Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовные последствия домашнего деспотизма в повести И. Васильковой «Садовница»
Одним из произведений, где достаточно ярко изображается кризис семейных отношений, является повесть Ирины Васильковой «Садовница», написанная в 2007 году. Подобно П. Санаеву писательница избирает для своего произведения форму дневниковых записей, точнее письма матери. Благодаря дневниковой форме достигается эффект исповедальности повествования, полной его объективности, иллюзии невмешательства автора в развитие событий, отсутствия авторской оценки происходящего. Главной героиней (она же является рассказчиком - автором письма) становится женщина средних лет. Возраст её определить можно только приблизительно: единственное, что известно, - это то, что к концу повествования её старший сын заканчивает институт. Именно трагедия жизни главной героини и становится предметом изучения самой рассказчицы и её читателей. В центре повествования - образ матери - виновницы всех горестей и бед героини. А главной целью становится попытка разобраться в кризисе семейных отношений, иллюстрацией которого является жизнь героини и её близких. Представленный в произведении кризис явно не однолинеен. Из повествования можем сделать вывод, что между собой члены исследуемой семьи сосуществуют абсолютно мирно и без всяких проблем. Тишайший отец, нежно преданный своей жене и детям, никогда не портящий с ними отношений, поддерживающий во всех начинаниях. Не зря мать героини не без раздражения и иронии называет её папиной дочкой. Ведь именно отец вселяет в дочь уверенность в завтрашнем дне, эмоционально близок к ней, поддерживает во всех начинаниях, помогает как со школьными, так и с институтскими заданиями, стоит у истоков выбора профессии. Красавица бабушка, которая в отличие от матери с удовольствием гуляет с любимыми внуками, придумывая небывалые сказочные приключения по прозаичным дворам и песочницам, призывающая детей к терпению и всепрощению. Отношения между братом и сестрой также очень близкие, они понимают и поддерживают друг друга. Именно сестра повлияла на увлечение брата геологией. Отношения же всех перечисленных героев с мамой весьма сложные, что со временем приводит к кризисной ситуации в семье. Образ матери, как и все остальные в повести, мы познаём сквозь призму восприятия её дочери. В результате чего перед нами предстают все линии кризисной ситуации.
Отношения мамы и дочки - это достаточно серьезная, деликатная и зачастую болезненная тема. К сожалению, психологи констатируют тот факт, что мало кому удается так исковеркать жизнь ребенку, как это может сделать мать. Взрослеют дочери, однако многие мамы не спешат отпускать девочку на свободу. Материнская любовь, в отличие от отцовской, - любовь слепая, это некий врожденный инстинкт. Нередко отношение матери к дочке можно дополнить приставкой «гипер»: гиперконтроль, гиперопека, гиперобида, гипертребования, гиперпретензии… Это тот случай, когда не приходится говорить о нормальных взаимоотношениях. Проблемы во взаимоотношениях между матерью и дочерью возникают в том случае, когда у матери слабо развит материнский инстинкт, когда у нее не сложилась личная жизнь, когда женщина эгоистична, не умеет любить и не желает работать над своей личностью. Сложнее всего, когда мать, считая дочь своей собственностью, не желает отпускать ее от себя как физически, так и психологически. А происходит это чаще всего в том случае, когда женщина вместо того, чтобы строить личную жизнь, полностью посвящает себя воспитанию дочери. Общая тенденция взаимоотношений героини повести «Садовница» показана в следующих строках: «Семидесяти ей еще нет. Медное невозмутимое лицо, презрительные, нет, свысока глядящие глаза - так и хочется сказать, индейский профиль, только нос хохляцкий подкачал, этакаябульбочка. Нос, правда, не делает облик менее суровым. Профиль все равно выглядит орлиным - за счет посадки головы или разворота плеч, не пойму. Полуседое каре, беломорина в загорелой руке, ослепительно белая блуза. Если не подходить слишком близко, выглядит лет на двадцать моложе. Царственным жестом стряхивая пепел в банку от «Nescafe»: Опять бездельничаешь?» [77]. Подчёркнутое высокомерие, недостижимость, гордость, граничащая с гордыней, пренебрежительное отношение к окружающим, базирующееся на чувстве собственного превосходства - вот качества, которые красной нитью проходят через все характеристики матери дочерью.
