Глава I. Теоретический анализ проблемы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретический анализ проблемы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Изучение детских страхов в психологии

Особенности страхов у детей младшего школьного возраста

1.3 Характеристика детей с задержкой психического развития

Особенности страхов у детей с задержкой психического развития

Выводы по 1 главе

Глава II. Экспериментальное исследование коррекции страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

2.1 Организация и методики исследования

2.2 Результаты исследования страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР

2.3 Программа коррекционной работы с детскими страхами

2.4 Анализ эффективности программы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение

 


Введение

 

На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина этого заключается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.

Актуальность изучения проблем развития личности и поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития связаны с обучением детей в школе, когда трудности обучения и поведения начинают проявляться и нарастать постепенно, с увеличением сложности учебного материала, повышением темпа работы, возрастанием интеллектуальных нагрузок.

У детей с задержкой психического развития могут отмечаться сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также страхи, тревоги и агрессия.

Страх, как и другие неприятные переживания, не является однозначно "вредным" для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде.

Так, страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется охранительная функция страхов. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что в свою очередь может перейти в невроз страха, что является патологическим состоянием, при этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость.

Обширные области исследований, посвящённых страху, создают достаточные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Исследований по данной проблеме проводилось немного, хотя проблема страхов у младших школьников с задержкой психического развития достаточно актуальна в настоящее время. Актуальность проблемы исследования определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка с задержкой психического развития.

Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.

Многие исследователи подчеркивают широкие возможности младшего школьного возраста, отмечая его сензитивность для развития психологических образований, значимо важных для благоприятного развития в дальнейшие возрастные периоды. Одним из этих важных образований, несомненно, является способность младшего школьника к саморегуляции (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, И.М. Никольская, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции - это переживания своего личного отношения к действительности, а также переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой. Так как игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности, то мы считаем что, основным коррекционным средством страхов у детей является игротерапия.

Отечественная и зарубежная психология накопила немалый опыт психотерапии нервных, психических и соматических заболеваниях детей (З.Фрейд, А.Фрейд, Д.Леви, М.Клейн, В.Акслайн, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, В.И.Гарбузов, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин, В.В. Ветрова и другие). Накопленные знания уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у младших школьников. Вместе с тем, недостаточная разработка и использование знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводит к негативным последствиям.

Таким образом, тема нашей работы: Коррекция страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, актуальна в наши дни, и заслуживает дальнейших исследований.

Целью исследования является изучение страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и работа по их коррекции.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: коррекция страхов у младших школьников с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если коррекционную программу построить на основе заданий, направленных на создание доброй и безопасной обстановки и упражнения, на коррекцию эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), то уровень страхов у детей с задержкой психического развития снизится.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности проявления страхов у детей задержкой психического развития.

.   Разработать программу коррекционной работы со страхами с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основе игротерапии.

.   Выявить эффективность коррекционной программы с помощью методов математической статистики.

Теоретической основой исследования являются исследования с позиции понимания важности того, насколько сильно негативные эмоциональные состояния детей влияют на нормальное протекание психических процессов в учебно-воспитательной деятельности (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, АО. Прохоров, А.А. Реан, И.В. Субботский и др.).

Существенный вклад в изучение детских страхов внесли В.А. Абраменкова (вопросы социальной психологии детства); М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров (проблемы нервно-психологического здоровья детей); И.В. Дубровина (система подготовки психологов для образовательных учреждений); М.В. Осорина (детская субкультура); О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская, А.И. Тащева, Т. Шишова, Г. Эберлейн (роль семьи в возникновении и проявлении детских страхов); А.М. Прихожан (взаимосвязь тревоги и страха); Н.Н. Толстых (исследование эмоциональных состояний детей, воспитывающихся вне семьи); И.П. Шкуратова, В.В. Ермак, В.А. Миниярова, Ю.В. Щербатых (особенности переживания страхов в подростковом и юношеском возрасте); О.В. Хухлаева, Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина, А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук и др. (разработка программ по преодолению страхов); С.В. Гриднева, Т.Л. Крюкова, А.И. Тащева и др. (стратегии совладающего поведения).

В работе использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, сравнение, обобщение, диагностика эффективности процесса коррекции.

