучения по программе совпадает с окончанием обучения в 9 – 11 классах (воспитанники 15 – 18 лет).

Целесообразность формирования разновозрастных групп для реализации программы объясняется тем, что основной объём знаний, умений и навыков, необходимых для поступления на 1-ый год обучения в объединении, приобретается школьниками при освоении предметной области «Ботаника» в рамках школьного курса биологии. Практика показывает, что уровень знаний и умений в области ботаники у школьников, приступающих к обучению в объединении, проявляет достаточно высокий индивидуальный разброс и в большей степени зависит от личной заинтересованности учащегося и уровня преподавания ботаники в школе, нежели от возраста воспитанника. Обучение по программе в течение 1-ого года (программа 1-ого года обучения – «Экология растений с основами ботаники») ставит целью свести к минимуму наблюдаемые различия в уровне знаний и умений, что достигается, в частности, сочетанием базового теоретического материала и практической работы, объём которой существенно расширен по сравнению с программой школьного курса. Формы обучения и диагностики, используемые на 1-ом году реализации программы, подобраны так, чтобы оптимальным образом отвечать психофизиологическим особенностям школьников в возрастном диапазоне 13 – 15 лет. Среди них существенная доля времени уделяется таким формам, как рассказ, собеседование, практическая работа, лабораторное занятие, экскурсия, развивающие, обучающие и диагностические игры, викторины.

На 2-ом году обучения по программе «Ботаника с основами экологии растений» (программа 2-ого года обучения – «Растения и человек») основной объём воспитанников составляют учащиеся 9 – 10 классов. На этом этапе освоения программы происходит постепенное внедрение таких форм обучения и контроля, как лекция, семинар, письменное тестирование. Активно применяются элементы поисковой деятельности при выполнении практических, индивидуальных и групповых проектных заданий. Наиболее подготовленным и мотивированным воспитанникам предлагаются темы индивидуальных исследовательских работ.

Основа контингента воспитанников объединения 3-его года обучения (программа 3-его года обучения – «Ботаника: углублённый курс») – учащиеся 10 – 11 классов, будущие абитуриенты высших и средних специальных учебных заведений. Ведущая мотивация к деятельности в рамках объединения – приобретение знаний, освоение умений и навыков, необходимых в дальнейшем при подготовке к выпускному государственному экзамену по биологии и при обучении в профильных вузах. Основные формы реализации программы: теоретический материал – лекции, собеседования, семинары; практическая составляющая – экскурсии, практические работы, лабораторные занятия. Диагностика уровня освоения программы проводится в форме фронтального опроса, письменного тестирования, решения проблемных задач, конкурсов, викторин, игр-«вертушек» и пр. Навыки самостоятельной учебной деятельности приобретаются в ходе выполнения аналитических работ (обзор литературы), проектных заданий, практического и/или экспериментального раздела исследовательских работ, которые затем подтверждаются: на уровне объединения – путём выступлении с устными докладами, изложения результатов самостоятельных практических работ, проектных заданий; на муниципальном и региональном уровне – путём участия в олимпиадах, тематических конкурсах, представления исследовательских работ на конкурсы и конференции эколого-биологической направленности.

Форма организации образовательного процесса, подразумеваемая программой – групповые занятия. Число обучающихся в группе: 1-ого года обучения – 15 – 17 человек; 2-ого года обучения – 12 человек; 3-его года обучения – 10 человек.

Виды занятий:

· рассказ, лекция

· беседа, семинар

· практическое занятие

· лабораторная работа

· экскурсия

· игра-вертушка, викторина

· ролевая игра

Режим занятий

Занятия воспитанников по программе «Ботаника с основами экологии растений» проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий: в группах 1-ого года обучения – 2 часа (4 часа в неделю), в группах 2-ого и 3-его года обучения – 3 часа (6 часов в неделю).

 

Ожидаемые результаты

Метапредметные:

· умение использовать полученные в ходе освоения программы знания на практике, в быту, в городской среде, за городом и передавать полученные знания окружающим;

· наличие и умение проявлять активную жизненную позицию в вопросах охраны природы;

· знание основ экологической культуры и умение воплощать их на практике;

· владение навыками аудиторной работы и начальной исследовательской деятельности.

Личностные

К концу 1-ого года обучения:

· мотивация на продолжение занятий в объединении, умение охарактеризовать потребности, удовлетворяемые в результате занятий;

· умение работать в коллективе, демонстрация этого умения при совместном достижении поставленной цели (в ходе лабораторных и практических занятий, на экскурсиях);

· формирование мотивации на достижение более высокого уровня знаний и практических умений (в ходе викторин, обучающих и диагностических игр);

· формирование интереса к поисковой и исследовательской (на начальных этапах) деятельности.

