Анализ эффективности программы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста с зпр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ эффективности программы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста с зпр



 

Далее была проведена повторная диагностика страхов у испытуемых с помощью тех же самых методик, которые использовались на этапе констатирующего эксперимента.

Результаты повторной диагностики страхов у детей экспериментальной группы с помощью рисунков представлены в таблице 5. Для оценки статистической значимости полученных результатов нами был использован j критерий Фишера, который имеет следующую формулу:

 

 

Мы оценивали значимость процентных различий в экспериментальной и контрольной группе на разных этапах эксперимента.

Критические значения φ* составляют: φ*кр =1,64 для p£0,05, φ*кр =2,31 для p£0,01.

 

Таблица 5 Исследование страхов с помощью рисунков в экспериментальной группе на разных этапах эксперимента

Рисунок и результаты Первый замер Второй замер Значения φ*эмп
  % %  
Рисунок на тему "В школе"      
В центре внимания сам ребенок 20 20 -
Мало друзей среди сверстников 46 13 2,07
Нет друзей среди сверстников 40 13 1,70
Рисунок на тему "Семья"      
Ребёнок между родителями 33 53 1,11
Ребёнок ближе к маме или к папе 60 45 0,73
Рисунки на тему "Что мне снится страшное или чего я боюсь днём".      
Не нарисовали страх 33 7 1,94
Нарисовали страх 73 20 3,09
Рисунки на тему "Самое хорошее или самое плохое"      
Хорошие, радостные эпизоды 80 80 -
Неприятные события 20 13 0,49

 


φ*кр =1,64 для p£0,05; φ*кр =2,31 для p£0,01

В экспериментальной группе были выявлены статистически значимые различия на разных этапах эксперимента по следующим признакам в рисунках детей:

дети стали чаще (p<0,01) рисовать своих друзей и сверстников.

стало меньше рисунков (p<0,05) на которых вообще отсутствуют друзья или сверстники.

стало меньше детей (p<0,01) которые нарисовали тот или иной страх в рисунке.

Анализ полученных результатов показал позитивные тенденции в эмоциональной сфере у детей экспериментальной группы.

Повторная диагностика страхов в контрольной группе выявила следующие показатели:

 

Таблица 6 Исследование страхов с помощью рисунков в контрольной группе на разных этапах эксперимента

Рисунок и результаты Первый замер Второй замер Значения φ*эмп
  % %  
Рисунок на тему "В школе"      
В центре внимания сам ребенок 20 27 0,43
Мало друзей среди сверстников 47 40 0,369
Нет друзей среди сверстников 35 35 -
Рисунок на тему "Семья"      
Ребёнок между родителями 50 50 -
Ребёнок ближе к маме или к папе 50 50 -
Рисунки на тему "Что мне снится страшное или чего я боюсь днём".      
Не нарисовали страх 53 60 0,37
Нарисовали страх 67 73 0,40
Рисунки на тему "Самое хорошее или самое плохое"      
Хорошие, радостные эпизоды 80 80 -
Неприятные события 20 13 0,49

φ*кр =1,64 для p£0,05; φ*кр =2,31 для p£0,01

В контрольной группе статистически значимых различий на разных этапах эксперимента выявлено не было.

Результаты повторного качественного анализа рисунков, выполненных по тестовой методике Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, представлены в табл. 7.

Были получены следующие результаты:

Низкий уровень - индекс тревожности меньше 20%

Средний уровень - индекс тревожности больше 20%, но меньше 50%

Высокий уровень - индекс тревожности больше 50%.

Для оценки статистической значимости полученных результатов нами был использован j критерий Фишера. Мы оценивали значимость процентных различий в экспериментальной и контрольной группе.

Таблица 7 Распределение показателей тревожности в экспериментальной группе на разных этапах эксперимента, %

Уровень тревожности Первый замер Второй замер Значения φ*эмп
Низкий 33 67 1,94
Средний 27 33 0,40
Высокий 40 0 3,75

 

φ*кр =1,64 для p£0,05; φ*кр =2,31 для p£0,01

 

Рис. 3 Распределение показателей тревожности в экспериментальной группе на разных этапах эксперимента, %


В экспериментальной группе были выявлены следующие результаты:

статистически значимо (p<0,05) увеличилось количество детей с низким уровнем тревожности.

статистически значимо (p<0,01) снизилось количество детей с высоким уровнем тревожности.

 

Повторная диагностика тревожности в контрольной группе выявила следующие показатели:

 

Таблица 8 Распределение показателей тревожности в контрольной группе на разных этапах эксперимента, %

Уровень тревожности Первый замер Второй замер Значения φ*эмп      
Низкий 27 33 0,40
Средний 53 47 0,37
Высокий 20 20 -

 

φ*кр =1,64 для p£0,05; φ*кр =2,31 для p£0,01

 

Рис. 4 Распределение показателей тревожности в контрольной группе на разных этапах эксперимента, %

 

В контрольной группе статистически значимых различий на разных этапах эксперимента выявлено не было.

