Глава I. Теоретическое исследование феномена эмоционального выгорания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретическое исследование феномена эмоционального выгорания



Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретическое исследование феномена эмоционального выгорания

1.1 Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, основные направления коррекции и профилактики

1.2 Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников

Глава II. Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания социальных работников

2.1 Ход исследования

2.2 Результаты исследования, анализ и обработка полученных экспериментальных данных

2.3 Результаты исследования, анализ и обработка полученных экспериментальных данных для испытуемого под № 11

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

В последнее время в зарубежной и отечественной литературе все чаще упоминается о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ). С каждым годом стремительно быстро растущее число специалистов, посвящают время этой проблеме.

Началом исследований в этой области стал один интересный факт: 40 лет назад психологи обратили внимание то, что у некоторых работающих несколько лет людей начал меняться стиль общения и поведения, начала падать продуктивность, снизилась работоспособность. Проанализировав эту ситуацию, они выявили особую форму "болезней стресса" - "болезнь общения". Ее тогда называли - "выгорание персонала". Под "выгоранием" подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. В 70-х годах известный американский исследователь Кристина Маслач, дала научное и краткое, но точно отражающее понятие СЭВ - "чувство эмоционального истощения", то есть человек ощущает, что ему плохо, ощущает, что он пребывает в таком состоянии, когда он не в состоянии реагировать на эмоции окружающих людей.

Русские исследователи впервые упоминали "эмоциональное сгорание" как некое отрицательное явление, часто возникающее у людей профессий "человек - человек" и связанное с межличностными отношениями. Н. Водопьянова и Е. Старченкова рассматривают выгорание как комплекс психических переживаний и поведения, которые отрицательно сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии.

Можно утверждать, что эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

эмоциональное выгорание социальный работник

Цель данной работы: исследовать симптомы синдрома "эмоционального выгорания" у социальных работников, изучить факторы, влияющие на развитие синдрома, а также на основе полученных в ходе исследования данных апробировать программу по коррекции и разработать рекомендации по предупреждению синдрома "эмоционального выгорания".

Объектом исследования является синдром "эмоционального выгорания".

Предметом исследования является коррекция и профилактика синдрома "эмоционального выгорания".

Гипотеза: если группа социальных работников придержется разработанных для них рекомендаций, то уровень "эмоционального выгорания" существенно снизится.

Задачи:

.   Проанализировать понятие синдрома "эмоционального выгорания" в отечественной и зарубежной литературе.

2. Определить профессиональные качества и психологические особенности социальных работников.

.   Провести экспериментальное исследование синдрома "эмоционального выгорания" у работников социальных служб.

.   Проанализировать полученные данные, разработать и апробировать программу психопрофилактики синдрома "эмоционального выгорания" специалистов.

5. Провести повторную диагностику и анализ полученных результатов.

6. Обработать, проанализировать и сравнить полученные результаты исследования с целью выявления эффективности психопрофилактических мероприятий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

современные теоретические подходы и исследования эмоционального выгорания и сопутствующих ему психологических особенностей, сформулированные в работах В.В. Бойко, Н.В. Гришиной, Н.В. Клюевой, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, С. Maslach, A. Pines и др.;

Методики диагностики:

"Диагностика эмоционального выгорания личности" В.В. Бойко;

Опросник "профессиональное выгорание" (ПВ) данная методика разработана на основе модели К. Маслач и С. Джексон, Водопьяновой Н.Е., Старченковой Е.;

"Шкала личностной и реактивной тревожности" Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин;

Опросник "экспресс-оценка выгорания" Каппони В., Новак Т.

Характеристика выборки:

В исследовании приняли участие 15 социальных работников (12 женщин и 3 мужчины) различного возраста (30-47 лет) и с разным стажем работы (от 1,5 до 20 лет).


Ход исследования

 

Целью эмпирического исследования является выявление особенностей проявлений эмоционального выгорания у социальных работников.

Рабочая гипотеза: мы предположили, что специально разработанные рекомендации и организованная формирующая работа по снижению эмоционального выгорания, приведет к снижению уровня эмоционального выгорания. Мы считаем, что после проведения формирующей работы будет отмечена положительная динамика и снижение тревожности, эмоционального выгорания.