К концу 2-ого года обучения:

· формирование в ходе освоения программы мотивации к приобретению знаний, умений и навыков в данной предметной области;

· закрепление мотивации к исследовательской деятельности, формирование начальных навыков научного исследования;

· умение работать с литературой, совершенствование умения выполнять рефераты, составлять литературные обзоры;

· навык планирования и достижения результатов в ходе коллективной деятельности при выполнении проектных заданий; рациональной организации деятельности в ходе самостоятельной внеаудиторной работы.

 

К концу 3-его года обучения:

· формирование устойчивой мотивации к освоению содержания программы исходя из дальнейшей профессиональной ориентации воспитанника;

· освоение комплекса навыков по проведению научного исследования (на этапах формулирования целей и задач исследования исходя из выбранной темы, оценивания предложенных методов исследования, обзора литературы по выбранной теме, проведения эксперимента или сбора полевых данных, анализа полученных данных, формулирования выводов по результатам анализа);

· совершенствование умения работать с литературными и интернет-источниками; реферировать текст, выделять основные положения, составлять текст устного доклада по результатам исследования;

· формирование умения провести приобретение и/или закрепление навыка публичных выступлений, участия в дискуссиях.

 

Предметные

К концу 1-ого года обучения:

· представление о ботанике как науке, изучающей растения, её целях, методах, о растениях как основном объекте изучения ботаники;

· знания о внешнем устройстве и многообразии основных органов высших растений в связи с выполняемыми функциями;

· знание характеристик отделов высших растений, их важнейших представителей, особенностей их распространения и экологии;

· знание отличительных признаков ведущих семейств цветковых растений, умение различать их представителей по внешнему виду;

· общее представление о взаимодействии растения со средой, ведущих экологических факторах в жизни растений;

· знание экологических групп растений по отношению к основным факторам среды, умение назвать представителей основных экологических групп, установить принадлежность растения к экологической группе по его отличительным характеристикам;

· знание основных жизненных форм наземных растений, умение различать их;

· общее представление о растительном сообществе, его характеристиках;

· знание важнейших типов растительности мира, России и Ростовской области, умение охарактеризовать их;

· владение основами ботанической терминологии в области морфологии, анатомии, систематики, экологии растений;

· умение работать с гербарным, фиксированным, свежим и сухим объёмным демонстрационным растительным материалом.

К концу 2-ого года обучения:

· общее представление о взаимосвязях человека и общества с растительным миром, многообразие применения растений и получаемых из них продуктов в хозяйственной деятельности человека;

· представление о месте и роли зелёных насаждений в городской среде, многообразии функциональных элементов озеленения, их назначении;

· умение распознавать основные виды деревьев, кустарников, цветочно-декоративных культур, используемых в зелёном строительстве г. Ростова-на-Дону;

· общее представление о процессе интродукции растений, его целях, задачах, методах и этапах, возможных негативных экологических последствиях интродукции;

· знание основных принципов одомашнивания и селекции культурных растений, основных групп пищевых культурных растений и их представителей;

· представление о ресурсах дикорастущих растений, их многообразии, современном экономическом и культурном значении, принципах классификации;

· умение распознавать важнейшие виды дикорастущих технических, пищевых, лекарственных растений мира, России и Ростовской области;

· знание основных принципов применения растений в интерьере, их классификации по эколого-биологическим и декоративных особенностям, умение распознавать избранных представителей важнейших групп интерьерных растений;

· начальные навыки ухода за интерьерными растениями.

К концу 3-его года обучения:

· общее представление о месте царства Растения в системе органического мира, его отличительных особенностях, эволюционных связях;

· знание основ анатомического строения растений, умение перечислить и охарактеризовать основные типы растительных тканей и их функциональное значение, распознать их на рисунках и микропрепаратах;

· умение назвать отличительные признаки вегетативных органов высших растений в их внутреннем строении, различать их на рисунках и микропрепаратах;

· знание особенностей строения, размножения, экологии представителей царства Грибы, основ систематики грибов, умение охарактеризовать отличительные особенности и распознать на рисунках наиболее значимых представителей (съедобных, ядовитых, возбудителей болезней культурных растений);

· общее представление о лишайниках как группе живых организмов, их строении, многообразии, экологии, умение обосновать систематическое положение лишайников в современной системе;

· знание общей характеристики водорослей, принципов их систематики, отличительных особенностей отделов водорослей, умение назвать важнейших представителей;

· умение охарактеризовать группу отделов Высшие растения, перечислить их прогрессивные особенности, возникшие в связи с выходом на сушу;

· знание отличительных признаков отделов высших растений, их эволюционных связей, исторического и современного значения в растительном покрове и жизни человека;

· общее представление о принципах жизнедеятельности растения, характере и взаимосвязи процессов обмена веществ у растений, особенностях питания, роста и развития;

· общее представление о флоре как исторически сложившейся совокупности видов растений определённой территории, основных показателях флоры, методах сопоставления флор;

· знание основных угрожающих факторов для редких растений и растительных сообществ, представление о редких и нуждающихся в охране растениях Ростовской области, умение распознавать по внешнему виду основные из них;

· знание ведущих современных методов охраны растительного мира, их значении; границах применения;

· владение терминологической базой в осваиваемой предметной области;

· владение основами микроскопической техники и оборудования в ходе выполнения лабораторных работ.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

 

Диагностические материалы

Формы аттестации/контроля

Текущий контроль (при освоении тем в пределах разделов) и рубежный контроль (при освоении разделов). Цель – диагностика знаний, умений и навыков, приобретаемых при освоении материала конкретных разделов и тем. Применяются следующие формы текущего и рубежного контроля.

