Результаты исследования, анализ и обработка полученных экспериментальных данных для испытуемого под № 11 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты исследования, анализ и обработка полученных экспериментальных данных для испытуемого под № 11



 

После проведения коррекционного мероприятия, мы провели повторную диагностику с участником эксперимента под № 11 по тем же четырем методикам.

Методика №1: Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

Результаты повторного тестирования по методике диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко представлены в Приложении 10.

Для начала выведем первичные результаты тестирования по этой методике по фазам:

 

Рис.10. Количественные показатели уровня эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко, по фазам (до коррекционной работы).

 

На рис.11 в графическом виде представлены результаты испытуемого по фазам после проведения коррекционной работы (сокр. "КР").

 

Рис.11. Количественные показатели уровня эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко, по фазам (после КР).

 

Интерпретируя результаты, мы видим, что показатели шкалы напряжение существенно снизились, если быть точнее на 83%. Теперь это означает, что фаза не сформирована. Почти в два раза снизились показатели шкалы истощение. Фаза истощения пока имеет статус сформировавшейся фазы, но ее показатели очень приблизились к границе фаз в стадии формирования. На 38% снизился уровень резистенции. Сейчас показатели этой фазы находятся в зоне формирования.

На следующих рис.12 и 13 в виде диаграмм мы представили результаты значений выраженности каждого из 12 симптомов методики до КР и после:

 

Рис.12. Количественные показатели выраженности симптомов по тесту эмоционального выгорания В.В. Бойко до КР.

 

Рис.13. Количественные показатели выраженности симптомов по тесту эмоционального выгорания В.В. Бойко после КР.

 

До КР из рис.12 мы видим, что 10 из 12 симптомов являются доминирующими во всём синдроме эмоционального выгорания. После проведения КР, мы получили совсем иные результаты (рис.13). Только два симптома, а именно "эмоционально-нравственная дезориентация" и "эмоциональная отстранённость", остались доминирующими. Только "редукция профессиональных обязанностей" и "эмоциональный дефицит" имеют статус сложившегося симптома. Четыре симптома перешли в статус складывающихся. Благодаря проведенной нами психопрофилактической работе, показатели симптома "переживание психотравмирующих обстоятельств" и симптома "тревога и депрессия" снизились до 0. Остальные два симптома являются несложившимися. Также, мы отметили существенное снижение общего показателя эмоционального выгорания с 301 балла до 137. И сделали заключение о том, что проведенная работа устранила большинство признаков и симптомов синдрома эмоционального выгорания, почти полностью устранила тревожные реакции, ослабила депрессию испытуемого и повысила эмоциональный тонус.

Методика №2: Опросник "профессиональное выгорание".

На рис.14 и 15 представлены результаты опросника до и после КР в виде гистограммы:

 

Рис.14. Количественные показатели уровня эмоционального выгорания по трем субшкалам до КР.

 

Как мы видим, до проведения КР все три показателя уровня выгорания находятся на высоком уровне.

 

Рис.15. Количественные показатели уровня эмоционального выгорания по трем субшкалам после КР.

 

Проанализировав полученные результаты, мы отметили, что показатели шкал "эмоциональное истощение" и "редукция личных достижений" снизились до средних значений. Показатели шкалы "деперсонализация" остались на высоком уровне.

Методика №3: "Шкала личностной и реактивной тревожности" Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин.

Результаты тестирования до КР и после показаны в графическом виде на рис.16 и 17.

 

Рис.16. Количественные показатели результатов тестирования испытуемых по методу Спилбергера - Ханина.

 

Исходя из того, что показатель выше 45 является высоким, делаем вывод, что показатели по двум шкалам участника нашего эксперимента находятся на высоком уровне.

 

Рис.17. Количественные показатели результатов тестирования испытуемых по методу Спилбергера - Ханина.

 

Из рис.17 мы наблюдаем, что после проведения КР показатели обеих шкал существенно снизились и находятся в умеренной зоне.

Методика №4: Опросник "экспресс-оценка выгорания" Каппони В., Новак Т.

После обработки результатов экспресс - опросника испытуемый набрал один балл. Это свидетельствует об отсутствии у специалиста первых признаков синдрома выгорания.