В соответствии с целью и гипотезой в эмпирическом исследовании были поставлены следующие задачи:

. подобрать методики по оценке уровня эмоционального выгорания и его синдромов проявления у социальных работников;

. выделить экспериментальную группу социальных работников;

. апробировать методы диагностического исследования эмоционального выгорания на группе социальных работников;

. проанализировать полученные результаты и разработать рекомендации направленные на понижение уровня эмоционального выгорания, стресса и тревожности, повышения стрессоустойчивости у выбранной нами категории людей;

. средствами эксперимента выявить эффективность проведенной работы.

Для проведения эмпирического исследования были подобраны следующие диагностические методики:

. "Диагностика эмоционального выгорания личности" В.В. Бойко (см. приложение 2);

. Опросник "профессиональное выгорание" (ПВ) данная методика разработана на основе модели К. Маслач и С. Джексон, Водопьяновой Н.Е., Старченковой Е. (см. приложение 4);

. "Шкала личностной и реактивной тревожности" Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин (см. приложение 6);

. Опросник "экспресс-оценка выгорания" Каппони В., Новак Т. (см. приложение 7).

Далее представим краткое описание данных методов исследования.

. Методика Бойко направлена на выявление синдрома "Эмоционального выгорания" и состоит из 84 вопросов [2, с.221-223]. Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Уровень эмоционального выгорания оценивается по 12 шкалам, которые группируются в соответствии с тремя фазами:

"НАПРЯЖЕНИЕ": предвестник и запускающий механизм в формировании эмоционального выгорания.

·   Переживание психотравмирующих обстоятельств;

·   Неудовлетворенность собой;

·   "Загнанность в клетку";

·   Тревога и депрессия.

"РЕЗИСТЕНЦИЯ": сопротивление нарастающему стрессу.

·   Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;

·   Эмоционально-нравственная дезориентация;

·   Расширение сферы экономии эмоций;

·   Редукция профессиональных обязанностей.

"ИСТОЩЕНИЕ": характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

·   Эмоциональный дефицит;

·   Эмоциональная отстраненность;

·   Личностная отстраненность (деперсонализация);

·   Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Результаты теста представлены в Приложении 1, ключ к тесту в Приложении 2.

. "Опросник "профессиональное выгорание" (ПВ), разработанный на основе модели К. Маслач и С. Джексон, Водопьяновой Н. Е, Старченковой Е., предназначен для измерения степени "выгорания" в профессиях типа "человек-человек", в настоящее время признан базовой методикой выявления "эмоционального выгорания" [7, с.161-163].

В опроснике содержится 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Включенным в исследование необходимо ответить, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке для ответов надо отметить по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте мыслей и переживаний испытуемого: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", "каждый день". Всего опросник имеет три шкалы: "эмоциональное истощение" (проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии), "деперсонализация" (проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам) и "редукция личных достижений" (проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, в уменьшении значимости собственных достижений, ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении ("уходе") от обязанностей по отношению к другим). О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие - по шкале персональных достижений. Результаты теста представлены в Приложении 3, ключ к тесту в Приложении 4.

. "Шкала личностной и реактивной тревожности" Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин позволяет быстро и эффективно определять важнейший показатель психического состояния индивида - наличие внутренней тревожности. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную тревожность, или состояние тревожности. Это единственная методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31-44 балла - умеренная; 45 и более высокая.

Результаты теста представлены в Приложении 5, ключ к тесту в Приложении 6.

4. Опросник "экспресс-оценка выгорания" Каппони В., Новак Т. предназначен для диагностики первых симптомов синдрома эмоционального выгорания, для его распознавания. Экспресс оценка выгорания содержит 10 вопросов. На вопросы необходимо отвечать "да" или "нет".

Уровень эмоционального выгорания оценивается в баллах: 0-1балл - низкие оценки; 2-6 баллов - средние оценки; 7-9 баллов - высокие оценки; 10 баллов - очень высокие оценки.

Результаты теста представлены в Приложении 7.

