Результаты исследования, анализ и обработка полученных экспериментальных данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты исследования, анализ и обработка полученных экспериментальных данных



 

Методика №1: Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

Результаты тестирования по методике диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко представлены в Приложении 1, ключ к тесту в Приложении 2.

На рис.1. представлены результаты средних значений по группе в виде гистограммы:

 

Рис.1. Количественные показатели средних значений уровня эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко, по фазам.

 

Интерпретация:

-  36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

-  37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

-  61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Из рис.1 видно, что фазы напряжения и истощения не сформировались, а фаза резистенции находится в зоне формирования. Это означает, что в целом у испытуемых наблюдается формирование защиты от психотравмирующих условий с участием эмоционального выгорания, хотя напряжение от исполнения рабочих обязанностей выражено не сильно и истощение психических и физических ресурсов пока не наблюдается.

На рис.2 в виде диаграммы представлены результаты средних значений выраженности каждого из 12 симптомов по группе:

 

Рис. 2. Количественные показатели средних значений выраженности симптомов по тесту эмоционального выгорания В.В. Бойко.

 

Интерпретация:

-  Шкала 1 - Переживание психотравмирующих обстоятельств

-  Шкала 2 - Неудовлетворённость собой

-  Шкала 3 - Загнанность в клетку

-  Шкала 4 - Тревога и депрессия

-  Шкала 5 - Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

-  Шкала 6 - Эмоционально-нравственная дезориентация

-  Шкала 7 - Расширение сферы экономии эмоций

-  Шкала 8 - Редукция профессиональных обязанностей

-  Шкала 9 - Эмоциональный дефицит

-  Шкала 10 - Эмоциональная отстранённость

-  Шкала 11 - Личностная отстранённость (деперсонализация)

-  Шкала 12 - Психосоматические и психовегетативные нарушения

Интерпретация:

и менее баллов - свидетельствует о несложившемся симптоме;

-15 баллов - складывающийся симптом;

-20 баллов - сложившийся симптом;

и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме эмоционального выгорания.

Из диаграммы на рис.2. видно, что такие симптомы, как переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, тревога и депрессия, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстранённость (деперсонализация) и психосоматические и психовегетативные нарушения попали в зону несложившегося симптома, симптомы эмоциональный дефицит и эмоциональная отстранённость - складывающиеся симптомы, остальные (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация и редукция профессиональных обязанностей) имеют статус сложившегося симптома.

На рис.3. представлена сумма значений всех 12 симптомов эмоционального выгорания, характеризующая общую выраженность синдрома у каждого из испытуемых.

 

Рис.3. Количественные показатели выраженности "эмоционального выгорания" у каждого из испытуемых.

 

Интерпретация: значения до 108 баллов - эмоциональное выгорание не наблюдается, от 108 до 180 баллов - эмоциональное выгорание находится в стадии формирования, более 180 баллов - эмоциональное выгорание сформировано.

Из рис.3 можно увидеть, что у семи испытуемых синдром эмоционального выгорания находится в стадии формирования. Еще у семи он не наблюдается вовсе. А у испытуемого под № 11 мы наблюдаем довольно высокий балл, что говорит нам о сформировавшемся синдроме эмоционального выгорания.

Проведя анализ первых двух гистограмм, мы увидели, что фаза резистенции, находящаяся в стадии формирования, очень близка к границе сформированной фазы. Это произошло потому, что три из четырех симптомов, а именно: симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, симптом эмоционально-нравственной дезориентации и редукции профессиональных обязанностей в исследуемой группе являются полностью сформировавшимися симптомами.

Результаты можно интерпретировать наличием у социальных работников признаков усиливающегося переживания психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы.

Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования проявляется в том, что сотрудник перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае мы говорим о полезном навыке подключать к взаимодействию с партнерами по общению эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, отсутствие категоричности. Совсем другое дело, когда профессионал неадекватно "экономит" на эмоциях. Действует по принципу "хочу или не хочу": сочту нужным - уделю внимание партнеру, будет настроение - откликнусь на его состояния и потребности. В таком случае субъект отмечает эмоциональную черствость, неучтивость или равнодушие, интерпретирует это как неуважение к своей личности.

Симптом эмоционально - нравственной дезориентации как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с партнером. Объясняется это следующим образом. Очень часто профессионалы имеют потребность в самооправдании. При этом звучат, например, такие суждения: "это не тот случай, чтобы переживать", "такие люди не заслуживают доброго отношения", "почему я должен за всех волноваться". Возникновение этого симптома свидетельствует о том, что эмоции не пробуждают или не стимулируют нравственные чувства.

Редукция профессиональных обязанностей проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

По пресловутым "законам редукции" субъектов сфер обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. В нашем случае, сотрудник, имеющий этот симптом, не находит нужным дольше побеседовать со студентом или коллегой, помочь ему при трудностях в процессе обучения или работы. Ответ получается скупым и недостаточно информативным.

Методика №2: Опросник "профессиональное выгорание".

Результаты опросника "профессиональное выгорание" представлены в Приложении 3, ключ к тесту в Приложении 4.

