Духовные последствия домашнего деспотизма в повести И. Васильковой «Садовница» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовные последствия домашнего деспотизма в повести И. Васильковой «Садовница»



 

Одним из произведений, где достаточно ярко изображается кризис семейных отношений, является повесть Ирины Васильковой «Садовница», написанная в 2007 году. Подобно П. Санаеву писательница избирает для своего произведения форму дневниковых записей, точнее письма матери. Благодаря дневниковой форме достигается эффект исповедальности повествования, полной его объективности, иллюзии невмешательства автора в развитие событий, отсутствия авторской оценки происходящего.

Главной героиней (она же является рассказчиком - автором письма) становится женщина средних лет. Возраст её определить можно только приблизительно: единственное, что известно, - это то, что к концу повествования её старший сын заканчивает институт. Именно трагедия жизни главной героини и становится предметом изучения самой рассказчицы и её читателей.

В центре повествования - образ матери - виновницы всех горестей и бед героини. А главной целью становится попытка разобраться в кризисе семейных отношений, иллюстрацией которого является жизнь героини и её близких. Представленный в произведении кризис явно не однолинеен.

Из повествования можем сделать вывод, что между собой члены исследуемой семьи сосуществуют абсолютно мирно и без всяких проблем. Тишайший отец, нежно преданный своей жене и детям, никогда не портящий с ними отношений, поддерживающий во всех начинаниях. Не зря мать героини не без раздражения и иронии называет её папиной дочкой. Ведь именно отец вселяет в дочь уверенность в завтрашнем дне, эмоционально близок к ней, поддерживает во всех начинаниях, помогает как со школьными, так и с институтскими заданиями, стоит у истоков выбора профессии. Красавица бабушка, которая в отличие от матери с удовольствием гуляет с любимыми внуками, придумывая небывалые сказочные приключения по прозаичным дворам и песочницам, призывающая детей к терпению и всепрощению. Отношения между братом и сестрой также очень близкие, они понимают и поддерживают друг друга. Именно сестра повлияла на увлечение брата геологией.

Отношения же всех перечисленных героев с мамой весьма сложные, что со временем приводит к кризисной ситуации в семье. Образ матери, как и все остальные в повести, мы познаём сквозь призму восприятия её дочери. В результате чего перед нами предстают все линии кризисной ситуации.

Отношения мамы и дочки - это достаточно серьезная, деликатная и зачастую болезненная тема. К сожалению, психологи констатируют тот факт, что мало кому удается так исковеркать жизнь ребенку, как это может сделать мать. Взрослеют дочери, однако многие мамы не спешат отпускать девочку на свободу. Материнская любовь, в отличие от отцовской, - любовь слепая, это некий врожденный инстинкт. Нередко отношение матери к дочке можно дополнить приставкой «гипер»: гиперконтроль, гиперопека, гиперобида, гипертребования, гиперпретензии… Это тот случай, когда не приходится говорить о нормальных взаимоотношениях.

Проблемы во взаимоотношениях между матерью и дочерью возникают в том случае, когда у матери слабо развит материнский инстинкт, когда у нее не сложилась личная жизнь, когда женщина эгоистична, не умеет любить и не желает работать над своей личностью. Сложнее всего, когда мать, считая дочь своей собственностью, не желает отпускать ее от себя как физически, так и психологически. А происходит это чаще всего в том случае, когда женщина вместо того, чтобы строить личную жизнь, полностью посвящает себя воспитанию дочери.

Общая тенденция взаимоотношений героини повести «Садовница» показана в следующих строках: «Семидесяти ей еще нет. Медное невозмутимое лицо, презрительные, нет, свысока глядящие глаза - так и хочется сказать, индейский профиль, только нос хохляцкий подкачал, этакаябульбочка. Нос, правда, не делает облик менее суровым. Профиль все равно выглядит орлиным - за счет посадки головы или разворота плеч, не пойму.

Полуседое каре, беломорина в загорелой руке, ослепительно белая блуза. Если не подходить слишком близко, выглядит лет на двадцать моложе. Царственным жестом стряхивая пепел в банку от «Nescafe»:

Опять бездельничаешь?» [77].

Подчёркнутое высокомерие, недостижимость, гордость, граничащая с гордыней, пренебрежительное отношение к окружающим, базирующееся на чувстве собственного превосходства - вот качества, которые красной нитью проходят через все характеристики матери дочерью.

И. Василькова рисует судьбу страдающего от нелюбви к нему ребёнка, который с одной стороны восхищается своей матерью, преклоняется перед ней, с другой практически ненавидит за все те отрицательные эмоции, которые приносит ей общение с самым дорогим человеком.

