Профилактика девиантного поведения детей и подростков на краткосрочный период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика девиантного поведения детей и подростков на краткосрочный период



 

Основной целью краткосрочной профилактической работы является организация междисциплинарного взаимодействия со структурами профилактики в решении проблем несовершеннолетнего, обеспечение целенаправленного педагогического, психологического, правового влияния на поведение и деятельность подростков.

На данном этапе решаются следующие задачи:

1-ая задача: Профилактическая работа с учащимися и родителями.

Решение:

1. Разработка программы профилактики: задачи, направления, сроки реализации, формы, методы, критерии мониторинга ее эффективности. Важно определить направления деятельности всех специалистов, включая сотрудников ведомств, осуществляющих профилактическую работу среди несовершеннолетних.

2. Повышения уровня компетенций сотрудников школы по организации и реализации мероприятий профилактики.

3. Привлечение родителей и школьников в проведении профилактических мер.

Профилактическая работа с учащимися и родителями включает:

- проведение мероприятий по организации досуга учащихся школы;

- повышение психологической грамотности родителей, педагогов;

- повышение осведомленности социальных педагогов, педагогов-психологов, родителей, педагогов по вопросам природы, видам девиантного поведения, факторов и признаков аддиктивного, асоциального, суицидального поведения;

- работа по созданию благоприятного психологического климата в классных коллективах;

- оказание помощи в обучении и воспитании детей семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- укрепление связей семьи и школы;

- контроль пропусков учащимися занятий;

- выявление интересов учащихся, помощь в профессиональном самоопределении, выборе дальнейшего образовательного маршрута;

- организация работы кружков и секций по интересам, внеурочной занятости учащихся.

2-ая задача: Ранняя диагностика школьников с признаками девиантного поведения.

Решение:

1. Определение механизма ранней диагностики детей с девиантным поведением.

2. Определение психодиагностического инструментария для проведения раннего выявления школьников, склонных к девиантному поведению.

3. Повышение уровня компетенций у социальных педагогов и педагогов- психологов по видам, признакам девиантного поведения, ранней диагностики, проведения индивидуальной беседы с девиантными учащимися.

3. Внедрение механизма реализации социально-психологического мониторинга с участием сотрудников правоохранительных органов и медицинских учреждений (создание комиссии, определение частоты встреч, мероприятий профилактики).

4. Повышение уровня осведомленности учителей, родителей и детей в вопросах ранней диагностики девиантного поведения и обращения к социальному-педагогу.

Ранняя диагностика школьников с признаками девиантного поведения включает следующие э тапы:

1) социально-психологический мониторинг;

2) индивидуальная психологическая диагностика школьников, включенных в «группу риска».

Социально-психологический мониторинг – процесс слежения за состоянием и изменением показателей девиантного поведения с целью выбора профилактических средств и коррекционных мероприятий с группой риска.

Предложение: в школе создается Совет профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в состав которых входит директор, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, школьный инспектор полиции, классный руководитель, медицинский работник школы.

Социально-психологический мониторинг проводится 2 раза в течении учебного года: сентябрь –октябрь и апрель-май.

Определение группы риска и плана профилактических мероприятий производится на основе:

- сведений классного руководителе по успеваемости и посещаемости занятий учащихся, обращений и запросов родителей;

- сведений социального психолога о психолого-медико-педагогических особенностях личности школьника и ее микросреды, условий жизни;

- сведений школьного инспектора полиции по правовым нарушениям школьников, правонарушений родителей;

- сведений медицинского работника по анализу обращений школьников в школе и к врачу общей практики;

- сведений педагога-психолога на основе плановой диагностики нарушений социального развития детей и подростков, индивидуальных консультаций.

«Группа риска» детей и подростков включает в себя:

- детей, которые пропускают занятия;

- детей, у которых наблюдается снижение успеваемости;

- детей, замеченных в конфликтах с одноклассниками, в драке;

- детей, употребляющих алкоголь, табак, наркотические вещества;

- детей, задержанных сотрудниками правоохранительных органов за правонарушения и поставленные на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав или в отделение по делам несовершеннолетних отдела полиции;

- детей из семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

- детей из семей, ведущих асоциальный образ жизни.

Индивидуальная психологическая диагностика школьников, включенных в «группу риска».

На основе индивидуальной психологической диагностики школьников «группы риска» определяются направления работы с данными школьниками, их семьями:

1. Направление на коррекционную работу к педагогу-психологу.

2. Направление на консультацию к врачу общей практики.

3. Определение совместных коррекционных мероприятий социального педагога с другими специалистами (социальным работником, школьным инспектором полиции, педагогами).

3-ая задача: Коррекционно-развивающая работа с несовершеннолетними, определенных в «группу риска».

Решение:

1. Разработка коррекционной программы (определение цели, задач, методов коррекции и показателей эффективности проведенной коррекции).

2. Разработка программы работы с родителями детей группы риска.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с несовершеннолетними, определенных в «группу риска» включают:

- планирование комплекса мероприятий, для полноценной адаптации и самореализации учащихся группы «риска»;

- развития социальных навыков, развития коммуникативной компетентности;

- коррекция психоэмоционального состояния школьника;

- снижению уровня агрессии, тревожности, коррекции самооценки, обучению навыкам саморегуляции;

- расширение репертуара поведенческих стратегий обучающихся в трудных, стрессовых ситуациях;

- помощь в решении конфликтов и стабилизация отношений между детьми, подростками и взрослыми в семье, школе;

- помощь родителям в решении проблем детско-родительских отношений, перестройке семейных взаимоотношений, стиля семейного воспитания в т.ч. посредством консультирования, семейных тренингов;

- работа по сплочению коллектива класса, в котором обучаются учащиеся группы «риска», организация мероприятий по изменению положения в классе и решению проблем учащихся с низким статусом в группе, повышение статуса учащихся положительно влияющих на групповую деятельность, для увеличения воспитательного потенциала детского коллектива.

Наряду с педагогом-психологом коррекционно-развивающая работа с несовершеннолетними ведут педагог и социальный педагог.

Исходя из этого, можно определить задачи педагогической коррекции:

- организация учебной работы учащихся, работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;

- посещение семьи учащихся группы «риска»;

- воспитательная работа в классах на классных часах, во время внеурочной занятости;

- планирование и реализация мер для повышения учебной мотивации,

Задачи коррекционных мероприятий социального педагога:

- подключение учащихся к работе по профилактическим программам и проектам, с целью направления энергии в социально-полезное русло;

- включение детей с асоциальным поведением в активную творческую и спортивную деятельность, организация досуга несовершеннолетних;

- взаимодействие с заинтересованными ведомствами для решения проблем ребенка и устранения неблагоприятных условий среды жизнедеятельности;

- повышение правовой культуры школьника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.98 (0.01 с.)