С целью доказательства выдвинутой в исследовании гипотезы о том, что специально разработанные рекомендации и организованная коррекционная работа по снижению эмоционального выгорания, приведет к снижению уровня эмоционального выгорания, был применен непараметрический критерий <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9>, используемый для проверки различий между двумя выборками <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0> парных измерений Т-Критерий Вилкоксона.

Критерий предназначен для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность, то есть, способен определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Подсчет критерия Т Вилкоксона включает следующие этапы:

. Составить список испытуемых в любом порядке, например, алфавитном.

. Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором и первом замерах ("после" - "до"). Определить, что будет считаться "типичным" сдвигом и сформулировать соответствующие гипотезы.

. Перевести разности в абсолютные величины и записать их отдельным столбцом (иначе трудно отвлечься от знака разности).

. Проранжировать абсолютные величины разностей, начисляя меньшему значению меньший ранг. Проверить совпадение полученной суммы рангов с расчетной.

. Отметить кружками или другими знаками ранги, соответствующие сдвигам в "нетипичном" направлении.

. Подсчитать сумму этих рангов по формуле:

=∑Rr

 

где Rr - ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

. Определить критические значения Т для данного объема выборки. Если Тэмп меньше или равен Ткр, сдвиг в "типичную" сторону по интенсивности достоверно преобладает.

Нами исследовалась динамика изменений показателей 12 шкал симптомов эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко после проведения специально организованной коррекционной работы (КР) с испытуемым под № 11. Подробные расчёты приведены в Таблице 3.

 


Таблица 3

Расчет критерия Т при сопоставлении показателей 12 шкал симптомов эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко до и после проведения КР

Шкала До проведения КР (tдо) После проведения КР (tпосле) Разность (tпосле - tдо) Абсолютное значение разности Ранговый № разности
1 17 0 -17 17 5,5
2 27 5 -22 22 9,5
3 30 11 -19 19 7
4 22 0 -22 22 9,5
5 30 14 -16 16 4
6 20 20 0 0  
7 30 6 -24 24 11
8 15 19 +4 4 2
9 25 16 -9 9 3
10 25 23 -2 2 1
11 30 10 -20 20 8
12 30 13 -17 17 5,5
Сумма         66

 

В соответствии с ограничениями в применении критерия Т Вилкоксона, нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество значений n уменьшается на количество этих нулевых сдвигов.

Соответственно n=11. Критические значения выборочного коэффициента корреляции рангов для 11 значений представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Критические значения выборочного коэффициента корреляции рангов

N

p

  0.05 0.01
12 13 7

 

где N - размер выборки, p - уровень статистической значимости.

Сумма рангов с более редким знаком составила Тэмп=2.

Посмотрим "ось значимости", зная, что n=11 (рис.18).

 

Рис.18. Ось значимости по критерию Т Вилкоксона для выборки n=11.

В данном случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости, т.к. Тэмп < Ткр (0,01).

По результатам расчёта критерия Т Вилкоксона выявлено, что сдвиг, произошедший в результате проведенной коррекционной работы, не случаен. Это означает, что специально организованная коррекционная работа, разработанная для испытуемого, снизила его показатели эмоционального выгорания и гипотеза, заявленная в работе, подтвердилась.


Заключение

 

Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников, важно в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере социальной работы, так как социальные работники оказывают поддержку людям, попавшим в беду, работают с трудными семьями "группы риска" и подростками, с семьями алкоголиков и наркоманов. Именно в данной профессии снижение эмоционального выгорания является действительно актуальной проблемой.

Социальным работникам, по роду деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен СЭВ, который проявляется в нервозности, психической неустойчивости, повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности, агрессивности.

В ходе выполнения теоретической части исследования были рассмотрены подходы к определению понятия "синдром эмоционального выгорания"; охарактеризованы особенности проявления "синдрома эмоционального выгорания" социальных работников; определены современные методики диагностики "синдрома эмоционального выгорания" и выявлены психологические средства коррекции "синдрома эмоционального выгорания".

Целью эмпирического исследования, было подтверждение гипотезы о том, что специально разработанная коррекционная программа по снижению эмоционального выгорания, приведет к снижению уровня выгорания, будет отмечена положительная динамика и снижение тревожности.