В отношении матери героиня видит вечное недовольство всем: внешностью, поступками: «Я не знаю, что ты думала обо мне в самом деле. Но вслух говорила, что я дура, уродина и лентяйка. Рост метр шестьдесят один - ну просто лилипутка! Твои же метр шестьдесят четыре считались ростом Венеры Милосской, но они тоже тебя не устраивали - тебе нравились совсем высокие девочки. Если бы я была как Валя! Валя жила в нашем подъезде. Невзрачная, волосы какие-то серые, и от ее метр девяносто веяло унынием. Будь она баскетболисткой, пружинкой - другое дело, но мне она казалась вялой и слегка припорошенной пылью. Валя, кстати сказать, очень переживала, что не может найти себе подходящего по росту мальчика, но ты твердила, что дело не в мальчиках» [77].

Перфекционистка во всём, мать с одной стороны пытается быть требовательной к дочери: приучает к труду, к аккуратности, следит за учёбой, приглашает учительницу музыки, чтобы научить девочку играть на пианино. Но никакой теплоты и заинтересованности в своей личности дочка не ощущает, во всём ей видится нарочитость, неуважение, желание унизить, оскорбить, указать на её довольно низкое место в этом мире.

Девочке хочется живого участия. Она мечтает, чтобы мать просто обняла и поцеловала её, дала прикоснуться к себе, разрешила расчесать себе волосы, Но всё бездушно и холодно в отношениях самых близких людей: «Я любила тебя безумно, но как мне недоставало ответной любви!» [77].

Редкие проявления материнского участия поражают дочку и застывают в памяти невероятно яркими всплесками: «Нельзя сказать, что ты меня не баловала, напротив, устраивала хоть и редкие, но зато ослепительные подарки - чаще всего платья, так выделявшие девочку из компании подруг. В облаке розового гипюра первоклассница казалась себе сказочной принцессой - жаль только, нельзя было надевать это каждый день. Непрактичность наряда явно не стоила вложенных трудов, но тебе доставляло удовольствие просидеть ночь за шитьем - и утром, когда я открывала глаза, висевшее на вешалке чудо доводило меня до слез своим совершенством» [77].

И всё же нашей героине нужно другое. Она мечтает оказаться в толпе студентов, радостно окруживших её мать и ощущающих её искреннее тепло и участие. Может, если бы она была маминой студенткой, та посмотрела бы на неё иначе. Девочка с завистью наблюдает, как мама отвечает на письма чужих детей, давая им жизненные советы, чего никогда не было с ней, как разговаривает с ними по душам, о чём родная дочь могла только мечтать. Она искренне восхищается своей матерью, её талантами, умениями, стремлением к красоте: «Порядок в доме - это культ. Твое умение сделать красоту из ничего, элегантную тахту из пружинного матраца, нарядные занавески из ситца, развести в горшках экзотические растения, удивить гостей изысканными блюдами, комбинируя скудный ассортимент продуктов военного магазина…

Наволочки с шитьем, скатерти с мережками, расшитое узорами детское пальто из старого кителя… Растянувшаяся на много лет послевоенная разруха, казалось, только раззадоривала тебя, пробуждая одно умение за другим. У меня и слов тогда не было, чтобы как-то определить эту стихийную силу, дававшую всему вокруг расцвести и явиться миру на самом пределе возможной красоты» [77]. Героиня с восхищением вспоминает, как под воздействием умелых маминых рук принимались и превращались в чудесные цветы выброшенные соседями по дачи ростки. В движениях своей матери, в её общении с цветами дочка ощущает некую магию. Но даже по отношениюк растениям дочка видит со стороны матери больше любви и заботы, чем по отношению к себе.

Сложившаяся ситуация вызывает ответную реакцию дочери. Чтобы доказать, что она на что-то способна (вопреки мнению матери), девочка учится только на отлично, отличный математик, дочка ощущает истинное счастье, найдя материнский школьный табель с тройками по точным наукам, радуясь тому, что и мать не во всём идеальна: «Я всегда знала, что я «дрянь такая», потому что родилась другой и ничего не могла с этим поделать. Обида сидела во мне крепко, но протест реализовывался единственно возможным для «папиной дочки» способом - в школе я стала записной отличницей. Отцовский золотой аттестат служил примером для подражания и торжественно демонстрировался мне время от времени, но велико же было мое ликование, когда я нашла в запертых от меня в шкатулку бумагах твое свидетельство с тройками по математике! Значит, было что-то такое, чего ты не могла, а я могла, - радость моя выплеснулась до того бурно, что я, ничего не сказав вам с отцом, пошла и сдала экзамены в математическую школу» [77].