Методики:

1. Проективная методика "Мои страхи" А.И.Захарова.

2. Методика "Страхи в домиках" М.А. Панфиловой и А.И. Захарова).

. Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).

. Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

Экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное образовательное учреждение "Средняя школа № 11" г. Альметьевска. В исследовании приняли участие: 30 детей младшего школьного возраста в возрасте 8-9 лет.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе научно обоснована и практически апробирована программа психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста с с задержкой психического развития, которая позволяет сделать этот процесс управляемым, целенаправленным и действенным. Результаты эксперимента и соответствующие рекомендации будут полезны в работе психологов, социальных педагогов.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью поставленной в исследовании проблемы проведением эмпирического исследования на достаточном репрезентативном уровне, использованием взаимодополняемых методов исследования, а также сочетанием качественного и количественного анализа эмпирического материала с применением методов математической статистики.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по 1 главе

 

. Итак, страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

Страхи детей - это нормальное явление в их развитии. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи или очень частое переживание состояния страха.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще всего встречаются у эмоционально чувствительных детей, мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей.

. Дети младшего школьного возраста испытывают следующие страхи: нападения бандитов, оставаться одни в комнате, темноты, животных, смерти, крови, боли, уколов, транспорта, врачей, воды, огня. Поскольку это совпадает с бурным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в этом возрасте наиболее "скреплены" эмоциями, в наибольшей степени мотивированы ими.

Ведущий страх в младшем школьном возрасте - это страх "быть не тем", о ком хорошо говорят, кого уважают и понимают. Большое количество страхов у детей младшего школьного возраста связано с учебной деятельностью. Школьные страхи являются нормальным сопровождением учебной деятельности. Однако ряд факторов могут привести к тому, что у ребенка сложится комплекс страхов и его страхи будут настолько сильными, что скажутся на его самооценке и успешности обучения.

. Количество страхов на одного младшего школьника с ЗПР превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на младшего школьника с нормальным развитием. Так что, если в норме в младшем школьном возрасте ребенок имеет право иметь до 6 -8 страхов, при ЗПР эта цифра может доходить до 10- 12.

В результате использования различных методов были выявлены как общие, так и специфические закономерности структуры детских страхов в норме и при ЗПР.

Общим было наличие страха смерти. По мнению А. И. Захарова, это естественный возрастной страх, возрастное отражение формирующейся концепции жизни с обязательным присутствием в ней и смерти. В остальном детям с ЗПР свойственны страхи, типичные, скорее, для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, животных, темноты.

Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию.


Таблица 1. Исследование страхов с помощью рисунков

Рисунок и результаты ЭГ КГ
  % %
Рисунок на тему "В школе"    
В центре внимания сам ребенок 20 15
Мало друзей среди сверстников 46 55
Нет друзей среди сверстников 40 35
Рисунок на тему "Семья"    
Ребёнок между родителями 33 50
Ребёнок ближе к маме или к папе 60 50
Рисунки на тему "Что мне снится страшное или чего я боюсь днём".    
Не нарисовали страх 33 40
Нарисовали страх 73 60
Рисунки на тему "Самое хорошее или самое плохое"    
Хорошие, радостные эпизоды 80 85
Неприятные события 20 15

 

Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

В группах присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтической ориентированной беседы с ними. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.

Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере. Выявил скрытые детские страхи.

Статистическая обработка не выявила достоверных различий в группах испытуемых, следовательно, в группах отмечается примерно одинаковый уровень страхов.

Результаты качественного анализа рисунков, выполненных по тестовой методике Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, представлены в табл. 2.

Были получены следующие результаты:

Низкий уровень - индекс тревожности меньше 20%

Средний уровень - индекс тревожности больше 20%, но меньше 50%

Высокий уровень - индекс тревожности больше 50%.

Для оценки статистической значимости полученных результатов нами был использован j критерий Фишера. Мы оценивали значимость процентных различий в экспериментальной и контрольной группе. Критические значения φ* составляют: φ*кр =1,64 для p£0,05, φ*кр =2,31 для p£0,01.

