Краткая история косметики и ее рекламы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая история косметики и ее рекламы



На основе проанализированной литературы по истории рекламы (О. Савельева, В.В. Ученова, В.Л. Музыкант, Дж. Сивулка и др.), можно сделать вывод, что авторы пишут об общих тенденциях развития рекламы, не углубляясь в ее конкретные отрасли. Краткая история развития косметики была описана В.А. Евстафьевым в книге «Что, где и как рекламировать» [Евстафьев 2005], Н.П. Арждановым в книге «История отечественной рекламы» [Арджанов 2004], а для более широкого обзора, мы обратились к Интернет сайтам [www.krasland.ru <mailto:info@krasland.ru>, www.kosmetichka.ru <mailto:faberlic@kosmetichka.ru>, www.1016.ru и др.], где рекламисты - теоретики и рекламисты - практики анализируют этапы развития косметики и ее рекламы.

История косметики и макияжа насчитывает тысячелетия. Изначально, в первобытном обществе, макияж носил ритуальный и вполне функциональный характер, а пользовались им в основном мужчины - с его помощью выделяли вождя племени, воина, устрашали врагов. Но вскоре он начал выполнять функцию, которая стала его основной: делать людей привлекательнее [Игнатьева // www. krasland.ru <mailto:info@krasland.ru> ].

Родиной косметики считается Древний Восток, где искусство украшения лица и тела достигло высокого развития. Уже в Древнем Египте косметика использовалась достаточно широко. Искусством изготовления косметических средств владели в основном жрецы. К периоду Древнего Египта относится первый известный нам сборник косметических рецептов, составленный царицей Клеопатрой. Подтверждением моды на косметику служит и то, что в древнеегипетских захоронениях найдено множество сосудов для благовоний и красок - рядом с усопшей клали не менее семи видов масел и двух сортов притираний. Греческая мифология приписывает изобретение косметических средств богине Афродите, а их распространение - Елене Прекрасной. В Древнем Риме существовали так называемые "косметы" - рабыни, украшающие тело и лицо женщин Древнего Рима. На тот период времени реклама косметики существовала в виде наскальных надписей - инструкций по применению того или иного средства. Также рекламные сообщения выкрикивались на площадях во время проведения ярмарок [www.kosmetichka.ru <mailto:faberlic@kosmetichka.ru>].

Отношение к косметике в Средние века менялось от века к веку. В ранней Средневековой Европе все плотское считалось "от дьявола" и изгонялось - в том числе косметика. Однако известно, уже в Древней Италии в I-IX веках было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии, и центром его был город Капуя (близ Неаполя). Из Италии искусство косметики распространилось во Францию. Во времена короля Филиппа-Августа (1190г.) считалось модным "малевать" лицо, руки, шею - это делали даже цветущие и красивые девушки. Позже - в эпоху Людовика XVI - было принято покрывать лицо очень толстым слоем пудры - таким, что он осыпался как штукатурка. Популярными были черные мушки, изготовлявшиеся из шелковой ткани в форме небольшого кружочка или какой-либо фигурки. Их наклеивали на лицо, шею, грудь, причем каждая мушка имела определенное значение. Так, мушка над губой означала кокетство, на лбу - величественность, в углу глаза - страстность. Эталоном для подражания считались придворные дамы, именно они и были «рекламными носителями» косметических средств. А лучшей рекламой для парфюмера было признание произведенной им продукции двором. В те же времена появлялись первые вывески на нижних этажах домов, где проживали и работали парфюмеры [Игнатьева // www. krasland.ru <mailto:info@krasland.ru> ].

«Один из старейших парфюмерных домов Франции Guerlain зародился в начале XIX века, когда Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен, начав с производства мыла, открыл магазинчик на улице Риволи в Париже. Уже через некоторое время он существенно расширил ассортимент за счет одеколонов, лосьонов, пудр, и его продукция стала пользоваться большой популярностью у высшего света» [Евстафьев 2005: 274].

В России в 19 веке был свой знаменитый парфюмер - Генрих Афанасьевич Брокар - самый крупный производитель косметики и парфюмерии своего времени. Так же, как и Герлен, Брокар начал собственное производство с мыловарения, перейдя затем к парфюмерии и косметике, продвигая которые он использовал оригинальные рекламные ходы, позволившие ему не только получить высокие прибыли, но и завоевать благосклонность императорского дворца. Например, подарил Государыне Великой Княгине Марии Александровне букет, составленный восковых цветов, надушенных соответствующими запахами. Или в день открытия своего второго магазина Брокар выпустил в продажу образцовые коробки, заключавшие в себе десять предметов парфюмерии: духи, мыло, одеколон, пудру, саше, и т.п., все, конечно в миниатюрном размере, но в изящной упаковке. Во второй половине 19 века в России, наверное, не было более популярной продукции, чем товары от «Брокар и К°». В одном только его парфюмерия «отставала от заграницы» - в секторе духов дорогих марок. Причем, не по качеству продукции, а из-за стереотипа мышления покупателей, которые (как и сейчас) считали лучшими французские духи [Евстафьев 2005].

Именно поэтому авторы пособий по истории рекламы (Н.П. Арджанов, Т.А. Пирогова, В.А. Евстафьев, В.Н. Ясонов) указывают на тот факт, что «реклама французской парфюмерии и косметики была довольно скромная и малобюджетная и в число лучших образцов рекламы не входила, так как на товар работала непревзойденная репутация его происхождения. А местные производители вынуждены были потратиться на дизайн сполна, чтобы привлечь покупательниц» [Арджанов 2004: 33].