Мы посчитали, что эти методики наиболее точно и верно помогут нам оценить те вопросы, которые мы хотели выяснить в ходе экспериментальной части исследования - оценить уровень эмоционального выгорания социальных работников. Более подробное описание методик представлено в приложениях 1-7.

Исследование проводилось в Московском университете государственного управления. В исследовании приняли участие 15 социальных работников (12 женщин и 3 мужчины) различного возраста (30-47 лет) и с разным стажем работы (от 1,5 до 20 лет).

 

Заключение

 

Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников, важно в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере социальной работы, так как социальные работники оказывают поддержку людям, попавшим в беду, работают с трудными семьями "группы риска" и подростками, с семьями алкоголиков и наркоманов. Именно в данной профессии снижение эмоционального выгорания является действительно актуальной проблемой.

Социальным работникам, по роду деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен СЭВ, который проявляется в нервозности, психической неустойчивости, повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности, агрессивности.

В ходе выполнения теоретической части исследования были рассмотрены подходы к определению понятия "синдром эмоционального выгорания"; охарактеризованы особенности проявления "синдрома эмоционального выгорания" социальных работников; определены современные методики диагностики "синдрома эмоционального выгорания" и выявлены психологические средства коррекции "синдрома эмоционального выгорания".

Целью эмпирического исследования, было подтверждение гипотезы о том, что специально разработанная коррекционная программа по снижению эмоционального выгорания, приведет к снижению уровня выгорания, будет отмечена положительная динамика и снижение тревожности.

С учетом исследовательского опыта отечественных и зарубежных психологов были подобраны методики по выявлению уровня эмоционального выгорания, стресса, конфликтности и тревожности у социальных работников. Для диагностики уровня эмоционального выгорания использовался метод диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; опросник "профессиональное выгорание", разработанный на основе модели К. Маслач и С. Джексон, Водопьяновой Н. Е, Старченковой Е.; опросник "экспресс-оценка выгорания" Каппони В., Новак Т.; для диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности использовалась "шкала самооценки тревожности" Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина. Для математической обработки данных был применен непараметрический критерий <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9>, используемый для проверки различий между двумя выборками <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0> парных измерений Т-Критерий Вилкоксона. Проведенное эмпирическое исследование позволило нам сделать следующие выводы:

1. В ходе эмпирического исследования нами было обнаружено, что для 14 сотрудников Московского университета государственного управления свойственна умеренная личностная и ситуативная тревожность, в стадии формирования находится фаза эмоционального выгорания "резистентность", эмоциональное истощение в группе находится на среднем уровне, а деперсонализация и редукция личных достижений на высоком уровне.

2. У участника эксперимента под № 11 в результате диагностики был выявлен синдром эмоционального выгорания. Было решено разработать коррекционную программу для этого испытуемого, после чего провести повторную диагностику. Для остальных испытуемых разработать общие рекомендации по психопрофилактике эмоционального выгорания. По результатам повторной диагностики отобранного испытуемого было обнаружено, что показатели СЭВ существенно снизились.

.   В ходе эмпирического исследования выявлено, что сдвиг, произошедший в результате проведенной коррекционной работы, не случаен. Гипотеза, заявленная в работе, подтвердилась.


Список литературы

 

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других: Практическое пособие. // В.В. Бойко. - М.: Информационно - издательский дом "Филинъ", 1996. - 264с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. // 2-е изд. Доп.Н. Водопьянова, Е. Старченкова. - Издательство: Питер. - Спб. - 2005. - 336с.

.   Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания. М. 2006с. - 424с.

.   Китаев-Смык Л.А., Боброва Э.С. Социально-психологические проявления стресса и синдром "выгорания личности" // Активизация личности в системе общественных отношений. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. - М., 1989. - 189 с.

.   Китаев - Смык Л.А. Психология стресса / Под ред. Попова В.А. - М.: Наука, 1983.368 с.

.   Синдром эмоционального выгорания (лекция). // Под. ред. П.И. Сидорова, д. м. н., профессор, академик РАМН, г. М., 2007 г. - 392с.

.   Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. Водопьянова, Н.Е. СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

.   Золотова Т.Н. Психология стресса. М. 2008 г. - 189 с.