 

Таблица 2 Распределение показателей тревожности в выборке, %

Уровень тревожности ЭГ КГ
Низкий 33 27
Средний 27 53
Высокий 40 20

 

Рис. 1 Распределение показателей тревожности в выборке, %


В экспериментальной и контрольной группе был выявлен высокий и средний уровни тревожности, статистически значимые различия в уровне тревожности у детей данных групп выявлены не были. Следовательно, у детей обеих групп отмечается повышенный уровень тревожности.

Далее была проведена диагностика количества страхов (тест: "Страхи в домиках". М.А. Панфиловой).

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.

Для оценки статистической значимости полученных результатов нами был использован j критерий Фишера. Мы оценивали значимость процентных различий в экспериментальной и контрольной группе. Критические значения φ* составляют: φ*кр =1,64 для p£0,05, φ*кр =2,31 для p£0,01.

 

Таблица 3 Страхи, которым подвержен ребёнок, %

Страхи, которым подвержен ребёнок ЭГ КГ
  % %
1. Темнота 80 75
2. Сказочные персонажи 10 20
3. Кровь 40 50
4. Стихии 15 15
5. Врач 50 65
6. транспорт 10 10
7. Животные 20 20

 

Исходя из данных таблицы, была построена диаграмма выраженности страхов детей (рис.2).


Рис. 2 Распределение страхов в выборке, %

 

Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети, выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови (хотя боязнь крови занимает большое число процентов), меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.

Как видно из диаграммы, прослеживается положительная динамика уменьшения количества страхов у детей.

Вывод:

Анализ данных констатирующего среза показывает, что для детей с задержкой психического развития лет характерен достаточно высокий уровень тревожности и различных страхов, что говорит о необходимости проведения с ними коррекционной работы по их снижению.

В контрольной и экспериментальной группе статистически значимых различий в уровне страхов не было выявлено. С этой целью в экспериментальной группе проводилась работа по коррекции страхов с помощью специально подобранных игр и упражнений.


Этап - диагностический.

Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

Диагностика:

1. Тест "Страхи в домиках"

2. Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

.   Тест "Диагностика тревожности! (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.).

Этап - информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.

Этап - практический.

Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

Этап - контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Методы и техники, используемые в программе:

1. Релаксация.

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

2. Концентрация.

Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4. Игротерапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

5. Телесная терапия.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

6. Арт-терапия.

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста (7 -12 лет). В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей.

Условия проведения занятий:

1) принятие ребёнка таким, какой он есть;

) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

) игра не комментируется взрослым;

) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.

В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

блок - развлекательные (контактные) - 1занятие - включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

блок - коррекционно-направленные + обучающие - 8 занятий - коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.

блок - развлекательные + обучающие + контрольные.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных.

Структура игрового занятия.

Ритуал приветствия - 2 минуты.

Разминка - 10 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания - 2 минуты.

Тематическое планирование занятий с детьми младшего школьного возраста представлено в таблице № 4.

 

Таблица 4 Тематическое планирование занятий с детьми младшего школьного возраста

Темы программы Кол.часов
1 Занятие 1 "Здравствуйте, это Я!" 40 мин.
2 Занятие 2 "Моё имя" 40 мин
3 Занятие 3 "Настроение" 40 мин.
4 Занятие 4 " Настроение" 40 мин.
5 Занятие 5 " Наши страхи" 40 мин.
6 Занятие 6 " Я больше не боюсь!" 50 мин
7 Занятие 7 " Волшебный лес" 40 мин
8 Занятие 8 " Сказочная шкатулка" 40 мин
9 Занятие 9 " Волшебники" 40 мин.
10 Занятие 10 "Солнце в ладошке" 50 мин
Всего часов: 7 часов  

 

Цикл занятий с детьми по коррекции страхов находится в приложение № 5 к работе. Занятия проводились школьным психологом. Классный руководитель также принимал участие в работе.

 

Таблица 5 Исследование страхов с помощью рисунков в экспериментальной группе на разных этапах эксперимента

Рисунок и результаты Первый замер Второй замер Значения φ*эмп
  % %  
Рисунок на тему "В школе"      
В центре внимания сам ребенок 20 20 -
Мало друзей среди сверстников 46 13 2,07
Нет друзей среди сверстников 40 13 1,70
Рисунок на тему "Семья"      
Ребёнок между родителями 33 53 1,11
Ребёнок ближе к маме или к папе 60 45 0,73
Рисунки на тему "Что мне снится страшное или чего я боюсь днём".      
Не нарисовали страх 33 7 1,94
Нарисовали страх 73 20 3,09
Рисунки на тему "Самое хорошее или самое плохое"      
Хорошие, радостные эпизоды 80 80 -
Неприятные события 20 13 0,49

 


φ*кр =1,64 для p£0,05; φ*кр =2,31 для p£0,01

В экспериментальной группе были выявлены статистически значимые различия на разных этапах эксперимента по следующим признакам в рисунках детей:

дети стали чаще (p<0,01) рисовать своих друзей и сверстников.

