Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В старшей группе для детей с онр по периодам.
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Множественное число имен существительных с окончаниями -ы, -и (начинает логопед, продолжает воспитатель).
- Родительный падеж имен существительных единственного числа с окончаниями -ы, -и (нет руки, нет воды).
- Имена существительные единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (продолжает воспитатель).
- Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя (мужской и женский род).
- Множественное число имен существительных с окончаниями -а (дома, глаза).
- Множественное число глаголов изъявительного наклонения в 3-м лице настоящего времени (идет — идут), согласование имен существительных и глаголов в числе (продолжает воспитатель).
- Практическое знакомство с категорией завершенности и незавершенности действия (что делает? что сделал?)
- Практическое знакомство с приставочными глаголами (шить — пришить — загнить — вшить — вышить — подшить).
- Согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени в роде (надел' — надела).
- Практическое знакомство со словами противоположного значения (чистый — грязный, холодный — горячий, длинный — короткий, день — ночь, верх — низ и др.).
- Подбор определений к словам-предметам (имен прилагательных к именам существительным), их согласование в числе и роде в именительном падеже.
- Первые упражнения в образовании относительных прилагательных (темы: “Осень”, “Овощи”, “Фрукты”, “Дом”).
- Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов в, на (на вопросы: куда? где?); без (с родительным падежом существительных: без чего? — без дома, без куртки и т.д.); у (у кого? — с родительным падежом существительных с окончаниями -ы, -и: у Вовы, у Коли).
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
- Продолжение работы над усвоением лексико-грамматического материала первого периода.
- Практическое знакомство с категорией одушевленности (кто? что?).
- Закрепление понятия рода имен существительных в связи с числительными один, одна, два, две (можно начать в первом периоде).
- Практическое знакомство с родственными словами.
- Родительный падеж имен существительных единственного числа в значении принадлежности (ножка стола, следы зайца).
- Суффиксы -онок, -енок, -ата, -ята в названии детенышей животных.
- Увеличительный суффикс -ищ.
- Родительный падеж имен существительных множественного числа с окончаниями -ов, -ев, -ей и без окончания.
- Расширение значения слов-действий, подбор предметов к действиям: летает — птица, шар, самолет, бабочка и т.д. (продолжает воспитатель).
- Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде, числе (продолжает, воспитатель).
- Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: у-, при-; от-, под-; на-, за-, пере- (летает, ходит, бегает).
- Глаголы совершенного и несовершенного вида в практических упражнениях (строил — построил, варил — сварил и др.).
- Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонностью, материалами) и согласование их с существительными именительного падежа в роде и числе.
- Прилагательные с уменьшительным значением (суффиксы -оньк-, - енък).
- Имена прилагательные с противоположным значением (антонимы).
- Притяжательные имена прилагательные.
- Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (именительный, родительный, дательный, винительный падежи). Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов под, над (куда? где?)); с, со из (откуда?); из (из чего? сделан предмет); с (с чем? с кем?).
- Окончание -ах в словосочетаниях существительных множественного числа в предложном падеже с предлогами на, о (на санках, о зайчатах).
- Личные местоимения с предлогом у, у меня, у него и др. (продолжает воспитатель).
- Согласование имен существительных с именами числительными (один, одна, два, две, три, четыре, пять).
3-й период (апрель, май, июнь)
- Закрепление тем, начатых в первом и втором периодах.
- Родовая принадлежность имен существительных среднего
рода (мое, оно, одно). - Употребление личных местоимений вместо имен собственных.
- Активизация приставочных глаголов в речи детей, правильное употребление грамматических форм глаголов, усвоенных ранее.
- Слова-признаки действия (как?) в практических упражнениях (быстро — медленно, громко — тихо и др.).
- Усвоение будущего сложного времени глаголов: буду строить (продолжает воспитатель).
- Изменение глаголов настоящего времени по лицам в единственном и множественном числе, практическое употребление слово
сочетаний “местоимение + глагол”. - Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (добавляются творительный и
предложный падежи). - Понимание и активное употребление в практических упражнениях конструкций с предлогами о, к, от, за (куда? где? за чем?).
Формирование предложения
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Проговаривание и употребление в самостоятельной речи
элементарных фраз (Вот нога. Тут Оля. Там Дима. Это ноги). - Формирование двусоставного предложения:
а) преобразование форм повелительного наклонения глаголов в форму изъявительного наклонения при демонстрации действий (Вова, иди! Вова идет);
б) выделение слов-предметов и слов-действий по вопросам: Кто это? Что делает?
в) подбор действий к предмету: (Вова идет (бежит, прыгает...);
г) составление простых нераспространенных предложений по демонстрации, по картине.
- Формирование понятий “слово”, “предложение”; графическая запись предложения из двух слов.
- Формирование предложения из нескольких слов в последовательности:
а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного, подобный именительному): Ната моет руки;
б) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного с окончанием -у): Коля надевает шапку,
в) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в дательном падеже): Портниха шьет платье Оле;
г) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Мальчик вытирается полотенцем;
д) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Девочка намыливает руки мылом.
- Графическая запись предложения из 3-4 слов.
- Распространение предложений однородными членами:
а) подлежащими: Девочки и мальчики срывают яблоки;
б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и кладет в корзину;
в) дополнениями: Дети собирают огурцы и помидоры.
- Обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу словом или словосочетанием.
- Формирование конструкций с противительным союзом - а присравнении двух предметов: Помидор красный, а огурец зеленый.
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
- Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом периоде типов (по демонстрации, по сюжетным картинкам, по ситуации, по предметным картинкам).
- Обучение умению составлять предложения, по опорным словам, данным в нужной форме.
- Распространение предложений определениями.
- Выделение из предложения слов-признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
- Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда?
- Закрепление конструкций с союзами- а, и при сравнении предметов: Снег белый, и мел белый, и заяц белый, а белка не белая.
- Формирование предложений со словами “Сначала..., а потом...”.
3-й период (апрель, май, июнь)
- Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом и втором периодах типов на более широком и сложном материале.
- Распространение предложений словами-признаками действия (обстоятельствами), отвечающими на вопрос как.
- Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме.
- Составление предложений типа “подлежащее + сказуемое + инфинитив глагола + 1-2 косвенных падежа”: Оля хочет поймать бабочку сачком
- Формирование сложноподчиненного предложения с союзами потому что, чтобы.
- Учить детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки:
а) конец предложения;
б) вопрос;
в) восклицание.
|