.   Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 688 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии"). ISBN 978-5-94723-387-2

.   Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии СПб: Речь, 2000 г., 220 с.

.   Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: Бахрах - М, 2001 г. - 672 с. ISBN 5-89570-005-5

.   Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

.   Грабе М. - Синдром выгорания. Болезнь нашего времени (Психологический практикум) - 2008г.

.   Бойко О.В. - Охрана психического здоровья (Высшее проф. образование) - 2004г.

.   Рожнова В.Е., Табачникова С.И., Филатова А.Т. "Система специализированной психогигиенической, психопрофилактической и психотерапевтической помощи работникам в условиях современного промышленного производства" // Руководство по психотерапии / Под ред.В.Е. Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. - С.93-99

.   Психология профессионально обусловленных кризисов. // под ред.Э. Сыманюк.: Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та. - Воронеж: МОДЭК, - 2004. - 319 с.


Приложения

 

Приложение 1

Результаты тестирования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Напряжение

Резистенция

Истощение

N 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
1 9 8 18 11 24 17 11 23 7 13 3 7
2 0 0 0 0 12 8 0 2 0 3 0 0
3 5 8 5 0 25 25 13 16 12 2 5 5
4 22 0 8 3 8 10 8 10 2 13 8 8
5 0 0 5 0 15 27 0 12 10 10 0 3
6 15 11 6 5 17 27 8 25 25 18 8 6
7 0 0 0 0 15 10 4 14 12 18 5 0
8 0 0 0 0 12 15 0 17 5 15 0 0
9 12 25 10 5 20 15 3 30 18 10 5 8
10 4 11 21 3 20 25 7 17 23 22 5 5
11 17 27 30 22 30 20 30 15 25 25 30 30
12 4 15 11 2 17 22 0 12 10 15 3 5
13 0 6 6 0 14 17 2 10 5 6 3 3
14 2 8 21 10 12 19 20 18 2 6 5 10
15 9 3 0 15 5 7 3 14 2 6 8 6
С. б. 6,6 8 9,4 5 16,4 17,6 7,3 15,7 10,5 12 6 6,4

 

С. б. - средний балл; N1-4: симптомы выгорания; N1-40: номера испытуемых.


Приложение 2

 

Ключ к тестовому материалу методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Осуществляются следующие подсчёты:

) определение суммы баллов раздельно для каждого из двенадцати симптомов "выгорания",

) подсчёт суммы показателей симптомов для каждой из трёх фаз формирования "выгорания",

) нахождение итогового показателя синдрома "эмоционального выгорания" - суммы показателей всех двенадцати симптомов.

В скобках указано количество баллов, присвоенное тому или иному ответу; вне скобок указан номер вопроса; в случае, если баллы присваиваются положительному ответу, указан знак +, если отрицательному - знак -.

Фаза "Напряжение"

. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

 

+ 1 (2),+ 13 (3),+ 25 (2), - 37 (3),+ 49 (10),+ 61 (5), - 73 (5)

 

. Неудовлетворенность собой:

 

(3),+ 14 (2),+ 26 (2), - 38 (10), - 50 (5),+ 62 (5),+ 74 (3)

 

." Загнанность в клетку":

 

+ 3 (10),+ 15 (5),+ 27 (2),+ 39 (2),+ 51 (5),+ 63 (1), - 75 (5)

 

. Тревога и депрессия:

 

+ 4 (2). + 16 (3),+ 28 (5),+ 40 (5),+ 52 (10),+ 64 (2),+ 76 (3)

 

Фаза "Резистенция"

. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

 

+ 5 (5), - 17 (3),+ 29 (10). + 41 (2),+ 53 (2),+ 65 (3),+ 77 (5)

 

. Эмоционально-нравственная дезориентация:

 

+ 6 (10), - 18 (3),+ 30 (3), '+ 42 (5),+ 54 (2),+ 66 (2), - 78 (5)

 

. Расширение сферы экономии эмоций:

 

+ 7 (2),+ 19 (10), - 31 (2),+ 43 (5),+ 55 (3),+ 67 (3), - 79 (5)

