Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия реализации программы
4.1 Основные средства развития и коррекции речи: - развивающая речевая среда; - образцы грамотной литературной речи; - разнообразные образцы речевого этикета; - четкость, красочность, полнота, грамматическая правильность речи сотрудников; - осуществление контроля за правильным произношением; - контроль за темпом и громкостью речи детей;
4.2 Организация образовательной деятельности учителя-логопеда. Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май, июнь. Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы. В конце сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого-медико-педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов, утверждают план работы группы на год. С первого октября начинается коррекционно-развивающая деятельность с детьми во всех возрастных логопедических группах в соответствии с утвержденным планом работы. Проведение рабочих совещаний по завершении первого, а затем и второго периодов работы не является обязательным. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей и составление плана работы на следующий период может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами. Заведующая дошкольным учреждением утверждает план работы логопедической группы в начале учебного года. В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в логопедических группах устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая — весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми; кроме того, все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне — при переходе детского сада на летний режим работы.
Период с 15 по 31 мая отводится на диагностику. Медико-психолого-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и в конце подготовительной группы при выпуске.
4.3 Формы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Основными формами коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: - фронтальных (подгрупповых) занятий; - индивидуальных занятий; - подгрупповых занятий. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Фронтальная (подгрупповая) логопедическая ООД позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи. В основе планирования лежат тематический и концентрический подходы.
При планировании и проведении фронтальных, подгрупповых логопедических ООД: · определяется тема и цели; · выделяется словарь, который дети должны усвоить в активной речи; · отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала; · обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий; · учитывается зона ближайшего развития дошкольников; · регулярное повторение усвоенного речевого материала. Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также психических и психофизиологических функций. Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников обеспечивает выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов. К фронтальным занятиям предъявляются требования: 1. Занятие должно быть динамичным. 2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. 3. Предусматривается частая смена различных видов деятельности. 4. Обязательна коммуникативная направленность занятия. 5. У детей развивается умение слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи. 6. Используется разнообразный дидактический материал, красочный и удобный. 7.Технологии, используемые на занятиях, разнообразны и располагаются в порядке возрастающей сложности. Предусматриваются следующие виды фронтальных занятий: · по формированию связной речи (задачей КОД по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. Сформированные навыки использования различных типов предложений помогут детям передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание); · по формированию лексико - грамматического строя речи; · по подготовке детей к обучению грамоте в школе. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПиН. Продолжительность образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни – не более 25 минут, 7года жизни – не более 30 минут. Перерывы между периодами образовательной деятельности должны быть не меньше 10 мин. В программе Т.Б.Филичевой говорится, что на первом году обучения пятилетние дети с расстройством экспрессивной речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно в старшей группе для проведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательских ООД делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития. На подгрупповых занятиях (в микрогруппах) изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скорригированные на индивидуальных занятиях; уточняется, расширяется и обогащается словарный запас; отрабатываются грамматические категории. Занятия для 3-4 детей организуются на этапе автоматизации звука в текстах, а также для подгрупп, состоящих из двух детей, на этапе автоматизации звука в словах, фразах.
Частота проведения подгрупповой КОД–2 раза в неделю. Продолжительность подгруппового занятия в старшей группе составляет 15-20 минут, в подготовительной–до 30 минут. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя: - комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, - коррекцию произношения нарушенных звуков, - коррекцию слоговой структуры слова, - развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. В связи с замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем. Частота проведения индивидуальной КОД определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, заболеваемостью детей и характером посещаемости ДОУ. Частота индивидуальной КОД у детей 2-3 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий в старшей группе 10-15 минут, в подготовительной - составляет 15-20 минут. К индивидуальным логопедическим ООД предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен: - сформулировать тему и цели занятия; - продумать этапы занятия, их связь друг с другом; - запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия; - осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
- формулировать инструкции кратко и четко; - использовать разнообразный и красочный наглядный материал; - уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия. Индивидуальные занятия, как правило, включают в себя следующие этапы: Артикуляционная гимнастика, Пальчиковая гимнастика, Постановка или автоматизации звука. Лексический материал содержит максимальное количество закрепляемых звуков. Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных коррекционных групп, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу в старшей группе. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПиНами.
Учебный план группы компенсирующей направленности детей Занятие |
Содержание работы |
Кол-во занятий | ||||||||
неделя | год | ||||||||||
По формированию и развитию связной речи | - подготовка к овладению диалогической формой общения; -усвоение навыка составления короткого рассказа. -составление разных типов предложений; -закрепление навыка составления рассказов по картинке и серии картинок с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа); -составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. | Старшая группа (5-6 лет) 1/20 -25 мин | 30 | ||||||||
Подготовительная группа (6-7 лет) 1/25- 30 мин | 30 | ||||||||||
По подготовке детей к обучению грамоте в школе. | - формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость, твердость — мягкость; -воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза; дифференциация звуков по участию голоса, твердости — мягкости, месту образования. | Старшая группа (5-6 лет) 1/ 20 - 25 мин | 30 | ||||||||
Подготовительная группа (6-7 лет) 1 / 25- 30 мин | 30 | ||||||||||
По развитию лексико-грамматической стороны речи. | -развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, понимание обобщающего значения слова; - практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных, прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-)', -усвоение форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);
-расширение значения предлогов. | Старшая группа (5-6 лет) 1/ 20 - 25 мин | 30 | ||||||||
Подготовительная группа (6-7 лет) 1 / 25- 30 мин | 30 | ||||||||||
По развитию фонетико- фонематической стороны речи | -закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях; -постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков; -дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава; | На индивидуально- подгрупповых занятиях | - |
4.4 Методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Логопедическое воздействие осуществляется методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
- Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи;
- Словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы;
- Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр, а также метод проектов, моделирования и логосказки.
Широко используются здоровьесберегающие технологии. Это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Включение в каждое занятие различных видов массажа, динамических пауз, пальчиковых игр, гимнастики для глаз создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.043 с.)