1). Собеседование. Проводится преимущественно в рамках текущего контроля. Обсуждение пройденного материала в свободной форме. Позволяет выявить наиболее трудные, неполно усвоенные вопросы тем и разделов и повторно вернуться к ним до окончательного освоения. Развивает умение аналитически оперировать пройденным материалом, полно и корректно формулировать ответ. Преимущественно используется для диагностики знаний воспитанников 1-ого года обучения.

2). Устный опрос. От предыдущей формы контроля отличается более строгой формализованностью. Включает вопросы, подразумевающие как краткий, так и развёрнутый ответ; как на прямое воспроизводство пройденного материала (репродуктивный уровень), так и вопросы частично-поискового характера, на применение полученных знаний в новых заданных условиях (продуктивный уровень). В рамках устного опроса широко применяется форма оценки правильности утверждений, при которой воспитанникам зачитывается несколько утверждений по пройденной теме, и учащиеся должны оценить правдивость или ложность каждого. Как традиционный опрос, так и оценка правильности утверждений сопровождается обсуждением и разбором тем, вызвавших наибольшее затруднение. Для воспитанников 2-3-его годов обучения.

3). Семинар. Используется в качестве рубежного контроля при освоении объёмных и сложных тем. План обсуждения материала и вопросы в рамках семинарского занятия заранее предлагаются воспитанникам. Ряд вопросов в рамках семинара направлены на контроль усвоения тем, оставляемых на самостоятельное изучение, а также предполагают элементы дискуссии. Преимущественно для воспитанников 3-его года обучения.

4). Выполнение письменных заданий. Основная форма преподнесения заданий – проверочная презентация: выведение вопросов и заданий на проекционном оборудовании в презентационном режиме. Позволяет сочетать разные формы заданий: требующие краткого текстового ответа, вопросы в форме тестовых заданий, вопросы по графическому материалу и т. п.; позволяет широко использовать разнообразный иллюстративный материал (схемы, рисунки, фотографии) для формулирования заданий. Применяется как для текущего, так и в целях рубежного контроля; позволяет оценить полноту усвоения как теоретических знаний, так и овладения практическими умениями и навыками (распознавание растений, их органов по внешнему виду, установление принадлежности растений к определённым систематическим, экологическим и т. п. группам, владение терминологией и т. д.). Применяется в рамках всех трёх лет обучения по программе.

5). Письменный тест. Комплекты тестовых заданий различной формы и уровня сложности применяются для текущего и рубежного контроля. Позволяют провести экспресс-оценивание освоения знаниевой компоненты программы. Преимущественно для воспитанников 2-3-его годов обучения.

6). Решение проблемных заданий (проблемных ситуаций). Под проблемными понимаются задания нешаблонного характера, не имеющие однозначного, заранее известного учащемуся пути решения. Воспитаннику необходимо самостоятельно провести мысленный поиск средств и методов решения ситуации и определить, какие из полученных ранее знаний и умений должны быть использованы. Выполнение проблемных заданий может служить как диагностическим, так и дидактическим элементом процесса обучения. Для воспитанников всех лет обучения.

7). Составление электронных презентаций. Выполняется воспитанником самостоятельно в качестве домашнего задания по выбранной теме в рамках изучаемого раздела. Развивает навыки анализа литературного материала, поисковой работы в сети Интернет, владения программой Power Point. Свободная форма выполнения задания позволяет воспитаннику реализовать свои эстетические предпочтения, благоприятствует развитию творческого подхода к подбору и оформлению материала презентации.

8). Выступление с устным докладом и презентацией. Подразумевает высокую степень освоения воспитанником технологии самостоятельной работы. Включает следующие этапы: выбор темы доклада (из числа предложенных или сформулированной самостоятельно); составление плана доклада; поиск и анализ информации по выбранной теме по литературным и Интернет-источникам; отбор материала согласно составленному плану доклада с учётом времени, отводимого на его защиту; написание текста устного доклада; подбор иллюстративных материалов и составление электронной презентации; устная защита. Помимо перечисленных выше умений и навыков, развивает ораторское мастерство докладчика, умение сформулировать и обосновать свою точку зрения, владение мастерством дискуссии, умение держаться на публике. В качестве элемента диагностики, выступление с устными докладами применяется начиная с первого года обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.133 с.)