 

. Редукция профессиональных обязанностей:

 

+ 8 (5),+ 20 (5),+ 32 (2), - 44 (2),+ 56 (3),+ 68 (3),+ 80 (10)

 

Фаза "Истощение"

. Эмоциональный дефицит:

 

+ 9 (3),+ 21 (2),+ 33 (5), - 45 (5),+ 57 (3), - 69 (10),+ 81 (2)

 

. Эмоциональная отстраненность:

 

+ 10 (2),+ 22 (3), - 34 (2),+ 46 (3),+ 58 (5),+ 70 (5),+ 82 (10)

 

. Личностная отстраненность (деперсонализация):

 

+ 11 (5),+ 23 (3). + 35 (3),+ 47 (5),+ 59 (5),+ 71 (2),+ 83 (10)

 

. Психосоматические и психовегетативные нарушения:

 

+ 12 (3),+ 24 (2),+ 36 (5),+ 48 (3),+ 60 (2),+ 72 (10),+ 84 (5)


Приложение 3

Результаты тестирования по методике "Опросник профессиональное выгорание (ПВ)

Шкалы

  Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений
1 28 10 28
2 11 9 31
3 25 6 24
4 15 9 43
5 14 11 26
6 31 16 27
7 10 12 32
8 12 5 32
9 33 17 24
10 23 14 31
11 50 19 11
12 8 11 21
13 9 11 31
14 34 11 18
15 18 7 32

 


Приложение 4

"Опросник "профессиональное выгорание" (ПВ)

Данная методика разработана на основе модели К. Маслач и С. Джексон, Водопьяновой Н.Е., Старченковой Е. [10]

Назначение теста: тест предназначен для измерения уровня синдрома эмоционального выгорания.

В опроснике содержится 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Состоит из трех субшкал (эмоциональное истощение, деперсонализация и персональные достижения). Ответы оцениваются по 7-балльной шкале измерений и варьируют от "никогда" (0 баллов) до "всегда" (6 баллов). Существуют варианты опросника для разных профессиональных групп. Мы выбрали, как наиболее подходящий, опросник ПВ для консультантов фонда социальной защиты, за неимением опросника непосредственно для сотрудников библиотечного обслуживания. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие - по шкале персональных достижений.

Ключ опросника ПВ

Субшкала Номер утверждения Сумма баллов максимальная
Эмоциональное истощение 1,2,3,6*,8,13,14,16, 20 54
Деперсонализация 5,10,11,15,22 30
Редукция персональных достижения 4,7,9,12,17,18, 19,21 48

 

*Отмечен "обратный вопрос, который считается в обратном порядке, т.е. ответ "ежедневно" соответствует нулевому значению.

 


Оценка уровней выгорания (данные Российской выборки)

Субшкала Низкий уровень L Средний уровень M Высокий уровень H
Эмоциональное истощение 0-15 16-24 25 и больше
Деперсонализация 0-5 6-10 11 и больше
Редукция личных достижений 37 и больше 36-31 30 и меньше

 


Приложение 5

 

Результаты тестирования по методике диагностики уровня тревожности Спилбергера - Ханина

№ испыт. Ситуативная тревожность Личностная тревожность
1 57 59
2 40 39
3 65 66
4 41 42
5 37 33
6 43 49
7 35 41
8 36 41
9 52 56
10 48 52
11 55 70
12 33 48
13 33 37
14 61 63
15 42 38

Приложение 6

Ключ к тестовому материалу методики диагностики самооценки по методике Спилбергера-Ханина

 

Уровень тревожности вычисляется отдельно для двух шкал в виде суммы баллов за каждый из ответов в соответствии с таблицей:

Номер суждения Ситуационная тревожность (ответы) Номер суждения Личностная тревожность (ответы)
1 4 3 2 1 21 4 3 2 1
2 4 3 2 1 22 1 2 3 4
3 1 2 3 4 23 1 2 3 4
4 1 2 3 4 24 1 2 3 4
5 4 3 2 1 25 1 2 3 4
6 1 2 3 4 26 4 3 2 1
7 1 2 3 4 27 4 3 2 1
8 4 3 2 1 28 1 2 3 4
9 1 2 3 4 29 1 2 3 4
10 4 3 2 1 30 4 3 2 1
11 4 3 2 1 31 1 2 3 4
12 1 2 3 4 32 1 2 3 4
13 1 2 3 4 33 1 2 3 4
14 1 2 3 4 34 1 2 3 4
15 4 3 2 1 35 1 2 3 4
16 4 3 2 1 36 4 3 2 1
17 1 2 3 4 37 1 2 3 4
18 1 2 3 4 38 1 2 3 4
19 4 3 2 1 39 4 3 2 1
20 4 3 2 1 40 1 2 3 4

 


Приложение 7

Опросник экспресс-оценка выгорания.

На следующие предложения отвечайте "да" или "нет". Количество положительных ответов подсчитайте.

 

1. Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен да нет
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления да нет
3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры да нет
4. То насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики) да нет
5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. да нет
6. Коллегам (посетителям, заказчикам, ученикам и т.д.) я придумал (а) Обидные прозвища (например, "идиоты"), которые использую мысленно да нет
7. С делами по службе я справляюсь "одной левой" нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной да нет
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что - нибудь новое да нет
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям да нет
10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое да нет

 

Назначение теста: тест предназначен для диагностики первых симптомов синдрома эмоционального выгорания

Экспресс оценка выгорания содержит 10 вопросов. На вопросы необходимо отвечать "да" или "нет".

Уровень эмоционального выгорания оценивается в баллах.

-1 балл - низкие оценки. Синдром эмоционального выгорания вам не грозит.

-6 баллов - средние оценки. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

-9 баллов - высокие оценки. Пришло время решать: либо сменить работу, либо переменить стиль жизни.

баллов - критические оценки. Положение весьма серьезное.

Приложение 8

Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, возможно, не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

.   определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

2. использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

.   овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

.   профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

.   уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

.   эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

.   поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

ü стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

ü учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

ü проще относиться к конфликтам на работе;

ü не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Антистрессовая релаксация (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения) [16]

) Лягте (в крайнем случае - присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении; одежда не должна стеснять ваших движений.

) Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на десять секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: "Вдох и выдох, как прилив и отлив". Повторите эту процедуру пять-шесть раз. Затем отдохните около двадцати секунд.

) Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до десяти секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит. Повторите данную процедуру трижды, расслабьтесь, отрешитесь от всего, ни о чем не думайте.

) Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: "Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит".

) Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как "тряпичная кукла". Наслаждайтесь испытываемым ощущением около тридцати секунд.

) Считайте до десяти, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются. Теперь ваша единственная забота - о том, как насладиться состоянием расслабленности.

) Наступает "пробуждение". Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: "Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым. Неприятное напряжение в конечностях исчезнет". Данное упражнение рекомендуется выполнять два три раза в неделю. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им релаксация достигается быстрее.


Приложение 9

 

Этапы проведения эмоционально-волевой тренировки

В исследованиях Рожнова В.Е., Табачникова С.И., Филатова А.Т. отмечается, что обучение приемам ЭВТ условно делится на 5 этапов [15].

Первый этап. Необходимо правильно научиться переключаться на новый ритм дыхания и выдерживать его заданное время.

При этом особое внимание следует обратить на позу: лежать на спине, корпус прямой, голова слегка опущена вперед, руки свободно расположены вдоль туловища, ноги на ширине плеч, глаза закрыты. Затем делается активный, форсированный глубокий вдох. Выдох спокойный, без напряжения. Закончив выдох, нужно задерживать дыхание до появления потребности вдохнуть, мысленно считая, сколько секунд удается не дышать без усилия. Затем следует очередной быстрый глубокий вдох и т.д.

При вдохе нужно взором окинуть свое тело последовательно в направлении снизу вверх; выдыхая, перевести мысленный взгляд в обратном направлении и остановить его на пальцах стоп.

На занятие в течение 4-6 мин в среднем приходится 7-10 циклов (вдох - выдох - задержка). Дыхание удается задерживать на 30-45 счетов (секундах) и более.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 3657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.153 с.)