Общественный фонд bilim foundation 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный фонд bilim foundation



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД BILIM FOUNDATION

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Методические рекомендации

Астана, 2018

УДК 316.624; 159.99

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕРАМ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

 

Подготовлены исследовательской группой:

· Изакова А.Т., доктор психологических наук, профессор Евразийского гуманитарного института, эксперт Общественного фонда Bilim Foundation;

· Валиева А.Б., кандидат психологических наук, доцент, и.о. профессора Евразийского Национального Университета им. Л.Н.Гумилева, эксперт Общественного фонда Bilim Foundation;

· Жусупова Э.Т., кандидат медицинских наук, врач высшей категории Республиканского научно-практического центра психического здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

· Аширбеков Б.М., кандидат медицинских наук, врач высшей категории Республиканского научно-практического центра психического здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

· Пономарев Р.Д., магистр психологии, психолог Республиканского научно-практического центра психического здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

Рецензенты:

· Кабакова М.П., доцент, кандидат психологических наук, и.о. профессора кафедры прикладной психологии Казахского Нацинального Университета им. аль-Фараби;

· Скляр С.В., кандидат медицинских наук, детский психиатр высшей категории Республиканского научно-практического центра психического здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

· Искакова А.А., психолог школы-лицея №64. г.Астана.

 

Методические рекомендации выполнены в рамках реализации государственного социального заказа Министерства здравоохранения Республики Казахстан и направлены на совершенствование  профилактических работ в организациях здравоохранения и образования.

В методических рекомендациях представлены актуальность проблемы, характеристики, причины и факторы девиантного поведения детей и подростков. На основе результатов настоящего исследования с сентября по декабрь 2018 года, а также анализа отечественной и зарубежной литературы выработана и предложена модель системных мер профилактики девиантного поведения среди детей и подростков, которая охватывает систему контроля и оценки результативности осуществления профилактических мероприятий.

    Утверждено и одобрено к использованию Республиканским научно-практическим центром психического здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан (выписка из протокола №32 от 13 декабря 2018 г.)

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

КПССУ ГП РК – Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
КС РК – Комитет по статистике Республики Казахстан
МВД РК МОН РК – Министерство внутренних дел Республики Казахстан – Министерство образования и науки Республики Казахстан
МЗ РК – Министерство здравоохранения Республики Казахстан
КС МНЭ РК – Комитет по статистики Министерства национальной экономики Республики Казахстан
НПО – Неправительственные организации
ЦАН – Центр адаптации несовершеннолетних
ЮНИСЕФ – Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)

 

ГЛОССАРИЙ

Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviatio - отклонение) - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Делинквентное поведение – антиобщественные противоправные проступки, приносящие вред отдельному человеку и обществу в целом, выраженное в причинении имущественного и морального вреда, дискредитации репутации и др.

Антисоциальное поведение – поведение, характеризующееся отрицательным отношением к социальным нормам и стандартам поведения, к традициям, стремление им противодействовать;

Антидисциплинарное поведение – поведение, характеризующееся нарушением правил, режима, выраженное в прогулах, невыполнении заданий, срывах мероприятий.

Аутоагрессивное поведение, включающее аддиктивное – поведение, характеризующееся причинением себе физического и психического вреда, выраженное в самообвинении, самоунижении, саморазрушении, самоубийстве.

Поступки, обусловленные отклонениями в развитии личности – это акцентуации характера, которые выражаются в уязвимости к определенным (конкретным) психогенным воздействиям, при хорошей устойчивости к другим. То есть, акцентуация – выраженность некоторых черт характера, приводящая к дисгармонии характера: явная и скрытая.

СОДЕРЖАНИЕ

     
  Введение 7
1. Основные данные официальной статистики степени распространенности девиантного поведения   8
2. Психолого-педагогическая характеристика девиантного поведения   11
3. Причины и факторы, способствующие возникновению девиантного поведения у детей и подростков   12
4. Рекомендации по организации и проведению профилактических мер девиантного поведения детей и подростков     15
4.1. Профилактика девиантного поведения детей и подростков на краткосрочный период   20
4.2. Профилактика девиантного поведения детей и подростков на среднесрочный период   23
5. Контроль и оценка результатов работы с детьми и подростками с целью профилактики девиантного поведения   30
  Заключение 32
  Список использованных источников 34

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Казахстан имеет соответствующую международным стандартам законодательную базу в сфере охраны прав детей, в которой особое внимание уделено защите детства, материнства, многодетных семей, социальной поддержке, что является базовым  фактором профилактики девиантного поведения детей и подростков [1-11].