стало меньше рисунков (p<0,05) на которых вообще отсутствуют друзья или сверстники.

стало меньше детей (p<0,01) которые нарисовали тот или иной страх в рисунке.

Анализ полученных результатов показал позитивные тенденции в эмоциональной сфере у детей экспериментальной группы.

Повторная диагностика страхов в контрольной группе выявила следующие показатели:

 

Таблица 6 Исследование страхов с помощью рисунков в контрольной группе на разных этапах эксперимента

Рисунок и результаты Первый замер Второй замер Значения φ*эмп
  % %  
Рисунок на тему "В школе"      
В центре внимания сам ребенок 20 27 0,43
Мало друзей среди сверстников 47 40 0,369
Нет друзей среди сверстников 35 35 -
Рисунок на тему "Семья"      
Ребёнок между родителями 50 50 -
Ребёнок ближе к маме или к папе 50 50 -
Рисунки на тему "Что мне снится страшное или чего я боюсь днём".      
Не нарисовали страх 53 60 0,37
Нарисовали страх 67 73 0,40
Рисунки на тему "Самое хорошее или самое плохое"      
Хорошие, радостные эпизоды 80 80 -
Неприятные события 20 13 0,49

φ*кр =1,64 для p£0,05; φ*кр =2,31 для p£0,01

В контрольной группе статистически значимых различий на разных этапах эксперимента выявлено не было.

Результаты повторного качественного анализа рисунков, выполненных по тестовой методике Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, представлены в табл. 7.

Были получены следующие результаты:

Низкий уровень - индекс тревожности меньше 20%

Средний уровень - индекс тревожности больше 20%, но меньше 50%

Высокий уровень - индекс тревожности больше 50%.

Для оценки статистической значимости полученных результатов нами был использован j критерий Фишера. Мы оценивали значимость процентных различий в экспериментальной и контрольной группе.

Таблица 7 Распределение показателей тревожности в экспериментальной группе на разных этапах эксперимента, %

Уровень тревожности Первый замер Второй замер Значения φ*эмп
Низкий 33 67 1,94
Средний 27 33 0,40
Высокий 40 0 3,75

 

φ*кр =1,64 для p£0,05; φ*кр =2,31 для p£0,01

 

Рис. 3 Распределение показателей тревожности в экспериментальной группе на разных этапах эксперимента, %


В экспериментальной группе были выявлены следующие результаты:

статистически значимо (p<0,05) увеличилось количество детей с низким уровнем тревожности.

статистически значимо (p<0,01) снизилось количество детей с высоким уровнем тревожности.

 

Повторная диагностика тревожности в контрольной группе выявила следующие показатели:

 

Таблица 8 Распределение показателей тревожности в контрольной группе на разных этапах эксперимента, %

Уровень тревожности Первый замер Второй замер Значения φ*эмп      
Низкий 27 33 0,40
Средний 53 47 0,37
Высокий 20 20 -

 

φ*кр =1,64 для p£0,05; φ*кр =2,31 для p£0,01

 

Рис. 4 Распределение показателей тревожности в контрольной группе на разных этапах эксперимента, %

 

В контрольной группе статистически значимых различий на разных этапах эксперимента выявлено не было.

Далее была проведена повторная диагностика количества страхов (тест "Страхи в домиках". М.А. Панфиловой).

Проводилась индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.

Таблица 9 Страхи детей экспериментальной группы на разных этапах эксперимента, %

Страхи, которым подвержен ребёнок Первый замер Второй замер
  % %
1. Темнота 80 55
2. Сказочные персонажи 10 13
3. Кровь 40 40
4. Стихии 15 10
5. Врач 50 40
6. Транспорт 10 10
7. Животные 20 20

 

Исходя из данных таблицы составляется график страхов детей.