С учетом исследовательского опыта отечественных и зарубежных психологов были подобраны методики по выявлению уровня эмоционального выгорания, стресса, конфликтности и тревожности у социальных работников. Для диагностики уровня эмоционального выгорания использовался метод диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; опросник "профессиональное выгорание", разработанный на основе модели К. Маслач и С. Джексон, Водопьяновой Н. Е, Старченковой Е.; опросник "экспресс-оценка выгорания" Каппони В., Новак Т.; для диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности использовалась "шкала самооценки тревожности" Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина. Для математической обработки данных был применен непараметрический критерий <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9>, используемый для проверки различий между двумя выборками <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0> парных измерений Т-Критерий Вилкоксона. Проведенное эмпирическое исследование позволило нам сделать следующие выводы:

1. В ходе эмпирического исследования нами было обнаружено, что для 14 сотрудников Московского университета государственного управления свойственна умеренная личностная и ситуативная тревожность, в стадии формирования находится фаза эмоционального выгорания "резистентность", эмоциональное истощение в группе находится на среднем уровне, а деперсонализация и редукция личных достижений на высоком уровне.

2. У участника эксперимента под № 11 в результате диагностики был выявлен синдром эмоционального выгорания. Было решено разработать коррекционную программу для этого испытуемого, после чего провести повторную диагностику. Для остальных испытуемых разработать общие рекомендации по психопрофилактике эмоционального выгорания. По результатам повторной диагностики отобранного испытуемого было обнаружено, что показатели СЭВ существенно снизились.

.   В ходе эмпирического исследования выявлено, что сдвиг, произошедший в результате проведенной коррекционной работы, не случаен. Гипотеза, заявленная в работе, подтвердилась.


Список литературы

 

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других: Практическое пособие. // В.В. Бойко. - М.: Информационно - издательский дом "Филинъ", 1996. - 264с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. // 2-е изд. Доп.Н. Водопьянова, Е. Старченкова. - Издательство: Питер. - Спб. - 2005. - 336с.

.   Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания. М. 2006с. - 424с.

.   Китаев-Смык Л.А., Боброва Э.С. Социально-психологические проявления стресса и синдром "выгорания личности" // Активизация личности в системе общественных отношений. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. - М., 1989. - 189 с.

.   Китаев - Смык Л.А. Психология стресса / Под ред. Попова В.А. - М.: Наука, 1983.368 с.

.   Синдром эмоционального выгорания (лекция). // Под. ред. П.И. Сидорова, д. м. н., профессор, академик РАМН, г. М., 2007 г. - 392с.

.   Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. Водопьянова, Н.Е. СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

.   Золотова Т.Н. Психология стресса. М. 2008 г. - 189 с.

.   Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 688 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии"). ISBN 978-5-94723-387-2

.   Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии СПб: Речь, 2000 г., 220 с.

.   Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: Бахрах - М, 2001 г. - 672 с. ISBN 5-89570-005-5

.   Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

.   Грабе М. - Синдром выгорания. Болезнь нашего времени (Психологический практикум) - 2008г.

.   Бойко О.В. - Охрана психического здоровья (Высшее проф. образование) - 2004г.

.   Рожнова В.Е., Табачникова С.И., Филатова А.Т. "Система специализированной психогигиенической, психопрофилактической и психотерапевтической помощи работникам в условиях современного промышленного производства" // Руководство по психотерапии / Под ред.В.Е. Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. - С.93-99

.   Психология профессионально обусловленных кризисов. // под ред.Э. Сыманюк.: Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та. - Воронеж: МОДЭК, - 2004. - 319 с.


Приложения

 

Приложение 1

Результаты тестирования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Напряжение

Резистенция

Истощение

N 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
1 9 8 18 11 24 17 11 23 7 13 3 7
2 0 0 0 0 12 8 0 2 0 3 0 0
3 5 8 5 0 25 25 13 16 12 2 5 5
4 22 0 8 3 8 10 8 10 2 13 8 8
5 0 0 5 0 15 27 0 12 10 10 0 3
6 15 11 6 5 17 27 8 25 25 18 8 6
7 0 0 0 0 15 10 4 14 12 18 5 0
8 0 0 0 0 12 15 0 17 5 15 0 0
9 12 25 10 5 20 15 3 30 18 10 5 8
10 4 11 21 3 20 25 7 17 23 22 5 5
11 17 27 30 22 30 20 30 15 25 25 30 30
12 4 15 11 2 17 22 0 12 10 15 3 5
13 0 6 6 0 14 17 2 10 5 6 3 3
14 2 8 21 10 12 19 20 18 2 6 5 10
15 9 3 0 15 5 7 3 14 2 6 8 6
С. б. 6,6 8 9,4 5 16,4 17,6 7,3 15,7 10,5 12 6 6,4

 

С. б. - средний балл; N1-4: симптомы выгорания; N1-40: номера испытуемых.