На рис.4. представлены результаты средних значений по группе в виде гистограммы:

Рис.4. Количественные показатели средних значений уровня эмоционального выгорания по трем субшкалам.

 

Оценка уровней выгорания приведена в табл.1.

 

Таблица 1

Оценка уровней выгорания (данные Российской выборки)

Субшкала Низкий уровень L Средний уровень M Высокий уровень H
Эмоциональное истощение 0-15 16-24 25 и больше
Деперсонализация 0-5 6-10 11 и больше
Редукция личных достижений 37 и больше 36-31 30 и меньше

 

Из рис.4 и табл.1 мы видим, что эмоциональное истощение в группе находится на среднем уровне, а деперсонализация и редукция личных достижений на высоком уровне.

У семи человек (46,7%) показатели эмоционального истощения на низком уровне, у двух на среднем (13,3%) и у шести (40%) на высоком уровне. Показатели деперсонализации всего у одного испытуемого (6,7%) на низком уровне, у пяти (33,3%) на среднем, а у девяти (60%) на высоком уровне. Показатели шкалы редукции личных достижений, как и деперсонализации, находятся на высоком уровне, т.е. всего у одного испытуемого (6,7%) они на низком уровне, у шести (40%) на среднем и у 8 (53,3%) на высоком.

Эмоциональное истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Деперсонализация сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других - усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т.д.

Редукция личностных достижений может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, в негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

 

Рис.5 Количественные показатели уровней выгорания у каждого из испытуемых.

 

Из рис.5 можно заметить, что испытуемый под № 11, снова имеет самый высокий балл из всей группы испытуемых.

Методика №3: "Шкала личностной и реактивной тревожности" Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин.

Результаты тестирования по методике диагностики уровня тревожности Спилбергера - Ханина представлены в Приложении 5, ключ к тесту в Приложении 6.

Обработанные результаты тестирования показаны в графическом виде на рис.6 и 7.

 

Рис.6. Количественные показатели результатов тестирования испытуемых по методу Спилбергера - Ханина.

 

Из полученных результатов следует, что высокие показатели и ситуативной и личностной тревожности имеют 6 испытуемых (40%). Для испытуемых под № 6 и 12 характерная высокая личностная тревожность, при умеренной ситуативной тревожности. Самый высокий показатель ситуативной тревожности у испытуемого под № 3, а самый высокий показатель личностной тревожности у испытуемого под № 11. Низких показателей тревожности в группе нет.

 

Рис.7. Количественные показатели средних значений личностной и ситуативной тревожности испытуемых, определённые по методу Спилбергера - Ханина.

 

Из рис.7 видно, что показатели личностной тревожности в группе испытуемых немного выше показателей ситуативной тревожности.

Проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод, что в целом группа имеет высокие показатели по обеим шкалам (СТ=45, ЛТ=49).

Методика №4: Опросник "экспресс-оценка выгорания" Каппони В., Новак Т.

Тест предназначен для диагностики первых симптомов синдрома эмоционального выгорания.

Результаты теста представлены в Приложении 7.

Обработанные результаты тестирования по каждому испытуемому показаны в графическом виде на рис.8.

 

Рис.8. Количественные показатели результатов тестирования испытуемых по экспресс - опроснику Каппони В., Новак Т.

 

Из рис.8 мы видим, что у испытуемых под № 2 и 15 самый низкий балл (0), что говорит об отсутствии признаков выгорания. Также они отсутствуют у испытуемых под № 3, 7 и 8. Показатели остальных испытуемых находятся в средней зоне.

 

Рис.9. Показатели симптомов синдрома эмоционального выгорания

 

По полученным данным можно заключить, что группа имеет первые симптомы синдрома эмоционального выгорания.

Таким образом, было проведено экспериментальное исследование эмоционального выгорания сотрудников Московского университета государственного управления, относящихся к категории социальных работников. На основании проведенного исследования уровня эмоционального выгорания, уровней ситуативной и личностной тревожности социальных работников мы видим, что у многих участников экспериментальной группы наблюдаются высокий уровень эмоционального выгорания, тревожности. Отмечается неудовлетворенность, эмоциональная нестабильность большей части социальных работников. Но, больше всего привлек внимание испытуемый под № 11, показатели которого находятся на высоком уровне, что говорит о сформированном синдроме эмоционального выгорания.

Появилась обоснованная необходимость в проведении коррекционной работы по снижению эмоционального выгорания, стресса и тревожности, повышения стрессоустойчивости у этого участника. Для остальных испытуемых разработаны общие рекомендации по психопрофилактике синдрома "эмоционального выгорания". Рекомендации для участников эксперимента представлены в Приложении 8. С испытуемым под № 11 были проведены несколько бесед, коррекционная работа. После проведения повторной диагностики, мы обработали и сравнили полученные результаты, с целью выявления эффективности психопрофилактических мероприятий. Программа коррекционной работы представлена в Приложении 9. Результаты исследования для этого участника, анализ и обработка полученных экспериментальных данных можно увидеть в следующем параграфе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 3945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.027 с.)