Фонетика и фонематический слух 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонетика и фонематический слух



1. Знакомство со звуками окружающего мира, их вычленение, узнавание и артикулирование.

2. Понятие “звук”, “слог”, “слово”.

3. Знакомство с протяжённостью слов.

4. Гласные звуки А, О, У, И, Ы,Э.

5. Интонационное выделение звуков в слоге, слове.

6. Согласные звуки Н, М, П, Т, К, Х, X', П', Т', К'.

7. Определение наличия (или отсутствия) заданного звука в слове.

8. Выделение первого звук из начала слова, последнего – из конца слова.

9. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

10. Определение отличия в названиях картинок.

11. Определение места заданного звука в слова.

12. Учить раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками.

13. Учить подбирать слова с заданным звуком.

14. Анализ и синтез коротких слов, состоящих из 2-3 звуков с помощью специальных символов.

 

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Практическое употребление:

  • существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • существительных с “увеличительным” суффиксом -ищ- (ручищи, домище);
  • названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, птицы; одежды; мебели; дома;
  • сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебороб);
  • приставочных глаголов с разными оттенками значений;
  • относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодовый, осенний);
  • прилагательных — эпитетов к существительному.

2. Понимание и объяснение:

  • многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет);
  • слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки);
  • обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.).

3. Введение в активную речь:

  • названий предметов, действий, их признаков в единственном и множественном числе, обобщающих названий групп предметов в соответствии с лексическими темами;
  • пространственных наречий (вверхувнизу, впередисзади, слевасправа, слева направо);
  • временных понятий (вчерасегоднязавтра), названия частей суток и дней недели;
  • антонимов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий с противоположным значением.

4. Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоблбы— лбовна лбусо лба, ротртыртов, ухоушиушей, пеньпнипней).

5. Закрепление понимания категории одушевленности и неодушевленности предметов.

6. Падежные формы (винительный, родительный, дательный, творительный падежи)

согласованных с существительными прилагательных единственного числа без предлогов в практических упражнениях.

7. Средний род существительных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения).

8. Множественное число существительных на - ья (листья, деревья, платья).

9. Родительный падеж существительных множественного числа на -ев, -ок, -ек (листьев, яблок, шишек).

10. Родительный падеж числительных один, два без предлога и с предлогом у при неодушевленных существительных.

11. Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая).

12. Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что делает? что делал? что будет делать?).

13. Предлоги в, на, из, с (со), под, к, по.

14. Союз и при однородных членах предложения.

 

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

1. Практическое употребление:

  • обобщающих слов по темам (посуда, животные, птицы);
  • названий предмета и его составных частей;
  • сложных слов (снегопад, самолет);
  • однокоренных слов (хлебхлебницахлебный);
  • приставочных глаголов с различными оттенками значений;
  • относительных прилагательных (посудный, продуктовый);
  • притяжательных прилагательных (семейный, животный).

2. Понимание и объяснение:

  • многозначности слов (снег идет, время идет);
  • слов с переносным значением (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает);
  • названий профессий с суффиксами -телъ-, -ист-, -чик-, -ниц-, -их-, -ш-;
  • несклоняемых слов (кофе, какао, меню).

3. Введение в активную речь:

  • слов, указанных для 1 -го периода;
  • прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький).
  1. Единственное и множественное число существительных, глаголов, прилагательных (продолжение).
  2. Родительный падеж в значении частичности объекта (стакан молока, половинка яблока).
  3. Родительный падеж существительных множественного числа на -ей (гусей, медведей).
  1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  2. Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (продолжение).
  3. Родительный и дательный падежи числительных один, два (до 5) (к одному, к двум, от двух).
  4. Предлоги за, перед, из-за, под, из-под, над.
  5. Различение вопросов чем?с чем?
  6. Упражнение в правильном употреблении союза и при однородных членах предложения.

3-й период (апрель, май)

  1. Введение в активную речь слов и словообразовательных элементов, усвоенных в 1-й и 2-й периоды.

2. Закрепление трудных тем 2-го периода.

  1. Дательный и родительный падежи числительных от 5 до 10.
  2. Значение завершенности и незавершенности действия, выражаемое глаголами с приставками и без приставок (решаетрешил).