Вся жизнь девочки становится борьбой за уважение к собственной личности, за право на самоопределение, возможность самостоятельно выбирать себе друзей, любимых: «Детство я запомнила только как сопротивление тиранству» [77]. Вопреки скептическому отношению матери к стихам дочери, девочка поступает в литературный институт. Вопреки отрицательному отношению матери к избранникам дочки, она выхолит замуж, однако оба брака оказались неудачными. Комплекс неполноценности, прочно вбитый в сознание, давал о себе знать и не оставлял всю жизнь.

Властность и непреклонность матери накладывают отпечаток на отношения не только с дочерью, но и со всеми домочадцами. Она проявляет явное неуважение к своему мужу, кадровому военному, умному, мягкому, интеллигентному человеку, преданному ей и детям. Принимая его покладистость и отсутствие стремления к первенству в семье за мягкотелость, она скептически терпит его рядом с собой, не изменяя ему только потому, что измена претила её представлению о порядочности.

Гордыня становится основой её отношений с собственной матерью, в общении с которой она самореализуется, как подросток, даже будучи взрослым человеком и матерью двух детей: «Твоего отношения к ней я не понимала. Ты дерзила своей матери, как девочка-подросток, ты всегда хотела доказать свою правоту, лицо твое некрасиво искажалось - бабушка не обижалась и с неизменно спокойной улыбкой уходила в будничные дела, оставляя тебе твое личное поле битвы - непрекращающуюся борьбу за красоту. Временами она совершала досадные промахи - например, гладила утюгом никогда не виданные ею ранее капроновые чулки, превращая их в липкие комки с отвратительным запахом, и сама же плакала от своей глупости, но зато ее деревенская кухня - пышные стопки оладьев или пшенная запеканка, которую я ни разу так и не смогла повторить, утешали нас ежедневно. Ты и тут сердилась - я становилась все более пухлой, а девочкам нельзя полнеть.

Со временем дерзости перешли в откровенную агрессию и раздраженные крики, я затыкала уши, защитить бабушку не умея и искренне не понимая, почему она не обижается. Но бабушка нашла всеобъясняющую формулу: «Разве она виновата - это в нее бес вселился. Гордость это.

Молиться надо» [77].

Таким образом, и общение с бабушкой - проявление глубокого кризиса семейных отношений. Интересно, что, пытаясь отстоять свои права (на которые, кстати, никто не посягает) в отношениях с собственной матерью, мать героини действует исходя из абсолютно противоположных принципов по отношению к собственным детям. Ей ничего не стоит высмеять при свидетелях свою взрослую дочь - мать двух детей, считая допустимым тот факт, что ставит её в унизительное положение. Она приводит свою семью к настоящей трагедии, не умея смирить свою гордыню, проявит материнскую мудрость и понять своего сына-подростка. Властная во всём и по отношению ко всем, она не приемлет никакого оппонирования своим взглядам на жизнь, не чувствует, что ломает собственного ребёнка. Неумение если не уважительного, то хотя бы толерантного отношения к личности другого человека приводит к тому, что любимый сын сбегает из дому, не в силах вынести тирании собственной матери, голодает, тяжело болеет, но не прощает такого отношения к себе, а позже, призванный в армию, трагически погибает. Интересно, что страдающая не меньше, чем родители, из-за смерти брата и пытающаяся их поддержать в общем горе героиня должна пережить ещё однопредательствос их стороны. Услышав от самых близких на свете людей, что у них после смерти сына никого больше не осталось, а «девочки не в счёт», она в который раз ощущает своё второстепенное положение в семье, а то и полную ненужность.

И. Василькова называет свою повесть «Садовница». Некая ирония ощущается в истории женщины, которая сумела взрастить свой реальный сад (цветы, деревья, другую растительность), и при этом была абсолютно беспомощна, взращивая сад своей семьи, сад взаимоотношений с близкими людьми, сделав их, несмотря на свою любовь, людьмиглубоко несчастными. Сумев стать, по словам автора, мощным металлическим каркасом для своей семьи, она не сумела стать её душой и надёжной опорой, не сумела создать тепло и комфорт.

Итак, проанализированная повесть является одним из произведений, иллюстрирующих проблему кризиса семейных отношений. В качестве причин в данном случае можно выделить гордыню, перфекционизм главной героини, высокомерное отношение к окружающим, веру в собственное превосходство и абсолютную собственную правоту, неумение уважать личность человека. Наряду с этим автор лишает свою героиню женской и материнской мудрости и чувствительности, что неизменно приводит к трагедии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.012 с.)