Далее была проведена повторная диагностика количества страхов (тест "Страхи в домиках". М.А. Панфиловой).

Проводилась индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.

Таблица 9 Страхи детей экспериментальной группы на разных этапах эксперимента, %

Страхи, которым подвержен ребёнок Первый замер Второй замер
  % %
1. Темнота 80 55
2. Сказочные персонажи 10 13
3. Кровь 40 40
4. Стихии 15 10
5. Врач 50 40
6. Транспорт 10 10
7. Животные 20 20

 

Исходя из данных таблицы составляется график страхов детей.

 

Рис. 5 Страхи детей экспериментальной группы на разных этапах эксперимента, %


Анализ динамики уменьшения количества страхов в экспериментальной группе после коррекционной работы психолога совместно с родителями показал, что у детей в группе уменьшился страх темноты, врача и стихии.

Повторная диагностика страхов в контрольной группе выявила следующие показатели:

Таблица 10 Страхи детей контрольной группы на разных этапах эксперимента, %

Страхи, которым подвержен ребёнокПервый замер Второй замер    
  % %
8. Темнота 75 65
9. Сказочные персонажи 20 20
10. Кровь 50 55
11. Стихии 15 10
12. Врач 65 60
13. Транспорт 10 10
14. Животные 20 20

 

Исходя из данных таблицы, составляется график страхов детей.

 

Рис. 6 Страхи детей контрольной группы на разных этапах эксперимента, %


В контрольной группе можно констатировать незначительные тенденции позитивной динамики.

Таким образом, в экспериментальной группе отмечено достоверно значимое снижение тревожности и страхов, что позволяет говорить об эффективности проведенной коррекционной работы.

 

Выводы по 2 главе

 

1. Данные констатирующего среза показали, что у младших школьников с ЗПР отмечается повышенный уровень тревожности и довольно высока выраженность различных страхов.

2. Для проведения формирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы детей. Статистическая обработка не выявила достоверных различий по уровню тревожности и страхов в этих группах испытуемых, следовательно, они были сформированы корректно.

.   Для коррекции страхов у детей экспериментальной группы была апробирована программа коррекционной работы. Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста (7 -12 лет). В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей.

.   После проведения коррекционной работы была проведена повторная диагностика эмоциональной сферы испытуемых, которая показала, что в экспериментальной группе произошло достоверно значимое снижение тревожности и страхов. Это позволяет говорить о том, что проведенная коррекционная работа оказалась достаточно эффективной.

Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что если коррекционную программу построить на основе заданий, направленных на создание доброй и безопасной обстановки и упражнения, на коррекцию эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), то уровень страхов у детей с задержкой психического развития снизится, нашла свое подтверждение.

 


Заключение

 

Итак, в первой главе работы было выявлено, что страх это эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. Страхи детей - это нормальное явление в их развитии. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи или очень частое переживание состояния страха.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще всего встречаются у эмоционально чувствительных детей, мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей.

Дети младшего школьного возраста испытывают следующие страхи: нападения бандитов, оставаться одни в комнате, темноты, животных, смерти, крови, боли, уколов, транспорта, врачей, воды, огня. Поскольку это совпадает с бурным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в этом возрасте наиболее "скреплены" эмоциями, в наибольшей степени мотивированы ими.

Ведущий страх в младшем школьном возрасте - это страх "быть не тем", о ком хорошо говорят, кого уважают и понимают. Большое количество страхов у детей младшего школьного возраста связано с учебной деятельностью. Школьные страхи являются нормальным сопровождением учебной деятельности. Однако ряд факторов могут привести к тому, что у ребенка сложится комплекс страхов и его страхи будут настолько сильными, что скажутся на его самооценке и успешности обучения.

Количество страхов на одного младшего школьника с ЗПР превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на младшего школьника с нормальным развитием. Так что, если в норме в младшем школьном возрасте ребенок имеет право иметь до 6 -8 страхов, при ЗПР эта цифра может доходить до 10- 12.

В результате использования различных методов были выявлены как общие, так и специфические закономерности структуры детских страхов в норме и при ЗПР. Общим было наличие страха смерти. По мнению А. И. Захарова, это естественный возрастной страх, возрастное отражение формирующейся концепции жизни с обязательным присутствием в ней и смерти. В остальном детям с ЗПР свойственны страхи, типичные, скорее, для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, животных, темноты.

Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию.

Одной из задач нашего исследования было изучение эффективности методов коррекции страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Для этого мы провели исследовательскую работу на базе 2 групп (контрольной и экспериментальной) МОУ СОШ № 11 г. Альметьевска. В исследовании принимали участие 30 детей. Средний возраст детей составил 8-9 лет. Одна группа была экспериментальной группой, другая группа составила контрольную группу.