5. Предлоги между, через.

  1. Наречие как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело).
  2. Согласование прилагательных и числительных с существительными (три белых гриба, две желтых лисички).

 

Работа над предложением

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. Повторение и закрепление на более сложном материале в практических упражнениях материала первого года обучения по формированию в речи детей простого предложения:

  • выделение слов по вопросам кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?
  • дифференциация понятий словопредложение;
  • составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов; их условно-графическая запись.
  • составление предложений по опорным словам, данным в требуемой форме и в начальной форме;
  • распространение предложений однородными членами: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями; составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? (пространственные предлоги).
  1. Усложнение работы по формированию простого предложения:

· распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину);

· работа над интонацией предложения (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побудительная) в речи детей в диалогах;

  • составление предложений определенного типа по заданию логопеда с использованием схемы;
  • самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? какие?

3. Продолжение работы, начатой в первый год обучения, по формированию умения строить сложные предложения: сложносочиненное предложение с союзами- а, и (при сравнении предметов);

  • предложение со словами сначала..., а потом...;
  • сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что.
  1. Усложнение работы:

обучение детей умению пользоваться сложными предложениями на новом материале в практических упражнениях.

 

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

  1. Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде.
  2. Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медленно), отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как?
  3. Составление предложений - по опорным словам, и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (столваза, книгаокно).
  1. Составление предложений с различными изменениями, преобразованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.
  2. Формирование навыка правильного построения предложений по любой сюжетной картинке.
  3. Употребление в практических упражнениях сложноподчиненных предложений с придаточными цели, причины, сравнения и времени; союзы чтобы, потому что, как, когда.
  4. Анализ и синтез предложений, состоящих из 4-5 слов.

 

3-й период (апрель, май)

  1. Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предложений.
  2. Обучение составлению сложносочиненных предложений с разделительным союзом или (практические упражнения).
  3. Закрепление умения грамматически правильно отвечать на вопрос- почему?
  4. Обучение правильному построению сложноподчиненных предложений, в которых главным является предложение “Я хочу...”.
  5. Обучение умению передавать прямую речь сложным предложением с союзами что, чтобы (практические упражнения).
  6. Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.

 

Развитие связной речи.

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Совершенствование разговорно-диалогической речи детей:

o самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? и ответы на них;

o заучивание и инсценирование диалогов;

o пересказ текста с включением диалога действующих лиц;

o самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему.

  1. Заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лексической или грамматической темой.
  2. Объединение в описательный рассказ предложений, состоящих из определенного количества слов (например, в рассказ “Осень” предложений из 3 слов).
  3. Составление и заучивание загадок с называнием признаков, действий, частей предмета-отгадки.
  4. Расширение элементарных рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства, заданного плана.
  1. Пересказ коротких рассказов.
  2. Пересказ текста с творческим грамматическим заданием: подбор эпитетов к выделенным словам.
  3. Составление рассказа по демонстрации действий с изменением лица.
  4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

 

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

  1. Расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседа по прочитанному, пересказы по ролям, инсценирование).
  2. Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).
  3. Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, дыхание).
  4. Составление рассказов:
  • по серии сюжетных картинок;
  • по одной сюжетной картинке;
  • по предложенному началу;
  • по заданному плану;
  • по моделированию ситуации и графическому плану;
  • по аналогии.

5. Обучение умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, расположения материала на странице в книге, тетради, альбоме, при объяснении проблемных ситуаций и решении логических задач.

 

3-й период (апрель, май)

  1. Продолжение работы по совершенствованию диалогической речи.
  2. Дальнейшее развитие монологической речи:
  • пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом;
  • установление причинно- следственных связей в небольших текстах, отрывках;
  • составление рассказов:
  • из деформированного текста;
  • по набору предметных картинок, объединенных одной темой;
  • по опорным словам и предметным картинкам;
  • составление рассказов всех типов (см. в 1-й период).
  1. Дальнейшее развитие выразительности речи при чтении стихов, драматизации.
  2. Развитие умения строить доказательное учебное высказывание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.018 с.)