Наряду с законодательными нормами меры профилактики девиантного поведения реализуются в рамках межведомственных планов по профилактике правонарушений (2017-2019 г.г.), предупреждению уголовных правонарушений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних (2015-2017 г.г.), дорожных карт: «Казахстан без насилия в семье», «Защитим детей вместе», инициированным Генеральной Прокуратурой Республики Казахстан. Так же профилактика девиантного поведения осуществляется Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан, институтом Уполномоченного по правам ребенка, консультативно-совещательным советом неправительственных организаций при Комитете по охране прав детей МОН РК, Республиканским советом по нравственно-духовному развитию личности «Самопознание».

Но сложившаяся ситуация в профилактике девиантного поведения не снимает вопроса о необходимости вынесения данной проблемы как самостоятельного направления межведомственного взаимодействия, которое является важным условием эффективной работы с девиантными детьми и их семьями. Настоящие методические рекомендации, направленные на совершенствование профилактической работы с обучающимися, на основе системного деятельностного подхода, обеспечения полипрофессионального и межведомственного взаимодействия, должны способствовать повышению эффективности работы по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

МЗ РК инициировало проект, целью которого являлось изучение причин возникновения девиантного поведения, факторов риска, провоцирующих девиации и выработки системных мер по их профилактике.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

   В отечественную практику профилактики детской и подростковой девиации необходимо включить ведущие направления развития социально-педагогической профилактики детской и подростковой девиантности, применяемые в разных странах (в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландах, странах Азии, Африки, России внедрена программа Streetwork – уличная социальная работа; привлечение специалистов в Швеции - социальный работник, в Польше – кураторы; в Великобритании - «Ключевой специалист») [19;24]:

- ориентация на проведение всех предупредительных и реабилитационных мер в отношении подростка вне отрыва его от привычной социокультурной среды;

- стимулирование гражданской активности в этой сфере, привлечение к ней дополнительных участников и финансовых средств;

- укрепление престижа традиционной семьи, повышение ее психолого-педагогической культуры;

- подготовка специальных кадров социальных педагогов, специализирующихся в практической работе по профилактике и коррекции девиантного поведения;

- создание сети специальных превентивных служб и структур;

- психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности;

- ведущая роль медико-психологической помощи в коррекции и реабилитации девиантного поведения подростков.

Наиболее эффективны постоянно действующие программы - это модель профилактики, действующая постоянно в каком-то определенном месте, например, на базе определенных школ, где проводятся регулярные профилактические занятия с детьми, подростками, учителями, осуществляется подготовка субспециалистов (сверстников, учителей, психологов, родителей), которые будут продолжать постоянную профилактическую работу. Удобным местом для профилактической работы является школа, где осуществляется систематическое целенаправленное обучение на протяжении нескольких лет. Создаваемые специально для школы профилактические программы в виде курсов обязательных регулярных занятий могут включаться в общий учебный план. Также видится более эффективной организация на базе школы межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики.

В целом, системные меры профилактики девиантного поведения детей и подростков могут принести положительные результаты, если реализуются следующие условия, которые мы предлагаем рассмотреть в нижеследующем порядке:

1. Обществу (институтам семейного воспитания, центрам семейного здоровья, дворовым клубам, школьным инспекторам полиции, семье и самим детям и подросткам) необходимо:

- своевременно и в доступной форме получать информацию о сути и формах, последствиях, девиантного поведения;

- принять и понять установку о том, что за девиантное поведение в первую очередь не осуждают, не наказывают, а выявляют, определяют;

- находить способы работы с девиантными детьми, с помощью методов психотерапии, терапии, коррекции, воспитания и обучения;

- поддерживать и поощрять (внимательным, корректным отношением, пониманием и заботой) детей и подростков, и их семьи, обратившихся за помощью;

- проводить целенаправленную работу, настраивающую их позитивное мировоззрение, уверенность в себе и в окружении, уверенность, что ребенок с девиантным поведением нужен близким и обществу, и что он имеет возможности, и способности, быть как все, значимым, успешным;

- формировать позитивные предпосылки и тенденции к появлению созидательных целей и принципов в картине мира детей и подростков и их семей.