И. Василькова рисует судьбу страдающего от нелюбви к нему ребёнка, который с одной стороны восхищается своей матерью, преклоняется перед ней, с другой практически ненавидит за все те отрицательные эмоции, которые приносит ей общение с самым дорогим человеком. В отношении матери героиня видит вечное недовольство всем: внешностью, поступками: «Я не знаю, что ты думала обо мне в самом деле. Но вслух говорила, что я дура, уродина и лентяйка. Рост метр шестьдесят один - ну просто лилипутка! Твои же метр шестьдесят четыре считались ростом Венеры Милосской, но они тоже тебя не устраивали - тебе нравились совсем высокие девочки. Если бы я была как Валя! Валя жила в нашем подъезде. Невзрачная, волосы какие-то серые, и от ее метр девяносто веяло унынием. Будь она баскетболисткой, пружинкой - другое дело, но мне она казалась вялой и слегка припорошенной пылью. Валя, кстати сказать, очень переживала, что не может найти себе подходящего по росту мальчика, но ты твердила, что дело не в мальчиках» [77]. Перфекционистка во всём, мать с одной стороны пытается быть требовательной к дочери: приучает к труду, к аккуратности, следит за учёбой, приглашает учительницу музыки, чтобы научить девочку играть на пианино. Но никакой теплоты и заинтересованности в своей личности дочка не ощущает, во всём ей видится нарочитость, неуважение, желание унизить, оскорбить, указать на её довольно низкое место в этом мире. Девочке хочется живого участия. Она мечтает, чтобы мать просто обняла и поцеловала её, дала прикоснуться к себе, разрешила расчесать себе волосы, Но всё бездушно и холодно в отношениях самых близких людей: «Я любила тебя безумно, но как мне недоставало ответной любви!» [77]. Редкие проявления материнского участия поражают дочку и застывают в памяти невероятно яркими всплесками: «Нельзя сказать, что ты меня не баловала, напротив, устраивала хоть и редкие, но зато ослепительные подарки - чаще всего платья, так выделявшие девочку из компании подруг. В облаке розового гипюра первоклассница казалась себе сказочной принцессой - жаль только, нельзя было надевать это каждый день. Непрактичность наряда явно не стоила вложенных трудов, но тебе доставляло удовольствие просидеть ночь за шитьем - и утром, когда я открывала глаза, висевшее на вешалке чудо доводило меня до слез своим совершенством» [77]. И всё же нашей героине нужно другое. Она мечтает оказаться в толпе студентов, радостно окруживших её мать и ощущающих её искреннее тепло и участие. Может, если бы она была маминой студенткой, та посмотрела бы на неё иначе. Девочка с завистью наблюдает, как мама отвечает на письма чужих детей, давая им жизненные советы, чего никогда не было с ней, как разговаривает с ними по душам, о чём родная дочь могла только мечтать. Она искренне восхищается своей матерью, её талантами, умениями, стремлением к красоте: «Порядок в доме - это культ. Твое умение сделать красоту из ничего, элегантную тахту из пружинного матраца, нарядные занавески из ситца, развести в горшках экзотические растения, удивить гостей изысканными блюдами, комбинируя скудный ассортимент продуктов военного магазина… Наволочки с шитьем, скатерти с мережками, расшитое узорами детское пальто из старого кителя… Растянувшаяся на много лет послевоенная разруха, казалось, только раззадоривала тебя, пробуждая одно умение за другим. У меня и слов тогда не было, чтобы как-то определить эту стихийную силу, дававшую всему вокруг расцвести и явиться миру на самом пределе возможной красоты» [77]. Героиня с восхищением вспоминает, как под воздействием умелых маминых рук принимались и превращались в чудесные цветы выброшенные соседями по дачи ростки. В движениях своей матери, в её общении с цветами дочка ощущает некую магию. Но даже по отношениюк растениям дочка видит со стороны матери больше любви и заботы, чем по отношению к себе.