До нас дошли образцы рекламы продукции «Брокар и К°». На одной из них (см. приложение 1) роскошные волосы напоминают о превосходстве «Петроля» над другими средствами, а на другой (см. приложение 2) сверкание недосягаемых вершин ассоциируется с ослепительно белой кожей после использования «Снежинки».

Также, по словам Н.П. Арджанова, «важнейшим элементом рекламы того времени была упаковка. Хрустальные флаконы производились в России промышленным способом. Ароматы доставляли безусловное обонятельное удовольствие, а флаконы и баночки - наслаждение глазу» [Арджанов 2004:35].

Развитие косметики в начале двадцатого века было очень незначительным. Косметика считалась атрибутом театра и кино, и ею пользовались только самые смелые. Макияж своим новым рождением и эволюцией обязан кинематографу и Максу Фактору (Max Factor). В 1918 году Макс Фактор вывел знаменитый принцип "цветовой гармонии" макияжа. А к концу 20-х он представил косметическую линию Society Make-up (светский макияж), рекламируемую любимыми актрисами [Игнатьева // www.krasland.ru <mailto:info@krasland.ru>].

Другие авторы, например, Л.Михайлова, считают, что косметический рынок в 20 веке покорили три женщины: Элизабет Арденн, Хелена Рубинштейн и Эсти Лаудер, выделяя Эсти Лаудер как родоначальницу империи красоты. Изначально Эсти Лаудер продавала кремы, произведенные ее венгерским дядей. И единственную рекламу, которую она использовала, была безупречная внешность продавщицы. Именно внешность считалась главной ценностью и «ходячей» (Л.Михайлова) рекламой, поэтому с тех времен и до наших дней каждое утро у стенда Estee Lauder профессиональный косметолог работает над лицом каждой продавщицы. Стратегической новинкой, принесший ей миллионы, стал «подарок за покупку» (Л.Михайлова). Считается, что она придумала маленькие пробники товаров, а также ввела моду на черно-белую рекламу, хотя эта идея просто позволила ей сэкономить средства [Михайлова // www. Ivillage.ru].

По сообщению ИА «Альянс Медиа» на сегодняшний день российский рынок косметических средств, в число которых входят средства гигиены, парфюмерия, декоративная косметика, средства по уходу за кожей и телом, официально оценивается в 4 млрд долларов. Примерно 60 % от этой суммы приходится на продажи импортной или произведенной и России, но под международными брендами, продукции. На долю сугубо отечественной косметики, соответственно, остается 40 % рынка [www.allmedia.ru].

Из российских производителей самые крупные:

екатеринбургский концерн «Калина» (бывшие «Уральские самоцветы»), которому принадлежат торговые марки «Черный жемчуг», «Чистая линия», Mia;

петербургская фабрика «Невская косметика» - торговые марки «Новый жемчуг», «Кладовые природы» и др.;

компания Faberlic - одноименная торговая марка.

Кроме них, в среднеценовом сегменте представлена продукция компаний «Green Mama», «Красная линия», «Мирра Люкс». Продукция других отечественных косметических компаний («Свобода», «Новая заря», «Линда», «М-Гелиос», «Рассвет», «Весна» и пр.) относится к низшему ценовому сегменту. В сегменте MassMarket работают такие иностранные компании, как: L'Oreal и ее дочерняя структура Laboratoires Gamier (одноименные торговые марки и марка Maybelline), Beiersdorf AG (Nivea Beaute), Procter & Gamble (Max Factor), Oriflame, Revlon, Avon и др. Среди косметических марок для низшего ценового сегмента наиболее популярны такие, как Divage, Kiki,Isadora, Ruby Rose, Fleur и пр. Что же касается косметики и парфюмерии класса «Люкс», то в России представлено большинство известных европейских торговых марок (Christian Dior, Chanel, Lancome, Guerlain, Givenchy, Lalique, Nina Ricci, Armani, Van Cleef & Arpels, Gucci, Cartier, Kenzo и пр.), ряд североамериканских (Estee Lauder, Kelvin Klein и др.) и японских брендов (например, Shiseido) [Евстафьев 2005: 279].

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок косметики и парфюмерии начал формироваться еще со времен первобытного общества. По мере развития общества менялись цели и методы использования продукции, но во все времена люди старались рассказать о своих изобретениях и использовали для этого рекламу. Первоначально это были наскальные надписи и выкрики на ярмарках, с развитием письменности появляются первые вывески, плакаты и рекламные листовки, а для лучшего результата совместно с ними используются различные подарочные упаковки и пробники. Также используется «самореклама» (Е.Пархоменко) - это «сарафанное радио» (Е.Пархоменко) и привлекательный образ продавщицы [Пархоменко, Волченков 2005]. На сегодняшний день на российском рынке насчитывается 250 только отечественных производителей косметической продукции [www.allmedia.ru]. И потребитель находится в ситуации уверенного превалирования предложения над спросом, поэтому компаниям приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы привлечь внимание покупателя. И именно поэтому фирмы все чаще обращаются к рекламе, стараясь сделать ее с каждым разом все более качественной и эффективной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.012 с.)