2. Психологам-педагогам школ, медицинских и других учреждений необходимо:

- владеть методами и приемами экспресс-диагностики девиантного поведения;

- владеть техниками клинической беседы, терапевтической сессии;

- пропагандировать идею о том, что за девиантное поведение нельзя осуждать, наказывать;

- выявлять причину девиантного поведения, и уровень вреда, причиненного состоянию личности;

- воспринимать личность ребенка как уникальное и альтруистичное явление, с мощным потенциалом к созиданию и саморазвитию;

- понимать, что девиации, которые наблюдаются у ребенка, возникли вследствие негативного опыта, с которым ребенок не смог справиться;

- раскрывать позитивные качества и свойства личности ребенка, которые важно реализовывать на практике.

Предлагаем создать гуманные и корректные правила, и порядок направления детей и подростков психологом школ и др. образовательных учреждений (который провел диагностику, беседу, консультации, и др. психологическую работу с ребенком, и желательно, семьей ребенка), к психотерапевту и другим специалистам вне школы и др.образовательных учреждений.

3. Педагогам, школьным инспекторам полиции, социальным работникам необходимо:

- владеть методами и приемами бережной, не травмирующей, но эффективной коммуникации, с «трудными детьми», то есть детьми, которые отличаются в своем поведении от общей массы;

- не осуждать личность ребенка, но и не поощрять имеющегося отклонения в поведении ребенка;

- создавать условия (клубы, центры, секции), в которых ребенок может самореализоваться, найти свои лучшие человеческие качества, почувствует поддержку и одобрение со стороны авторитетных, значимых положительных граждан, как взрослых, так и сверстников.

Предлагаем четко обозначить, условия и правила своевременного обращения взрослых к психологу школы с достаточным описанием причины обращения, с обязательным условием, сохранения конфиденциальности, корректности, гуманности этого взаимодействия и его результатов. А также ввести в содержание занятий по курсу «Самопознание» информацию о причинах девиантного поведения, его последствиях и профилактики в виде игры-беседы, тренингов, кейсов; корректировать девиантное поведение с помощью делегирования важных заданий и поручений и др.; научить позитивным паттернам поведения в разных неприятных для детей и подростков ситуациях. Основная цель такой помощи - обучить детей принятию социально оправданных решений, способствовать их нравственно-правовой социализации. Ввести традицию фиксации игнорирования родителями классных часов и встреч с классным руководителем, психологом и др. работников, для применения дальнейших мер профилактики девиантного поведения детей и подростков.

4. Медицинскому работнику школы, участковому терапевту, врачу общей практики необходимо:

- систематически проводить встречи с детьми и подростками для ознакомления с последствиями девиантного поведения для их здоровья в будущем;

- активно убеждать в том, что своевременное обращение к специалистам это единственно верный способ избегания болезни, одиночества, непонимания, агрессии и осуждения со стороны общества;

- направлять ребенка склонного к девиантному поведению и уже девиантных детей и подростков к психотерапевту, наркологу, гинекологу и др. специалистам, оповестив об этом администрацию образовательного учреждения.

Предлагаем создать медицинский центр профилактики девиантного поведения, который обеспечивает анонимное взаимодействие и профессиональную психолого-медико-психиатрическую поддержку.

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения должна базироваться на таких основных принципах:

- гуманный подход к ребенку, признание семьи в качестве важнейшего института профилактики;

- согласованность действий всех воспитательно-профилактических служб в микросреде;

- максимальная индивидуализация и адресность профилактических воздействий в социуме;

- конструктивное использование личностных резервов ребенка;

- когнитивной, проблемной и социокультурной адекватности, опоры на механизмы и феномены массового сознания.

В содержании рекомендаций профилактики девиантного поведения являются следующие предметы и объекты профилактики, которые предлагаются рассмотреть в данном исследовании:

- семья и ребенок;

- уровень развития личности ребенка;

- уровень социализации ребенка;

- уровень состояния ребенка.

Предметы и объекты профилактики подвергаются исследованию посредством следующей системы анализа:

1. Семья и ребенок изучаются в процессе анализа:

- демографических данных;

- психологического климата в семье;

- модели воспитания ребенка;

- модели семьи.

2. Личность ребенка исследуется в процессе анализа:

- данных анамнеза;

- данных психолого-педагогического тестирования.

3. Социализация ребенка изучается в процессе анализа:

- успеваемости;

- посещения школьных занятий;

- участия в общественных мероприятиях;

- занятости ребенка дополнительным образованием.

4. Состояние ребенка изучается в процессе анализа:

- физиологических особенностей ребенка,

- психосоматических особенностей ребенка,

- анатомических особенностей ребенка.

Субъектами и функциями в решении проблемы профилактики девиантного поведения предлагаем рассмотреть следующее:

1. Субъектами в решении проблем семьи и ребенка являются: ребенок, родители, представители ребенка, функция которых заключается в том, чтобы своевременно обратиться за помощью, проявлять активность и быть мотивированными в решении проблем отклонений в поведении ребенка.