Сложившаяся ситуация вызывает ответную реакцию дочери. Чтобы доказать, что она на что-то способна (вопреки мнению матери), девочка учится только на отлично, отличный математик, дочка ощущает истинное счастье, найдя материнский школьный табель с тройками по точным наукам, радуясь тому, что и мать не во всём идеальна: «Я всегда знала, что я «дрянь такая», потому что родилась другой и ничего не могла с этим поделать. Обида сидела во мне крепко, но протест реализовывался единственно возможным для «папиной дочки» способом - в школе я стала записной отличницей. Отцовский золотой аттестат служил примером для подражания и торжественно демонстрировался мне время от времени, но велико же было мое ликование, когда я нашла в запертых от меня в шкатулку бумагах твое свидетельство с тройками по математике! Значит, было что-то такое, чего ты не могла, а я могла, - радость моя выплеснулась до того бурно, что я, ничего не сказав вам с отцом, пошла и сдала экзамены в математическую школу» [77]. Вся жизнь девочки становится борьбой за уважение к собственной личности, за право на самоопределение, возможность самостоятельно выбирать себе друзей, любимых: «Детство я запомнила только как сопротивление тиранству» [77]. Вопреки скептическому отношению матери к стихам дочери, девочка поступает в литературный институт. Вопреки отрицательному отношению матери к избранникам дочки, она выхолит замуж, однако оба брака оказались неудачными. Комплекс неполноценности, прочно вбитый в сознание, давал о себе знать и не оставлял всю жизнь. Властность и непреклонность матери накладывают отпечаток на отношения не только с дочерью, но и со всеми домочадцами. Она проявляет явное неуважение к своему мужу, кадровому военному, умному, мягкому, интеллигентному человеку, преданному ей и детям. Принимая его покладистость и отсутствие стремления к первенству в семье за мягкотелость, она скептически терпит его рядом с собой, не изменяя ему только потому, что измена претила её представлению о порядочности.
Гордыня становится основой её отношений с собственной матерью, в общении с которой она самореализуется, как подросток, даже будучи взрослым человеком и матерью двух детей: «Твоего отношения к ней я не понимала. Ты дерзила своей матери, как девочка-подросток, ты всегда хотела доказать свою правоту, лицо твое некрасиво искажалось - бабушка не обижалась и с неизменно спокойной улыбкой уходила в будничные дела, оставляя тебе твое личное поле битвы - непрекращающуюся борьбу за красоту. Временами она совершала досадные промахи - например, гладила утюгом никогда не виданные ею ранее капроновые чулки, превращая их в липкие комки с отвратительным запахом, и сама же плакала от своей глупости, но зато ее деревенская кухня - пышные стопки оладьев или пшенная запеканка, которую я ни разу так и не смогла повторить, утешали нас ежедневно. Ты и тут сердилась - я становилась все более пухлой, а девочкам нельзя полнеть. Со временем дерзости перешли в откровенную агрессию и раздраженные крики, я затыкала уши, защитить бабушку не умея и искренне не понимая, почему она не обижается. Но бабушка нашла всеобъясняющую формулу: «Разве она виновата - это в нее бес вселился. Гордость это. Молиться надо» [77]. Таким образом, и общение с бабушкой - проявление глубокого кризиса семейных отношений. Интересно, что, пытаясь отстоять свои права (на которые, кстати, никто не посягает) в отношениях с собственной матерью, мать героини действует исходя из абсолютно противоположных принципов по отношению к собственным детям. Ей ничего не стоит высмеять при свидетелях свою взрослую дочь - мать двух детей, считая допустимым тот факт, что ставит её в унизительное положение. Она приводит свою семью к настоящей трагедии, не умея смирить свою гордыню, проявит материнскую мудрость и понять своего сына-подростка. Властная во всём и по отношению ко всем, она не приемлет никакого оппонирования своим взглядам на жизнь, не чувствует, что ломает собственного ребёнка. Неумение если не уважительного, то хотя бы толерантного отношения к личности другого человека приводит к тому, что любимый сын сбегает из дому, не в силах вынести тирании собственной матери, голодает, тяжело болеет, но не прощает такого отношения к себе, а позже, призванный в армию, трагически погибает. Интересно, что страдающая не меньше, чем родители, из-за смерти брата и пытающаяся их поддержать в общем горе героиня должна пережить ещё однопредательствос их стороны. Услышав от самых близких на свете людей, что у них после смерти сына никого больше не осталось, а «девочки не в счёт», она в который раз ощущает своё второстепенное положение в семье, а то и полную ненужность. И. Василькова называет свою повесть «Садовница». Некая ирония ощущается в истории женщины, которая сумела взрастить свой реальный сад (цветы, деревья, другую растительность), и при этом была абсолютно беспомощна, взращивая сад своей семьи, сад взаимоотношений с близкими людьми, сделав их, несмотря на свою любовь, людьмиглубоко несчастными. Сумев стать, по словам автора, мощным металлическим каркасом для своей семьи, она не сумела стать её душой и надёжной опорой, не сумела создать тепло и комфорт. Итак, проанализированная повесть является одним из произведений, иллюстрирующих проблему кризиса семейных отношений. В качестве причин в данном случае можно выделить гордыню, перфекционизм главной героини, высокомерное отношение к окружающим, веру в собственное превосходство и абсолютную собственную правоту, неумение уважать личность человека. Наряду с этим автор лишает свою героиню женской и материнской мудрости и чувствительности, что неизменно приводит к трагедии.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.012 с.) |