Приложение 2

 

Ключ к тестовому материалу методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Осуществляются следующие подсчёты:

) определение суммы баллов раздельно для каждого из двенадцати симптомов "выгорания",

) подсчёт суммы показателей симптомов для каждой из трёх фаз формирования "выгорания",

) нахождение итогового показателя синдрома "эмоционального выгорания" - суммы показателей всех двенадцати симптомов.

В скобках указано количество баллов, присвоенное тому или иному ответу; вне скобок указан номер вопроса; в случае, если баллы присваиваются положительному ответу, указан знак +, если отрицательному - знак -.

Фаза "Напряжение"

. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

 

+ 1 (2),+ 13 (3),+ 25 (2), - 37 (3),+ 49 (10),+ 61 (5), - 73 (5)

 

. Неудовлетворенность собой:

 

(3),+ 14 (2),+ 26 (2), - 38 (10), - 50 (5),+ 62 (5),+ 74 (3)

 

." Загнанность в клетку":

 

+ 3 (10),+ 15 (5),+ 27 (2),+ 39 (2),+ 51 (5),+ 63 (1), - 75 (5)

 

. Тревога и депрессия:

 

+ 4 (2). + 16 (3),+ 28 (5),+ 40 (5),+ 52 (10),+ 64 (2),+ 76 (3)

 

Фаза "Резистенция"

. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

 

+ 5 (5), - 17 (3),+ 29 (10). + 41 (2),+ 53 (2),+ 65 (3),+ 77 (5)

 

. Эмоционально-нравственная дезориентация:

 

+ 6 (10), - 18 (3),+ 30 (3), '+ 42 (5),+ 54 (2),+ 66 (2), - 78 (5)

 

. Расширение сферы экономии эмоций:

 

+ 7 (2),+ 19 (10), - 31 (2),+ 43 (5),+ 55 (3),+ 67 (3), - 79 (5)

 

. Редукция профессиональных обязанностей:

 

+ 8 (5),+ 20 (5),+ 32 (2), - 44 (2),+ 56 (3),+ 68 (3),+ 80 (10)

 

Фаза "Истощение"

. Эмоциональный дефицит:

 

+ 9 (3),+ 21 (2),+ 33 (5), - 45 (5),+ 57 (3), - 69 (10),+ 81 (2)

 

. Эмоциональная отстраненность:

 

+ 10 (2),+ 22 (3), - 34 (2),+ 46 (3),+ 58 (5),+ 70 (5),+ 82 (10)

 

. Личностная отстраненность (деперсонализация):

 

+ 11 (5),+ 23 (3). + 35 (3),+ 47 (5),+ 59 (5),+ 71 (2),+ 83 (10)

 

. Психосоматические и психовегетативные нарушения:

 

+ 12 (3),+ 24 (2),+ 36 (5),+ 48 (3),+ 60 (2),+ 72 (10),+ 84 (5)


Приложение 3

Результаты тестирования по методике "Опросник профессиональное выгорание (ПВ)

Шкалы

  Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений
1 28 10 28
2 11 9 31
3 25 6 24
4 15 9 43
5 14 11 26
6 31 16 27
7 10 12 32
8 12 5 32
9 33 17 24
10 23 14 31
11 50 19 11
12 8 11 21
13 9 11 31
14 34 11 18
15 18 7 32

 


Приложение 4

"Опросник "профессиональное выгорание" (ПВ)

Данная методика разработана на основе модели К. Маслач и С. Джексон, Водопьяновой Н.Е., Старченковой Е. [10]

Назначение теста: тест предназначен для измерения уровня синдрома эмоционального выгорания.