2. Субъектами в решении проблем развития личности ребенка: педагог-психолог, социальный педагог, функция которых заключается в том, чтобы профессионально провести мероприятия – консультацию; диагностику; коррекцию; направить к специалисту (терапевту, психиатру), сопровождение, психокоррекцию.

3. Субъектами в решении проблем социализации ребенка: классный руководитель, воспитатель, школьный инспектор полиции, функция которых заключается в том, чтобы проводить просветительскую работу в форме игр-бесед, тренингов, кейсов; коррекцию, в виде делегирования важных заданий и поручений,  трудового воспитания, научения позитивным паттернам и др.

4. Субъектами в решении проблем психосоматических состояний ребенка: школьный медработкник, участковый терапевт, врач общей практики, функция которых заключается в том, чтобы проводить просвещение, диагностику, консультацию, направлять к узкопрофильным специалистам, пропаганду ЗОЖ.

Для реализации системных мер профилактики девиантного поведения, необходимо принять комплекс мер, которые формируют убежденность и необходимость того, что необходимо, уже на ранней стадии выявлять девиантное поведение у детей и семьи.

Важно знать, что действовать в таких случаях необходимо максимально и предельно корректно, гуманно, человечно, созидая таким образом необходимую культуру, деликатность и анонимность при принятии необходимых решений в отношении конкретных детей, подростков, семей с девиантным поведением.

В результате применения, вновь разработанного комплекса мер, государственного и общественного характера, необходимо обеспечить информированность самих детей, подростков, семей и заинтересованных в этом лицо выявленных проблемах и путях их разрешения.

Очень важно и необходимо также, сформировать общественное мнение о том, что при проявлении девиантного поведения, уже на ранней стадии отклонений от нормы, крайне целесообразно, без каких-либо, надуманных опасений, предрассудков, необходимо срочно обращаться за помощью к психотерапевту, психологу, медработнику, юристу или полицейскому, социальному работнику и педагогу, в зависимости от сложившихся трудностей.

Всем специалистам необходим высокий уровень компетенции в области психологической психодиагностики и консультирования.

В профилактике возникновения девиантного поведения детей и подростков особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа девиантного поведения, разрабатываются практические меры по предупреждению девиантных проявлений.

 

Работа с педагогами

- повышение психологической компетентности по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся;

- рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к ребенку, координация работы по изучению личностных качеств учащихся;

- обучение навыкам эффективной коммуникации с родителями учащихся;

- рекомендации по развитию детского коллектива класса, созданию благоприятного микроклимата;

- коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, активное использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок ребенка;

- развитие рефлексивного мышления, поведения педагогов;

- снятие эмоциональных перегрузок учителя, как условие адекватного восприятия педагогической действительности.

Работа осуществляется через консультации, педагогические советы, тренинги. В качестве программ тренинга предлагается:

1. Программы улучшения взаимодействия между учителями и школьниками включают тренинг учителей с целью создания социально-поддерживающего климата в школе, работу с самооценкой и я-концепцией учителя, тренинги личностного контроля и социальных навыков.

2. Программы создания групп социальной поддержки детей со стороны учителей.

II. Социальная помощь ( реализует социальный педагог)

Работа с семьей:

- помощь в налаживании взаимодействия родителей с педагогами в учебно-воспитательном процессе;

- с целью изучения и отслеживания изменений условий жизни и ситуации в семье, проведение обследования жилищно-бытовых условий учащихся, состоящих на учете в органах внутренних дел, внутришкольном учете и находящихся в социально опасном положении;

- контроль за организацией режима для ребенка, устранение его безнадзорности;

- контроль за организацией режима для ребенка, устранение его безнадзорности;

- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей, содействие оздоровлению обстановки в данных семьях;

- помощь в оформлении социальных пособий, льгот (в пределах компетенции)

- помощь в организации внеурочной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира, общение в семье);

- ведение наблюдательных дел на учащихся группы «риска», из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Работа с учащимися:

-  осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся:

- охрана прав ребенка, социальная помощь и социальная защита личности;

- изучение особенностей личности обучающихся, их микросреды, условий жизни;

- организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

- выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

- создание базы данных о детях, испытывающих проблемы в социальной адаптации;

- привлечение учащихся группы «риска» к участию кружках, спортивных секциях, подростковых клубах, по интересам;

- реализация программ, проведение занятий, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

- работа по формированию здорового образа жизни, обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

- содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

- выявление интересов и потребностей ребенка, трудностей и проблем, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки;

- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;

- организация различных видов социально значимой деятельности обучающихся, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализации социальных проектов и программ;

- взаимодействие с другими ведомствами для решения социальных проблем семьи, ребенка.