Данные констатирующего среза показали, что у школьников отмечается повышенный уровень тревожности и довольно высока выраженность различных страхов.

Для проведения формирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы детей. Статистическая обработка не выявила достоверных различий по уровню тревожности и страхов в этих группах испытуемых, следовательно, они были сформированы корректно.

Для коррекции страхов у детей экспериментальной группы была апробирована программа коррекционной работы на основе заданий, направленных на создание доброй и безопасной обстановки и упражнения, на коррекцию эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе).

Далее была проведена повторная диагностика страхов у испытуемых с помощью тех же самых методик, которые использовались на этапе констатирующего эксперимента.

Анализ полученных результатов показал позитивные тенденции в эмоциональной сфере у детей экспериментальной группы. Анализ результатов показал, что у детей в экспериментальной группе уменьшился страх темноты, врача и стихии. В контрольной группе можно констатировать незначительные тенденции позитивной динамики.

Следовательно, в экспериментальной группе для индивида характерны новообразования, детерминируемые коррекционной работой психолога и родителей. У детей наблюдается снижение страхов и тревожности. Снижение количества страхов связано с более критичным подходом родителей к своим отношениям с детьми, собственным страхам и тревогам, известно, что с большинством страхов детей могут справиться только родители.

Следовательно, цель исследования была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза исследования была подтверждена.


Список литературы

1. Акопян, Л.С. Атлас детских страхов / Л.С. Акопян. - Самара: Изд_во СГПУ, 2003. -172 с.

2. Андреева, А. Психологическая поддержка ребенка / А. Андреева // Воспитание школьников. - 2000. - № 3.

.   Андрусенко, В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко.-Свердловск.: Издательский центр "Академия", 1991.-456 с.

.   Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М., АСТ-ПРЕСС, 2009.

.   Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.

.   Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н. Ю. Борякова.- М., 1999. - 214 с.

.   Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.

.   Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

.   Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова,

.   М.С. Певзнер - М., 1993. - 204 с.

.   Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 1997.

.   Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача / В. И. Гарбузов. - Л.: Медицина, 1990. - 176 с.

.   Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., "Просвещение", 1993;

.   Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. М.: Речь. - 2005. - 320 с.

.   Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. (Серия "Мир психологии"). М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.

.   Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров. - Л.: Медицина, 1988. - 200 с.

.   Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб., Изд. Питер, 2010. - 464 с.

.   Каптерев, П.Ф. О детском страхе / П.Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. - 1991. - №3. - С. 136-146

.   Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.

.   Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника. / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. - М.: Знание, 1988.

.   Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Мн.: Университетское, 1997.

.   Кузьмина, М. Детский невроз страха / М. Кузьмина // Школьный психолог. - 2000. - №24. - С. 3 - 7.

.   Лебединская К.С. Задержка психического развития и ее причины // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. -М., 1985.- с.29-37

.   Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.1995. N 1.

.   Мамайчук, И. И.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - СПб., Изд. Речь. 2008. - 224 с.

.   Марковская И. М. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М. 1993. - 140 с.

.   Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - СПб.: Питер, 1992. - 549 с.

.   Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР /

.   В. Б. Никишина - М., 2003. - 258 с.

.   Леви Ш. Ребёнок и стресс. - С-П., 1997.

.   Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. - М., "Школа-Пресс", 1996.

.   Оклендер, В. Окна в мир ребёнка / В. Оклендер. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1997. - 300 с.

.   Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых / М.В. Осорина. - СПб.: "Академический проспект", 2000. - 109 с.

.   Панфилова М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. - 1999. - №8. - С.10-12.

.   Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / / Дефектология. - 1992. - № 3.

.   Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

.   Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009.- 192 с.

.   Прихожан, А.М Тревожность у детей и подростков / А.М. Прихожан. - Москва - Воронеж.: "Талант", 2000. - 270 с.

.   Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 9-10 с., 407-408 с.

.   Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1984.

.   Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2004. - 432 с.

.   Риман, Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии: учеб. пос. для студ. вузов / Ф. Риман; пер. с нем. Э.Л. Гушанского. - 2_е изд., стер. - М.: Изд. центр "Академия", 2007. - 192 с.

.   Рогов, Е.И. Настольная книга школьного психолога / Е.И. Рогов. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 384 с.

.   Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 495 с.

.   Рыбаков, А.В. Страх / А.В. Рыбаков. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1990. - 240 с.

.   Спиваковская, А. Психотерапия: игра, детство, семья / А. Спиваковская. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 400 с.

.   Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. - М.: Внешторгиздат, 1989. - 700 с.

.   Фромм А. "Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации", Томас Гордон "Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности". - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997;

.   Шишова Т. Л. Как помочь ребенку избавиться от страха. Страхи - это серьёзно. - СПб.: Речь, 2007. - 104 с.

.   Щербатых, Ю. Психология страха / Ю. Щербатых. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2002. - 340 с.

.   Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии 1989 г, -N 4.

.   Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольская, и др. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

 


Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.077 с.)