В опроснике содержится 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Состоит из трех субшкал (эмоциональное истощение, деперсонализация и персональные достижения). Ответы оцениваются по 7-балльной шкале измерений и варьируют от "никогда" (0 баллов) до "всегда" (6 баллов). Существуют варианты опросника для разных профессиональных групп. Мы выбрали, как наиболее подходящий, опросник ПВ для консультантов фонда социальной защиты, за неимением опросника непосредственно для сотрудников библиотечного обслуживания. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие - по шкале персональных достижений.

Ключ опросника ПВ

Субшкала Номер утверждения Сумма баллов максимальная
Эмоциональное истощение 1,2,3,6*,8,13,14,16, 20 54
Деперсонализация 5,10,11,15,22 30
Редукция персональных достижения 4,7,9,12,17,18, 19,21 48

 

*Отмечен "обратный вопрос, который считается в обратном порядке, т.е. ответ "ежедневно" соответствует нулевому значению.

 


Оценка уровней выгорания (данные Российской выборки)

Субшкала Низкий уровень L Средний уровень M Высокий уровень H
Эмоциональное истощение 0-15 16-24 25 и больше
Деперсонализация 0-5 6-10 11 и больше
Редукция личных достижений 37 и больше 36-31 30 и меньше

 


Приложение 5

 

Результаты тестирования по методике диагностики уровня тревожности Спилбергера - Ханина

№ испыт. Ситуативная тревожность Личностная тревожность
1 57 59
2 40 39
3 65 66
4 41 42
5 37 33
6 43 49
7 35 41
8 36 41
9 52 56
10 48 52
11 55 70
12 33 48
13 33 37
14 61 63
15 42 38

Приложение 6

Ключ к тестовому материалу методики диагностики самооценки по методике Спилбергера-Ханина

 

Уровень тревожности вычисляется отдельно для двух шкал в виде суммы баллов за каждый из ответов в соответствии с таблицей:

Номер суждения Ситуационная тревожность (ответы) Номер суждения Личностная тревожность (ответы)
1 4 3 2 1 21 4 3 2 1
2 4 3 2 1 22 1 2 3 4
3 1 2 3 4 23 1 2 3 4
4 1 2 3 4 24 1 2 3 4
5 4 3 2 1 25 1 2 3 4
6 1 2 3 4 26 4 3 2 1
7 1 2 3 4 27 4 3 2 1
8 4 3 2 1 28 1 2 3 4
9 1 2 3 4 29 1 2 3 4
10 4 3 2 1 30 4 3 2 1
11 4 3 2 1 31 1 2 3 4
12 1 2 3 4 32 1 2 3 4
13 1 2 3 4 33 1 2 3 4
14 1 2 3 4 34 1 2 3 4
15 4 3 2 1 35 1 2 3 4
16 4 3 2 1 36 4 3 2 1
17 1 2 3 4 37 1 2 3 4
18 1 2 3 4 38 1 2 3 4
19 4 3 2 1 39 4 3 2 1
20 4 3 2 1 40 1 2 3 4

 


Приложение 7

Опросник экспресс-оценка выгорания.

На следующие предложения отвечайте "да" или "нет". Количество положительных ответов подсчитайте.

 

1. Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен да нет
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления да нет
3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры да нет
4. То насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики) да нет
5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. да нет
6. Коллегам (посетителям, заказчикам, ученикам и т.д.) я придумал (а) Обидные прозвища (например, "идиоты"), которые использую мысленно да нет
7. С делами по службе я справляюсь "одной левой" нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной да нет
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что - нибудь новое да нет
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям да нет
10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое да нет

 

Назначение теста: тест предназначен для диагностики первых симптомов синдрома эмоционального выгорания

Экспресс оценка выгорания содержит 10 вопросов. На вопросы необходимо отвечать "да" или "нет".

Уровень эмоционального выгорания оценивается в баллах.

-1 балл - низкие оценки. Синдром эмоционального выгорания вам не грозит.

-6 баллов - средние оценки. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

-9 баллов - высокие оценки. Пришло время решать: либо сменить работу, либо переменить стиль жизни.

баллов - критические оценки. Положение весьма серьезное.

Приложение 8

Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, возможно, не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

.   определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

2. использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

.   овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

.   профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

.   уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

.   эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

.   поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

ü стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

ü учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

ü проще относиться к конфликтам на работе;

ü не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Антистрессовая релаксация (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения) [16]

) Лягте (в крайнем случае - присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении; одежда не должна стеснять ваших движений.

) Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на десять секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: "Вдох и выдох, как прилив и отлив". Повторите эту процедуру пять-шесть раз. Затем отдохните около двадцати секунд.

) Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до десяти секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит. Повторите данную процедуру трижды, расслабьтесь, отрешитесь от всего, ни о чем не думайте.

) Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: "Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит".

) Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как "тряпичная кукла". Наслаждайтесь испытываемым ощущением около тридцати секунд.

) Считайте до десяти, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются. Теперь ваша единственная забота - о том, как насладиться состоянием расслабленности.

) Наступает "пробуждение". Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: "Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым. Неприятное напряжение в конечностях исчезнет". Данное упражнение рекомендуется выполнять два три раза в неделю. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им релаксация достигается быстрее.


Приложение 9

 

Этапы проведения эмоционально-волевой тренировки

В исследованиях Рожнова В.Е., Табачникова С.И., Филатова А.Т. отмечается, что обучение приемам ЭВТ условно делится на 5 этапов [15].

Первый этап. Необходимо правильно научиться переключаться на новый ритм дыхания и выдерживать его заданное время.

При этом особое внимание следует обратить на позу: лежать на спине, корпус прямой, голова слегка опущена вперед, руки свободно расположены вдоль туловища, ноги на ширине плеч, глаза закрыты. Затем делается активный, форсированный глубокий вдох. Выдох спокойный, без напряжения. Закончив выдох, нужно задерживать дыхание до появления потребности вдохнуть, мысленно считая, сколько секунд удается не дышать без усилия. Затем следует очередной быстрый глубокий вдох и т.д.

При вдохе нужно взором окинуть свое тело последовательно в направлении снизу вверх; выдыхая, перевести мысленный взгляд в обратном направлении и остановить его на пальцах стоп.

На занятие в течение 4-6 мин в среднем приходится 7-10 циклов (вдох - выдох - задержка). Дыхание удается задерживать на 30-45 счетов (секундах) и более.

Начиная занятие, нужно отвлечься от посторонних звуков и мыслей. Принять исходное положение.

Быстрый вдох - спокойный выдох - задержка дыхания. Не дышать. Считать; 1, 2, 3, 4, 5, 6…

Активный вдох (взгляд снизу вверх) - выдох (опустить взгляд к стопам) - задержка дыхания. Считать.

Вдох - выдох - задержка дыхания. Считать: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Вдох - выдох - задержка дыхания. Считать.

В конце занятия надо глубоко без задержки вдохнуть, выдохнуть и перейти на обычный ритм дыхания.

Повторять упражнение следует регулярно 2-3 раза в день.

Лучше выполнять его перед и после работы, так как данные упражнения улучшают легочную вентиляцию, уменьшают напряженность при эмоциональных нагрузках, помогают мобилизовать себя на работу.

Описанный ритм дыхания служит фоном к последующим этапам тренировок, когда будут включаться формулы самовнушения. Поэтому очень важно овладеть умением четко и быстро изменять ритм дыхания.

Через 2-3 дня обычно удается овладеть первым этапом управления своим состоянием.

Второй этап. Следует научиться правильно, расслаблять мышцы всего тела и лица, а также вызывать у себя ощущение тепла. Перед занятием нужно принять удобное положение (сидя или лежа), сделать плавный вдох, а затем медленный спокойный выдох. Закрыть глаза. Постараться почувствовать тонус мышц тела и легкими движениями, своим чувством и волей освободиться от их напряжения. Повторять про себя вполголоса: "Мне удобно и хорошо, я отдыхаю. Все тело отдыхает. Не чувствую никакого напряжения. Сижу спокойно. Все мышцы тела начинают расслабляться. Я отдыхаю. Расслабляются мышцы правой (левой) руки. Расслабляются мышцы предплечья.

Все больше расслабляются мышцы правой (левой) кисти и пальцев. Дыхание ровное, глубокое. Сердце работает ровно, спокойно.

Вся рука расслаблена. Она лежит неподвижно, приятно тяжелая, я не могу се поднять. Волна приятного тепла проходит по правой (левой) руке. Тепло доходит до пальцев рук. Тепло пульсирует в кончиках пальцев правой (левой) руки. Приятное тепло в правой (левой) руке усиливается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.17 с.)