Работа с педагогами - повышение профессиональной компетентности по вопросам социальной адаптации.

III. Педагогическая помощь ( реализует классный руководитель)

Работа с семьей:

- взаимодействие родителей с педагогами в учебно-воспитательном процессе;

- индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании и преодолении отрицательных качеств ребенка;

- помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира, общение в семье);

- организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами по проблемам ребенка.

Работа с учащимися:

- формирование адекватной самооценки, развитие познавательной и нравственно-эстетической культуры учащихся;

- организация успеха ребенка в усвоении школьной программы;

- изучение личности и коррекция в воспитании учащихся;

- формирование навыков самопознания, самовоспитания;

- включение ребенка в активную внеучебную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;

- преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;

- руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;

- работа по формированию духовно-нравственного мира детей;

- работа по формированию здорового образа жизни;

- работа по формированию мотивации достижений;

- контроль посещения учащимися дополнительных индивидуальных занятий по предметам для ликвидации пробелов в знаниях;

- выявление интересов ребенка, трудностей и проблем и своевременное оказание им педагогической помощи;

- организация внеурочной деятельности класса, работа по развитию классного коллектива.

Таким образом, конкретные шаги в решении вопросов профилактики девиантного поведения детей и подростков видим в реализации задач краткосрочной и среднесрочной программы профилактики.

В качестве краткосрочной программы определены те задачи и направления профилактической работы субъектов, которые необходимо реализовывать в течении года на базе среднеобразовательных школ. Профилактические мероприятия на краткосрочный период включают решение задач создания и апробирования модели ранней диагностики и внедрения мультикомпонентных программ профилактики, основанных на механизме межведомственного взаимодействия. Решение данных задач, реализованных в рамках научного исследования, позволит внедрить эффективную модель профилактической деятельности, ориентированную на среднесрочный период.

Реализация среднесрочных программ проводится в течении всего периода обучения ребенка в школе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инициированное МЗ РК изучение причин возникновения девиантного поведения, факторов риска, провоцирующих девиации и выработки системных мер по их профилактике соответствует критериям актуальности, как с позиции анализа данных официальной статистики о степени распространенности девиантного поведения, так и с позиции теоретико-эмпирических исследований причин и факторов девиантного поведения и системы его профилактики.

В настоящем исследовании девиантное поведение рассматривается как поведение детей и подростков, переживающие физиологические, эмоциональные и когнитивные сложности, с которыми дети и подростки не в состоянии самостоятельно справиться, вследствие чего они не могут принять и соблюдать социальные нормы, правила.

Определение девиантного поведения сформулировано на основе полученных результатов изучения этой проблемы и анализа отечественной и зарубежной практики по исследованию и профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков. Результаты исследования показали, что основными причинами возникновения девиантного поведения отмечается высокий уровень тревоги, стресса, депрессии, возросший вследствие депривации. Девиантное поведение является результатом комплекса негативных условий его появления, и исследуется в различных областях науки: медицинской, психологической, педагогической, социальной, юридической.

На основе анализа отечественных и зарубежных исследований, и изучения причин и факторов риска, способствующих возникновению девиантного поведения детей и подростков, проведенного в сентябре-декабре 2018 года предложена модель системных мер профилактики девиантного поведения детей и подростков и система их контроля и оценки.

Таким образом, в рамках разработка модели профилактической деятельности девиантного поведения среди учащихся предлагается решение следующих задач:

1. Создание на основе опыта школ психодиагностической базы для ранней диагностики девиантного поведения.

2. Разработка валидного психодиагностического инструментария для диагностики девиантного поведения.

3. Создание на основе опыта школ, осуществляющих эффективную программу профилактики девиантного поведения, программ профилактики. Пилотное внедрение, оценка их эффективности.

4. Создание программы деятельности межведомственных комиссий с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации, ведущими асоциальный образ жизни.

5. Разработка программы обучения школьников, педагогов, родителей по вопросам определения факторов риска и девиантного поведения у школьников.

6. Повышение компетенций социального педагога и педагога-психолога в области ранней диагностики и корекционно-развивающей деятельности с учащимися группы риска.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД BILIM FOUNDATION



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.102 с.)