 

Рис. 5 Страхи детей экспериментальной группы на разных этапах эксперимента, %


Анализ динамики уменьшения количества страхов в экспериментальной группе после коррекционной работы психолога совместно с родителями показал, что у детей в группе уменьшился страх темноты, врача и стихии.

Повторная диагностика страхов в контрольной группе выявила следующие показатели:

Таблица 10 Страхи детей контрольной группы на разных этапах эксперимента, %

Страхи, которым подвержен ребёнокПервый замер Второй замер    
  % %
8. Темнота 75 65
9. Сказочные персонажи 20 20
10. Кровь 50 55
11. Стихии 15 10
12. Врач 65 60
13. Транспорт 10 10
14. Животные 20 20

 

Исходя из данных таблицы, составляется график страхов детей.

 

Рис. 6 Страхи детей контрольной группы на разных этапах эксперимента, %


В контрольной группе можно констатировать незначительные тенденции позитивной динамики.

Таким образом, в экспериментальной группе отмечено достоверно значимое снижение тревожности и страхов, что позволяет говорить об эффективности проведенной коррекционной работы.

 

Выводы по 2 главе

 

1. Данные констатирующего среза показали, что у младших школьников с ЗПР отмечается повышенный уровень тревожности и довольно высока выраженность различных страхов.

2. Для проведения формирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы детей. Статистическая обработка не выявила достоверных различий по уровню тревожности и страхов в этих группах испытуемых, следовательно, они были сформированы корректно.

.   Для коррекции страхов у детей экспериментальной группы была апробирована программа коррекционной работы. Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста (7 -12 лет). В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей.

.   После проведения коррекционной работы была проведена повторная диагностика эмоциональной сферы испытуемых, которая показала, что в экспериментальной группе произошло достоверно значимое снижение тревожности и страхов. Это позволяет говорить о том, что проведенная коррекционная работа оказалась достаточно эффективной.

Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что если коррекционную программу построить на основе заданий, направленных на создание доброй и безопасной обстановки и упражнения, на коррекцию эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), то уровень страхов у детей с задержкой психического развития снизится, нашла свое подтверждение.

 


Заключение

 

Итак, в первой главе работы было выявлено, что страх это эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. Страхи детей - это нормальное явление в их развитии. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи или очень частое переживание состояния страха.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще всего встречаются у эмоционально чувствительных детей, мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей.

Дети младшего школьного возраста испытывают следующие страхи: нападения бандитов, оставаться одни в комнате, темноты, животных, смерти, крови, боли, уколов, транспорта, врачей, воды, огня. Поскольку это совпадает с бурным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в этом возрасте наиболее "скреплены" эмоциями, в наибольшей степени мотивированы ими.

Ведущий страх в младшем школьном возрасте - это страх "быть не тем", о ком хорошо говорят, кого уважают и понимают. Большое количество страхов у детей младшего школьного возраста связано с учебной деятельностью. Школьные страхи являются нормальным сопровождением учебной деятельности. Однако ряд факторов могут привести к тому, что у ребенка сложится комплекс страхов и его страхи будут настолько сильными, что скажутся на его самооценке и успешности обучения.

Количество страхов на одного младшего школьника с ЗПР превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на младшего школьника с нормальным развитием. Так что, если в норме в младшем школьном возрасте ребенок имеет право иметь до 6 -8 страхов, при ЗПР эта цифра может доходить до 10- 12.

В результате использования различных методов были выявлены как общие, так и специфические закономерности структуры детских страхов в норме и при ЗПР. Общим было наличие страха смерти. По мнению А. И. Захарова, это естественный возрастной страх, возрастное отражение формирующейся концепции жизни с обязательным присутствием в ней и смерти. В остальном детям с ЗПР свойственны страхи, типичные, скорее, для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, животных, темноты.

Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию.

Одной из задач нашего исследования было изучение эффективности методов коррекции страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Для этого мы провели исследовательскую работу на базе 2 групп (контрольной и экспериментальной) МОУ СОШ № 11 г. Альметьевска. В исследовании принимали участие 30 детей. Средний возраст детей составил 8-9 лет. Одна группа была экспериментальной группой, другая группа составила контрольную группу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.204 с.)